Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Род сложносокращенных слов





170.Определите род данных аббревиатур. Объясните, как это делается.

БРИЗ, ЗАГС, вуз, ООН, ЭВМ, ГЭК, ТЭЦ, СНГ, СНО, НАТО, ВАЗ, ТЮЗ, МХАТ, БГУ, "ЛГ", ЖЭС, ЖРЭУ, районо.

Укажите причины появления родовых вариантов сложно­сокращенных слов. В каких случаях наблюдаются колебания в грамматическом роде аббревиатур в современном русском языке?

171.Определите принадлежность к грамматическому роду аббревиатур МИД, НОТ, ЖЭК по следующим словарям: Словарь русского языка в 4-х томах (изд. 2-е); Словарь сокращений рус­ского языка (под ред. Д.И. Алексеева. ¾ М., 1984); Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. ¾Грамматическая правильность русской речи. ¾ М., 1976.

Объясните причины расхождений в квалификации родовой принадлежности данных аббревиатур указанными словарями. Ка­кова общая тенденция развития норм в тех случаях, где в настоя­щее время наблюдаются колебания в родовой принадлежности аббревиатур?

172.Вставьте вместо точек пропущенные буквы. Приведите встречающиеся в речи вариантные формы, дайте их нормативно-стилистическую оценку.

1. Сегодня РИА передал... новое важное сообщение. 2. ЮНЕСКО прислал... своего представителя на конфе­ренцию. 3. Как только это предложение поступило в заводск... БРИЗ, на участке немедленно стали готовиться к пробе. 4. Английск... МИД направил... телеграмму ми­нистру иностранных дел Македонии. 5. Гороно закон­чил... распределение учебных пособий. 6. ДЮСШ по­мог... многим детям укрепить свое здоровье. 7. В нашем микрорайоне построен... нов... АТС. 8. У детей, имею­щих ускоренн... РОЭ, он... стал... нормальн.... 9. ООН создан... в 1945 году на основе добровольного соглаше­ния суверенных государств. 10. НАТО в принципе готов... к расширению сотрудничества с восточно-европейскими странами.

Вариантность падежных окончаний

173. Объясните, почему в одних случаях имена существи­тельные в родительном падеже ед. числа употреблены с оконча­нием -а(-я), а в других ¾ с -у(-ю).

I. Плантация чая, экспорт чая, стакан чая, налить чаю, выпить стакан горячего чая. Продажа сахара, купить са­хару, килограмм сахара, чайная ложечка сахарку. Нет дыму без огня; без году неделя.

II. 1. И шутил он, скрывая тоску: "Есть грибы, да нет вот сметанки... Есть брусника, да нет сахарку" (Е. Ев­тушенко). 2. На аэродроме было взорвано четыре вагона с бочками бензина (И. Козлов). 3. Камня в горе много; и алебастра белого и желтого, и селенита (А. Ферсман). 4. ¾ Сколько тебе алебастру потребуется? ¾ спросила Муля (В. Семин). 5. ¾ Эх, Сидоркин, а ведь и жалко мне тебя, ¾ не сносить тебе головы, пропадешь ни за понюх табаку (А. Серафимович). 6.¾Когда ты, Петенька, упал и руку свихнул, то я тебе домой из лесу свежих орехов принес (А. Гайдар). 7.Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник (А. Пушкин). 8. Вижу: молчишь ты, Сердишься глухо ¾ все надоело. Завтра проснешься ¾ ни слуха, ни духа. ¾ Даль без предела (Ю. Жданов).

Охарактеризуйте существительные мужского рода, от кото­рых могут образовываться формы родительного падежа ед. числа на -у(-ю) в современном русском языке.

Укажите, когда формы на -у(-ю) в современном употребле­нии сохраняются наиболее последовательно.

174.Допишите окончания. Укажите возможные варианты, дайте нормативно-стилистическую оценку каждой формы роди­тельного падежа ед. числа.

1. Килограмм сыр.... Купить сыр.... Продажа сыр.... Съесть сырк.... Кусок ярославского сыр.... Сделать из воск.... Кусок воск.... Хочется сок.... Стакан сок.... Вы­пить стакан яблочного сок.... Много снег.... Таяние снег....

2. Поднять с пол.... Уйти из дом.... Выйти из лес.... Задохнуться от дым.... Умереть с голод.... 3. Ну и на­род... на площади! 4. Сколько снег... намело! 5. Квас... мне, да поживей! 6. На столе стоял стакан холодного квас.... 7. Наделать шум.... 8. Сбиться с панталык.... 9. Не давать проход.... 10. Девушки покатились со смех....11. Они сидели за столом и пили чай с больши­ми кусками сахар.... и черными сухарями. 12. Здесь нет лес...: кругом одна степь.

175.Составьте предложения с данными формами слов. Сле­дите за тем, чтобы не нарушалось единство стиля.

Перца ¾ перцу, салата ¾ салату, сахара ¾ сахару, су­па ¾ супу, кефира ¾ кефиру, народа ¾ народу, нет леса ¾ нет лесу, из дома ¾ из дому, гороха ¾ гороху, брома ¾ брому.

176.Устно переведите сочетания на белорусский язык. Со­поставьте падежные окончания в русском и белорусском языках.

Работать без отдыха, без перерыва, без энтузиазма.

Нет контроля, ритма, дождя, коллектива.

Сделан из металла.

177. Дайте нормативно-стилистическую характеристику окончаний выделенных слов. Приведите возможные варианты.

1. Яверю в то, что в рыхлом снеге На время головы склонив, С зимою борются побеги Весенних шелковис­тых нив (Р. Казакова). 2. Селихов узнал, что она сейчас в отпуске и едет повидаться с отцом (В. Брянцев). 3. Вы числитесь в отпуску по болезни, первого февраля вам положено явиться на комиссию (К. Симонов). 4. В от­пуске ему отказали. 5.Даже их отец, старик лет се­мидесяти, работал мастером в цеху, не уходил на пен­сию (А. Дементьев). 6. Добряков работал в другом це­хе (П. Нилин). 7.От радости в зобу дыханье сперло (И. Крылов). 8. В саду у барина в пруде, В прекрасной ключевой воде Лещи водились (И. Крылов).

Охарактеризуйте имена существительные, которые в со­временном русском языке могут принимать окончание -у(-ю) в предложном падеже ед. числа.

178. Вместо точек допишите окончания. Мотивируйте выбор формы существительного.

В сосновом лес... на берегу озера, заблудиться в лес..., в "Русском лес..." Л. Леонова, в токарном цех..., на борт... корабля, на зеленом луг..., руки в мел..., за­дыхаться в дым..., брань на ворот... не виснет, думать об отпуск..., находится в отпуск..., лежать на песк..., си­деть в уголк..., в 1918 год..., в "Восемнадцатом год..." А.Н. Толстого, в вишневом сад... около дома, в "Вишне­вом сад..." А.П. Чехова.

179. Переведите приведенные ниже сочетания на русский язык. Обращайте внимание на падежные окончания имен сущест­вительных.

Расказваць аб подзвiгу, аб камандзiру, аб сябру, аб сыну, аб вучню. Пiаць пра цэх, пра лес, пра настаўніка, пра таварыша, пра трактарыста, пра майстра. Быць у палоне, у лесе, на лузе, на беразе, у адпачынку.

180. Образуйте формы именительного падежа мн. числа. Ука­жите возможные варианты и дайте их нормативно-стилисти­ческую характеристику, отметьте устаревшие формы. Поставьте ударение.

1. Век, глаз, горн, корм, луг, план, плуг, порт, сорт, стог, суп, торт, фронт, шлюз, шприц, шрифт, штаб, штраф.

2. Берег, буфер, веер, вексель, вечер, голос, город, директор, доктор, жемчуг, катер, клевер, колокол, ку­пол, мастер, номер, остров, отпуск, парус, паспорт, пере­пел, повар, погреб, поезд, профессор, рукав, сторож, терем, тетерев, тополь, холод, хутор, череп, якорь.

3. Боцман, бульдозер, бухгалтер, госпиталь, компрес­сор, конвейер, конструктор, контейнер, лектор, месяц, мичман, промысел, снайпер, штурман.

4. Невод, трактор, фельдшер, шомпол, штабель, штем­пель, ястреб. Джемпер, договор, инструктор, полюс, прожектор, рапорт, редактор, рупор, свитер, сектор, табель.

181.Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Укажите возможные варианты.

1. Инженер... не прошли и километра, как разразился неистовый снежный буран (В. Ажаев). 2. Лязгнули бу­фер..., на миг все стихло, и вагоны медленно поплыли мимо (В. Попов). 3.Победоносцев решил вернуться в Москву и начать там хлопоты по устройству на работу в аэроклубе, где требовались инструктор... для обучения новичков полетам (В. Саянов). 4. Французский флот весь взорвался: линкор..., легкие и тяжелые крейсер..., эсминц... (В. Инбер). 5.Все вступившие в силу приговор... о смертной казни приводятся в исполнение (из газет). 6. Молодые архитектор... будут обеспечивать оргкоми­теты МЖК проектно-сметной документацией (из газет). 7.Чайник из настоящего японского фарфора считался драгоценностью, мне вспоминали его многие год.... (Д. Гранин).

Назовите группы слов, у которых в именительном падеже множественного числа окончание -а(-я) не может быть признано нормативным.

182. Сопоставьте формы именительного падежа мн. числа существительных бункер, договор, инструктор, корректор, крей­сер, трактор по следующим словарям: "Словарь русского языка" С.И. Ожегова, Академический четырехтомный "Словарь русского языка" и "Орфоэпический словарь русского языка". Объясните причины расхождений в оценках некоторых форм.

Образец выполнения задания: инспекторá (СО), инспéкторы и разг. инспéктора (MAC), инспéкторы (Орфоэпический словарь).

183. Из слов, данных в скобках, выберите необходимое по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

3371. Детские (лагери ¾ лагеря) завода "Термопласт" нач­нут работу в новом месте: для них на берегу лесного озе­ра построен целый городок. 2. Действовавшие в стране (лагери ¾ лагеря) демократов и социал-демократов объ­единились накануне предстоящих выборов. 3. Потом в России произошла революция, русские солдаты, естественно, отказались воевать, и французы увели их в тыл, в (лагери ¾ лагеря) для военнопленных. 4. На территории? России размещаются различные климатические (поясы ¾ пояса). 5. Слуцкие (поясы ¾ пояса) ¾ подлинный шедевр белорусского искусства. 6. Яркая луна взошла над Сре­диземным морем. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны ¾ тона). 7. (Тоны ¾ тона) сердца у больного чистые. 8. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие (хлебы ¾ хлеба). 9. Тереховские казаки издавна приучились кра­сить свои домики в яркие (цветы ¾ цвета) ¾ голубой, оранжевый, светло-зеленый. 10. (Цветы ¾ цвета) настоль­ко искусно сделаны, что их не сразу отличишь от живых. 11. ¾ У нас действуют (секторы ¾ сектора) учета, контро­ля и информации, ¾ рассказывал председатель комиссии.

184. Объясните использование выделенных форм. Укажите формы, принятые в современном литературном употреблении.

1. И свистит и бормочет весна. По колено затоплены тополи. Пробуждаются клены от сна. Чтоб, как бабоч­ки, листья захлопали (Я. Заболоцкий). 2.Вороной ска­зал: "Снайпера вроде из деревни бьют" (Ю. Бондарев). 3. И колокольни черные Как сторожи стоят (М. Лер­монтов). 4. Две мухи собрались лететь в чужие край (И. Крылов). 5. И долгие годы неслышно прошли... (М. Лермонтов). 6. Умчались школьные года (С. Михал­ков). 7. Свои адресы сообщу вам своевременно (А. Че­хов). 8. В кои-то веки встретились. 9. Язык чистый и благозвучный, как говорят наши профессоры (И. Тур­генев). 10. Лектора из передачи! Те, кто так или иначе Говорят про неудачи и нервируют народ, ¾ Нас берите, обреченных (В. Высоцкий).

185. Переведите данные словосочетания на русский язык. Об­ратите внимание на окончания имен существительных.

Разбураныя гарады, крутыя 6epaгi, зялёныя лугі, старыя плугi, ціхія галасы, адназначныя нумары, адрамантаваныя трактары, атрыманыя пашпарты, вядомыя прафесары, майстры сваей справы, дырэктары сярэдніх школ, радактары часопісаў.

186. Употребите существительные в форме родительного па­дежа мн. числа. Укажите возможные варианты. Составьте с каж­дым из вариантов предложения, соблюдая единство стиля.

1. Амперы, апельсины, баклажаны, бананы, бутсы, ватты, вольты, гектары, георгины, граммы, жирафы, ке­ды, килограммы.

2. Мандарины, манжеты, носки, помидоры, погоны, рельсы, саперы, сапоги, скирды, ставни, солдаты, туфли, чулки, шорты.

187. Поставьте в нужной форме слова, данные в скобках. Мо­тивируйте выбор формы.

1. Из зрелых (баклажаны) можно приготовить вкусную и питательную икру. 2. Вчера привезли много (апельсины и мандарины). 3. ¾ И не забудь килограмм (бананы), ¾ крикнула в окошко мать. 4. Около магазина стояли ящи­ки из-под (помидоры). 5. Максимальная сила разрядного тока достигла двух миллионов (амперы). 6. Посевные площади составляли около 50000 (гектары). 7. Одна ты­ква весила более двадцати (килограммы). 8. Коля заряжает конденсатор. Напряжение ¾ пять тысяч (вольты). 9. Пытался Григорий вспомнить оставшийся позади путь..., бесконечные нити (рельсы). 16. Из штаба вышел молодой человек в офицерской форме без (погоны).

188. Объясните использование выделенных форм. Укажите формы, принятые в современном употреблении.

1. Что мне в храбрости ваших солдатов, если они не умеют маршировать? (П. Вяземский). 2.¾Конечно, кто ж ему даст, ¾ вдруг согласился Мишка, ¾ откуда там сапогов наберутся (М. Рощин). 3. Змей подымался, и от зуб Его уж не было спасенья (В. Жуковский). 4.И щетки три­дцати родов, И для ногтей и для зубов (А. Пушкин). 5. Сапогов его тоже нигде не было (Ф. Достоевский). 6. В дыму ленинградское небо. Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм (Р. Рождественский). 7. Король, что тыщу лет на­зад над нами правил, Привил стране лихой азарт игры без правил, Играть заставил всех графей и герцогей, Вальтей и дамов в потрясающий крохей (В. Высоцкий).

Назовите группы имен существительных, у которых на­блюдаются колебания в употреблении форм родительного падежа мн. числа.

Date: 2015-09-17; view: 1174; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию