Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Превыше ангелов





 

Прежде чем обратиться к следующему разделу, необходимо остановиться на одной чрезвычайно важной теме, свидетельствующей об очень внимательном отношении автора к Ветхому Завету. Он обращается к Ветхому Завету и приводит многочисленные примеры из его истории; мы встречаем множество имен, цитат, персонажей и ветхозаветных концепций. В этой связи, во избежание непонимания, важно понять отношение автора к Ветхому Завету. Возьмем, к примеру, два момента в анализируемом нами отрывке. Здесь автор приводит несколько цитат, подтверждающих превосходство Христа над ангелами. Чтобы четко обозначить Божественность Христа, в 1:8 цитируется Пс. 44:7, первоначально адресованный ветхозаветному царю; в другом стихе (1:10) цитируется Пс. 101:26, где говорится о созидательном творчестве Бога и об участии Христа в акте творения, о чем шла речь в первых стихах рассматриваемой главы. Можно усомниться в правомерности приложения этих древних стихов – первого, поскольку он посвящен земному царю, и второго, поскольку он посвящен всемогуществу Бога, – к концепции Божественного происхождения Иисуса. В связи с этими обстоятельствами уместно рассмотреть несколько моментов.

Во‑первых, автор глубоко убежден в христоцентричности содержания книг Ветхого Завета, потому что их авторы часто обращали свой взор за пределы описываемых ими событий, вглядываясь в тот день, когда должны были исполниться их пророчества, а за непосредственными обстоятельствами вставали великие реалии будущего, о чем говорится великолепным по своей выразительности языком. Такой подход характерен не только для автора Послания к Евреям. Когда пророк Исаия описывает страдания раба Господня в своей знаменитой песне о Рабе Израиля, на память приходят некоторые персонажи ветхозаветного времени как возможные кандидаты на исполнение этой весьма трудной и даже непосильной миссии. Может быть, это сам пророк, или его верный соратник, или какой‑то новый народный герой, или сам израильский народ, или его остаток? Но когда эфиопский евнух спросил, кто же на самом деле этот Раб Израиля, о котором говорится в Ис. 53, Филипп сказал ему, что это пророчество уже исполнилось в Христе (Деян. 8:34,35). Цитируя в гл. 1 два упомянутых нами псалма, автор, совсем не отрицая ценности заложенного в них первоначального значения, смотрит вперед, за его пределы, извлекая из этих текстов более глубокое и более важное содержание. Он не пытается найти в них что‑то, он просто извлекает истину, в них заключенную; он уверен в том, что идея Христа пронизывает все ветхозаветное Писание, хотя его авторы, по‑видимому, не вполне это сознавали.

Глубокое проникновение в смысл ветхозаветного Писания позволяет автору утверждать, что Ветхий Завет приписывает Христу превосходство над ангелами (гл. 1), утверждает Его единство со Своим народом (гл. 2), дарованное Ему Богом призвание к первосвященнической миссии (гл. 5), говорит о несокрушимости этого призвания (гл. 7) и Его безусловном послушании Отцу (гл. 10). Используя выразительные языковые средства и образы Ветхого Завета, автор рассматривает великое дело Христа по спасению людей в контексте священнического и жертвенного служения, а Его нынешнее благословение – в контексте заключенного завета и обетований. Важно понять, что мы имеем дело не только с личным отношением автора послания к Ветхому Завету, но и с отношением к нему Самого Христа. Заговорив с двумя путниками, уныло бредущими по дороге в Эммаус, Иисус заметил, что они очень плохо знают то, что Ветхий Завет говорил им о грядущем Мессии: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

Кроме того, что автор глубоко убежден в христоцентричности ветхозаветного Писания, он также уверен, что оно будет важным во все времена. Истина Писания не останется откровением только для далекой древности, не станет исторической летописью дел, совершенных Богом в Израиле. Учение об обрядовых церемониях и жертвоприношениях во всей полноте исполнилось во Христе. Ветхозаветное послание, которое впервые прозвучало тогда для народа, состоявшего в завете с Богом, и говорило о Божьей верности, надежности и любви, было не менее актуальным для первых христиан, чем для древних иудеев.

Послание начинается с напоминания о многообразии и силе древних откровений, теперь же автор подкрепляет свою убежденность в превосходстве Христа цитатами из некоторых ветхозаветных текстов. Осознавая, что между человеком и Богом лежит глубокая пропасть, иудеи возложили все свои надежды на посредников. В особенно критические моменты их истории Бог посылал ангелов, чтобы открыть им Свою волю (Быт. 18:1–8; 19:1‑23; Деян. 7:53; Гал. 3:19). Те первые читатели послания прекрасно знали, что Иисус был не просто хороший человек, однако их современники‑иудеи не признавали Его Божественности. Испытывая на себе религиозное давление и подвергаясь общественному остракизму, некоторые иудейские христиане не выдерживали и были готовы отступить от веры. Возможно, они оправдывались, говоря: «Конечно, Он был не такой, как все, но Он не был Богом». А может быть, так: «Он был самым великим из ангелов и сотворен Богом как совершеннейший ангел, предназначенный для выполнения особого задания среди людей». Автор приводит ряд стихов из Септуагинты, греческого перевода Ветхого Завета, с целью показать несостоятельность такой точки зрения. Христос – Сын Бога и, следовательно, Он бесконечно выше самого выдающегося ангела из всего небесного воинства.

 

…Воссел одесную (престола) величия на высоте, 4 Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном»? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». 7 Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». 8 А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. 9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». 10 И: «в началеТы, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; 11 Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза, 12 И как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся». 13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? 14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

 

 

1. Величие Его имени (1:4,5)

 

Христа нельзя поставить на один уровень с ангелами, потому что Его имя «столько превосходнее Ангелов». Имя ангелов означает «посланники», и известно, что они нередко выполняли роль глашатаев Божьей воли. Ангелы постоянно фигурируют не только в ветхозаветном Писании, будучи активными участниками происходивших тогда событий, но нередко появляются и в Новом Завете. Так, ангелы укрепляли Иисуса в пустыне в начале Его земного служения и в Гефсиманском саду в конце (Лк. 1:19,26–37; 2:13,14; Мф. 4:11; Лк. 22:43). Они приходили на помощь не только Господу Иисусу в самые тяжелые моменты как посланники Божьей любви и силы, но они помогали также и христианскому народу в моменты гонений и опасностей. По воле Бога они появлялись в тюрьме, чтобы освободить узников, они являлись учителям, чтобы наставить и укрепить их, верующим, чтобы ободрить их, богохульникам, чтобы наказать их, и путникам, чтобы помочь им (Деян. 5:19; 8:26; 10:3; 12:23; 27:23–25). Но какими бы значительными ни были все эти события, ангелы были всего лишь посланниками, ибо таково их имя и такова их миссия. Имя Христа выше и превосходнее лучшего из ангелов. Он намного больше, чем посланник, – Он Сын Бога (Евр. 1:5, цит.: Пс. 2:7; 2 Цар. 7:14).

 

2. Высота Его достоинства (1:6)

 

Ангелы были посланниками, а Он Сын; ангелы поклонялись Ему, а Он – единственный объект их поклонения. При совершившемся боговоплощении они соединили свои голоса в хвале, потому что это было угодно Богу. Пусть все Божьи ангелы славятЕго (рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. – Примеч. пер.) – это парафраз Втор. 32:43 в тексте Септуагинты: «Пусть сыны Божьи славят Его… и пусть все ангелы Божьи воспевают силу Его». Или вот цитата из Пс. 96:7 (Септуагинта): «Поклонитесь Ему все ангелы Его». Следовательно, автор разъясняет, что поклонение Сыну – обязанность ангелов. Очевидно, что Он неизмеримо превосходнее тех, которые, подчиняясь Богу, непрестанно воздают Ему честь и возносят хвалу.

 

3. Превосходство Его природы (1:7)

 

Ангелы поклоняются Христу, потому что признают совершенное превосходство Его природы над своей: они – слуги, дуновение и огонь, порождаемые Божьей волей (Пс. 103:4), к Христу же применяется другая терминология, свидетельствующая о Его несравнимой с ангелами, высшей Божественной природе: Об Ангелах сказано… А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века» (1:7,8). Также отмечается вечный и непреходящий характер Божественного происхождения Христа. Звание «Сын» дано Ему не только за дела, совершенные на земле, в нем звучит истина о родстве, заложенном в вечности. И это на века (в русском переводе Библии – «в век века». – Примеч. пер.). Автор воссоздает колоритный человеческий облик Христа, однако никогда не делает этого в ущерб Божественной сущности Его природы. Поэтому первым христианам было ясно показано, что пренебрежение к Христу равнозначно пренебрежению к Богу.

 

4. Важность Его роли (1:8а)

 

А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века». В первых строках послания сказано, что Бог говорил через Христа (1:2), что Христос воссел по правую руку Отца (1:3), так как Его искупительная миссия завершена. Далее мы убедились в суверенности Христа. Он не только пророк, который говорит, и священник, который несет служение, – Он Царь, который правит. Дон Капитт, богослов радикального направления из Кембриджа, уже упоминавшийся выше, анализирует этот стих в рамках новозаветных утверждений о Божественной природе Христа, которую он, тем не менее, отрицает. Он замечает, что в цитируемом здесь псалме речь идет о царе Израиля, и предлагает следующий перевод: «Бог есть твой престол…» или «Этот престол, подобно Богу…», подразумевающий, что «царь правит согласно божественному праву и имеет всю полноту полномочий от Бога»[12].

Подобные писатели не могут понять, что автор Послания к Евреям пользуется ветхозаветными цитатами по вдохновению от Святого Духа, и делается это для того, чтобы открыть жизнеутверждающие истины Нового Завета. Нисколько не умаляя значения ветхозаветных высказываний (о земном или мессианском царе), автор выходит за пределы их первоначального смысла и пользуется ими как удобным средством передачи уникальной вести о Божественном происхождении Христа. Далее автор скажет, что предавать Христа и оставлять Евангелие – значит «снова распинать в себе Сына Божия и ругаться Ему» (6:6), презирать Сына Божьего и кровь завета (10:29). Но прежде чем отрезвить колеблющихся и маловерных христиан этим резким предупреждением, он рисует словесный портрет Христа как истинного, вечного и единственного Царя человечества и использует весь имеющийся арсенал царственной символики, чтобы помочь человеку во всей полноте увидеть величие Его личности. Ему принадлежат вечный престол, скипетр праведности и вселенская власть. Царственное помазание елеем – это знак высшей радости Бога при виде красоты и совершенства Своего Сына, это знак высшего удовлетворения и одобрения Богом величественного деяния, совершенного Сыном. И во всем Христос превзошел своих соучастников. Как мы уже видели, ангелы помогали Ему подготовиться к крестным мучениям, однако только Он мог взять на Себя наши грехи. Своей спасительной смертью и победным воскресением Он установил Свое царство и ожидает от нас безусловной преданности и искренней любви.

 

5. Превосходство Его личного примера (1:8б,9)

 

По‑видимому, в этих стихах совсем не случайно речь идет о высших моральных и этических качествах Христа в сравнении с ангелами. Известно, что Писание не раз говорит о недобрых ангелах (Быт. 6:1–6; Мф. 25:41; 2 Пет. 2:4; Откр. 12:7–9), и если слабые христиане‑иудеи приравняли бы Христа к ангелам, то всегда ли Он был бы в их представлении достаточно «хорош»? Такое отношение к Нему было характерно для большинства иудеев, современников Христа, считавших Его самозванцем и богохульником. Но каким бы высоким или низким ни был моральный уровень ангелов, Иисус неизмеримо выше любого из них. Самые образцовые ангелы никогда не переживали ужасов человеческих искушений; они никогда не слышали страшный голос злой силы, звучавший не только в уединении пустыни, но и в компании доброжелательных друзей (Мф. 4:1‑11; 16:23). Христос мужественно шел по жизни, живя среди людей и ради людей, и Его чистая жизнь была образцом праведности (ибо Он любил ее), послушания (ибо Он ненавидел беззаконие; 1:9), радости (ибо Он стремился прославить Отца; 5:8); Он находил искреннюю радость в смирении и был послушен Отцу до самой смерти на кресте (2:2). Таким образом, делает вывод автор, то, что Он жил среди нас как человек, а не как ангел, открывает нашему внимательному взору все совершенство и нравственное богатство Его прекрасной жизни и вместе с тем – все величие и достоинство Его жертвенной смерти.

 

6. Величие Его дела (1:10–12)

 

Рассуждение о превосходстве Христа над ангелами переходит здесь в другую плоскость. Ангелы – всего лишь творения, созданные по определенному Божьему замыслу (1:7), но Христос не сотворен, Он есть полномочный сотрудник Бога в акте творения (Пс. 101:25–27), через Него Бог «веки сотворил» (1:2). Будучи частью тварного мира, временного, преходящего по своей природе, ангелы неизбежно разделяют его судьбу. И красоты земли, и великолепие небес – все погибнет, но останется вечно живым неизменный Христос. Интересно, что послание напоминало своим первым читателям о том, что в окружавшем их неустойчивом и изменчивом мире они могли быть уверены в постоянном присутствии рядом с ними неизменного Господа Иисуса Христа. Для них убедительно прозвучало это слово – Ты пребываешь.

Это ободряющее и укрепляющее дух известие звучит не только в начале послания, но и в самом его конце: «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (13:8).

 

7. Величие Его подвига (1:13а)

 

Послание начиналось с прославления Христа как Искупителя и Творца. Он «воссел одесную (престола) величия на высоте» (1:3). Аргументируя превосходство Христа над ангелами, автор говорит о том, что Он сидит у престола вечного Царства. Ни один из ангелов никогда не был посажен по правую руку Бога. Ангелы всегда спешили на Его зов, но их дела никогда не сравнятся с великим и всеобъемлющим делом, которое завершил Христос. Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня»? Разумеется, никому, потому что ангелы не умеют сострадать людям и искупать их вину, как это сделал Христос, или ходатайствовать за них, что Христос делает сейчас. Ангелы могут служить нам (1:14), но не могут спасать нас. Его имя выше ангелов, потому что Он не только Сын, но и Спаситель.

 

8. Превосходство Его статуса (1:13б)

 

Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Ни один ангел никогда не слышал ничего подобно в свой адрес, ибо ни один из них не заслужил такого великого статуса и такой великой чести. Ангелы представляют собой огромное множество прославлющих Христа существ, которые знают высшее откровение о Христе, понимают уникальность Его личности, завершенность выполненного Им дела, осознают Божественность Его природы и беспрецедентность Его достижений. В I в. Божий служитель Иоанн, сосланный на остров Патмос за свою веру, слышал громкий голос огромного небесного хора, прославляющего Христа. Этот хор состоял из «голос многих Ангелов». Они громко воспевали Ему хвалу: «Достоин Агнец закланный» (Отк. 5:11,12). Настанет великий день, когда всякий язык, включая небесных обитателей, исповедует Его славу и превосходство (Флп. 2:10). Такова будущая судьба Христа. Ни один ангел не достоин такой чести. Все небесные силы покорятся Ему (1 Пет. 3:22).

Помимо славного служения на небесах ангелы несут служение на земле как служебные духи, посылаемые на служение наследникам спасения. О чем говорят эти строки человеку третьего тысячелетия? Не свойственно ли даже христианам сомнение в сверхъестественном? Анализируя эти стихи, Джин Херинг говорит, что, по всей видимости, тема ангелов «потеряла смысл для большинства современных христиан, которые больше не верят в их существование. Но христианское богословие не должно приспосабливаться к запросам невежественного сознания этого мира, отрицающего все, что не подпадает под категорию восприятия органов чувств». Вера в сверхъестественное привлекает огромное число людей к оккультным практикам с их привязанностью к невидимым силам. Херинг предупреждает: «Недалек тот день, когда только новозаветная доктрина об ангелах сможет противостать определенным гностическим или „религиозным“ движениям, которые, преднамеренно или нет, способствуют увлечению верующих культами различных ангелов, властей и прочих „элементов“».

Оказывается, что некоторые христиане, не желающие верить в существование ангелов, тем не менее не сомневаются в существовании бесов. Сегодня экзорцизм популярнее, чем доктрина об ангелах. Но допустимо ли, чтобы верующий принимал весть о духах зла и игнорировал учение о силах добра? Разве рассуждения автора о служении ангелов не ободряют верующих, и особенно тех, кто находится под градом вражеских стрел? Члены ранней церкви, испытывавшие жестокие преследования, находили огромное утешение в твердой надежде на помощь этих невидимых Божьих посланников. Мари Монсен, норвежская миссионерка, работавшая в Северном Китае, свидетельствовала о вмешательстве ангелов в опасные для христиан периоды. Однажды, когда солдаты окружили здание миссии и готовились к вторжению, христиане, укрывшиеся за его хрупкими стенами, были поражены внезапно наступившей тишиной. Через несколько дней мародеры рассказывали, что они совсем, было, готовы были ворваться внутрь, когда увидели на крыше солдат высокого роста с сияющими лицами. Один неверующий спрашивал: «Кто это такие были там, на восточной террасе прошлой ночью? Там было много каких‑то людей, и я несколько раз открывал дверь, чтобы посмотреть, нет ли поблизости огня». Мари Монсен говорит: «Язычники видели их, это был знак для них, но для нас они были невидимы. Я вдруг с особой силой поняла, как редко мы вспоминаем о том, что „Господь, Бог многочисленного воинства“ посылает Своих сильных ангелов „на служение тем, которые наследуют спасение“ (Евр. 1:14, RV)»[13].

 

 

2:1‑4

Date: 2015-09-17; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию