Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лингвистические понятия





 

1. Проанализируйте приведенные ниже определения культуры речи, раскройте содержание понятия "культура речи".

I.... а) культура речи ¾ это совокупность и система ее коммуникативных качеств;

б) культура речи ¾ это учение о совокупности и сис­теме коммуникативных качеств речи.

Приняв во внимание то, что коммуникативные каче­ства речи необходимы для воздействия на слушателей или читателей, предметом культуры речи как учения мы сможем признать языковую структуру речи в ее комму­никативном воздействии (Б.Н. Головин).

II. Культура речи ¾ владение нормами устного и пись­менного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а так­же умение использовать выразительные языковые сред­ства в разных условиях общения, в соответствии с целя­ми и содержанием речи (Л.И. Скворцов).

III. Высокая культура речи ¾ это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средства­ми языка... Высокая культура речи заключается не толь­ко в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подхо­дящее для данного случая и, следовательно, стилистиче­ски оправданное) (С.И. Ожегов).

IV. Культура речи ¾ это область словесного мастер­ства, искусство хорошо говорить и писать, наиболее це­лесообразно и эффективно использовать речевые средства. Под высокой речевой культурой человека обычно имеется в виду умение удачно выбирать и употреблять слова, излагать мысли логично, выразительно, ярко, крас­норечиво. Образцовая речь, конечно, немыслима без со­блюдения грамматических и произносительных норм языка, ибо грамотность, являющаяся элементарным тре­бованием, предъявляемым к устной и письменной ре­чи, ¾ первая ступень речевой культуры (А.И. Ефимов).

2. Расскажите о предмете, методах исследования и задачах учения о культуре речи.

3. Проанализируйте данные ниже определения лингвистиче­ской стилистики и скажите, что является основным ее предметом. Какое из определений содержит широкое и какое ¾ узкое понима­ние предмета стилистики?

I. Таким образом, стилистика анализирует средства языка со стороны их значения и экспрессии, она произ­водит их оценку с точки зрения их большей или мень­шей пригодности для выражаемого содержания. Оценочное отношение к явлениям языка составляет отличитель­ную особенность стилистики, одной из основных ее задач является содействие при выборе из ряда синонимиче­ских средств того, которое для стоящих перед автором целей является наиболее подходящим ¾ самым ясным, точным (А.Н. Гвоздев).

II. Стилистика общенародного национального языка охватывает все стороны языка ¾ его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. Однако она рас­сматривает соответствующие языковые явления не как внутренне связанные элементы целостной языковой структуры в их историческом развитии, но лишь с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллель­ных или синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения со­ответствия экспрессивных красок и оттенков разных ре­чевых явлений; с другой стороны, стилистика рассматри­вает эти явления с точки зрения их связи с отдельными формами речевого общения или с отдельными общест­венно разграниченными типами и разновидностями речи (В.В. Виноградов).

III. Стилистику можно определить как лингвистиче­скую науку о средствах речевой выразительности и о за­кономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых еди­ниц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения. Выделяются прежде всего такие типовые сферы общения, как деловая, художест­венная, публицистическая, бытовая. В соответствии с ни­ми различаются и функциональные стили (М.Н. Кожина).

4. Стилистика, как известно, изучает единицы всех языковых уровней. В чем, по-вашему, заключается стилистический подход к таким единицам языка, как фонема, морфема, слово, словосоче­тание, предложение?

5. В чем отличие функционально-стилевой дифференциации, языка от других видов языковой дифференциации — социально-исторической, территориальной?

6. Термин стилистика употребляется в нескольких значениях (стилистика лингвистическая, литературоведческая, стилистика различных видов искусства). В чем различие в содержании поня­тий лингвистической и литературоведческой стилистик?

7. Раскройте содержание понятий стилистика ресурсов и функциональная стилистика. Назовите предмет каждой из этих стилистик, покажите их соотношение и связь.

8. Что такое стилистика художественной речи? Как она соот­носится со стилистикой ресурсов и функциональной стилистикой? Можно ли считать эту область исследований чисто лингвистиче­ской или чисто литературоведческой?

9. В чем своеобразие сопоставительной стилистики в отличие от стилистики русского и белорусского языков?

10.Назовите основные понятия и категории стилистики. Как они соотносятся между собой?

11. Охарактеризуйте такие собственно стилистические мето­ды и приемы исследования, как анализ по стилистическим поме­там в словарях, наблюдения над нейтральными и стилистически окрашенными средствами в речи, стилистическая интерпретация текста, стилистический эксперимент.

Глава 2

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ

Date: 2015-09-17; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию