Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник: данные European Mortgage Federation (EMF). 11 page





3) увольнение (ч. 3 ст. 39, ст. 140, 165, 171, ч. ч. 2 и 4 ст. 180, ст. 192, 195, 236, ч. 3 ст. 261, ч. ч. 2 и 3 ст. 292, ч. 2 ст. 296, ч. 2 ст. 307, ст. 318, 374 ТК РФ).

Эти термины близки по значению, но не в полной мере идентичны. Самое общее и широкое понятие - "прекращение трудового договора". Термин "расторжение трудового договора" означает (как это видно из законодательных текстов) прекращение трудового договора по инициативе одной из сторон или по соглашению обеих сторон трудового договора. Термин "увольнение" обычно рассматривается как синоним прекращения трудового договора (исключая прекращение трудового договора в связи со смертью работника или работодателя - физического лица)" <1>.

--------------------------------

<1> Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2005. С. 140.

 

Согласно ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула, т.е. отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;

13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

14) в других случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора в случае ликвидации предприятия, п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, по нашему мнению, не относится к основаниям увольнения по инициативе работодателя.

Предприятие может быть ликвидировано либо по решению его учредителя, либо приговору или решению суда.

В случае ликвидации предприятия увольняют всех работников, в том числе и беременных женщин.

Расторжение трудового договора в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предприятия, п. 2 ст. 81 ТК РФ, осуществляется с учетом требований ч. ч. 3, 4, 6 ст. 81 ТК РФ, ст. ст. 82, 84.1, 178, 179, 180, 261, 372, 373, 374, 375, 376 ТК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 или п. 3 ч. 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно ч. 4 ст. 81 ТК РФ в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

При увольнении по сокращению штата должны быть соблюдены требования ст. 179 ТК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Согласно ч. 2 ст. 179 ТК РФ при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Часть 2 ст. 179 ТК РФ не определяет, в каком порядке применяются предпочтения в оставлении на работе. И поэтому работодатель может применять эти предпочтения по своему усмотрению, например, уволить работника, имеющего двух иждивенцев и получившего в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, оставив на работе работника, в семье которого нет других работников с самостоятельным заработком.

По нашему мнению, следует дополнить ч. 2 ст. 179 ТК РФ, установив, что на работе должен быть оставлен работник, получивший в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание. Данное предпочтение должно иметь приоритет перед всеми другими предпочтениями в оставлении на работе.

Согласно ч. 3 ст. 179 ТК РФ коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Согласно ч. 1 ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 части первой ст. 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Согласно ч. 2 ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 или 5 части первой ст. 81 настоящего Кодекса, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ.

Эта норма носит дискриминационный характер и нуждается в корректировке. Увольнение всех работников организации, как членов профсоюза, так и не являющихся членами профсоюза, должно производиться с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации установлена ч. ч. 1 - 5 ст. 373 ТК РФ.

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. п. 2, 3 или 5 части первой ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

ТК РФ не определяет, сколько членов выборного профсоюзного органа должны участвовать в заседании, на котором принимается мотивированное мнение. Следовало бы дополнить ст. 373 ТК РФ нормой, согласно которой в заседании выборного профсоюзного органа должно участвовать более половины его членов.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ смена собственника имущества организации дает работодателю право уволить руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера.

Согласно ст. 181 ТК РФ в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника.

ТК РФ не определяет, в течение какого срока после смены собственника организации новый собственник вправе уволить руководителя организации, его заместителей. По нашему мнению, следует дополнить ст. 181 ТК РФ нормой, ограничивающей увольнение этих работников месячным сроком со дня смены собственника организации. В РМ, например, право нового собственника ограничено трехмесячным сроком.

 

 

 

 

Название документа

Статья: История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды

(Путрова О.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2011, N 2)

Дата

24.03.2011

Информация о публикации

Путрова О.В. История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды // Социальное и пенсионное право. 2011. N 2. С. 22 - 26.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИИ.

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ <*>

 

О.В. ПУТРОВА

 

--------------------------------

<*> Putrova O.V. History of development of legislationon non-state pension security in Russia. Pre-revolutionary and soviet periods.

 

Путрова Оксана Владиславовна, помощник судьи Арбитражного суда Тюменской области.

 

В данной статье автор создает ретроспективу становления и развития форм социального обеспечения в России, на примере развития негосударственного пенсионного обеспечения показывает эволюцию связанных с ним нормативно-правовых актов и моделей в сфере пенсионного обеспечения.

 

Ключевые слова: пенсия, модели пенсионного обеспечения, пенсионные кассы, государственная пенсия, негосударственное пенсионное обеспечение.

 

The author of the article creates the retrospective of formation and developmentt of forms of social security services in Russia as exemplified by development of non-state pension security, shows evolution of related normative-law acts and models in the sphere of pension security.

 

Key words: pension, models of pension security, pension pay-offices, state pension, non-state pension security.

 

Негосударственное пенсионное обеспечение - это атрибут двухуровневой пенсионной системы Российского государства. Несмотря на восприятие этого сегмента как новаторского, можно увидеть, что его корни лежат в далекой истории.

"Родоначальником" пенсионного обеспечения в России является Петр I. У нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 г. Морскому уставу, могла быть назначена премия по старости. Однако данный период характеризовался отсутствием единого порядка назначения пенсий для всех отраслей государственной службы, а существовали лишь отдельные положения для различных ведомств. Только 6 декабря 1827 г. Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим был утвержден Николаем I как единый нормативный акт для всех чинов гражданских ведомств. Тем не менее, кроме общего Устава, действовали "особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам". Эти уставы учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат общие условия службы и быта и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> URL: http:// www.opfr.tomsknet.ru/?id=1206.

 

Одновременно с системой государственного пенсионного обеспечения при правительственных учреждениях создавались кассы для выплаты дополнительных к основным пенсиям пособий <2>.

--------------------------------

<2> Васильев С.А. Участие негосударственных пенсионных фондов в гражданских правоотношениях (на материалах Тверской области): Дис.... канд. юрид. наук. Тверь, 2006. С. 38.

 

Процесс возникновения и формирования указанных организаций, осуществляющих деятельность по дополнительному пенсионному обеспечению, представляют собой историю развития негосударственного пенсионного обеспечения.

В тот период в России выделялись три пенсионные модели:

- эмеритальные кассы;

- страховые кассы;

- сберегательно-вспомогательные кассы.

Существенные различия между этими моделями заключались в соотношении распределительных и накопительных принципов, в порядке обеспечения пенсионных прав. Крайне важной являлась проблема финансовой устойчивости их деятельности.

В дореволюционной России эмеритурой назывались специальные пенсии за выслугу уволенным в отставку, а также пособия из эмеритальной кассы, выдаваемые вдовам и сиротам <3>. Цель создания кассы - обеспечить дополнительными суммами пенсий вышедших в отставку членов кассы независимо от того, какие пенсии им будут назначены на основании общих законов, особенных уставов. При этом все расчеты по размерам взносов и выплат развивались на весьма серьезной статистической базе, в которой отслеживались все важнейшие показатели, связанные с трудовым возрастом, продолжительностью жизни, статистикой заболеваний и инвалидностью. Эти расчеты велись с учетом территориальной и отраслевой специфики. Денежные средства касс (эмеритальный капитал) складывались из взносов членов касс в размере 4 - 6% от оклада содержания по штату, начисленных на эти суммы процентов по вкладам, дохода от ценных бумаг, добровольных пожертвований и других возможных поступлений. В эмеритальных кассах устанавливались точные размеры пенсий и пособий, выдаваемых участникам при выполнении определенных условий (стаж, жалованье, количество иждивенцев), тогда как заранее не было известно, сколько служащих и когда уйдут в отставку. Однако капитал и обязательства эмеритальных касс, между которыми должно было существовать соответствие, изменялись независимо друг от друга. Таким образом, необходимого баланса между капиталом кассы и ее обязательствами не достигалось. Поэтому в случае дефицита приходилось либо увеличивать взносы участников, либо уменьшать их права <4>.

--------------------------------

<3> URL: http:// www.opfr.tomsknet.ru/?id=1206

<4> Там же.

 

Средства кассы составляли собственность всех ее участников и не могли быть использованы иначе как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства ведомства.

Положение об эмеритальной кассе морского ведомства, принятое в 1858 г., послужило образцом для последующих подобных учреждений: в 1859 г. было утверждено Положение об эмеритальной кассе военного ведомства, в 1860 г. - Положение об эмеритальной кассе инженеров путей сообщения. Действовали также эмеритальные кассы при Министерстве юстиции, касса горных инженеров, касса Царства Польского, эмеритальная касса по судебному ведомству <5>.

--------------------------------

<5> Васильев С.А. Указ. соч. С. 39.

 

Кассы эмеритального типа создавались и на частных предприятиях при условии полной гарантии со стороны хозяев предприятий состоятельности касс, и если предприятие находилось в благополучном финансовом положении <6>.

--------------------------------

<6> Там же.

 

От приведенных недостатков были свободны кассы страхового типа. В отличие от эмеритальных касс, уставы страховых касс предусматривали, что обязательства по отношению к ее участникам и их семьям возникают лишь после поступления в кассу суммы средств, достаточных для удовлетворения этих обязательств. Благодаря этому принципу, пенсионные обязательства кассы всегда соответствовали ее активам. Кроме того, в кассах формировался резервный капитал, для покрытия дефицита в исключительных случаях.

Средства, поступающие в такие кассы, распределялись по личным счетам участников. Права участников на размер пенсии и пособия определялись на основании особых расчетных таблиц. Эти таблицы рассчитывались по правилам теории страхования жизни на основании установленных уставом кассы условий назначения пенсий, таблиц смертности и неспособности к труду, норм роста капитала. Таким образом, определялось назначение каждой поступающей суммы и порядок исчисления соответствующего этой сумме размера пенсии. Такая схема наиболее близка к современной системе социального страхования с элементами персонифицированного учета застрахованных: участник кассы (застрахованный) и его работодатель обязаны были вносить страховые взносы на персональный счет этого лица на случай неспособности к труду и на дожитие.

Пенсионные кассы страхового типа успешно развивались на частных и казенных железных дорогах. Затем Министерство путей сообщения предложило учредить одну общую пенсионную кассу для всех железнодорожных служащих. В 1894 г. был утвержден Устав касс под наименованием "Положение о пенсионной кассе служащих на казенных железных дорогах". Участники кассы платили обязательные вычеты от своих доходов, были возможны и дополнительные добровольные взносы <7>. Также ежегодно в кассу вносились и дополнительные средства из казны в размере половины обязательных вычетов из содержания участников кассы <8>. Из страховых касс пособия выдавались единовременно или в виде пожизненных пособий (пенсий). Размеры пособий определялись в зависимости от продолжительности службы участника кассы или степени его неспособности к труду сообразно сумме, образовавшейся на его личном счете. При назначении пенсий принимался во внимание и возраст лица. Допускался переход участников из одной кассы в другую <9>.

--------------------------------

<7> Воронин Ю.В. Пенсионное обеспечение в дореволюционной России // Пенсия. 1997. N 7. С. 63.

<8> Дегтярев Г.П. Пенсионные кассы // Пенсионные деньги. 2003. N 3. С. 53.

<9> Воронин Ю.В. Указ. соч. С. 63 - 64.

 

Свободные денежные средства страховых касс направлялись на приобретение государственных и правительственных гарантированных ценных бумаг, закладных листов частных земельных банков, облигаций городских кредитных обществ, облигаций городских займов <10>. Недвижимое имущество кассы могли приобретать только с разрешения Министерств финансов и внутренних дел, которые и осуществляли надзор за деятельностью пенсионных касс <11>. Часть средств предоставлялась в качестве процентных займов участникам кассы.

--------------------------------

<10> Кузьмина Е.В. Формирование и управление негосударственным пенсионным фондом: Дис.... канд. экон. наук. СПб., 1996. С. 30.

<11> Хорошко М.А. Развитие негосударственных, пенсионных фондов в Российской Федерации: Дис.... канд. экон. наук. М., 1995. С. 38.

 

Основным документом, регламентировавшим внутреннее устройство и деятельность страховых касс, был устав или положение. В подавляющем большинстве уставных документов закреплялись нормы: о целях создания касс, состав участников с разделением на обязательных и добровольных, порядок формирования средств касс, размер взносов и порядок исчисления выплачиваемых пенсий, условия получения права на пенсию. Руководил работой кассы Комитет, в состав которого входили в равной степени представители служащих от всех подразделений организации-учредителя кассы, а исполнительные функции выполнялись специальным органом - управлением пенсионной кассы <12>.

--------------------------------

<12> Воронин Ю.В. Указ. соч. С. 59, 61, 64.

 

К концу XIX в. в России получил развитие еще один тип касс. Это были так называемые сберегательно-вспомогательные кассы, которые вместо выплаты участникам пенсий предоставляли им единовременное пособие в зависимости от срока службы, взносов работника и размера доходности. Благодаря достаточной простоте в расчетах и организации деятельности, создание сберегательно-вспомогательных касс практически не встречало затруднений на практике, однако неоднократно поднимался и обсуждался вопрос по поводу предпочтительности пенсионной или сберегательно-вспомогательной кассы. Так, считалось, что обеспечению капиталом следовало бы с нравственной точки зрения отдать предпочтение перед обеспечением пенсией. В связи с чем в 1916 г. постановлением Совета министров было утверждено Положение о сберегательно-вспомогательной кассе для служащих, мастеровых и рабочих казенных железных дорог, в соответствии с которым все накопленные суммы из пенсионной кассы подлежали передаче в сберегательно-вспомогательную <13>.

--------------------------------

<13> Дегтярев Г.П. Указ. соч. С. 54.

 

Таким образом, к концу XIX - началу XX в. в России в целом сложилась двухуровневая пенсионная система, состоявшая из государственного пенсионного обеспечения, а также негосударственного пенсионного сектора в виде пенсионных касс, создававшихся на основе как добровольного, так и обязательного для ряда граждан участия. Причем страховые и сберегательно-вспомогательные кассы выполняли те же функции и действовали аналогично негосударственным пенсионным фондам в настоящее время.

Однако после 1917 г. эти организации перестали существовать, поскольку правительство начало реализовывать идею государственного обеспечения, и развитие негосударственного пенсионного обеспечения приостановилось на много лет. Более чем полувековой перерыв в этой области имел негативные результаты в виде законодательного вакуума, а также отсутствия квалифицированных специалистов.

Второе рождение негосударственное пенсионное обеспечение обрело в конце 80-х годов, когда было принято Постановление Совета министров СССР и ВЦСПС от 20 августа 1987 г. N 976 "О введении добровольного страхования дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников" <14>. Предполагалось, что этот вид страхования предоставит гражданам возможность более полно удовлетворять свои потребности и сохранять на достаточно высоком уровне материальное положение при переходе от активной трудовой деятельности к заслуженному отдыху.

--------------------------------

<14> Свод законов СССР. 1990. Т. 5. С. 656.

 

Указанным Постановлением были утверждены основные условия страхования дополнительной пенсии, определены основания и обязательные условия для получения дополнительной пенсии по системе добровольного страхования, возраст страхователя, при котором у него появляется право на назначение государственной пенсии по старости, истечение срока действия заключенного договора страхования и уплата страховых взносов. При этом было предусмотрено, чтобы дополнительная пенсия выплачивалась во всех случаях наряду и сверх государственной пенсии.

Порядок заключения и прекращения договоров страхования дополнительной пенсии, уплаты и возврата страховых взносов, выплаты дополнительной пенсии должны были регулироваться Правилами добровольного страхования дополнительной пенсии, позже утвержденными Минфином СССР по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.

Выплаты дополнительной пенсии предусматривалось осуществлять из страхового фонда, который образовывался в равных долях за счет взносов страхователей и, что особенно важно, из средств государственного бюджета СССР. При этом средства названного фонда в части личных взносов страхователей должны были храниться в Госбанке СССР на специальном счете Госстраха СССР с начислением 3% годовых и использованием их на его пополнение. Участие же госбюджета СССР в образовании страхового фонда для выплаты дополнительной пенсии позволяло сделать этот вид страхования выгодным для населения, установить такие размеры страховых взносов, которые граждане смогли бы уплачивать из их заработной платы.

Право заключения договоров добровольного страхования дополнительной пенсии наряду с государственным пенсионным обеспечением граждан было закреплено в Законе СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" <15>. Предусматривалось, в частности, что предприятия и организации по решению их администрации и профсоюзных комитетов, если предусмотрено коллективными договорами (соглашениями), могли возмещать работникам за счет собственных средств, предназначенных для оплаты труда, полностью или частично взносы, уплаченные по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии.

--------------------------------

<15> Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 550.

 

Закон "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" закрепил переход от пенсионной системы, базирующейся на финансировании за счет бюджета, к системе социального страхования, основанной на сборе страховых взносов с фонда заработной платы, и инициировал добровольные дополнительные пенсионные программы предприятий <16>.

--------------------------------

<16> В связи с конфронтацией между республиками и союзным центром с 1 марта 1991 г. действие названного Закона на территории России было прекращено.

Date: 2015-09-17; view: 316; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию