Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины плохой памяти





 

Прежде чем решить, насколько плоха ваша память, можно попытаться проверить себя при помощи теста. Тест рассчитан на проверку визуальной памяти, то есть той, которая остается после просмотра текста или изображения.

 

...

Тест для оценки состояния памяти

В течение 1 минуты нужно прочитать, а также запомнить 25 слов, затем в течение 5 минут написать их на бумаге – порядок записи не регламентируется, главное, просто вспомнить все слова.

 

 

 

...

Если в течение пяти минут вы смогли вспомнить 6 слов и меньше, то, вероятно, у вас есть проблемы с памятью (если только вы не проводите тест одновременно с другими важными занятиями: во время рабочего дня, за приготовлением пищи, когда смотрите телевизор и т. д.). Если вы в состоянии вспомнить от 7 до 12 слов, то, возможно, у вас и есть проблемы с концентрацией внимания, но особых претензий к памяти быть не должно. От 13 до 17 запомнившихся слов означают, что вы на память не жалуетесь. Показатели от 18 до 21 говорят о неординарной памяти, а если вы записали 22 слова, то память у вас просто феноменальная.

 

Однако запомнить эти слова из теста надолго у вас вряд ли получится, если их постоянно не повторять. Именно поэтому у учащихся, которые налегают на изучение предмета только перед экзаменом, срабатывает только краткосрочная память. И полученные прямо перед экзаменом или контрольной знания так и не отложатся в память долговременную и применить их на практике будет нельзя.

Забывание происходит чаще всего из‑за постоянного поступления новой информации, заслуживающей нашего внимания. Важно еще и то, что с большей готовностью человек запоминает приятное, чем неприятное. Психологи говорят о том, что ребенок скорее запоминает школьный предмет, изучая его в доброжелательной обстановке, чем учась «из‑под палки». Если ребенку не помогают, но требуют результатов, то в этом случае чувство протеста порождает нежелание мозга выполнять важную функцию запоминания.

Причины потери памяти могут возникать не только от перегруженности информацией и личностных особенностей, иногда они являются показателем определенных заболеваний.

Высокое давление. Высокое артериальное давление – от 140/90 мм рт. ст. и выше, которое отмечается почти у каждого третьего жителя планеты. Результаты исследований говорят о том, что последствием хронического высокого артериального давления может стать снижение памяти и концентрации внимания: у тех, кто страдает высоким давлением на протяжении долгих лет, есть большая вероятность снижения запоминающей способности, чем у тех, кто таким заболеванием не страдает. Тяжелая болезнь Альцгеймера, которая приводит к полному разрушению памяти, чаще встречается у людей с хронически высоким артериальным давлением. Эффективное лечение повышенного артериального давления дает возможность предупредить инсульт, инфаркт, а также развитие нарушений памяти. Таким образом, высокое артериальное давление представляет одну из причин развития нарушений памяти и даже слабоумия.

Исследования показали, что те, кто регулярно лечил повышенное артериальное давление, меньше страдали расстройствами памяти.

В качестве дополнительных средств нужно выбрать диеты, чтобы нормализовать вес, если он превышает норму, отказаться от алкоголя, отказаться от соли или значительно уменьшить ее употребление.

Алкоголизм. Еще в позапрошлом веке ученые обнаружили связь между снижением памяти и хроническим алкоголизмом, а остальные функции мозга при этом могут и не страдать. При хроническом алкоголизме может возникнуть сочетание разных видов забывчивости.

Быстрое забывание текущих событий (врачи называют это фиксационной амнезией), потеря воспоминаний о событиях, происходивших до определенного момента в жизни человека, страдающего алкогольной зависимостью. Вместо реальных событий человек «вспоминает» то, чего никогда с ним не происходило, и при этом он может детали реальных воспоминаний соединять в своем воображении с совершенно иным временем или с другими ситуациями. Таким образом, человек перестает воспринимать новую информацию и искажает старую, что говорит о трудностях запоминания и воспроизведения.

При встречающейся у хронических алкоголиков ретроградной амнезии, которая заставляет человека забывать события, происходившие с ним до определенного момента времени, не снижен объем оперативной памяти, не страдают и те функции памяти, которые отвечают за приобретенные общие знания и накопленный опыт. Случается, что сохраняется мышечное запоминание: например, человек, однажды уколовшийся о шипы розы, автоматически отдергивает руку, если ему протянут этот цветок.

Кроме алкоголизма причиной снижения памяти такого рода может стать длительное голодание или неправильное питание, при котором в организм не поступает тиамин (витамин B1), опухоли, травматические отеки, нарушение мозгового кровообращения, кислородное голодание (гипоксия), нередко связанное с недостатком железа в организме, являющегося проводником кислорода к тканям органов.

Деменция. Заболевания, при которых нарушаются мозговые функции организма. Они всегда сопровождаются нарушением памяти. Статистика заболеваний такого рода среди людей старше 65 лет – 5‑10 %. При одном течении болезни нарушаются все виды памяти, в том числе и долговременная, что затрудняет жизнь человека, делая его беспомощным. Иногда память об очень давних событиях, относящихся к детству или юности, тем не менее остается нетронутой. Долговременная память, например, при болезни Альцгеймера, теряется тогда, когда начинают распадаться белковые структуры. При этом очень давние события человек относит к настоящему, теряя понятие времени. Оперативная память снижается: уменьшается и объем удерживаемой информации, и время, которое человек помнит о чем‑то.

Другой вид деменции характеризуется расстройством памяти, характерным для болезни Паркинсона, хореи, сосудистой мозговой недостаточности, рассеянного склероза. При этих заболеваниях снижается внимание, заметны изменения в поведении, значительно ухудшается память. Но при этом может не быть забывчивости на текущие события или на те, которые произошли давно. Такое расстройство памяти сказывается при обучении: трудно запомнить новые слова, формулы, не задерживается в памяти визуальная информация, человека трудно научить новым движениям и действиям. Нарушается непроизвольное запоминание, страдает процедурная память о том, как произошли события, и при этом то, что именно произошло, человек может помнить.

Легкие нарушения памяти. Эти виды нарушений памяти не являются патологическими. С возрастом люди хуже осваивают новую информацию, им труднее вспомнить изученное, чем тем, кто молод. Небольшое снижение памяти может произойти начиная с 40‑летнего возраста, но это не значит, что в дальнейшем состояние будет ухудшаться. При этом не возникает забывчивость (амнезия) на происходящие сейчас или на прошедшие события. Информация в таких случаях может запомниться лучше, если стимулировать память каким‑то эффектом – например, музыкой. Намного легче при таких нарушениях памяти извлекать информацию, если давать легкую подсказку или стимулировать память при помощи того же эффекта, который использовался для запоминания. К примеру, если человек изучал какой‑то предмет под определенную музыку, то он легко воспроизведет информацию об этом предмете, если снова услышит знакомую мелодию.

С возрастом ослабевает слуховая память, причем в большей степени, чем зрительная. Ученые считают, что возрастное снижение памяти связано с уменьшением концентрации внимания и снижением скорости реакции на раздражители.

У людей пожилого возраста может возникнуть и патологический синдром – его еще называют доброкачественной старческой забывчивостью. Такого рода нарушения памяти не прогрессируют и не делают человека беспомощным. Случается, что это связано с заболеваниями головного мозга, сосудистой системы. В целом этот вид снижения памяти в пожилом возрасте функционален и связан с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания. Почечная и печеночная недостаточность, гипогликемия (снижение сахара в крови ниже 80–70 мг%, может встречаться и у здоровых людей при тяжелой мышечной работе), гипотериоз (снижение функции щитовидной железы), дефицит витамина B12 и фолиевой кислоты, отравления, в том числе и лекарственные, могут негативно повлиять на память. На работу памяти могут воздействовать и некоторые антидепрессанты, нейролептики, другие психотропные препараты, анальгетики. При восстановлении работы больных органов, отмене определенных препаратов, добавлении витамина B12 и фолиевой кислоты в рацион питания можно добиться существенного улучшения в работе памяти.

Психогенные нарушения. Снижение памяти может происходить на фоне депрессивного состояния. В отличие от состояний деменции психогенные нарушения можно скорректировать соответствующей терапией.

Амнезии. Амнезии, то есть неспособность вспомнить тот или иной промежуток времени, события, лица и т. д., различаются по своему характеру.

Фиксационная амнезия – человек не запоминает новую информацию, не может вспомнить только что прошедшие события, однако общие знания сохраняются. При этом нарушена ориентация в обстановке.

Ретроградная амнезия предполагает отсутствие воспоминаний о событиях до определенного времени, например, удушья или других грубых нарушений функций головного мозга. Иногда воспоминания возвращаются, но могут и отсутствовать много лет. Восстановление обычно начинается от более удаленных периодов и постепенно восстанавливаются события, произошедшие непосредственно перед травматическим происшествием, приведшим к амнезии. Но в некоторых случаях воспоминания двигаются в обратном направлении от настоящего к прошлому.

Антероградная амнезия – потеря воспоминаний о том, что произошло после травматического события: бессознательного состояния после травмы, расстройства психики и др. Такая амнезия может захватывать события в период до нескольких лет. В основе такого рода амнезии – блокирование механизмов памяти, которые отвечают за перевод информации из оперативной памяти в долгосрочную. Иногда эта форма амнезии сочетается с ретроградной, создавая в памяти человека огромные пробелы.

Конградная амнезия – охватывает период, когда человек находился в состоянии нарушенного сознания.

Гипомнезия означает, что память поражена неравномерно. Например, человек не может вспомнить какой‑то факт своей биографии, который нужно описать в данный момент, хотя в другое время эта информация может быть легко воспроизведена. Иногда люди с таким нарушением могут по нескольку раз повторять что‑то, забывая, что об этом уже говорили раньше. Может плохо происходить запоминание дат, цифр, имен, терминов, названий, лиц и т. д. Плохо запоминаются какие‑то события, труднее ориентироваться во времени, страдает воспроизведение хронологии событий.

Гипермнезия – характерна для людей с маниакальным состоянием, наблюдается при спутанном сознании, аффектах, галлюцинациях, некоторых стадиях опьянения алкоголем или наркотиками, при шизофрении, во время гипноза, а также при депрессии, когда память избирательно подбирает только те события, которые бы говорили об унижении, непонимании и поддерживали сниженную самооценку человека. Это патологическое обострение памяти, воспоминания обильны, чрезмерны, имеют яркий характер. Человек легко воспроизводит мельчайшие подробности. Однако при этом нарушена логическая последовательность событий, которые человек группирует по определенным, понятным только ему признакам и не всегда в хронологическом порядке.

Парамнезия – нарушения памяти, которые ведут к ложным воспоминаниям и искажениям информации. Например, существует иллюзия узнавания, когда незнакомые люди и предметы вдруг кажутся известными, одно принимается за другое, одни лица в сознании трансформируются в другие. То же может касаться путаницы в отношении прочитанного, услышанного, когда‑то виденного и действительно существующего. Бывает, что, напротив, все, что человек знал до этого, вдруг кажется ему незнакомым, а прошлая жизнь вспоминается как чужая. Такого рода искажения памяти возникают при интоксикации, помрачнении сознания, психозах.

Кроме амнезий, связанных с заболеваниями, существует посттравматическая амнезия, когда из памяти вытесняется событие, которое нанесло травму человеку – моральную или физическую. В основе такой амнезии лежит отрицание, нежелание вспоминать неприятное событие, и при этом такое состояние может сохраняться от нескольких часов до нескольких лет. Нередко люди понимают о таком провале и пытаются вспомнить, что же с ними произошло. Но воспоминания о прошлом могут быть и полностью стерты из памяти, включая сведения о собственной личности, – такого рода поражения памяти обычно не соответствуют поражениям мозга, а связаны с психологической или физической травмой. Случаются «провалы в памяти» у людей с повышенной тревожностью, обычно это ощущение субъективно и не соответствует действительности.

«Провалы в памяти», как считают специалисты, могут иметь временный характер при проявлении последствий алкоголизма, употребления различного рода лекарственных средств – транквилизаторов, опиатов и пр. Эпилептический припадок может спровоцировать амнезию. На некоторый период амнезию может вызвать черепно‑мозговая травма даже при ясном создании. То же состояние может вызвать электрошок.

Существует также особая форма амнезии, которая характеризуется кратковременной потерей памяти, наступающей внезапно. По прошествии нескольких часов память восстанавливается. Специалисты считают, что такое явление основано на эпилептических процессах в головном мозге, в глубинных его отделах.

Склероз. Иногда этим термином называют старческую забывчивость. Однако рассеянный склероз гораздо более серьезное заболевание, которому может подчиниться любой возраст. Среди одного из последствий развития этого заболевания – ухудшение памяти. Начинается рассеянный склероз мурашками, покалываниями в пальцах, расстройством зрения, нарушением координации. Позже присоединяются повышенный мышечный тонус, подергивания, дрожание конечностей, трудность нахождения в вертикальном положении, онемение, замедление речи, нарушение различных функций организма, депрессия или эйфория, снижение концентрации внимания, слабость, непереносимость высоких температур. Лечение такого заболевания является одновременно и лечением по восстановлению памяти.

Лечение расстройств памяти до сих пор не нашло своего окончательного решения. Существующие препараты эффективны при сосудистых проблемах головного мозга, послеинсультовых состояний, черепно‑мозговых травмах, депрессиях, но их действие при различных других видах снижения памяти, по мнению врачей, ограничено. Доказана эффективность препаратов из экстрактов гинго билоба – реликтового растения – при сосудистых заболеваниях, приводящих к снижению памяти, разных формах деменции, болезни Альцгеймера, рассеянном склерозе, атеросклерозе, для улучшения памяти и внимания. Поэтому так важно проводить профилактику снижения памяти и ухудшения работы мозга. И большую роль в этом играет правильное питание.

 

Date: 2015-09-17; view: 658; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию