Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребители

Конкуренты

На рынке автоуслуг города практически отсутствуют.

Потенциальные конкуренты

Вероятность возникновения новой конкурирующей фирмы, оказывающей автоуслуги, мала.

Товары-заменители

Отсутствуют.

Поставщики

Поставщиками ГСМ являются ООО «Минимакс», ООО «ЛУКОЙЛ - Интер - Кард».

Основные поставщики запасных частей, материалов, резины: ООО «Бэст Пак»; ООО «Магнитогорская шинная компания»; ООО «Автодом».

Зависимость от поставщиков сильная, так как только они могут обеспечить требуемое качество при приемлемой себестоимости.

Потребители

Основные потребители: ОАО «ММК»; Группа компаний «ММК»

Зависимость от потребителей сильная.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АВТОТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Для расчета уровня конкурентоспособности ООО «Автотранспортное управление» мы выбрали еще два предприятия Челябинской области. ООО «АТБ-3» г. Челябинск, ООО «Грант Моторс», г. Сатка. Основные исходные данные для расчета представлены в табл. 1.

Уровень конкурентоспособности автотранспортных предприятий рекомендуется оценивать по совокупности следующих основных показателей:

1. соотношение предложения и спроса на перевозки грузов и услуги (СП);

2. качество транспортного обслуживания клиентуры (К);

3. соотношение доходов и расходов на перевозки (И);

4. количество видов перевозок, выполняемых автотранспортным предприятием (ВП);

5. обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами (производственно-технической базой и подвижным составом) (Р).

В общем виде, конкурентоспособность АТП (Ко) оценивается по сумме оценок приведенных показателей:

К о = СП + К + И + ВП + Р. (1.1)

Величина каждого показателя определяется по данным АТП за определенный период времени (год, квартал, полугодие) и оценивается коэффициентом конкурентоспособности данного показателя, соответственно Ксп, Кк, Ки, Квп, Кр.

Итоговый интегральный показатель конкурентоспособности в целом по автотранспортному предприятию (Ко) предлагается определять как средневзвешенную величину полученных коэффициентов:

К о = (К сп + К к + К и + К вп + К р)/ N, (1.2)

где N – количество показателей, в данном случае 5.

Коэффициенты конкурентоспособности по отдельным показателям оцениваются следующим образом.

1.1. Соотношение предложения и спроса на перевозки Таблица 1.1Исходные данные для расчета уровня конкурентоспособности
Исходные данные Автотранспортное предприятие
ООО «АТУ» ООО «АТБ-3» ООО «Грант Моторс»
Объем перевозок возможный, тыс. т. 1452,5 1342,9 1145,4
Объем перевозок принятый, тыс. т. 1125,3 1290,6 895,8
Объем перевозок по графику, тыс.т. 594,1 255 539,2
Доходы, млн. руб. 107,9 160,6 87,5
Расходы, млн. руб. 96,3 128,3 69,5
Списочное количество автомобилей, ед. 382 338 262
Количество специализированного подвижного состава, ед. 174 199 78
Количество видов перевозок,осуществляемых АТП 4 3 2
Стоимость ОПФ, млн. руб.в том числе: 258,7 234,8 198,8
стоимость ПТБ, млн. руб. 80,6 97,4 55,7
Средняя грузоподъемность парка, т. 28,7 32,5 18,8
При определении Ксп рекомендуется исходить из принципов рыночной экономики, для которых характерно превышение предложения над спросом (возможного объема над принятым). Поэтому конкурентоспособность АТП будет обеспечиваться когда Qвозм больше Qприн.Учитывая зарубежный опыт и реальные условия транспортного рынка России в качестве критерия, определяющего оптимальную величину конкурентоспособности АТП по соотношению спроса и предложения на перевозки грузов, принимаем разность между Qвозм и Qприн в размере 20%, т. е. отношение Qвозм к Qприн равно 1,25. При этом коэффициент конкурентоспособности АТП по данному показателю − Ксп составит 1. При разности между Qвозм и Qприн менее 20% конкурентоспособность АТП будет снижаться и пропорционально должен снижаться коэффициент конкурентоспособности Ксп.Если возможности АТП, выраженные через Qвозм, будут ниже, чем Qприн, это будет свидетельствовать о неконкурентоспособности АТП по данному показателю.Коэффициент конкурентоспособности АТП по данному показателю (Ксп) должен рассчитываться следующим образом: (1.3)где Qвозм – возможный объем перевозок грузов конкретного АТП за определенный период времени в тоннах или возможная транспортная работа в т/км, рассчитанная с учетом провозных возможностей данного АТП и местных условий перевозок среднего расстояния, структуры парка и т. п.); Qприн – принятый АТП объем перевозок грузов в т или грузооборот в т/км за соответствующий период времени; 1,25 – соотношение Qвозм и Qприн при коэффициенте конкурентоспособности 1.Соотношение спроса на перевозки и предложения определяется по соотношению возможного объема перевозок к принятому объему. По «АТУ» это соотношение равно 1,29, по «АТБ−3» − 1,04, по «Грант-Моторс» − 1,28.Возможные соотношения предложения и спроса на перевозки и услуги и их экспертная оценка с позиции конкурентоспособности АТП приведены в табл. 1.2.Таблица 1.2Показатели конкурентоспособности АТП в зависимости от соотношения предложения и спроса на перевозки и услуги
Показатели и коэффициенты Конкурентоспособность
высокая средняя низкая (неконкурентоспособность)
Qвозм/Qприн 1,25 и выше 1,00 − 1,24 менее 1,00
Ксп 1 0,80-0,99 0,4
По формуле 1.3 определяем соответствующий коэффициент Ксп и по табл. 1.2. определяем уровень конкурентоспособности предприятия по данному показателю.ООО «АТУ» Ксп = (1452,5/1125,3)/1,25 = 1,032 – высокая конкурентоспособностьООО «АТБ-3» Ксп = (1342,9/1290,6)/1,25 = 0,832 – средняя конкурентоспособность ООО «Грант-Моторс» Ксп = (1145,4/895,8)/1,25 = 1,28 – высокая конкурентоспособность.Коэффициент Ксп более 1,25 обозначает, что у АТП имеются значительные резервы по удовлетворению спроса на перевозки и услуги, а менее 1 – что АТП приняло на себя невыполнимые обязательства и собственными ресурсами неспособно удовлетворить заявленный спрос на перевозки и услуги.

1.2. Качество транспортного обслуживания клиентуры

Одним из наиболее важных и значимых показателей является показатель качества транспортного обслуживания клиента – учитывающий скорость и своевременность доставки грузов, сохранность грузов, качество и полноту дополнительных услуг, предоставляемых клиенту.

С учетом анализа различных способов оценки качества транспортного обслуживания и возможности определения показателей качества, влияющих на конкурентоспособность АТП, выбраны следующие два основных показателя:

− уровень специализации парка автотранспортных средств;

− уровень перевозок грузов по графикам.

Уровень специализации парка автотранспортных средств характеризует способность выполнять перевозки различных грузов с наименьшими количественными и качественными потерями. Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что автотранспортные предприятия с высоким уровнем специализации парка наиболее качественно выполняют доставку грузов, при этом коэффициент специализации парка составляет 70% и более.

Уровень перевозок грузов по графикам характеризует способность АТП выполнять перевозки ритмично и в необходимое для клиента время.

1.2.1. Определение уровня специализации парка

Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости от уровня специализации парка рекомендуется оценивать по табл. 1.3.

Таблица 1.3.

Показатели конкурентоспособности АТП в зависимости от уровня

специализации парка автотранспортных средств

Показатели и коэффициенты Конкурентоспособность
высокая средняя низкая
Усп% 90 – 100 50 – 89 менее 50
Кс 0,9 – 1 0,5 – 0,89 0,01 – 0,49

Уровень специализации парка автотранспортных средств Усп определяется как отношение количества специализированных автомобилей к общему количеству автомобилей в парке:

(4.3)где Асп – количество специализированных автомобилей в парке;

К специализированным автомобилям относятся автомобили-самосвалы, автомобили-фургоны, автомобили-цистерны и другие автомобили со специализированными кузовами.

Аобщ – общее количество автомобилей в парке, включающее количество специализированных автомобилей и автомобилей с бортовыми платформами.

ООО «АТУ»: Усп = (174/382)*100% = 0,45 – предприятие неконкурентоспособно по данному показателю.

ООО «АТБ-3»: Усп = (199/338)*100% = 0,59 – средння конкурентоспособность.

ООО «Грант Моторс»: Усп = (78/262)*100% = 0,3 – предприятие неконкурентоспособно по данному показателю.

Если уровень специализации парка составляет 100% и более, экспертно можно принять, что АТП способно обеспечить сохранность перевозимых грузов, поэтому, в этом случае коэффициент конкурентоспособности по этому показателю составит 1.

При снижении уровня специализации парка, снижается и его способность в обеспечении сохранности перевозимых грузов, в связи с чем снижается и коэффициент конкурентоспособности Кс, а при уровне специализации парка менее 50% - предприятие следует считать неконкурентоспособным по данному фактору.

При оценке конкурентоспособности АТП по показателю «качество транспортного обслуживания» одним из показателей выбран уровень перевозок, выполняемых по графикам.

Уровень графиковых перевозок характеризует способность АТП доставлять грузы своевременно, в намеченные сроки. Чем выше уровень графиковых перевозок, тем выше конкурентоспособность АТП, т. е. тем выше уровень качественного обслуживания клиента.

1.2.2. Определение уровня осуществления перевозок по графикам

С учетом опыта организации перевозок высший уровень конкурентоспособности АТП по данному показателю Кгр равен 1 при уровне графиковых перевозок 100 %. Снижение уровня графиковых перевозок приводит к снижению коэффициента конкурентоспособности Кс. Если уровень перевозок грузов по графику менее 40 %, следует считать, что АТП неспособно качественно обслуживать клиента с обеспечением доставки грузов в срок.

Уровень перевозок грузов по графикам определяется как отношение объема перевозок грузов, выполняемых по графикам к общему объему перевозок грузов, выполняемых АТП:

(1.4)

где Угр – уровень перевозок грузов по графикам;

Qгр – объем перевозок грузов, выполняемый по графикам, т;

Qприн – объем перевозок грузов, принятый АТП к выполнению, т.

Найдем уровень перевозок грузов по графику и определим конкурентоспособность предприятия по табл. 4.3

ООО «АТУ»: Угр = (594,1/1125,3)*100% = 0,53 – средння конкурентоспособность.

ООО «АТБ-3»: Угр = (255/1290,6)*100% = 0,2 – предприятие неконкурентоспособно по данному показателю.

ООО «Грант Моторс»: Угр = (539,2/895,8)*100% = 0,6 – средння конкурентоспособность.

Совокупный коэффициент, характеризующий способность АТП выполнять перевозки на качественном уровне, определяется как полусумма коэффициентов Кс и Кгр:

К к = (К с + К гр)/ 2 (1.5)

Определяем совокупный коэффициент Кк, характеризующий возможность АТП осуществлять качественное обслуживание клиентуры, который составляет:

по ООО «АТУ»: Кк = (0,45+0,53)/2 = 0,49.

по ООО «АТБ-3»: Кк = (0,59+0,2)/2 = 0,395.

по ООО «Грант Моторс»: Кк = (0,3+0,6)/2 = 0,45.

1.3. Соотношение доходов и расходов на перевозки грузов.

Этот показатель характеризует возможности АТП выполнять перевозки грузов рентабельно и с меньшими затратами. При определении этого показателя исходим из принципа меньших издержек по отношению к доходам. Поэтому в качестве оценочного показателя предлагается соотношение доходов и расходов.

Если соотношение доходов и расходов АТП составляет 1,3 и более, это свидетельствует об экономичной работе АТП, производительном использовании транспортных средств и рентабельной работе предприятия. Следовательно и конкурентоспособность АТП с позиции данного показателя является высокой и может быть оценена коэффициентом Ки равным 1.

Уменьшение этого соотношения приводит к соответствующему снижению конкурентоспособности АТП по данному показателю, а если соотношение доходов к расходам менее 1, т.е. расходы превышают доходы, предприятие следует признать неконкурентоспособным.

4.3.1. Определение соотношения доходов и расходов на перевозки

Коэффициент конкурентоспособности определяется по формуле:

(1.6.)

где Д – доходы АТП за определенный период, руб.;

Р – расходы АТП за тот же период, руб.;

1,3 – соотношение доходов и расходов при коэффициенте конкурентоспособности 1.

Соотношение доходов к расходам:

по ООО «АТУ» - 1,12.

по ООО «АТБ-3» - 1,25.

по ООО «Грант Моторс» - 1,26.

По формуле 4.6. определяем коэффициент Ки и по таблице зависимости 4.4 определяем конкурентоспособность предприятия по данному показателю.

ООО «АТУ»: Ки = 1,12/1,3 = 0,86 – среднняя конкурентоспособность.

ООО «АТБ-3»: Ки = 1,25/1,3 = 0,96 – высокая конкурентоспособность.

ООО «Грант Моторс»: Ки = 1,26/1,3 = 0,97 – высокая конкурентоспособность.

 

Таблица 1.4

Уровень конкурентоспособности от соотношения доходов и расходов

Показатели и коэффициенты Конкурентоспособность
высокая средняя низкая
Д/Р более 1,25 1,00 – 1,24 менее 40
Ки 0,9 – 1 0,76 – 0,89 0,4

1.4. Количество видов перевозок, выполняемых автотранспортным предприятием

При оценке данного показателя следует исходить из того, что в условиях рынка высокий уровень специализации автотранспортного предприятия необходим как основа для выполнения перевозок на высоком качественном уровне. Однако, рыночные условия и транспортный рынок подвержены различным, в т.ч. значительным колебаниям спроса на транспортную продукцию. Поэтому, с целью сглаживания негативных последствий рынка, автотранспортные предприятия должны заниматься и другими видами перевозок (междугородными, международными и т. д.) или другими видами деятельности, например, транспортно-экспедиционным обслуживанием и т. п.

В нашей стране в переходных условиях к рынку АТП должны также, наряду с основным профилем предприятия, заниматься и другими видами перевозок, чтобы быть конкурентоспособными.

Поэтому, в методике предусмотрена зависимость коэффициента конкурентоспособности АТП Квп от количества видов осуществляемых перевозок, которые имеют следующую классификацию:

− внутригородские и пригородные перевозки товаров народного потребления;

− перевозки грузов самосвалами;

− внутриобластные перевозки;

− междугородные перевозки;

− международные перевозки.

Наибольший коэффициент конкурентоспособности Квп равным 1 имеют АТП, которые осуществляют 3 и более видов перевозок. Меньшее количество видов перевозок снижает коэффициент конкурентоспособности (табл. 4.5).

 

Таблица 1.5

Показатели конкурентоспособности АТП в зависимости от количества выполняемых видов перевозок (видов деятельности)

Количество видов перевозок 1 2 3 и более
Коэффициент конкурентоспособности, Квп 0,6 0,8 1

На нашем предприятии осуществляется 4 вида перервозок (перевозки грузов самосвалами; внутриобластные перевозки; междугородные перевозки; международные перевозки). В соответствии с этим коэффициент Квп равен 1 (см. табл. 1.5). Для ООО «АТБ-3» этот коэффициент (в соответствии с количеством осуществляемых перевозок – городские, внутриобластные и междугородные)тоже будет равен 1. А для ООО «Грант Моторс»: 0,8 (городские, международные перевозки).

1.5. Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами

(производственной базой и подвижным составом)

Конкурентоспособность АТП зависит от состояния производственной базы и соответствия парка подвижного состава условиям перевозок.

Поэтому, в качестве основных показателей, определяющих конкурентоспособность АТП выбраны:

− соотношение между активной частью (подвижным составом) основных производственных фондов и основными производственными фондами, относящимися непосредственно к производственной базе АТП. В качестве критерия с учетом отечественного и зарубежного опыта рекомендуется величина 40 %, характеризующая оптимальную величину удельного веса производственной базы к основным производственным фондам (ОПФ);

− средняя грузоподъемность автомобильного парка. По этому показателю рекомендуется сравнивать фактические данные по отчету за определенный период с экспертными оценками рациональной величины средней грузоподъемности парка с учетом его специализации.

При удельном весе производственно-технической базы 40% и более к основным производственным фондам конкурентоспособность АТП принята наивысшей и оценивается коэффициентом Кптб равным 1.

1.5.1. Определение обеспеченности производственно-технической базойУровень конкурентоспособности АТП с позиции обеспеченности производственной базой рекомендуется оценивать по табл. 1.6.Таблица 1.6.Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости от уровня развитияпроизводственной базы
Показатели и коэффициенты Конкурентоспособность
высокая средняя
Удельный вес ПТБ в ОПФ, % 36 – 40 20 – 35
Коэффициент, Кптб 0,9 – 1 0,5 – 0,89
При удельном весе производственной базы в основных производственных фондах менее 20 %, и если коэффициент Кптб = 0,45, то предприятие следует считать неконкурентоспособным по этому фактору.

Коэффициент конкурентоспособности по обеспеченности производственно-технической базы АТП рекомендуется определять по формуле

, (1.7.) где ПТБ – стоимость производственно-технической базы, руб.; ОПФ – стоимость основных производственных фондов, руб.; 40 – удельный вес ПТБ в ОПФ при коэффициенте конкурентоспособности 1.Удельный вес производственно-технической базы в ОПФ составляет:

по ООО «АТУ» - 31,16%.

по ООО «АТБ-3» - 41,48%.

по ООО «Грант Моторс» - 28,02%.

По формуле 4.7. и по таблице 4.6 определяем коэффициент Кптб и уровень конкурентоспособности по обеспеченности производственно-технической базой.ООО «АТУ»: Кптб = 31,16/40 = 0,78 – уровень конкурентоспособности по обеспеченности производственно-технической базы является средним.

ООО «АТБ-3»: Кптб = 41,48/40 = 1,04 – высокий уровень конкурентоспособности по данному показателю.

ООО «Грант Моторс»: Кптб = 28,02/40 = 0,7005 – уровень конкурентоспособности по обеспеченности производственно-технической базы является средним.4.6. Определение соответствия грузоподъемности парка его рациональному уровню.Конкурентоспособность АТП рекомендуется оценивать также с позиции соответствия грузоподъемности парка его рациональному уровню.При этом фактическую среднюю грузоподъемность (Qфср) рекомендуется определять по отчетным данным, а рациональную – на основе экспертной оценки по группам специализации автомобилей по формуле: (1.8.)

где Qср – средняя грузоподъемность рационального парка;

Qб, Qс, Qф, Qц, Qп – средняя рациональная грузоподъемность соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей;

Аб, Ас, Аф, Ац, Ап – среднесписочное количество соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей.

Если фактическая средняя грузоподъемность парка (Qфср) совпадает с рациональной (Qср), то следует считать, что АТП имеет парк, соответствующий условиям перевозок и, следовательно вполне конкурентоспособно, а коэффициент конкурентоспособности Кп будет составлять 1.

Конкурентоспособность АТП в зависимости от соответствия фактической средней грузоподъемности парка рациональному уровню рекомендуется определять по табл. 1.7.

Таблица 1.7

Показатели конкурентоспособности АТП в зависимости от соответствия грузоподъемности парка условиям перевозок

Показатель конкурентоспособности 100 91/99 81/90 71/80 61/70 51-60
Коэффициент, Кп 1 0,91/0,99 0,81/0,9 0,71/0,8 0,61/0,7 0,51/0,6

Процент соответствия грузоподъемности парка его рациональному уровню составляет:

− по ООО «АТУ» – 64%;

− по ООО «АТБ−3» – 90%;

− по ООО «Грант Моторс» – 66%.

По таблице 4.7 определяем коэффициент Кп.

Для ООО «АТУ» коэффициент Кп равен 0,64, для ООО «Грант Моторс» коэффициент Кп равен 0,66. Для ООО «АТБ−3» коэффициент Кп равен 0,90.

Совокупный коэффициент, характеризующий обеспеченность АТП ресурсами определяется как полусумма коэффициентов Кптб и Кп:

К р = (К птб + К п) / 2 (1.9.)

По формуле 4.9. определяем совокупный коэффициент, характеризующий обеспеченность АТП ресурсами:

ООО «АТУ»: Кр = (0,78+0,64)/2 = 0,71.

ООО «АТБ-3»: Кр = (1,04+0,9)/2 = 0,97.

ООО «Грант Моторс»: Кр = (0,7005+0,66)/2 = 0,68.

4.7. Определение показателя конкурентоспособности по АТП в целом

Общая конкурентоспособность автотранспортного предприятия определяется как средняя величина по сумме всех коэффициентов – Ксп, Кк, Ки, Квп, Кр:

Ко = (К сп + К к + К и + К вп + К р)/ 5 (1.10.)

Если в результате интегральной оценки Ко составит величину от 0,8 до 1 автотранспортное предприятие следует считать высоко конкурентоспособным, при Ко от 0,5 до 0,79 – средней конкурентоспособности, менее 0,5 – неконкурентоспособным.

На основе определенных по каждому показателю коэффициентов, рассчитываем итоговый показатель конкурентоспособности:

ООО «АТУ»: Ко = (1,032+0,49+0,86+1+0,71)/5 = 0,82.

ООО «АТБ-3»: Ко = (0,832+0,395+0,96+1+0,97)/5 = 0,83.

ООО «Грант Моторс»: Ко = (1,28+0,45+0,97+0,8+068)/5 = 0,84.

У всех предприятий в условиях рынка высокий уровень конкурентоспособности.

Показатель конкурентоспособности может быть выражен в процентах. Тогда уровень конкурентоспособности будет равен для ООО «АТУ» - 82%; ООО «АТБ-3» - 83%; ООО «Грант Моторс» - 84%.

Сводная таблица коэффициентов конкурентоспособности

Коэффициенты Автотранспортное предприятие
ООО «АТУ» ООО «АТБ-3» ООО «Грант Моторс»
Ксп 1,032 0,832 1,28
Кк 0,49 0,395 0,45
Ки 0,86 0,96 0,97
Кв     0,8
Кр 0,71 0,97 0,68
Ко 0,82 0,83 0,84

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Экзаменационный билет №8 | Исследования и освоения

Date: 2015-09-05; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию