Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды гипотез, диспозиций и санкций. Их соотношение со статьями нормативных актов





Основными элементами структуры правовой нормы являются:

1) гипотеза

Гипотеза – это условие, при котором действует норма права.

Различают разнообразные виды гипотез:

1. в зависимости от строения:

- простые (предусматривающие одно условие)

- сложные (включающие несколько условий, необходимых для действия нормы).

2. в зависимости от формы:

- абстрактные (с обобщающей формулировкой)

- казуистические (предусматривающие наступление конкретных условий)

3. по характеру условий:

- положительные (содержат условия, при которых действует правило поведения)

- отрицательные (указывают на необходимость отсутствия тех или иных обстоятельств)

4. по степени сложности:

-однородные (содержат одно условие)

- составные (содержат несколько условий, при наступлении которых будет действовать правило поведения)

-альтернативная (содержат несколько условий, из которых должно наступить хотя бы одно, чтобы действовало правило поведения)

 

2) Диспозиция

Диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе условий. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром.

Диспозиции классифицируются последующим основаниям:

1. по способу описания:

- простые (описывают модель поведения без признаков)

- описательные (содержат признаки поведения)

- отсылочные (содержат ссылку к другой норме права того же НПА)

- бланкетные (содержат ссылку на другой НПА либо указывают на незаконность действий)

2. по юридической направленности

- предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения)

- обязывающие (содержат правила поведения для одного лица)

- рекомендательные (указывают на желательность или целесообразность поведения)

- запрещающие (указывают вид и меру запрещенного поведения)

3. по составу:

-простые (содержат одно правило поведения)

- сложные (содержат несколько обязательных правил поведения)

- альтернативные (содержат варианты возможного поведения)

3) Санкция – это элемент нормы права, содержащий ответственность за неисполнение норма права.

Различают следующие виды санкций:

1. по отраслям права:

- предусматривающие уголовную ответственность, гражданскую, дисциплинарную, административную

2. по объему:

- простые (содержащие одно неблагоприятное последствие)

- сложные (содержащие несколько совокупных неблагоприятных последствий)

- альтернативные (содержащие несколько неблагоприятных последствий, из которых наступает какое-либо одно по выбору правоприменителя)

Соотношение элементов нормы со статьями нормативных актов.

Норма права и статья нормативного акта могут как совпадать, так и не совпадать. В статье нормативного акта не всегда присутствуют все элементы нормы права. Существуют следующие способы изложения норм в нормативных актах:

1) Прямой (в статье нормативного акта присутствуют все элементы правовой нормы).

2) Отсылочный способ (в статье нормативного акта содержатся не все элементы, но есть отсылка к другим статьям того же нормативного акта или к иному нормативному акту).

3) Бланкетный способ изложения (в статье нормативного акта устанавливается только ответственность за нарушение определенных правил, но самих правил, т.е. диспозиции в ней нет, и нет прямой отсылки). Для применения данной нормы необходимо выяснить, за какие правила наступает ответственность.

 

47. Источник и форма права: соотношение понятий. Виды источников права и их использование в правовых системах разных стран. Особенности их в России.

Источник права шире, чем форма права. Источник - это правопроизводящие факторы. Могут быть материальные (условия жизни, социальные институты) и идеальные (наука).

Форма права - это внешняя форма выражения правовых норм. Часто используются как синонимы.

 

Разнообразие существующих в мире правовых систем предполагает существование различных видов источников права. К основным относятся:

1) Нормативный правовой акт

2) Обычай

нормативный договор

3) Прецедент

4) Нормативный договор

 

Нормативный правовой акт

- это официальный документ, акт правотворчества, закрепляющий правовые нормы. Нормативный акт является основным источником в континентальной системе права.

Обычай

Обычай – правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения в течение длительного периода времени. Является источником права в традиционной правовой системе (обычное право Африки). В РФ источником права является только тот обычай, который санкционирован государством (более распространен в морском торговом праве).

Прецедент.

- это решение вместе с его обоснованием, сформулированное в виде конкретного правила и обязательное для соблюдения при решении подобных вопросов в будущем для суда того же уровня или нижестоящего. Прецедент как источник права существует в правовых системах англо-саксонского типа. Допускается отмена прецедентных решений, но только вышестоящим судом или верхней палатой парламента. В континентальной системе права такого источника нет, но тенденции к его появлению намечаются.

Нормативный договор

- письменный документ, содержащий нормы права (Сырых). От НПА отличается способом принятия. Чтобы нормативный договор признавался источником права, необходимы условия:

- прямая санкция государства на возможность заключения

- взаимная ответственность за неисполнение

 

Виды нормативных договоров:

а) между субъектами государства (например, федеративный договор 1992 года, под которым подразумевают совокупность трех договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и её субъектами).

б) между учредителями организации

в) коллективные договоры

Остальные источники права могут признаваться источниками лишь в правопроизводящем смысле, но не содержат норм права:

Акты высших судов, судебная практика.

Доктрина права.

Еще в период римского права взгляды пяти признанных римских юристов признавались источниками правовых норм (Гай, Папиниан, Модестин, Павел, Ульпиан). В современный период эти источники встречаются в правовых системах мусульманской правовой семьи. В иных правовых системах доктрины права как источника не существует.

 

Особенности системы источников РФ.

- В РФ основным источником признается нормативный акт. Нормативные акты представляют собой иерархическую систему:

Федеральный уровень: Конституция РФ

Законы (Фед.конституционные законы, Федеральные законы)

Подзаконные акты (Указы Президента – особое место, т.к. в некоторых случаях принимаются по

вопросам, не урегулированным законодательно, Постановления Правительства)

Международные договоры – сложный вопрос по соотношению с КЦ РФ. КЦ РФ предусмотрено, что если международным договором предусмотрены иные правила – действует международный договор.

Венгеров отсюда делает вывод, что международные договоры обладают высшей юридической силой по сравнению с КЦ РФ. Противники данной точки зрения аргументируют, что действуют не международные договоры, а ратифицирующие их ФЗ. Соответственно, международные договоры являются ФЗ и стоят ниже КЦ РФ.

 

Уровень субъектов РФ: Конституции (уставы) субъектов

Законы субъектов

Подзаконные акты субъектов

Муниципальный уровень: акты представительных и исполнительных органов.

Локальные НПА

- Санкционированные обычаи встречаются, но их распространение не носит значительного характера (в ряде случаев- гражданское право, а также морское торговое).

- Прецедент как источник права отсутствует.

- Акты высших судов, судебная практика официально источником права не являются. Они являются источником в правопроизводящем смысле (способствуют формированию правовых норм), но не в формальном.

- Доктрина права как источник права не существует.

 

48. Правообразование (формирование) права и правотворчество: понятие и соотношение. Виды и принципы правотворчества.

Правотворчество – процесс позитивизации права, выражения права в источнике. Под правотворчеством при этом понимают деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм, и прежде всего государственную деятельность, но не только.

Формирование права - естественно-исторический процесс образования права, в ходе которого возникает потребность в правовом регулировании (предварительная правосозидательная работа). Необходимо также отметить, что предварительная правосозидательная работа не всегда предшествует правотворчеству, поскольку известны случаи «внезапного» принятия актов.

 

Соотношение правотворчества и формирования права – 2 т. зр.

1) правотворчество – самостоятельная процедура, осуществляемая после завершения формирования права

2) правотворчество – завершающая стадия формирования права

 

Чаще правотворчество рассматривают как завершающий этап формирования права (правообразования).

 

Правообразование состоит из следующих этапов:

1) вызывание условий для формирования правовой нормы (условия вырабатываются обществом, объективными потребностями)

2) подготовка законопроектов

3) собственно правотворчество (начинается с внесения проекта в законодательный орган).

 

 

В зависимости от различных оснований правотворчество делится на виды:

1) В зависимости от субъектов:

а) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

б) правотворчество государственных органов – самое распространенное (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

в) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

 

2) В зависимости от уровня:

а) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются законы)

б) подзаконное правотворчество гос.органов. В качестве особого вида выделяют конституционное нормотворчесво, судебное нормотворчество

в) подзаконное правотворчество негосударственных органов:

- правотворчество органов местного самоуправления

- локальное правотворчество

- нормотворчество народов (появление обычаев)

 

Принципы правотворчества:

- Научность (опора на научные достижения)

- Профессионализм (Правотворчество – деятельность лиц, обладающих специальной компетенцией). Например, хотя проект в законодательный орган может направить абсолютно любое лицо, тем не менее обязанность по принятию решения в отношении данного проекта возникает у законодательного органа лишь в том случае, если лицо, внесшее проект, обладает правом законодательной инициативы.

- Законность (Предполагает строгое исполнение гос.органами законодательных норм)

- Демократизм (Характеризует необходимую степень участия граждан в правотворчестве).

- Гласность (Означает открытость, прозрачность правотворчества для широкой общественности.)

- Оперативность (Предполагает своевременность обновления нормативной базы, своевременность издания

нормативных актов).

 

Стадии правотворчества (на примере законотворческой деятельности):

1) Внесение законопроекта *Вопрос Реутова на ГЭКе: «А Вы можете внести законопроект в Госдуму?» Ответ: ДА!, но обязанность принять решение у законодательного органа лишь в том случае, если право законодательной инициативы у субъекта есть

2) Обсуждение законопроекта.

3) Принятие закона.

4) Опубликование закона.

 

В иных видах правотворчества стадии отличаются, процессы менее масштабны.

 

Date: 2015-09-17; view: 601; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию