Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стабилизационная политика государстваВ микроэкономике экономическая роль государства сводится к: а) производству общественных благ; б) перераспределению национального дохода в целях предотвращения чрезмерной дифференциации доходов и имущества граждан, порождающей социальную напряженность в обществе; в) защите конкуренции и регулированию деятельности естественных монополий; г) устранению недостатков рыночного механизма, связанных с отрицательными и положительными внешними эффектами при производстве частных благ и асимметричностью информации при заключении рыночных сделок. Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целями которой являются: а) поддержание ОЭР при полной занятости; б) устойчивый рост экономики; в) стабильный уровень цен; г) сбалансированный платежный баланс страны. По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или нейтральны. Так, кривая Филлипса в коротком периоде иллюстрирует отношения субституции между темпом инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики. В отношении взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость. Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе подъема вместе с ростом уровня цен растет национальный доход, то в периоды стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства. Это наряду с ограниченными возможностями правительства влиять на развитие экономической конъюнктуры затрудняет построение «золотого четырехугольника», превращая его в «магический». В данном вопросе будут рассмотрены инструменты стабилизационной политики и их применение в ходе государственного регулирования рыночного хозяйства. На первом этапе абстрагируемся от воздействия заграницы на национальное хозяйство через валютные рынки и международный перелив капиталов, т.е. используем модель закрытой экономики. В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный спрос и(или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях ВВП, занятости, уровня цен и роста дохода. В зависимости от набора инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, денежно-кредитную и комбинированную. Комбинированная экономическая политика. Для регулирования экономической конъюнктуры государство может одновременно применять инструменты и фискальной, и денежной политики. Политика предложения. Фискальная и денежно-кредитная политика сдвигает кривую совокупного спроса (в кейнсианском варианте). Однако государство способно воздействовать и на кривую совокупного предложения. Так, снижение налогов может повысить стимулы к интенсификации производства и росту частных инвестиций. Со временем это сместит кривую совокупного предложения вправо. Государство способствует росту совокупного предложения, участвуя в переподготовке рабочей силы и трудоустройстве безработных. В целях повышения эффективности национального хозяйства государство участвует в финансировании научных исследований и разработок. Повышению эффективности использования наличных производственных ресурсов служит государственная политика содействия конкуренции. Все это приводит к сдвигу кривой совокупного предложения вправо. Соответственно ограничения, налагаемые правительством на условия производства в целях охраны труда, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности продукции, сдвигают кривую совокупного предложения влево, так как они ведут к повышению затрат производства. Наибольший результат достигается в тех случаях, когда есть возможность сочетать политику предложения со стимулированием эффективного спроса. Когда стабилизационная политика направлена на достижение одной или нескольких комплементарных целей, тогда и фискальная, и денежная политики могут быть однонаправленными (обе являются либо экспансионистскими, либо рестриктивными), благодаря чему эффективность их проведения взаимно усиливается. Но если требуется реализовать одновременно две цели, находящиеся в отношении субституции, то приходится сочетать экспансионистский вариант одной из политик с рестриктивным вариантом другой. В этом случае возможна взаимная нейтрализация мероприятий стабилизационной политики. Под стабилизационной политикой государства понимается система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение сбалансированности платежного баланса страны. В зависимости от состояния экономической конъюнктуры цели стабилизационной политики оказываются в отношениях взаимодополняемости, взаимозаменяемости или нейтральности; это предопределяет тактику стабилизационной политики в конкретной ситуации. По набору используемых мероприятий стабилизационную политику принято делить на фискальную, денежно-кредитную и комбинированную. Фискальная политика сводится к воздействию на экономическую конъюнктуру посредством манипулирования государственным бюджетом. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. Денежно-кредитной политикой называют регулирование экономической активности посредством изменения количества находящихся в обращении денег и кредита. Эффективность как фискальной, так и денежно-кредитной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. Для преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства. Наряду с мероприятиями фискальной и денежной политики, направленными на регулирование совокупного спроса, у правительства имеются возможности воздействовать на объем совокупного предложения, т.е. осуществлять политику предложения. Между неоклассиками и кейнсианцами существуют расхождения при оценке возможностей и результатов стабилизационной политики государства. Отрицательным последствием активной стабилизационной политики может стать увеличение размеров государственного долга. Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики, определяя нижний предел ставок налога и процента и верхний предел непроцентных расходов государственного бюджета. Условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента.
|