Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенностями советского трудового права и советской системы права социального обеспечения. 30 page





--------------------------------

<4> Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

 

К этому необходимо добавить, что с 1 января 2009 г. норма, содержащаяся в подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, была представлена в новой редакции: налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет, установленный подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета, установленного подп. 1 - 3 п. 1 ст. 218 НК РФ. В результате, если налогоплательщик-инвалид имеет право на стандартные налоговые вычеты в размере 3000 руб. или в размере 400 руб., кроме того имеет право на вычет в размере 1000 руб., то в этом случае ему одновременно предоставляются: налоговые вычеты, установленные подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ или подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ, и налоговый вычет, предусмотренный подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Пример. Налогоплательщик-инвалид, военнослужащий, ставший инвалидом III группы вследствие ранения, полученного при исполнении воинских обязанностей, имеет двух несовершеннолетних детей, один из которых является ребенком-инвалидом. Он работает в организации по трудовому договору и получает ежемесячно заработную плату в размере 9000 руб. В этой организации он в течение двух месяцев (январь - февраль) получал стандартные налоговые вычеты, установленные подп. 1 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. Таким образом, общая сумма предоставленных за два месяца вычетов составила 12000 руб. ((3000 руб. + 1000 руб. + 2000 руб. x 2) x 2 месяца) или 6000 руб. за один месяц. Доход, исчисленный нарастающим итогом за эти два месяца и полученный от данного источника, составил 18000 руб. Сумма исчисленного удержанного налога составила: 780 руб. ((18000 - 12000) x 0,13).

При этом стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. предоставляется ежемесячно, вне зависимости от общей суммы дохода, исчисленной нарастающим итогом. В отношении налогового вычета, установленного подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, действует установленный законом предел, т.е. указанный вычет применяется до месяца, когда общая сумма дохода, исчисленная нарастающим итогом, превысит 280000 руб.

Установленные ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты (абз. 1 п. 3 ст. 218 НК РФ).

Как указано в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 ноября 2005 г. N 03-05-01-04/372, организация - налоговый агент не обязана применять стандартные налоговые вычеты при определении налоговой базы в случае отсутствия заявления налогоплательщика о предоставлении вычета, а также требовать от налогоплательщика предоставления такого заявления или документов, подтверждающих право на предоставление вычета, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса.

Таким образом, инициатива подачи заявления и необходимых документов для предоставления налогоплательщику указанного налогового вычета должна исходить от налогоплательщика.

К документам, подтверждающим право налогоплательщиков (инвалидов и родителей опекунов, попечителей, имеющих на обеспечении детей-инвалидов) на все указанные стандартные налоговые вычеты, относятся:

удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом последствий аварии на Чернобыльской АЭС <5>;

--------------------------------

<5> Приказ МЧС России от 8 декабря 2006 г. N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы".

 

удостоверение участника ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов в реку Теча, удостоверение инвалида <6>;

--------------------------------

<6> Приказ МЧС России от 24 апреля 2000 г. N 229 "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

 

удостоверение ветерана Великой Отечественной войны <7>;

--------------------------------

<7> Постановление Правительства РФ от 5 октября 1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны".

 

удостоверение инвалида Отечественной войны <8>;

--------------------------------

<8> Постановление Госкомтруда СССР от 26 мая 1975 г. N 126 "Об утверждении единой формы удостоверения инвалида Отечественной войны и Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны".

 

справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) (копия справки МСЭ) + паспорт <9>;

--------------------------------

<9> Постановление Минтруда России от 30 марта 2004 г. N 41 "Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения".

 

для детей-инвалидов - справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) (копия справки МСЭ) + паспорт для детей старше 14 лет <10>;

--------------------------------

<10> Там же.

 

документы, подтверждающие статус родителей, опекунов или попечителей (свидетельство о рождении ребенка, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуном или попечителем) + паспорт.

В соответствии с абз. 8 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, указанный стандартный налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

При предоставлении налоговых льгот, предусмотренных подп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, необходимо обратить внимание на следующее: согласно абз. 2 п. 3 ст. 218 НК РФ в случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода указанные вычеты предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ.

Таким образом, законодатель пытается не допустить превышение дохода налогоплательщика, исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода, сверх суммы, установленной подп. 3 и абз. 4 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такой формой является форма N 2-НДФЛ Справки о доходах физического лица <11>.

--------------------------------

<11> Приказ Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц" (с изм. от 20 декабря 2007 г.).

 

Кроме того, в п. 4 ст. 218 НК РФ указывается: если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных ст. 218 НК РФ.

Устанавливая эту норму, законодатель предоставляет налогоплательщику гарантии на получение предусмотренных ст. 218 НК РФ стандартных налоговых вычетов. При этом нарушенное право налогоплательщика на стандартные налоговые вычеты может быть восстановлено только после подачи им в налоговые органы соответствующего заявления. Заявление вместе с налоговой декларацией и документами, подтверждающими право на вычеты, подается в налоговые органы по окончании налогового периода. После этого налоговые органы обязаны произвести перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов. Недополученные стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в размерах, установленных ст. 218 НК РФ.

Пример. Налогоплательщик является инвалидом с детства (III группа), имеет троих детей. Здесь следует уточнить: так как налогоплательщик получил все доходы в 2008 г., то в данном примере применяется норма (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ), которая действовала до 1 января 2009 г.

В течение 2008 г. налогоплательщик получал доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, заключенным с тремя организациями:

с января по декабрь в акционерном обществе он ежемесячно получает 11900 руб.;

в мае за выполненную работу в товариществе садоводов с февраля по март он получил вознаграждение в размере 25000 руб.;

в декабре 2008 г. в обществе получил вознаграждение в размере 45000 руб. за выполненные в этом месяце работы.

В соответствии со ст. 218 НК РФ налогоплательщик имел право на следующие стандартные налоговые вычеты:

согласно подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ предоставляется налоговый вычет в виде необлагаемого минимума дохода в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода;

в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предоставляется вычет в виде расходов на обеспечение троих детей в размере 600 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором его доход превысит 40000 руб.

На основании п. 3 ст. 218 НК РФ этот налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов в одной из указанных организаций по его выбору. Для этого ему необходимо представить в одну из организаций заявление и документы, подтверждающие право на вычеты. Если налогоплательщик в течение 2008 г. не заявил о своем праве на вычеты в одну из этих организаций, то для их получения согласно п. 4 ст. 218 НК РФ по окончании 2008 г. он вправе подать наряду с налоговой декларацией заявление о предоставлении стандартных налоговых вычетов и документы, подтверждающие право на получение указанных вычетов, в налоговый орган по месту жительства в отношении дохода, полученного в одной из указанных организаций.

В случае если налогоплательщик до окончания 2008 г. представил заявление и соответствующие документы, подтверждающие его право на вычеты, в акционерное общество, то бухгалтерия этого общества должна была произвести расчет налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц в отношении получаемых им в этом обществе доходов начиная с января 2008 г. <12>.

--------------------------------

<12> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 ноября 2005 г. N 03-05-01-04/372.

 

Таким образом, в акционерном обществе налогоплательщиком получен доход в размере 142800 руб. Общая сумма стандартных налоговых вычетов, полагающихся этому налогоплательщику, составила 11400 руб. ((500 руб. x 12) + (600 руб. x 3 x 3)). Налог исчислялся по ставке 13% с облагаемой суммы дохода 131400 руб. Итого общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 17082 руб.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что правила подачи налоговой декларации регулируются ст. 229 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. ст. 227 и 228 НК РФ, т.е. налогоплательщиками, которые самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 227 НК РФ).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

При этом Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 368-ФЗ было введено изменение, согласно которому налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 229 НК РФ).

Таким образом, с начала 2010 г. налогоплательщики при заполнении налоговой декларации имеют право не указывать в ней доходы, которые освобождаются от НДФЛ в соответствии со ст. 217 НК РФ, и доходы, с которых налог уже был полностью удержан налоговыми агентами. Это право действует только в случае, если не нарушает другое право налогоплательщиков, т.е. право на получение налоговых вычетов, предусмотренных по НДФЛ.

Кроме того, если в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 210 НК РФ сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов (в отношении которых предусмотрена налоговая ставка Российской Федерации), подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.

Пример. Налогоплательщик имеет троих детей, двое из которых несовершеннолетние, а один в возрасте 19 лет является студентом очной формы обучения и инвалидом I группы. Налогоплательщик работает в организации по трудовому договору. В этой организации им были поданы заявление и документы, подтверждающие его право на получение, при определении налоговой базы, стандартных налоговых вычетов, установленных п. 1 ст. 218 НК РФ:

в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ в размере 400 руб. на самого налогоплательщика;

в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ по 1000 руб. на каждого из двух несовершеннолетних детей;

в соответствии с абз. 6 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ 2000 руб. на студента-инвалида I группы.

Всего налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов в размере 3400 руб. (400 руб. + 1000 руб. x 2 + 2000 руб.) за каждый месяц налогового периода до того месяца, в котором его доход, облагаемый по ставке 13%, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 40000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ) и 280000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

В организации ему начислен заработок в размере: 2400 руб. - за январь, 3500 руб. - за февраль, 4000 руб. - за март, 30700 руб. - за апрель, 15000 - за май. В апреле его доход, полученный по этому месту работы нарастающим итогом с начала года, превысил 40000 руб. В связи с этим стандартный налоговый вычет (400 руб.), установленный подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ, перестает применяться.

За три месяца налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов в сумме 10200 руб. (3400 руб. x 3 мес.).

При этом по доходам января - марта облагаемая база равна нулю, так как размер полагающегося стандартного вычета (10200 руб.) превышает полученный доход (9900 руб.).

При расчете облагаемого дохода за январь - апрель стандартные вычеты будут предоставлены в сумме 13200 руб. (10200 руб. + 3000 руб.) и облагаемый налогом доход составит 42400 руб. (55600 руб. - 13200 руб.). Из этого следует, что и в апреле продолжает применяться стандартный налоговый вычет, установленный подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, т.е. вычет в размере 1000 руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка, и вычет в размере 2000 руб. на студента очной формы обучения (инвалида I группы).

Данный вычет будет действовать до того периода, когда исчисленная нарастающим итогом сумма дохода налогоплательщика превысит 280000 руб. Эта норма действует с 1 января 2009 г. <13>.

--------------------------------

<13> Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Официально опубликован в "Российской газете" 24 июля 2008 г. Вступил в силу с 1 января 2009 г.

 

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 210 НК РФ на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых действует налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

Согласно ст. 216 НК РФ для налога на доходы физических лиц налоговым периодом признается календарный год.

 

Список литературы

 

1. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие. Красноярск, 2006.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Подтверждение места жительства для реализации социальных прав

(Бобров Е.А.)

("Жилищное право", 2009, N 9)

Дата

20.08.2009

Информация о публикации

Бобров Е.А. Подтверждение места жительства для реализации социальных прав // Жилищное право. 2009. N 9. С. 49 - 54.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ

 

Е.А. БОБРОВ

 

Бобров Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

 

Согласно статье 20 ГК РФ местом жительства признается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

 

Закон от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в понятие места жительства вводит два дополнительных условия: помещение должно быть жилым и проживание в нем должно признаваться законным (статья 2).

Эти ограничения представляются неоправданными, поскольку реальное проживание возможно не только в жилом помещении (например, на даче) и далеко не во всех случаях возможно подтвердить законность проживания (например, вселение в качестве члена семьи при несогласии на вселение одного из членов семьи).

Легальное определение места жительства приводит к выводу о том, что место жительства у человека может быть только одно, поскольку нельзя проживать постоянно или преимущественно (т.е. более 183 дней в году) в двух разных местах.

С наличием места жительства связана реализация социальных прав, которые в силу своей специфики должны осуществляться только в одном месте, например право на получение пенсии, пособий, социальных услуг, полиса обязательного медицинского страхования и др.

Законодательное увязывание возможности получить пенсию, пособие, полис ОМС с единственным местом - местом проживания - представляется правильным, поскольку возможность реализации гражданами определенных социальных прав более чем в одном месте будет неосновательным обогащением, нецелевым расходованием бюджетных средств и повлечет нарушения прав других граждан.

Предусмотрено и исключение. Так, гражданам, не имеющим места жительства, некоторые социальные права (например, право на получение трудовой пенсии) можно реализовать по месту пребывания, а при отсутствии подтвержденного регистрацией места пребывания - по фактическому месту проживания, подтвержденному личным заявлением. В этом случае у гражданина отбирается подписка о неполучении им соответствующего социального блага в другом месте, нарушение которой влечет прекращение получения социального блага и взыскание причиненного государству ущерба.

Намерение законодателя упростить возможность получения отдельных социальных благ гражданам, находящимся в определенном месте временно, заслуживает поддержки. Однако реализовано оно весьма противоречиво.

Дело в том, что в действительности невозможна ситуация, когда у гражданина нет места жительства, но есть место пребывания, ибо оно и будет местом жительства, поскольку нельзя находиться временно где-либо при отсутствии постоянного местожительства.

Этот вывод следует и из смысла статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", раскрывающей понятие места пребывания гражданина как места, не являющегося местом жительства, в котором он проживает временно.

Полагаю, что эта двусмысленность обусловлена прежде всего проблемой подтверждения места жительства как юридического факта.

Под документальным подтверждением места проживания гражданина на практике понимается обязательное наличие у него регистрации по месту жительства или пребывания.

В целом такой подход представляется правильным, поскольку регистрация является основным и наиболее удобным подтверждением юридического факта проживания или пребывания. Регистрационный учет и введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (статья 3 Закона).

В то же время отсутствие регистрации не должно быть препятствием для реализации социальных прав, поскольку согласно статье 3 Закона РФ от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством.

Тем более что государство, гарантирующее всеобщность и доступность социального обеспечения, не обязано предоставлять всем гражданам жилые помещения с обеспечением оформления в них регистрации для создания гражданам условий реализации социальных прав.

Таким образом, законодательное увязывание реализации социальных прав граждан с обязательным наличием у них регистрации по месту жительства или пребывания при отсутствии ссылки на иные доказательства проживания граждан, не имеющих такой регистрации, является грубейшим нарушением конституционного права граждан на социальное обеспечение и конституционных норм о равенстве прав граждан независимо от наличия какой-либо регистрации.

В настоящее время целые социальные группы не удовлетворяют требованиям, необходимым для их регистрации, из-за отсутствия жилого помещения либо подтверждения законности проживания в нем (беженцы; вынужденные переселенцы; лица, освободившиеся из мест лишения свободы; жильцы общежитий, прекратившие трудовые отношения с организацией, предоставившей жилье, и др.).

Поскольку место жительства является юридическим фактом, а его регистрация - лишь одним из подтверждений, при отсутствии регистрации место жительства может быть удостоверено и другими доказательствами.

Аналогичной позиции придерживается и Конституционный Суд РФ, указывающий, что "регистрация является лишь одним из способов учета граждан и не должна служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений", "место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами".

Органом исполнительной власти, официально удостоверяющим место жительства, является Федеральная миграционная служба России. Она же ведет государственный регистрационный учет граждан по месту жительства и пребывания.

Не вызывает сомнения, что при невозможности получить подтверждение места жительства из подразделения ФМС России оно может быть установлено судом общей юрисдикции в порядке особого производства (глава 28 ГПК РФ).

Между тем ни в одном законодательном акте, регулирующем реализацию социальных прав, о подтверждении места жительства судебным решением ничего не сказано. Не говоря уже о других видах документальных подтверждений места жительства как юридического факта.

Это явный пробел в социальном законодательстве.

В то же время с наличием регистрации законодатель связывает назначение пенсии, выплату пенсии при переезде пенсионера в другое место, назначение ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в целях реализации Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 и др.

И это несмотря на упомянутый выше законодательный запрет увязывать реализацию прав исключительно с регистрацией.

К сожалению, действующее законодательство не предусматривает иного порядка подтверждения места жительства, кроме судебного, при отсутствии у гражданина надлежащих документов о месте жительства.

Достаточно длительная процедура судопроизводства с необходимостью нести судебные и иные расходы значительно усложняет реализацию соответствующего социального права и не вполне согласуется с основными принципами социального обеспечения.

Кроме того, рассмотрение таких простых вопросов судами необоснованно отвлекает судей от разрешения сложных дел, отражаясь и на их загруженности.

Полагаю необходимым установить в основных законах в сфере социального обеспечения порядок подтверждения места жительства для реализации соответствующих социальных прав, взяв за основу, например, существующие Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 555 от 24.07.2002.

Разделом V данных Правил предусмотрена возможность установления страхового стажа территориальными органами Пенсионного фонда РФ на основании архивных справок из предприятий, учреждений и организаций о несохранности документов о работе, а также свидетельских показаний.

Территориальные органы Пенсионного фонда РФ и другие органы социального обеспечения вполне могли бы устанавливать юридический факт места жительства гражданина при отсутствии сведений из органа регистрационного учета на основании документов о работе, учебе, лечении, справок из жилищных органов и др., а также свидетельских показаний.

Более того, персонифицированный пенсионный учет граждан ведется в России с 1997 года, а учет застрахованных по обязательному медицинскому страхованию введен еще раньше.

Территориальные подразделения Пенсионного фонда РФ, региональные фонды обязательного медицинского страхования, а также социального страхования располагают данными о получателях соответствующих социальных благ по крайней мере на территории соответствующих субъектов РФ. Они без труда могут запросить информацию о получении социального блага заявителем - бывшим жителем другого субъекта РФ из другого территориального подразделения соответствующего фонда.

Так, можно быстро выяснить, например, не получает ли претендент на назначение пенсии таковую по прежнему месту жительства, и предотвратить другие возможные злоупотребления.

Установление порядка реализации социальных прав граждан, не способных подтвердить свое проживание данными из органа регистрационного учета, требует скорейшего законодательного регулирования.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Объекты обязательного государственного страхования

(Мачкасов А.И.)

("Социальное и пенсионное право", 2009, N 4)

Дата

02.11.2009

Информация о публикации

Мачкасов А.И. Объекты обязательного государственного страхования // Социальное и пенсионное право. 2009. N 4. С. 2 - 4.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ОБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

 

А.И. МАЧКАСОВ

 

Мачкасов А.И., адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

 

Статья 7 Конституции РФ закрепляет, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". Из смысла статьи следует, что достойная жизнь и свободное развитие человека являются основными условиями осуществления политики государства, а к иным гарантиям социальной защиты граждан можно отнести обязательное государственное страхование <1>.

Date: 2015-09-17; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию