Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смена контекста — мощь перспективы





 

Жизнь не статична. Только сумасшедшие и покойники уже не могут изменить свою точку зрения.

Эверетт Дирксен

 

Давайте поразмышляем о звуке человеческих ша­гов. Если я вас спрошу: «Что означает звук шагов?», вы, скорее всего, ответите: «Совершенно ничего не оз­начает». Однако не будем торопиться с выводами, а попытаемся разобраться. Если вы бежите в спешке по оживленной улице, вы, конечно, не слышите шагов. В таком случае они действительно не имеют никакого значения. А если вы одни дома ночью и вдруг слыши­те чьи-то шаги внизу? Вот они уже на лестнице, при­ближаются к вам. А теперь они имеют для вас значение? Мне кажется, да. Один и тот же внешний сигнал (звук шагов) может приобретать множество различ­ных значений в зависимости от того, что он уже значил для вас в аналогичных ситуациях в прошлом. Именно ваш прошлый жизненный опыт дает вам контекст для понимания этого сигнала, который заставляет вас испугаться или успокоиться. Например, вы можете классифицировать этот звук как звук шагов вашей жены (или мужа), которая возвращается домой пораньше. Тот, кто пережил ограбление, сразу же свяжет звук шагов с образом бандита. Таким образом, значение любого нашего жизненного опыта зависит от контекста, которым мы его окружаем. Если мы изменим контекст, то незамедлительно изменится и значение опыта. Одним из наиболее эффективных способов развития личности является развитие способности воспринимать явления жизни в правильном контексте. Этот процесс называется контекстуализацией.

Посмотрите внимательно на этот рисунок, возьмите лист бумаги и попробуйте описать, что вы видите.

Здесь можно увидеть разное. Можно разглядеть шля­пу, поставленную вертикально, слесарные тиски, водо­проводный кран, указывающую вниз стрелку и т. д. Но видите ли вы английское слово «FLY»? Возможно, вы его разглядели, потому что такой прием используется для изготовления различных наклеек на бамперы и про­чих рекламных надписей. Если у вас был уже преды­дущий опыт, вы сразу увидели это слово. Но если вы его сразу не разглядели, то почему? Ведь вы сейчас его четко видите? Если вы сразу не увидели это слово, воз­можно, это произошло потому, что наше обычное вос­приятие предполагает, что слова пишутся черным на белом фоне, а не наоборот. Поэтому до тех пор, пока вы будете трактовать для себя ситуацию традиционно и не сумеете переконтекстуализировать символы, то не сможете разглядеть, что здесь написано слово «FLY», пото­му что здесь оно написано белым. То же самое постоян­но происходит с нами и в жизни. Очень часто нас окру­жает море возможностей, способных сделать нашу жизнь гораздо лучше, такой, какой мы хотим ее видеть. Просто необходимо рассматривать самые большие наши про­блемы как самые большие наши возможности — если только мы можем слегка отступить в сторону от стерео­типных взглядов, выйти из привычного контекста.

Опять мы возвращаемся к тому, о чем уже много раз говорили в этой книге: ничто в мире не имеет единст­венного,, присущего только этому явлению значения. То, что мы думаем о нем, и то, как мы используем его в жизни, зависит от нашего восприятия. Любой сигнал имеет значение только в рамках определенного контек­ста, в которых мы его воспринимаем. Неприятность — это точка зрения. Ваша головная боль может быть бла­гом для торговца аспирином. Люди склонны к любому опыту приклеивать конкретную этикетку. Мы говорим, что произошло то-то и то-то, в то время как это явление может быть интерпретировано бесчисленным количест­вом способов. Мы обычно воспринимаем явления на основе того, как мы это делали в прошлом. Однако во многих случаях, изменив эти устоявшиеся модели вос­приятия, мы можем значительно обогатить нашу жизнь новыми возможностями. Важно помнить, что воспри­ятие — творческий процесс. То есть если мы восприни­маем что-то как обязанность, именно это сообщение мы передаем в свой мозг, который и вызывает психологиче­ское состояние, превращающее сигнал в реальность. Од­нако, если мы переконтекстуализируем это явление, взгля­нув на него с другой точки зрения, мы можем изменить не только наше отношение к жизни, но и реакцию на сигналы.

Другими словами, мы можем изменить свои представления или восприятия практически обо всем и

в мгновение ока изменить собственные состояние и по­ведение. Именно в этом и состоит суть переконтекстуа-лизации.

Помните, мы не можем видеть мир таким, каков он есть, поскольку все вещи в нем можно интерпретировать с самых разных точек зрения. Каковы мы сами, каковы наши навыки контекстуализации, такова и наша «кар­та» мира, на которой представлена его территория.


 


Рисунок А Рисунок Б

Посмотрите, например, на рисунок А. Что вы видите на нем? Конечно, вам сразу бросается в глаза изображе­ние старой некрасивой женщины. А посмотрите теперь на рисунок Б. Вам кажется, что вы видите похожую на первую, но еще более безобразную старуху с выступаю­щим вперед подбородком, глубоко зарытым в черный меховой воротник. Посмотрите внимательно на рисунок и попробуйте описать, что это за старуха, какой у нее характер. Веселая она или грустная? О чем она думает, как вы считаете? Однако в этом рисунке есть определен­ная загадка. Художник, нарисовавший его, утверждает, что это портрет его молоденькой симпатичной дочери. Если вы переконтекстуализируете этот рисунок, то и са­ми сможете разглядеть юную особу, чуть-чуть отвернув­шуюся от вас и смотрящую вдаль. Вот вам небольшая подсказка. То, что вы принимали за нос старухи, — это подбородок и овал лица симпатичной молодой леди. Ле­вый глаз старухи — это левое ухо девушки. Рот старухи становится ожерельем на шее молодой девушки. Если вам все еще трудно увидеть новое содержание этого ри­сунка, я предлагаю вам взглянуть на рисунок В, который сразу помогает разобраться, что к чему.

Возникает вопрос: «Почему же на рисунке Б мы ви­дим некрасивую старуху вместо симпатичной молодой девушки?» В чем здесь дело? Дело в том, что рисунок А заранее настроил вас на то, чтобы увидеть старуху. Много раз на своих семинарах я показывал половине группы рисунок А и половине группы — рисунок В. Затем я показывал им рисунок Б, и тогда обе группы начинали спорить, кто на нем изображен. Те, кто видел рисунок А, с трудом могли разглядеть изображение мо­лодой девушки. И наоборот, те, кто сначала видел рису­нок В, не могли поверить, что на рисунке Б изображена безобразная старуха.

Важно отметить, что наш прошлый жизненный опыт постоянно мешает нам видеть то, что в действительности происходит в окружающем мире. Однако есть множест­во способов увидеть или испытать одну и ту же ситуацию по-другому. Предприимчивый парень, заранее скупающий билеты на концерт, а затем перепродающий их по более высокой цене у дверей концертного зала перед началом представления, может рассматриваться одними как бессовестный спекулянт, наживающийся на других, а дру­гими — как благодетель, потому что они ничего не имеют против переплаты — лишь бы самим не стоять в очереди. Ключом к успеху в жизни является постоянное представление своего опыта таким образом, который помогает вам добиться еще более совершенных результатов как для себя, так и для других.

Если вы видите что-то столь же малым, каким оно видится, принимаете за слабость то, в чём действительно мало силы, и считаете тусклым то, что и в самом деле дает мало света, то какие у вас могут быть трудности? Это и называется естественным поведением.

Лао цзы, древнекитайский мыслитель

Переконтекстуализация — самый простой способ из­менить негативное состояние на позитивное путем изменения контекста, в котором вы воспринимаете окружающую действительность и свой опыт. Существует два основных типа переконтекстуализации, т. е. способа изменить восприятие чего бы то ни было: ситуативный и содержательный. Оба способа направлены на изменение ваших внутренних представлений путем разрешения внутреннего противоречия явления, что переводит вас в более продуктивное состояние.

Ситуативная Переконтекстуализация заключается в том, чтобы явление, которое представляется вам негатив­ным, обескураживающим или нежелательным, перенести в другую ситуацию, в другой контекст, где оно может стать значительным преимуществом. Детская литерату­ра полна примеров такой переконтекстуализации. Нос Рудольфа, над которым люди смеялись, оказался пре­имуществом и сделал его героем в контексте темной зим­ней ночи. Вспомните мучения гадкого утенка, столь не­похожего на окружавших его уток, но именно эта непохожесть стала ценным качеством, когда он попал в лебединую стаю. Ситуативная переконтекстуализация неоценима в бизнесе. Наш упомянутый выше партнер по бизнесу, типичный «расстыковшик», поначалу пред­ставлялся нам тяжким грузом, до тех пор, пока мы не поняли в контексте доработок наших проектов, что он является ценнейшим кадром, поскольку может указать на все возможные потери, которые могут возникнуть в будущем, если мы примем эти проекты в настоящем виде. Серьезные открытия совершаются теми, кто знает, как i переконтекстуализировать свою деятельность и взгляд | на проблемы, обратив их в потенциальные ресурсы, кото­рые срабатывают в другом контексте. Например, нефть когда-то считалась вредным продуктом, загрязняющим почву и снижающим урожайность сельскохозяйствен­ных культур. И посмотрите на ценность нефти сегодня. Всего несколько лет назад все лесопилки были буквально завалены древесными опилками. Деревообрабатывающие комбинаты не знали, куда их сбыть, и тратили боль­шие деньги, чтобы от них избавиться. Один умный парень решил использовать эти отходы в другом контексте: он смешал опилки с клеем, эпоксидной смолой и более легкими жидкостями, спрессовал и получил прекрасный материал, который сейчас называется ДСП! После того как он заключил контракты и выкупил у лесопилок все эти «бесполезные» опилки, за два года он стал мульти­миллионером, потому что сырье для его производства не стоило ему практически ничего! В этом вся суть пред­принимательства: наполнять старые ресурсы новыми про­изводственными возможностями. Другими словами, пред­приниматель — это опытный реформатор.

Содержательная переконтекстуализация берет точно, такую же ситуацию и изменяет ее значение. Например, вы можете сетовать, что ваш сын болтает без умолку. Он никогда не закрывает рот! Но после содержательной переконтекстуализации этого факта вы можете подумать, что он, наверное, чрезвычайно умный парень, если ему так много хочется сказать. Есть история об одном известном армейском генерале, который мгновенно перенастроил свои войска, оказавшиеся под давлением неприятеля, просто сказав: «Мы не отступаем, мы просто; наступаем в другом направлении». Когда умирает близ­кий человек, большинство людей, воспитанных в нашей культуре, предаются печали. Почему? Причин много — чувство утраты, например. Тем не менее, в некоторых других культурах люди радуются за близкого, когда он умирает. Почему? Они переконтекстуализируют смерь, полагая, что теперь усопший будет постоянно душой с ними, что ничего во вселенной не разрушается, просто вещи переходят из одной формы в другую. Некоторые рассматривают смерть, как переход на более высокий уровень существования, это дает им повод радоваться.

Другим видом содержательной переконтекстуализа-ции является мысленное изменение того, что мы видим, слышим или представляем себе. Если вы огорчены ска­занным кем-то, вы легко можете заставить себя мыслен­но улыбаться, если представите себе, что он сказал это нараспев, в тональности вашего любимого певца. Или вы можете снова вспомнить пережитый опыт, воссоздав его в сознании, только на этот раз обложив образ гово­рящего своими любимыми цветами. Или вы даже мо­жете радикально изменить суть сказанного вам и за­ставить его извиниться. Или представьте, что этот человек произносит свою тираду, стоя где-то внизу, а вы возвышаетесь над ним. Переконтекстуализировав ка­кое-то явление, вы изменяете его значение для себя. Теперь совсем иного качества стимул поступает в ваш мозг, изменяя и ваше психологическое состояние, и по­ведение. В этой книге полно примеров содержательной переконтекстуализации. Глава «Семь сомнительных представлений об успехе» полностью об этом.

Начальница официанту: «Десять салатов!»

1985 Воспроизводится с разрешения Артемаса Коула. Впервые напечатан в журнале «Нью вуман».

Не так давно в газете «Балтимор сан» появилась очень трогательная и интересная статья. Перепечатанная из журнала «Ридерс дайджест», она была озаглавлена «Мальчик с необычным зрением». В ней рассказывалось о мальчике, которого звали Кэлвин Стэнли. На первый взгляд Кэлвин обычный мальчик, он катается на велосипеде, играет в бейсбол, ходит в школу и делает практически все, что положено делать всякому одинна­дцатилетнему ребенку. Только он... ничего не видит.

Как же научился мальчик делать все это, когда мно­гие другие в такой ситуации отказываются от полноцен­ной жизни? Когда я прочел эту статью, мне стало ясно, что мать Кэлвина — профессионал в области контек-стуализации. Она сумела превратить жизненный опыт Кэлвина в преимущества в его сознании. Мать внушила ему, что все на свете именно такое, каким он это пред­ставляет. Вот несколько примеров их общения.

Мать Кэлвина вспоминает тот день, когда сын впер­вые спросил ее, почему он слепой. «Я объяснила ему, что он таким родился, и в этом нет ничьей вины». Тогда он спросил: «Почему именно я?» Я ответила: «Я не знаю почему, Кэлвин. Возможно, у Бога какие-то осо­бые планы насчет тебя». Затем она усадила сына рядом с собой и сказала ему: «Дело в том, что ты видишь, Кэл­вин. Только ты видишь руками, а не глазами, как дру­гие. И запомни, нет ничего на свете, чего бы ты не смог сделать».

Однажды Кэлвин очень огорчился, потому что вдруг понял, что никогда не увидит лица матери. «Однако мис­сис Стэнли знала, что сказать своему единственному ре­бенку, — пишет автор статьи. — Она сказала: "Кэл­вин, ты можешь увидеть мое лицо. Ты можешь увидеть его, прикасаясь своими пальцами и слушая мой голос, при этом ты сможешь рассказать обо мне гораздо боль­ше, чем те люди, которые видят меня глазами". В статье далее говорилось о том, что Кэлвин передвигается в ми­ре зрячих с непоколебимой уверенностью ребенка, кото­рый постоянно чувствует материнскую поддержку. Кэлвин хочет стать программистом-компьютерщиком и заняться разработкой компьютерных программ для слепых.

Мир полон таких ребят. И он очень нуждается в людях, которые могли бы переконтекстуализировать си­туации так же эффективно, как миссис Стэнли. Мне повезло недавно встретить другого такого мастера. Его зовут Джерри Коффей. Это необыкновенный человек, который сохранил рассудок и здоровье, проведя семь лет в одиночной камере в лагере для военнопленных во Вьетнаме. Человек, который впервые слышит его рас­сказ, не может не содрогнуться. Однако ничего в этом мире не хорошо и не плохо само по себе, а только в нашем восприятии. Джерри решил воспринять случив­шееся с ним как испытание его природной стойкости и силы, как уникальную возможность лучше познать са­мого себя. Как возможность стать ближе к Богу. Как нечто такое, что однажды заставит его гордиться тем, как он прожил эти годы. В этом контексте он стал рас­сматривать все, что с ним происходило в лагере, как часть опыта по развитию его личности. Он вышел из лагеря другим человеком. Он не променял бы этот свой опыт и на миллион долларов, так он утверждает.

Вспомните о самой большой ошибке, которую вы со­вершили в прошлом году. На вас сразу же может найти грусть при одном воспоминании о ней. Но давайте рас­смотрим эту ошибку как часть приобретенного опыта. Ведь у вас в прошлом году было гораздо больше успе­хов, чем неудач. Если вы рассмотрите ее таким образом, вы поймете, что из этой ошибки вы извлекли большее, чем из многих положительных дел, которые совершили в прошлом году.

Итак, вы можете казнить себя за ошибки, а можете и переконтекстуализировать этот опыт таким образом, что сосредоточитесь на том новом, чему научились. Из лю­бого опыта можно извлечь очень много разных уроков. Все дело в том, что именно из этого опыта вы возьмете для себя в качестве содержания и на чем сосредоточиони согласились посмотреть на дело в таком контексте, на который указал он. Вся суть убеждения состоит в том, чтобы изменить чье-то восприятие.

В основном переконтекстуализации делаются не на­ми, а для нас. Кто-то другой изменяет контексты, а мы реагируем на это. Что такое, по сути, рекламная дея­тельность, как не громадная отрасль, единственная за­дача которой заключается в контекстуализации и пере­контекстуализации массового сознания? Разве вы действительно верите в то, что есть что-то очень мужест­венное в определенном сорте пива или что-то особо сек­суальное в определенном сорте сигарет? Если вы уго­стите какого-нибудь аборигена сигаретой «Вирджиния слимз», он не скажет: «Да, в этом есть что-то сексуаль­ное». Но рекламщики создали определенное мнение, на которое мы реагируем. Если они видят, что мы реагиру­ем недостаточно бурно, они придумывают новый кон­текст и следят за тем, как он срабатывает.

Одна из самых грандиозных рекламных переконтек­стуализации за всю историю была проведена компанией «Пепси-кола». С незапамятных времен кока-кола счи­талась самым популярным прохладительным напитком. Его история, традиции и положение на рынке казались незыблемыми. Не было ничего, что помогло бы «Пепси» победить «Кока-колу» на ее собственной территории. Ес­ли ты конкурируешь с классиком, глупо говорить: «Я еще больший классик, чем он». Люди просто не поверят.

Вместо этого компания «Пепси» сделала такой ход: она переконтекстуализировала те восприятия, которые уже существовали у людей. Заявив, что Новое Поколе­ние выбирает пепси, она превратила свою слабость в силу. Пепси заявляла: «Конечно, те ребята были коро­лями, но давайте посмотрим на сегодняшнее поколе­ние. Разве вам нужен вчерашний продукт или вы хоти­те сегодняшний, свой собственный?» Проводимая фирмой «Пепси» реклама переконтекстуализировала традиционное превосходство кока-колы в недостаток (традиция принадлежит теперь прошлому, а не буду­щему). Рекламщики переконтекстуализировали статус пепси-колы как второй скрипки в преимущество.

Что же произошло потом? «Кока-кола» решила, что она должна играть на поле «Пепси». Она вышла в свет со своим новом продуктом под названием «новая кока-кола», Теперь остается ждать и следить, сработа­ет ли эта переконтекстуализация, совместившая в соз­нании людей классическую «коку» и новую — типа «пепси». Но эта конкуренция представляет собой ве­ликолепный пример переконтекстуализации, посколь­ку вся борьба велась всего-навсего за имидж. Весь вопрос сводился к тому, чья реклама прочнее укоре­нится в сознании людей. В этом газированном слад­ком напитке, который, кстати, разрушает зубы, не было никакого внутреннего социального содержания. Нет никакой особой принципиальной разницы между вку­сом пепси и кока-колы. Тем не менее, хитроумным способом изменив контекст, компании «Пепси» уда­лось добиться одного из самых замечательных рыноч­ных успехов в современной истории.

Переконтекстуализация была в основе отпора, кото­рый получил генерал Уильям Вестморленд от телеком­пании Си-би-эс, на которую генерал подал в суд за кле­вету, оценив свой моральный ущерб в 120 миллионов долларов. Когда Вестморленд обращался в суд, он был чрезвычайно популярен и его точка зрения относитель­но этого процесса вызывала симпатию населения. Жур­нал «Тиви гайд» поместил на своих страницах статью под заголовком «Анатомия клеветы». Си-би-эс, осозна­вая, как сложно будет выиграть процесс, обратилась к агенту по связям с общественностью Джону Скэнлону, который развернул кампанию в поддержку Вестморленда, отвлекая внимание людей от тех обвинений, ко­торые прозвучали в телесюжете передачи «60 минут» в адрес генерала и которые Си-би-эс надеялось доказать. В результате все закончилось тем, что Вестморленд за­брал свое дело из суда в обмен на устные извинения, а компания Си-би-эс осталась бесконечно благодарной Скэнлону за его искусство переконтекстуализации об­щественного мнения.

Или возьмите политику. По мере того как в эту область проникает все больше специалистов по марке­тингу и консультантов, борьба за переконтекстуализа-цию становится основной частью американской поли­тики. Временами кажется, что это ее единственная забота. После предвыборных дебатов между Рейга­ном и Мондейлом репортерам буквально не давали покоя преследования функционеров из обоих лагерей, заставлявших их придумывать для каждого слова и жеста их патронов самые выигрышные контексты. В чем причина? Очевидно, содержание оказалось гораз­до менее насыщенным, чем контекст, который они пы­тались навязать.

Именно Рейгану удалось добиться одной из самых искусных переконтекстуализации во время вторых де­батов. Еще во время первых дебатов был затронут во­прос о его возрасте. Само по себе это уже было элементом переконтекстуализации со стороны его противников. Ведь люди уже знали до того, сколько ему лет, не правда ли? Но его шаркающая походка и комментарии по этому поводу прессы переконтекстуализировали это из рядового факта в потенциальную профнепригодность. Во время вторых дебатов Мондейл выступил с комментариями, которые опять позволили считать возраст Рей­гана существенным недостатком. Люди ждали от Рей­гана ответа. В своей обычной шутливой манере он сказал, что, мол, нет, не собирается он обсуждать вопрос возраста, щадя чувства своего оппонента, потому что это зна­чило бы выставить напоказ его молодость и неопыт­ность. Так одной фразой он полностью переконтекстуа-лизировал вопрос таким образом, что он был снят с повестки дня предвыборного марафона.

Многим из нас переконтекстуализация представля­ется более легкой, когда мы общаемся с другими людь­ми, чем при общении с самими собой. Когда мы пытаем­ся продать кому-то свою старую машину, то понимаем, что должны построить свою «рекламную кампанию» таким образом, чтобы подчеркнуть все хорошее, что есть в этом автомобиле, оставляя в тени все его недостатки. Если у вашего потенциального покупателя сложился иной подход, ваша задача заключается в том, чтобы за­ставить его изменить свое восприятие. Однако не мно­гие из нас задумывались о том, как переконтекстуализировать наше общение с самими собой. Предположим, что-то с нами произошло. Мы формируем свое собст­венное представление об этом факте. И считаем, что с этим представлением нам предстоит жить дальше. По­думайте, разве это не безумие?! Это как сесть за руль, включить зажигание, тронуться с места и только потом начать думать, куда же мы все-таки едем.

Нет, нам необходимо научиться вести диалог с сами­ми собой с такой же настойчивостью и убедительно­стью, как и в бизнесе. Вы должны уметь контекстуали-зировать и переконтекстуализировать свой опыт таким образом, чтобы он работал на вас. Это можно сделать даже просто путем детального размышления.

Нам всем встречались в жизни застенчивые молодые люди, которые стали такими робкими, пережив несчаст­ную любовь. Они чувствуют себя уязвленными или ущербными, стараясь сторониться подобных взаимоот­ношений. В действительности же, если разобраться, то любовь, пусть и несчастная, доставляла им гораздо больше радости, чем боли. Именно поэтому им было так трудно расстаться с любимым человеком. Но, отбросив прият­ные воспоминания и сосредоточившись только на пло­хих, они извлекли из этой истории только негативный опыт. Задача заключается в том, чтобы изменить контекст: вспомнить радостные моменты того эпизода, увидеть новые приобретения, ощутить, как обогатилась ваша душа. Ведь возникает возможность двигаться дальше, отталкиваясь от положительного, а не от отрицательного контекста, и получить новую энергию для создания бо­лее прочных взаимоотношений в будущем.

Вспомните три ситуации из вашей жизни, которые в настоящее время требуют от вас напряжения всех сил. Сколько различных подходов к каждой из этих ситуаций вы можете указать? Сколько контекстов можете построить вокруг каждой из них? Что вы чувствуете, когда смотрите на эти ситуации под другим углом? На какие действия побуждает вас такой взгляд?

Я уже слышу, как кое-кто из вас говорит: «Это не так просто сделать. Иногда мы бываем в депрессии». Какая ерунда! Что такое депрессия? Это не более чем психологическое состояние. Помните, в предыдущих главах мы обсуждали ассоциацию и диссоциацию? Обязательным условием собственной переконтекстуализации является? способность диссоциироваться (отвлечься) от опыта подавленности и увидеть его в другой перспективе. Тогда вы сможете изменить свое внутреннее представление и свою физиологию. Если ранее вы находились в непро­дуктивном состоянии, то сейчас вы знаете, как изменить его. Если видите что-то в неблагоприятном контексте, то достаточно всего лишь сменить контекст.

Одним из способов переконтекстуализации являет­ся замена значения опыта или поведения. Представьте себе ситуацию, в которой кто-то делает то, что вам не нравится, при этом вы начинаете думать, что поведение этого человека имеет определенное значение. Предста­вим себе супружескую пару, в которой муж любит гото­вить, при этом ему очень важно, чтобы результатами его кулинарной деятельности восхищались. Однако его су­пруга ничего не говорит за едой и этим очень расстраи­вает мужа, который думает, что если ей нравится приго­товленная им еда, она должна об этом сказать; если же она молчит, значит, она недовольна. Что бы вы стали делать, чтобы изменить контекст его восприятия пове­дения супруги?

Помните, самое главное для него — оценка его труда. Переконтекстуализация значений подразумевает изме­нение восприятия этим человеком важного для него мо­мента, причем изменение таким способом, который ранее не приходил ему в голову. Например, можно сказать этому повару-любителю, что его жене так нравится при­готовленная им еда, что она просто не хочет отвлекаться на разговоры, а хочет получать удовольствие от его стряп­ни. Действия часто красноречивее слов, не так ли?

Другим вариантом может стать попытка перекон­текстуализировать его собственное поведение. Мы мо­жем спросить: «А разве вы сами всегда хвалите стряп­ню жены, когда она вам нравится?» Поведение жены вызывало у него недоумение только в том контексте, который он применил. В подобных случаях необходи­ма лишь небольшая гибкость, чтобы изменить контекст.

Второй тип переконтекстуализации подразумевает из­менение чего-то, что вам не нравится в себе. Как прави­ло, вам оно не нравится по той причине, что окружаю­щие выказывают к этому негативное отношение или оно не приносит вам желанных результатов. Вариан­том переконтекстуализации в таком случае является представление для себя другой ситуации или другого контекста, в котором это же поведение может оказаться полезным и принести вам то, что вы хотите.

Предположим, вы продавец. Вы прилагаете колос­сальные усилия, чтобы изучить свой товар до мельчай­ших подробностей. Но, оказавшись за прилавком, об­рушиваете на своих покупателей лавину информации, перегружая их сознание и затормаживая их мотива­цию на покупку. В этом случае надо спросить себя: а где еще могут пригодиться мои энциклопедические зна­ния? А что, если вам сесть и написать вариант реклам­ного буклета? Или техническую справку об этом това­ре? Владея обширной информацией и имея к ней доступ, вы можете быть полезным в проведении испы­таний новых изделий или хотя бы в том, чтобы помочь собственным детям в выполнении домашнего задания. Как видите, проблема не в самом поведении, а в кон­тексте, в котором оно используется. Вы можете при­вести подобные примеры из своей собственной жизни? Всякое человеческое поведение в определенном кон­тексте может оказаться полезным. Замедленная реак­ция — не очень хорошее качество, верно? Но разве не прекрасно промедлить с проявлением злости или не­нависти, отложив их до лучших времен, а потом совсем забыть о них?

Переконтекстуализация может помочь вам отделать­ся от образов и опыта, которые докучают вам. Вспом­ните о ком-то или о чем-то, что давит на ваше сознание, вызывая беспокойство. Например, вы приходите домой после напряженного рабочего дня расстроенным, пото­му что все время думаете о совершенно нелепом проек­те, которым ваш начальник озадачил вас в самую по­следнюю минуту. Вместо того чтобы оставить мысли о нем на работе, вы принесли их с собой домой. Вы смот­рите телевизор с детьми, а из головы все не выходит ваш вздорный начальник и его дурацкий проект.

Вместо того чтобы «сушить» свои мозги в течение всех выходных, вы можете легко переконтекстуализировать этот свой негативный опыт таким образом, чтобы ваше настроение улучшилось. Начните с попытки дис­социироваться от этой ситуации. Представьте себе сво­его начальника, а теперь вообразите, что вы берете его в руку и зажимаете в кулаке. Мысленно наденьте не не­го смешную маску: большой нос, очки и пышные усы. Представьте себе, что он заговорил смешным «муль-тяшным» голосом. Или, наоборот, пусть он говорит с вами задушевным голосом, пусть потреплет по плечу и обратится к вам с просьбой помочь ему в этом проекте, при этом скажет, что вы ему очень нужны. После того как вы сочинили эту историю, возможно, вы поймете, что и на начальника оказывают давление, просто он не успел вам сказать, как вы ему нужны. Возможно, вы вспомни­те, что и сами тоже как-то поступили подобным образом со своим подчиненным. Спросите себя честно, стоит ли ситуация того, чтобы испортить себе выходные, и есть ли причина для беспокойства, когда вы дома.

Я не хочу сказать, что это несерьезная проблема. Возможно, вам вообще нужна новая работа или надо наладить взаимоотношения там, где вы сейчас работае­те. Но, если дело обстоит именно так, вам нужно взять­ся за решение проблемы, вместо того чтобы раздражать­ся по мелочам и срывать свою обиду на домашних. Поупражняйтесь в переконтекстуализации. В следую­щий раз, когда вы увидите своего начальника, вы увиди­те и ту смешную маску на его лице. Возможно, вы по­чувствуете себя совершенно по-другому, когда он будет разговаривать с вами. Таким образом вы создадите но­вую обратную связь и совершенно новую основу для вашего взаимодействия, освобожденную от прошлого не­гативного опыта контактов.

Мне доводилось пользоваться подобной переконтек-стуализацией небольшими порциями в отношении лю­дей, которым собственные проблемы казались чрезвычайно большими. В сложных ситуациях вам тоже мо­жет понадобиться целая серия малых переконтекстуа-лизаций, чтобы постепенно, но основательно входить в желаемое состояние, благоприятное для решения основ­ной задачи.

В своем самом широком аспекте переконтекстуали-зация может быть использована для снятия отрица­тельных ощущений по отношению к чему бы то ни было или к кому бы то ни было. Один из наиболее эффектив­ных методов — представить себя зрителем в кино или театре. Взирайте на свой собственный негативный опыт, как на кинофильм, который демонстрируется на экра­не. Сначала вы можете запустить пленку на повышен­ной скорости, сделав движения персонажей судорож­ными. Можете попробовать наложить на него любую музыку, переписать звук. Затем можете прокрутить пленку назад, наблюдая за тем, как изображение стано­вится все более и более абсурдным. Попробуйте этот метод на чем-то, что особенно вас допекает. Вы почувст­вуете, что это событие или этот человек вскоре утратит свою негативную силу.

Этот же метод можно успешно применять и в отно­шении различных фобий (страхов), но здесь нужно не­сколько изменить подход. Сделать это нужно следую­щим образом. Дело в том, что фобия часто гнездится глубоко на кинестетическом уровне, поэтому вам нуж­но несколько удалиться от нее, чтобы подобрать эффек­тивный контекст. При фобии реакции настолько силь­ны, что люди могут прореагировать даже только на мысль о чем-то. Способ воздействия на таких людей заключается в том, чтобы диссоциировать их от их пред­ставлений, повторив эту процедуру несколько раз. Мы называем это двойной диссоциацией. Например, если у вас есть фобия относительно чего-нибудь, попробуйте следующее упражнение. Вернитесь мысленно в то время, когда вы были полны жизненных сил и энергии. Вернитесь в то состояние и попробуйте ощутить те силь­ные чувства уверенности в себе, которые вами тогда владели. Представьте себя внутри сверкающей защит­ной оболочки. Обеспечив себе такую защиту, отправ­ляйтесь мысленно в свой любимый кинотеатр. Усажи­вайтесь в удобное кресло, откуда экран прекрасно виден. Затем представьте, что вы покидаете свое бренное тело, проникаете в будку киномеханика, при этом постоянно ощущая вокруг себя защитную оболочку. Посмотрите на себя из будки киномеханика. Вы видите себя сидя­щим в зрительном зале и смотрящим на экран.

После того как вы все это мысленно проделали, взгля­ните на экран. Там вы увидите стоп-кадр, черно-белое изображение своего страха или какого-то собственно­го ужасного опыта, который вас постоянно беспокоит. Из будки киномеханика вы смотрите на самого себя, сидящего в зрительном зале и наблюдающего за тем, что происходит на экране, то есть вы дважды диссоции­руетесь от всего происходящего. В этом состоянии нач­ните быстро отматывать черно-белый ролик назад, так чтобы все ваши фобии казались на экране дешевым домашним видеофильмом или старомодной комедией. Обратите внимание на забавную реакцию, которую в вас вызывает зрелище самого себя, наблюдающего за происходящим на экране.

Пойдем дальше. Я хочу, чтобы та ваша часть, кото­рая полна сил и энергии, та часть, которая сидит в будке киномеханика, вернулась туда, где сидит ваше тело, а потом вышла и стала перед экраном. Вы должны все это проделать с очень спокойным, уверенным видом. После этого скажите себе, сидящему в зале, что вы вни­мательно наблюдаете за ним и знаете два-три способа, чтобы избавиться от этого неудачного прошлого опыта, два-три способа изменить контекст, которые помогут по-другому взглянуть на ситуацию сейчас и в буду­щем, — те пути, с которыми вы раньше не могли спра­виться, но по которым можете направиться теперь, ко­гда ваше восприятие окружающего мира стало более зрелым. Вам незачем больше страдать от этой боли и этого страха. Сейчас вы на более высоком энергетиче­ском уровне, чем тогда, когда вы были моложе, весь тот прошлый опыт уже история, не более того.

Помогите своему более молодому второму «я» на экране справиться с тем, что ранее казалось непобеди­мым, затем вернитесь на место в зрительном зале и про­должайте наблюдать за теми изменениями, которые про­исходят на экране. Прокрутите мысленно ту же самую сцену, но пусть на этот раз ваше более молодое второе «я» справляется с ситуацией по-другому, обогатившись новыми знаниями и опытом. После этого снова подой­дите к экрану и поздравьте себя более молодого с успе­хом и с освобождением от прежней фобии. Затем снова слейтесь со своим младшим «я», помня о том, что это теперь гораздо более энергичный и опытный человек, чем когда-либо еще в жизни. Поступите точно так же со всеми своими фобиями, которые вас преследуют, а затем помогите своим друзьям.

Это очень эффективная процедура. Мне удавалось освобождать людей от фобий, которые преследовали их всю жизнь, и делать это буквально за считанные мину­ты. Почему этот метод срабатывает? Потому что по­пасть под влияние фобий означает приобрести специ­фические внутренние представления. Изменив эти представления, мы изменяем само состояние, в которое впадает человек, вспомнив о том или ином пережива­нии или эпизоде.

Некоторым людям при выполнении этих упражне­ний требуется такой уровень внутренней дисциплины, такая сила воображения, к которым, возможно, ранее у них никогда не было доступа. Поэтому некоторые из мыслительных стратегий, которые я здесь предлагаю, поначалу могут показаться вам необычными и стран­ными. Однако ваш мозг легко может с этим справить­ся, а если вы будете тщательно прорабатывать эти стра­тегии, вы постепенно привыкнете к такой методике.

Занимаясь преконтекстуализацией, необходимо пом­нить, что любое человеческое поведение вырабатывает­ся в определенном контексте и всегда преследует опре­деленную цель. Люди курят не потому, что им нравится наполнять легкие канцерогенными веществами. Они де­лают это потому, что курение дает им возможность чув­ствовать себя более комфортно в определенных соци­альных контекстах. Поэтому в некоторых случаях невозможно переконтекстуализировать поведение, не продумав заранее, что будет выполнять те полезные функции, которые выполняли эти формы поведения. Такая проблема может возникнуть, если, например, пы­таться лечить от курения методом электрошоковой те­рапии. Я не хочу сказать, что этот метод неэффективен. Но надо подумать и о том, что заменит вам сигарету в определенных контекстах. А то от курения вы избави­тесь, но можете приобрести что-нибудь похуже. Напри­мер, какой-нибудь невроз или привычку переедать.

Любое человеческое поведение в том или ином смыс­ле является адаптивным, то есть приспосабливаемым; оно предназначено для удовлетворения определенной потребности. Не так уж трудно заставить людей возне­навидеть курение. Но я хочу заставить их поверить в то, что я могу предложить им на выбор новые поведен­ческие модели, которые будут удовлетворять ту же по­требность, но без негативных побочных эффектов, кото­рые неизбежно создает курение. Если курение дает возможность расслабиться, почувствовать уверенность в себе или сконцентрироваться на чем-то, можно использовать для этого более элегантную модель поведе­ния, которая будет способствовать удовлетворению тех же потребностей.

Ричард Бэндлер и Джон Грайндер разработали шес-тиступенчатую методику, предназначенную для транс­формации нежелательной поведенческой модели в бо­лее приемлемые, сохранив все преимущества старого поведения.

1. Выявите ту форму поведения, которую вы хо­тите изменить.

2. Установите связь с той частью подсознания, которая вырабатывает это поведение. Уйдите в се­бя и, оставаясь в состоянии чуткой пассивности, чтобы обнаруживать любые изменения в ощущениях, визу­альных и аудитивных внутренних представлениях, за­дайте себе следующий вопрос: «Хочет ли та часть под­сознания, которая вырабатывает поведением, взаимо­действовать с сознательной частью моего «я»?»

Затем попросите эту часть (назовем ее частью) уси­лить тот сигнал, который вы уловили, если она хочет сказать «да», и ослабить, если она хочет сказать «нет». Проверьте выдачу этих ответов «да» или «нет» так, чтобы вы могли отличать их друг от друга.

3. Отделите намерение от поведения. Поблагода­рите эту часть х за желание сотрудничать с вами. Те­перь спросите, хочет ли она, чтобы вы узнали, что она пытается для вас сделать, генерируя поведением. За­давая этот вопрос, будьте внимательны, чтобы суметь распознать ответ «да» или «нет». Вспомните, какие пре­имущества такое поведение давало вам в прошлом, и затем поблагодарите часть за сохранение столь важ­ных для вас преимуществ.

4. Создайте альтернативные формы поведения с целью удовлетворения тех же намерений. Уйдите в себя и вступите в контакт с наиболее созидательной частью вашего сознания, попросив ее выработать для вас три альтернативные формы поведения, которые столь же хороши или даже лучше, чем поведением, в удовлетворении намерения той предыдущей части, с которой вы общались ранее. Пусть ваша творческая часть по­даст вам сигнал «да», когда закончит выработку трех новых форм поведения... Теперь попросите творческую часть открыть вам эти три новые формы поведения.

5. Пусть часть х примет новые формы поведения и ответственность за их генерирование при необхо­димости. Теперь спросите часть х, являются ли три новые формы поведения столь же эффективными, как поведение х:

А затем спросите часть х, готова ли она принять на себя ответственность за генерирование новых форм по­ведения в соответствующих ситуациях, когда должны быть выполнены планируемые намерения.

6. Сделайте экологическую проверку. Уйдите в се­бя и спросите, есть ли какая-нибудь часть, которая воз­ражает против тех переговоров, которые только что со­стоялись, или все части готовы поддержать их. Теперь сделайте шаг в будущее и представьте себе такую си­туацию, которая вызывала бы ранее старое поведение, при этом постарайтесь испытать опыт от какой-нибудь новой формы поведения, продолжая двигаться в направ­лении тех выгод, которые вам нужны. Затем войдите в другую ситуацию из будущего, которая ранее вызыва­ла бы нежелательное поведение, и испытайте действие другой альтернативной формы.

Если же вы получили сигнал о том, что другие части вашего «я» возражают против новых форм поведения, следует начать с самого начала: выявить ту часть, кото­рая возражает, какие преимущества давала она вам в прошлом, заставить поработать ее с частью х над выработ­кой новых форм поведения, позволяющих сохранить вы­годы, которые вы получали от старого поведения, и таким образом создать для вас новый комплект форм. Может показаться мистическим, когда мы устраиваем диалог между различными частями своего «я», но именно эта методика обладает гипнотическим эффектом и ее с успе­хом использовали такие специалисты, как доктор Эрик-сон, доктор Бэндлер и доктор Грайндер.

Если, например, вы считаете, что постоянно переедае­те, то можете создать себе такую модель переключения, которая заставит вас прибегать к новым формам пове­дения, или вы можете выявить такое поведение, которое нуждается в замене. Вы можете спросить свое подсо­знание, какую пользу получали от данного поведения в прошлом. Возможно, вы обнаружите, что садились за стол поесть только для того, чтобы изменить свое внут­реннее состояние, например, скрасить одиночество. Или, возможно, еда помогала вам создать в себе чувство без­опасности или расслабиться. После этого вы можете создать три новые формы поведения, которые также да­ют вам избавление от одиночества, чувство безопасно­сти или расслабления. Возможно, вам стоит записаться в какой-нибудь оздоровительный клуб, где вы были бы постоянно среди людей и чувствовали бы себя в безо­пасности, расслаблялись с друзьями и в то же время сбрасывали вес, добиваясь тем самым еще большего чув­ства уверенности в себе. Возможно, вам необходимо за­няться медитацией, чтобы вызвать в себе ощущение еди­нения со всей вселенной, и благодаря этому чувствовать себя гораздо увереннее и защищеннее, чем когда пре­даетесь чревоугодию.

После того как вы создали эти альтернативы, про­верьте, не нарушают ли они вашу конгруэнтность, то есть убедитесь, что все ваше существо готово поддержать вас в вашем желании перейти на альтернативное поведение. Если вы чувствуете цельность, то эта вы­бранная вами новая методика создаст для вас формы поведения, которые поддержат вас в стремлении отка­заться от вредной привычки переедать. После этого сде­лайте шаг в будущее и попытайтесь в своем воображе­нии испытать эффективность новых моделей поведения, отмечая результаты, которые они дают. Поблагодарите свое подсознание и сознание за выработку этих новых форм поведения и получайте удовольствие от них. Вы можете использовать также методику «свиста», чтобы перейти от одного поведения к другому, если убедились в том, что новые формы удовлетворяют вас более полно, чем нежелательное старое поведение. Вы сделали для себя новый выбор.

Практически любой негативный опыт может быть подвергнут переконтекстуализации и превращен в по­зитивный. Вспомните, как часто вы говорили: «Когда-то я, наверное, вспомню об этом и буду смеяться». По­чему бы не сделать это прямо сейчас? Главное — сменить перспективу, все дело в этом.

Важно отметить, что, перепрограммировав внутрен­ние представления человека с помощью какой-либо из методик, описанных в этой книге, нельзя гарантировать, что он не вернется к старому поведению, если получал от него гораздо больше пользы, чем от альтернативно­го. Например, вы помогли женщине, у которой по непо­нятным причинам немеют ноги, узнать, что происходит в ее сознании и физиологии, когда это случается. После этого она учится подавать сигнал в свое сознание, чтобы ее ноги вновь стали нормальными. Однако эта стран­ная болезнь может вернуться к ней, если она обнару­жит, что, выздоровев, перестала получать вторичные пре­имущества, которые ей давала болезнь: муж мыл за нее посуду, уделял ей больше внимания, массировал ее ногу и т. д. В течение первых недель или месяцев он будет очень рад, что у нее больше нет этой проблемы. Однако спустя некоторое время, поскольку у нее уже не немеют ноги, он может снова взвалить на нее мытье посуды, перестанет массировать ноги и вообще обращать на нее внимание. И вот у нее снова начинают отказывать но­ги. Причем она не делает этого сознательно. Но для ее подсознания те прошлые выгоды оказались гораздо зна­чительнее того, что она приобрела в результате новой формы поведения. И однажды она обнаруживает, что ноги снова начинают неметь.

 

Шести-этапная переконтекстуализация

© Пусть часть, отвечающая за поведение, возьмет на себя ответственность за реализацию альтернативных моделей поведения, и пусть тот человек испытает это поведение как измененное.

© Проверка конгруэнтности: Есть ли части, которые возражают?

© Пусть творческая часть, совместно с той частью, которая отвечает за формы поведения, найдет три других способа получить преимущества.

® Найдите ПРЕИМУЩЕСТВА (которые могут быть недоступны сознанию).

© Установите сигнальную систему.

© Войдите в контакт с той частью личности, которая отвечала за поведение.

В этом случае она должна найти для себя новые формы поведения, которые дадут ей такие же ощуще­ния, как общение с мужем. Она должна получать от нового поведения больше, чем получала от старого. На одном из моих семинаров была женщина, которая в те­чение восьми лет была слепой, но, тем не менее, казалась необычайно приспособленной к своему состоянию и да­же счастливой. Позднее я узнал, что она вовсе не была слепой, а только прикидывалась. Почему? Дело в том, что когда-то с ней произошел несчастный случай, в ре­зультате которого у нее сильно ухудшилось зрение. И она заметила, что окружающие ее люди стали отдавать ей столько любви, внимания и тепла, сколько она не испытывала никогда в жизни. И она сделала вид, что и в самом деле ослепла. Люди же вокруг нее, думая, что она ничего не видит, обращались с ней совершенно осо­бым образом, что стимулировало в ней поддержание такого поведения. Она и сама порой начинала верить в свою слепоту. Дело в том, что она не могла найти дру­гого способа заставить людей относиться к ней с таким уважением и любовью. Она могла бы перестать при­творяться, если бы нашла другой стиль поведения, кото­рый приносил бы ей больше пользы, чем ее теперешняя «слепота».

 

 


 


«Неправда, что весь мир против тевя... Есть миллиарды людей на земле, кому ты абсолютно ло лампочки!*


«ЗИГТИ», © 1985 Компания «Юниверсал пресс синдикат». Пе­репечатка разрешена. Все права защищены.

Итак, до сих пор наше внимание было сосредоточено на способах переконтекстуализации негативных воспри­ятий в позитивные. Но я не хочу, чтобы вы думали о переконтекстуализации как о какой-то терапии, как о способе перехода от плохих ситуаций к более благопри­ятным. Переконтекстуализация — это способ реализа­ции потенциальных возможностей, заложенных в си­туации. Существует совсем немного вещей в вашей жизни, которые невозможно переконтекстуализировать из хороших в лучшие.

Одним из наиболее важных контекстов, который сле­дует рассмотреть, являются благоприятные возможно­сти. Мы очень часто погрязаем в рутине. Мы можем получать достаточно хорошие результаты, но можем до­стигнуть и фантастического успеха. Проделайте сле­дующее упражнение. Составьте список дел, которыми вы занимаетесь в настоящее время и которыми очень довольны. Это могут быть отношения с другими людь­ми, которые хорошо развиваются, какие-то дела на ра­боте, возможно что-то, что имеет отношение к детям, или состояние финансов.

А теперь представьте, что дела пошли еще лучше. Уделите всего несколько минут размышлению об этом. Скорее всего, вы сами будете удивлены той легкостью, с которой нашли возможности для их радикального улуч­шения. Переконтекстуализация возможностей — это та­кое занятие, которое доступно всем. Для этого нужна только гибкость ума, внимательность, чтобы не упустить возможность, и решительность, чтобы предпринимать дей­ствия.

Ив заключение позвольте мне высказать одну мысль, которая касается всего изложенного в этой книге. Пе­реконтекстуализация — еще один эффективный прием, который вы можете извлекать из своего умственного инструментального набора всякий раз, когда вам нуж­ны более значительные результаты. Подумайте об этом приеме в более широком аспекте как о беспрерывном процессе — процессе исследования возможностей и оты­скания необходимого контекста, чтобы действовать все лучше и лучше.

Выдающиеся лидеры в любой области и самые та­лантливые специалисты по общению являются велико­лепными мастерами в искусстве переконтекстуализа-ции. Они прекрасно знают, как мотивировать и вдох­новлять людей, взяв любое происходящее событие и представив его в виде модели благоприятных возмож­ностей.

Есть замечательная история про Тома Уотсона, ос­нователя компании «Ай-би-эм». Один из его подчинен­ных совершил грубейшую ошибку, которая обошлась компании в десять миллионов долларов. В кабинете Уотсона, куда провинившийся был немедленно вызван, он спросил: «Наверное, вы хотите меня уволить?» Уот-сон посмотрел на него и ответил: «Вы что, с ума сошли? Мы только что потратили десять миллионов долларов на ваше образование».

Из всего можно извлекать ценные и поучительные уроки. Самые популярные лидеры — это такие люди, которые извлекают уроки и умеют любое событие поставить в самый вдохновляющий контекст. Этот принцип работает и в политике, и в бизнесе, и в образовании и в семейной жизни.

Мы все прекрасно знаем людей, которых можно на­звать «переконтекстуализаторами наоборот». На самом ясном небе они ухитряются увидеть тучу. Однако лю­бое непродуктивное поведение может быть эффектив­но преобразовано. Вам что-то не нравится? Измените это. Вы сознаете, что делаете что-то не то? Займитесь чем-нибудь другим. Есть масса способов не только создавать эффективные формы поведения, но и иметь их под рукой, когда мы в них нуждаемся. Из следующей главы мы узнаем, как вызвать в себе нужное поведение в тот самый момент, когда оно нам необходимо. Для этого мы рассмотрим способы...

Date: 2015-09-17; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию