Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пропавшие ногти. Разумеется, это небольшой coup de théâtre[2]видока, эффект которого зиждется на шоке – реакции
Разумеется, это небольшой coup de théâtre[2]Видока, эффект которого зиждется на шоке – реакции, на которую я в данном случае не способен. В конце концов, для студента‑медика тело – это только тело. Единственный факт, вызывающий удивление, заключается в том, что тело Кретьена Леблана все еще здесь. При обычных обстоятельствах его доставили бы прямиком на Вожирар, Кламар или, в случае недостатка средств, на Землю Горшечника в Пер‑Лашез.[3]Видок, очевидно, желает, чтобы произошла наша частная встреча, и, пока этого не случится, двигаться дальше не намерен. Так что я, нахмурив брови, впиваюсь взглядом в неподвижное лицо, маслянистое от свечного света. Рассматриваю римский нос с волосатыми ноздрями, подбородок, разделенный посередине впадиной глубиной в палец, потеки крови на теперь уже навсегда опущенных веках. Крашеные темные волосы откинуты назад, так что видна седина на корнях, но усики аккуратно причесаны, брови подстрижены, а поры источают резкий, сладкий аромат помады. – Лет пятьдесят пять – пятьдесят шесть, – замечает Видок. – Точнее сказать нельзя. – Он стоит так близко, что его подбородок щекочет мне плечо. – Ну как, доктор, наводит на какие‑нибудь размышления? – Я его не знаю. – Точно? – Абсолютно. Видок неразборчиво ворчит, складывает руки за головой и прислоняется к стене. – У него не было семьи. Два дня ушло на поиски человека, который смог бы его опознать. Возблагодарим Бога за существование кредиторов, доктор! Сапожный мастер с улицы Дофин явился с жалобой. Заявил, что какой‑то мерзавец по фамилии Леблан заказал ему сапоги, а сам слинял. «Слинял? – переспрашиваю. – Если быть точным, отправился в лучший мир». А сапожник – тот еще гусь! Бросает взгляд на труп и говорит: «Черти бы побрали твою душу! Кто теперь вернет мои семь ливров?» Видок хихикает. – Я, само собой, и рад бы ему заплатить из личных средств Леблана, да только когда мы нашли тело, от кошелька и следа не осталось. Да и от одежды тоже. Оставь труп лежать, и его оберут до последней нитки. Коронки с зубов поснимают. Нет, – произносит он, и его голос звучит все тише и тише, – боюсь, единственное, что осталось на месье Леблане, это его панталоны. Он склоняется над трупом. – Так‑так, – бормочет он и неожиданно мягким жестом проводит рукой по напомаженным волосам. – Вы же понимаете, доктор, – он переводит взгляд на меня, – при моей работе нет‑нет да и приходится иметь дело с покойниками. Обычно убивают, когда не удается ограбить. Или жертва слишком протестует. Или вор не профессионал. Что‑то идет не так, ему не удается перерезать тесемку кошелька, он впадает в панику. Или бывает еще, что жертва узнает вора, и приходится ее… – Он смотрит мне в глаза. – Обычно это делается быстро. И чисто. Здесь все выглядит по‑другому. Он полностью снимает с тела простыню. – Что скажете? – спрашивает он. Нет, он говорит иначе: – Что скажете, доктор? – Что ж, посмотрим. – Может, вы слышите его: мой новый баритон. – Судя по состоянию суставов, стадия rigor mortis[4]миновала. Мышечные белки начали разлагаться. Из этого следует, что смерть наступила, по крайней мере, тридцать шесть часов назад. Впрочем, нет, прошу прощения, сорок два. – Почему сорок два? – интересуется он. – Вряд ли вы встречались, – отвечаю я, протягивая ему руку. На кончике моего пальца восседает муха. В изумрудных одеждах, сонно‑неподвижная. – Lucilia sericata, – объявляю я. – Для нас с вами – зеленая падальная муха. Как правило, первое насекомое появляется… самое раннее через тридцать восемь часов. Судя по ее виду, несколько часов она успела попировать. И словно бы в подтверждение моих слов, раздается ответное жужжание других мух, собравшихся за тем же столом. Одна из них даже усаживается на переносицу Видока. Его верхняя губа вздрагивает, и муху сдувает потоком воздуха. – Сорок два часа, – бормочет он. – Следовательно, умер до захода солнца… Ну а как вы… И внезапно: первый шепот фортепьяно из соседней комнаты. Гаммы, исполняемые легко и уверенно. Играть мог кто угодно, но мне почему‑то представилась юная девушка. С кудряшками и в передничке – зеница ока смотрителя морга. – Никаких признаков травмы головы, – продолжаю я. – Смертельный удар, вероятно, нанесли сюда, в левое подреберье. Убийца воспользовался оружием с весьма длинным лезвием, возможно… – Скорее всего, шотландским кинжалом. – А вот это любопытно. – Я прикасаюсь пальцами к безволосому торсу Леблана. – Видите рваные раны? Не шире двух сантиметров в диаметре. По моим подсчетам, не меньше полудюжины на одной только грудной клетке. – На спине еще четыре, – сообщает Видок. – Раны поверхностные. По‑видимому, не глубже сантиметра. Такие можно нанести и кухонным ножом. – Нахмурившись, пробегаю указательным пальцем по лопатке и вверх, к шее. – Я почти готов утверждать… – Да? – Если исключить предположение, что он сделал это сам… – Да? – Я почти убежден: они хотели, чтобы он истек кровью. Еще до того, как его убьют. Вынув свечу из канделябра, я вожу ею над телом, и одновременно движется световое пятно по его поверхности. – Когда труп нашли, он выглядел так же? – спрашиваю я. – Не совсем. Пришлось немного привести его в порядок. Засохшей крови было очень много, особенно на руках и вокруг пальцев. – Вокруг пальцев? – Угу. На правой руке. Сначала из‑за крови руку вообще было толком не разглядеть. Взгляните сами, доктор. Он наблюдает, как я подношу пальцы Леблана ближе к свету. Пианино умолкает, и единственными звуками остаются жужжание мух и капанье воды из какого‑то далекого крана. Пауза в этюде. – Ногти, – произношу я, наконец. – Трех не хватает. – Не просто не хватает, – с мрачной улыбкой уточняет Видок. – Их вырвали. Он высыпает на мраморный стол содержимое небольшой клеенчатой сумки: выкатываются три обезображенные ногтевые пластины. – Мы нашли их, когда повторно вернулись на место преступления. Готов поклясться, месье Леблану страшно не хотелось с ними расставаться. Один из них теперь у меня на ладони. Твердый. Похож на янтарную чешуйку. – Ох уж эти воспоминания, – нарушает тишину Видок. – Я однажды видел, как Боббифой проделывал это в каторжной тюрьме с одним своим дружком. Шорным шилом. Таких воплей я никогда больше не слышал. Боббифой решил, что парень – шпик, но это было заблуждение. Печальное. – Он проводит рукой по лбу Леблана. – Спокойно, спокойно, друг. Мы почти закончили. – Ножевые ранения, – говорю я. – Ногти… В этот момент музыка из соседней комнаты словно бы сливается с моими мыслями, выводя их на путь самой естественной из мелодий. – Его ведь пытали? Прежде чем убить? Пожав плечами, Видок отходит на несколько шагов от стола. – Пытка – очень простая вещь, доктор. Пытают или чтобы заставить мучиться, или чтобы заставить что‑то отдать. – Но что Леблан мог им отдать? – А может, имя? Имя человека, к которому он направлялся. С этими словами он кладет поверх ногтей Кретьена Леблана тот самый клочок бумаги, который я видел менее часа назад. Но теперь я смотрю на него совсем другими глазами.
|