Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стиль художественной литературы14. Расскажите, в чем специфика стиля художественной литературы и каковы его жанры. 115. Сопоставьте два художественных описания грозы. Определите, какими языковыми средствами реализуются в этих текстах такие качества художественной речи, как эмоциональность и экспрессивность. а) Летняя гроза Синие чистые дали Между зеленых ветвей Бело-Молочными стали... Ветер играет смелей. Говор негромкого грома Глухо рокочет вдали... Всё ещё веет истома От неостывшей земли. Птицы кричали и смолкли: С каждым мгновеньем темней. В небо выходит не полк ли Сумрачных страшных теней. Вновь громовые угрозы, Молнии резкий зигзаг, Неба тяжелые слезы Клонят испуганный мак. Ливень, и буря, и где-то Солнца мелькнувшего луч... Русское, буйное лето, Месяцы зноя и туч! (В. Брюсов) б) Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет: передний край ее вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вокруг потемнело. Каков дождик! Каковы молнии! Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами! (И. Тургенев) 116. Произведите стилистический анализ текстов А.П. Чехова. Определите роль элементов различных функциональных стилей в этих текстах. I. Он недоумевал, как это вышло так, что за последние сорок или пятьдесят лет своей жизни он ни разу не был на реке, а если, может, и был, то не обратил на нее внимания? Ведь река порядочная, не пустячная; на ней можно было бы завести рыбные ловли, а рыбу продавать купцам, чиновникам и буфетчику на станции и потом класть деньги в банк; можно было плавать в лодке от усадьбы к усадьбе и играть на скрипке, и народ всякого звания платил бы деньги; можно было попробовать опять гонять барки; наконец, можно было бы разводить гусей, бить их и зимой отправлять в Москву; небось одного пуху в год набралось бы рублей на десять. Но он прозевал, ничего этого не сделал. Какие убытки! Ах, какие убытки! А если бы все вместе ¾ и рыбу ловить, и на скрипке играть, и барки гонять, и гусей бить, то какой получился бы капитал! Но ничего этого не было даже во сне, жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад ¾ там ничего, кроме убытков, и таких страшных, что озноб берет. И почему человек не может жить так, чтобы не было этих потерь и убытков? Спрашивается, зачем срубили березняк и сосновый бор? Зачем даром гуляет выгон? Зачем люди делают всегда не то, что нужно? Зачем Яков всю свою жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену..? Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу (А.П. Чехов. Скрипка Ротшильда). II. В нашей местности строилась железная дорога. Накануне праздников по городу толпами ходили оборванцы, которых звали "чугункой" и которых боялись. Нередко приходилось мне видеть, как оборванца с окровавленною физиономией, без шапки, вели в полицию, а сзади, в виде вещественного доказательства, несли самовар или недавно вымытое, еще мокрое белье. "Чугунка" обыкновенно толпилась около кабаков и на базарах; она пила, ела, нехорошо бранилась и каждую мимо проводившую женщину легкого поведения провожала пронзительным свистом (А.П. Чехов. Моя жизнь). Ш. Дымов часто приводил к себе обедать своего товарища Коростелева, маленького стриженого человечка с помятым лицом, который, когда разговаривал с Ольгой Ивановной, то от смущения расстегивал все пуговицы своего пиджака и опять их застегивал и потом начинал правой рукой щипать свой левый ус. За обедом оба доктора говорили о том, что при высоком стоянии диафрагмы иногда бывают перебои сердца, или что множественные невриты в последнее время наблюдаются очень часто, или что вчера Дымов, вскрывши труп с диагностикой "злокачественная анемия", нашел рак поджелудочной железы... После обеда Коростелев садился за рояль, а Дымов вздыхал и говорил ему: ¾ Эх, брат! Ну, да что! Сыграй-ка что-нибудь печальное. Подняв плечи и широко расставив пальцы, Коростелев брал несколько аккордов и начинал петь тенором... (А.П. Чехов. Попрыгунья). 117. Сравните приведенные ниже тексты стихотворений. Отметьте характерные особенности в употреблении лексики, фразеологии, построении фраз. а) Бросим все премудрости. По боку учение! Наслаждаться в юности ¾ Наше назначение. Только старости пристало К мудрости влечение. Быстро жизнь уносится: Радости и смеха В молодости хочется; Книги ¾ лишь помеха. Нам ли, чьи цветущи годы, Над книгой сутулиться? Нас девичьи хороводы Ждут на каждой улице. Их пляскою игривою, Чай, не оскоромишься: С девою нестроптивою Живо познакомишься. Я гляжу, как то и дело Девы извиваются, И душа моя от тела Словно отрывается. (Из поэзии вагантов) б) Что до любви, так вот: в ушах дифтонги, в ушах ¾ "вода во облацех... темна", а в голове тем временем девчонки. Сперва все вместе. А потом ¾ одна. И плавал на экзаменах филфак, и брал экзаменаторов на пушку, ведь не в языкознанье ¾ это факт ¾ Он был влюблен по самую макушку. Исчезновенье мамонтов-юсов, паденье редуцированных гласных, что это рядом с блеском глаз прекрасных? (Н. Кислик) 118.Найдите в тексте слова, которые прямыми, конкретными значениями и контекстуальными, переносными связаны с главным словом ¾ образом данного ниже стихотворения. Можно ли пересказать содержание этого стихотворения, сохранив заключенную в нем эмоциональность? У русской речи есть такая власть, Такая есть магическая сила, Что и народу не дала пропасть: Не раз его от смерти оградила. Могучая, как в майском небе гром, Певучая, как лес, река и поле; Не покорить и атомным огнем И никому ее не приневолить. Ее дыханье слышим мы всегда, Живем мы в океане русской речи. Она и есть живая та вода, Которая от всех недугов лечит. (Н. Журавлев. Русская речь) 119.Сопоставьте прозаический и поэтический тексты. Определите их особенности.
|