Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6 Май. День Богини Живы. День Матери Сыра‑Земли. Русальная неделя. Древние заговоры





 

Латинское имя пятому месяцу в году дано римлянами в честь богини гор Майи, дочери Зевса. Майя была покровительницей женщин, богиней обольщения, плодородия, обновления земли.

Древнерусским именем месяца мая было «травный» или «травень». Май – месяц цветов и любви. Многие древние майские обычаи и обряды связаны с культом расцветающей природы.

Но на Руси этот месяц считался еще и самым тяжелым месяцем в году. Все свадьбы и помолвки, заключенные в мае обречены на неудачу. Никаких новых начинаний и договоров в мае делать нельзя, никаких важных решений не принимать – все равно одна маета выйдет.

О мае говорили:

Май смаит.

Месяц май не холоден, так голоден.

В мае жениться – век маяться.

Рад бы жениться, да май не велит.

Женишься в мае – сто раз покаешься, всю жизнь промаешься!

В мае добрые люди не женятся.

 

День Богини Живы (1 мая)

 

Богиня Жива – олицетворение плодоносной силы. Богиня рождения, жизни, красоты всего земного, весенней поры. Богиня Жива – дочь Богини Лады и Бога Сварога.

Согласно древним поверьям, воплощением Богини Жива зачастую воспринималась кукушка. Наши предки верили, что богиня Жизни превращалась в птицу и предвещала продолжение всего живого. Кукушка прилетает из далёкого Ирия, небесного рая, куда уносятся души умерших, где пребывают девы судьбы, и указывает нам магические часы. Все мы с детства помним рассказы о том, что кукушка отсчитывает часы нашего рождения, жизни и смерти. Услышав звуки, которые она издаёт, мы прислушиваемся к ним и задаём ей вопрос: «Кукушка‑кукушка, сколько лет жить мне осталось?». Вероятно, птица и не слышит нашего разговора с ней, но нам так и хочется, чтобы она отвечала своё бесконечное «ку‑ку», от этого как‑то спокойнее. А ещё кукушка предвещала начало лета и сопутствующих ему гроз. По её голосу гадали о том, насколько удачным будет замужество, удастся ли собрать хороший урожай.

Известен и древний народный обряд чествования кукушки. Девушки осеняли её, кумились между собой и завивали венки на берёзе. Такие действия были связаны с пробуждением сил природы, с расцветом весны. Таким образом, чествуя кукушку, славяне боготворили и принявшую её облик славную Богиню Жива. Они обращались к ней в обращениях, о долголетии, процветании, крепком здоровье. Люди верили, что если Богиня смилуется, то она может изменить судьбу человека и даровать ему более долгую жизнь.

В стремлении оказать уважение Богине Живе, славяне устраивали особые праздники в её честь. В лесах, на лугах и полях организовывались широкие гуляния, дабы поблагодарить прекрасную Богиню Жива, создательницу всего молодого и живого. Женщины вооружались мётлами и совершали обрядовую пляску вокруг костра, водили хороводы и пели песни, тем самым, они очищали место от нечисти. Радуясь приходу весны, по обычаю все желающие прыгали через костёр, веря, что с помощью огня можно очиститься от наваждений после утомительной зимы. В народе по этому поводу говорили, «кто прыгнет высоко – у того и смерть далёко».

На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра:

«Коло яри светом зарим,

Мару борем,

Благодарим Ярило,

Ярило, яви свою силу!»

По традиции Живин день, 1 мая, славяне посвящали отдыху. В первый день мая принято разводить костры, купаться и обливаться холодной весенней водой, водить хороводы, петь песни и благодарить Богиню Жива за нашу жизнь, рождение, появление на свет детей, а также продолжение рода человеческого и всего живого.

Древний языческий заговор на лёгкие роды и здоровье новорожденного

Как начнутся роды, положите в сосуд с водой пару яиц и произнесите:

«Как курушка (курица) легко приносит, так бы (имя) легко принесла».

Выпейте эту воду.

На древней Руси при тяжелых родах в печь открывали печную заслонку, открывали дверь в сени. Если женщина не могла разродиться, то её выводили за порог, чтобы ей стало легче. Когда топили печь, вынимали из неё уголь, бросали в воду и с угля пили. По поверьям это облегчало роды. После родов женщину сажали на печь, чтобы послеродовая боль утихла. При этом приговаривали:

«Как печь не ходит, не болит, так и у меня бы в животе не болело, не ходило”.

Перед родами женщина расплетала косы, расчесывала волосы деревянным гребнем. Все узелки на одежде развязывала. Муж должен снять пояс (ремень), снимет рубаху, штаны расстегнет, двери все отопрет. Откроет печку (духовку), все замки, заслонки. Это делается для того, чтобы дитя быстрее появилось на свет.

Чтобы убыстрить роды женщины ходили через порог – туда сюда. Обливались водой, приговаривая:

«Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот на здравие (имя), на чистоту его (ее), на красоту его (ее)».

Или:

«Спасибо, банюшка‑парушка, спасибо: помыла‑попарила, тебе на стояньице, нам на здоровьице».

После благополучных родов, когда вымоют ребёночка, произносили:

«Чисто платьице на плечо, здоровье, баса и краса в телеса».

Или:

«Ой, матушка дитятко! С гуся вода, с тебя худоба».

Если ребёнок вёл себя беспокойно, плакал, то произносили:

«Заря ты, зоренька, красная, ясная, утренняя – Дарья, вечерняя – Настасья, унеси бессонницу‑полуношницу у (имя рек). Полуношница, полуношница, не декуйся над моим детём, а декуйся в синем море над серым камнем. Гой!».

Или взять из печи угольков и бросить за порог дома, речь так:

«Ноченька‑полуноченька, не играй моим дитём, а играй пепелком да угольком, да третьим камешком».

«Сонюшки‑дремушки, подите все сюда, ревунюшки‑плакунюшки, подите прочь от нас».

Древние языческие заговоры на здоровье новорожденного

Славяне считали, что новорожденный ребёнок находится вблизи от Кромки, то есть около границы разделяющей Реальный мир – Явь, и Потусторонний мир – Навь. Поэтому его заговаривали от болезней, дурного глаза и всякого худа.

1. Обмывая младенца, говорили:

«Вода – в Земь,

Дитя – в рост!

Гой!»

2. «С младенца Что вода ‑

То и худоба,

То и хвороба

Всё вниз

Гой!»

3. «С гоголя – вода, С камня – струя

С младенца

С белого тела,

С ретивого сердца,

С ясных очей,

С могучих плечей

Прочь, хвороба!

Гой!»

4. «Морена‑заморочица! Полуденница, Полуночница!

Не замай, не замотай моё дитя

Не май, не мотай

Не по дням не по ночам,

Не по утренним зорям,

Не по вечерним зорям!

Май и мотай в чистом поле древо,

Ходи днём по Солнцу,

Ходи ночью по Луне –

На ветхе, на новце,

На перекрой месяце!

Гой!»

4. Полосонь (по солнцу) обносили огнем (горящей лучиной, свечой), затем кропили младенца водой, приговаривая: «Царь Огонь, Царица‑Водица!

Как несть у вас не уроку, не призору,

Не худого оговору,

Так бы и у младенца не было

Ни уроку, ни призору,

Ни худого оговору!

Сойдите, урок да призор,

Да худой оговор

С белого тела,

С ясных очей,

Со златых кудрей!

Гой!»

5. «Бить веник тупым топором, приговаривая: «Парю вопун,

Припариваю щекотун

Денной и полуденный,

Ночной и полуночный.

Поди, вопун‑щекотун

На пень, на болота

Пенья да колоды ломай,

А моего дитя не замай!

Гой!»

6. Водой кропят младенца, приговаривая: «Водица‑Царица,

Родова Источница

С Восходу бежишь,

На Заход спадаешь

Круты берега

Да желты пески обмываешь

Отмой вновь рождённого

Ото всякого испугу ‑

Ночного и полуночного,

Денного и полуденного,

Отмой сухоту,

Ломоту,

Худобу,

Нечистоту.

С буйной главы,

С хребтовой кости,

С горячей крови,

С ретивого сердца,

Со всего стана

Гой!»

 

День Матери Сыра‑Земли (10 мая)

 

В этот день славяне чествовали Мать Сыра‑Землю, пробудившуюся после зимнего сна.

По поверьям считалось, что в этот день Сыра‑Земля отдыхает последний день и ее нельзя пахать, копать, боронить, нельзя нее нельзя втыкать в её колья.

Также в это т день наши пращуры молились Велесу и Мокоши. Жрецы Велеса выходили в поле, ложились на землю и слушали её. Затем совершали обряд: лили на землю сурицу, перемешанную с зёрнами, и произносили заклятие:

«Мать Сыра‑Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела».

Повернувшись на запад, продолжали:

«Мать Сыра‑Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, во смолу горючую».

Обратившись на восток:

«Мать Сыра‑Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью».

На север:

«Мать Сыра‑Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями».

В это день гадали по приметам о будущем. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дерна, присягали Матери Сыра‑Земле, обязуясь защищать ее от врагов.

Молодая супружеская пара, получив благословление жреца Велеса, выходила в поле, ложилась на Мать Сыру‑Землю и зачинали детей.

Землю, освещённую жрецом Велеса, посредством сурицы, славяне собирали горстями в специальные мешочки и носили их на шее, как обереги.

Жрицы культа Богини совершали в капище специальные ритуалы на избавление от хворей. Праздник завершался хмельным пиром и гуляниями.

Лечебный древнеславянский ритуал на избавление от хворей

У древних славян Богиня Мать Сыра‑Земля считалась целительницей. Жрицы (женщины) культа выкладывали из камней обережный круг, внутри него устанавливался каменный алтарь.

Жрицы входил в обережный круг и приветствовали Богиню поднятыми вверх руками, затем обращались к ней.

 

Древний заговор‑обращение к Матери Сырой Земле»

«Ай же ты еси, Мать Сыра‑Земля,

Земля Родная, Кормилица наша Щедрая!

Всех Ты нас породила,

Вспоила‑вскормила,

Угодьем наделила,

Злак всякий прорастила.

Прости ты нас, в чём досадили тебе!

Челом тебе бьём,

Честну требу кладём,

Велику славу речём!

Ай же ты еси, Мать Сыра‑Земля,

Земля Родная, Кормилица Всеблагая!

Славна вовеки буди,

Обильна, щедрако людям!

Жито роди, род наш соблюди,

Во здраву святи!»

На каменном алтаре устанавливался факел, который поджигался священным огнём, добытым трением. Возле алтаря слева и справа ставили две чаши, наполненные родниковой водой. Сначала бралась чаша, стоящая слева, подносилась ко лбу, и старшая жрица просила у Матери Сыра‑Земли благословления. После чего она поизносила: «Боль хвороба из чужого короба, откуда пришла, туда и пошла. Кто тебя послал,

тот по тебе заскучал. Тебя заклинаю, обратно отсылаю за синие реки, за высокие горы, туда, где тебя не найдут заговоры. Вернись к пославшему, горя не знавшему.

С ним оставайся и не возвращайся».

Тоже самое действо жрица проделывала с правой чашей.

Вода считалась святой, ею исцеляли хворых людей.

Приворотные слова на девичью любовь

«Как матушка Богородица любит своего сына Иисуса Христа, думает о нем с нежной душой, с ласковым сердцем, с улыбкой на устах, так бы раба (имя) меня любила, думала обо мне, мечтала, с улыбкой ласковой меня встречала. Смотрела и не налюбовалась на меня ни в день, ни в ночь, а по всей жизни. Аминь».

Приворот на обоюдную любовь

«Иду, благословясь, иконе перекрестясь. Как страдает Божья Мать по своему Сыну, так бы и отныне раб (имя) и раба (имя) по друг дружке болели, сердца их горели, друг без друг бы не жили, лишь друг друга бы любили. Ни дня, ни ночи, ни часа, ни получаса. Закрою я свой наговор, замок повешу на забор, на церковные ворота. Слова замыкаю, дела заломаю, мужа с женой приглашаю на свое крыльцо, на венчальное кольцо. Ключ, замок, Бог на порог. Аминь».

На возврат любимого

«Вызываю не зарю утреннюю, зарю дневную. Заря дневная, заря вечерняя, горечко мое печальное, помоги разыскать раба Божия (имя). Ой, Господи, как моим суставам тяжело, плачу и рыдаю об рабе (имя). Ой, Господи, помоги, этим всем словечкам дойти до Бога Христа, с первым дымом, с первым пылом. Враг кривой, Тишка хромой, Гришка беспалый, лети во все края, разыщи раба Божьего (имя), гони его назад, ко мне, рабе Божьей (имя). Как найдешь, так возьмешь, с первым дымом, с первым пылом, с горячим огнем. Чтоб в еде не заедал, в вине не загуливал, в компании не задержался, в бане не замывался, рабу Божью (имя) не забывал, плакал и рыдал, как маленькое дитя. Как грудной ребенок не может без груди жить, так и раб Божий (имя) не мог бы без меня, рабы (имя), ни дня, ни минуты; все бы плакал да искал, убивался, горевал. О, Господи, помоги мне! Господь Батюшка, помоги сердечной женщине, не обидь обиженную, разлукой униженную. Замок во рту, никому не скажу. Во веки веков. Аминь».

Присушка на девицу

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, в чистое поле заворами и взмолюся трем ветрам, трем братьям: ветр Моисей, ветр Лука, ветры буйные, вихори! Дуйте и винтите по всему свету белому и по всему люду крещенному; распалите и присушите медным припоем рабу Божию (имя) ко мне, рабу Божию (имя). Сведите ее со мною – душа с душою, тело с телом, плоть с плотию – и не уроните, по всему белому свету гуляючи, той присухи крепкой ни на воду, ни на лес, ни на землю, ни на могилу. В воду сроните – вода высохнет; на лес сроните – лес зачахнет; на землю сроните – земля сгорит; на скотину сроните – скотина посохнет; на могилу к покойнику сроните – костье в могилу запрядает. Снесите и донесите, вложите и положите в рабицу Божию (имя), в красную девицу, в белое тело, в ретивое сердце, в хоть и в плоть. Чтобы красная девица не могла без меня, раба Божия, ни жить, ни быть, ни дни дневать, ни часу часовать; обо мне, о рабе Божьем (имя), тужила и тосковала».

 

Русальная неделя. Неделя перед Троицей (май‑июнь)

 

Согласно древним поверьям славян, Русальная неделя – это время пребывания русалок на земле. Поэтому она была наполнена различными охранительными обрядами, гуляниями, хороводами, ряжеными.

В эту неделю женщинам запрещалось прясть, ткать, отбеливать холсты, стирать, шить.

Крестьяне старались не ходить в лес, не водить лошадей и скотину к водопою во избежания контактов с русалками.

После принятия христианского учения Русальная неделя, согласно народному календарю, была приурочена к Троицкой или Семицкой неделе (с Духова дня до Дня всех святых).

По древним наблюдениям жрецов, русальная неделя совпадала с периодом цветения ржи.

Девушки рядились в русалок, в одних рубахах с распущенными волосами, закрывавшими лицо, они выходили вечером на улицу, бродили по задворкам деревень, появляясь перед домами. Завидев прохожего, они появлялись из своего укрытия и пытались напугать его.

Особенно доставалось маленьким детям. «Русалки» ловили и трясли насмерть перепуганных ребятишек. Русалок на древней Руси почитали, побаивались и потому старались задобрить. Для этого развешивали на деревьях и кустах, растущих около рек, холсты на рубахи. Бросали в лесах при виде нагих женщин и детей платки и другие предметы одежды.

Если в этот период у крестьянина терялась домашняя скотина, то он отправлялся в лес и на дереве оставлял лапти, новую женскую рубаху, хлеб и соль в чистой тряпице. При этом он приговаривал:

«Прошу вам, русалки,

Мой дар примите,

А скотину возвратите».

Существовали следующие поверья:

«Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу.

Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным».

Каждому дню недели были приурочены определённые действа. Вторник назывался «задушными поминками». В этот день крестьяне ходили на кладбище и призывали русалку.

Среда называлась «буроломы». В среду строго соблюдался запрет на беление холста. Считалось, что в случае нарушения запрета начнется буря и разостланные на земле холсты унесет к омуту.

Последний день недели назывался Русальное воскресением (Русальным заговением).

 

Ярилин день. Никола Вешний (22 мая)

 

У древних славян этот день назывался Ярилин день. В русском православии он слился с днем Николы Вешнего (в честь перенесения мощей Николая Чудотворца в город Бари, XI век).

Согласно древним поверьям, этот день бог Ярило пахал землю, сеял зерно. Волхвы пели песни о борьбе бога Ярилы и Кащея. Ярило бежал от ворога в Навь, то есть он умер (Потому в этот день существует ритуал захоронения куклы, изображающей бога Ярилу. Действо это имело магический смысл: Ярилу хоронили, подобно посеянному зерну, но затем возрождался в молодых колосьях). Однако Велес пришел Яриле на помощь и заточил Кащея в пещере. Животное Рысь была обращена в бога Ярилу.

Считалось, что на Николу Вешнего трава становится сочной, на луга выгоняли лошадей и скотину. Говорили: «Май лошадь откормит». С Николы Вешнего начинали сажать овощи и картофель.

Николин чрезвычайно почитался православными. Святой стал невольным наследником языческого бога Велеса, пастуха и покровителя домашнего скота. Во время весеннего праздника совершалось множество обрядов, связанных с полевыми работами и выгоном скота на подножный корм.

Во многих губерниях св. Николай считался покровителем лошадей (эту функцию он унаследовал от языческого Велеса). Поэтому праздник нередко назывался «конским».

Коней выгоняли в ночное. Лошадники молились Николе Чудотворцу, чтоб тот уберег табуны от диких зверей, обеспечил коням хороший приплод и здоровье.

Часто устраивались мужские сборища (братчины), на которых чествовали пастухов и погонщиков. Мужчины разводили костёр, собирали нехитрое угощение, пироги и яичницу, выпивали и веселились всю ночь.

Лошадники проводили охранительные ритуалы, чтобы оградить табуны от хищников. Так они возводили магическую преграду между волком и лошадью – втыкали нож в стол или в порог, клали в печь железо, накрывали камень горшком со словами: «Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока».

Николин день славяне устраивали крестные ходы в поля и молебны у колодцев, сопровождаемые прошениями о дожде. После крестных обходов всем миром купались в реке.

Южные славяне наряжали девочку в зелёные одежды, водили по селению и у каждого дома обливали водой. Подобным действом, пытаясь вызвать дождь.

На Николу Вешнего кумились девушки и женщины по отдельности. Накрывали столы в саду или лесу, менялись платками, жарили яичницу, пели песни, плясали.

Пословицы и поговорки

С Николы вешнего сажай картофель.

Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет.

От Николы осталось двенадцать морозов (утренников), коли не весной, то до Семена дня (1 сентября)..

Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола весенний откормит.

Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою.

Никола вешний с теплом. Никола теплый.

Два Николы: теплый и холодный; два Егорья: холодный и голодный.

До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи, не тужи.

В Николин день без вожжей поезжай (распутица).

Выгоняют лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм.

Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле.

Праздник конюхов в Белоруссии.

Никольская неделя с ветром; выжигают нивы.

 

Date: 2015-09-17; view: 1026; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию