Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный бюджет, его структура и функции. Бюджетный дефицит и государственный долг





Тема 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1. Государственный бюджет, его структура и функции. Бюджетный дефицит и государственный долг.

2. Сущность, виды и функции налогов. Принципы налогообложения.

3. Стабилизационная политика государства.

4. Кейнсианское обоснование фискальной политики государства. Проблемы и эффективность фискальной политики.

 

Государственный бюджет, его структура и функции. Бюджетный дефицит и государственный долг

 

Государственный бюджет – основное звено государственных финансов, представляющее собой систему счетов, в которой отражены все доходы и расхо­ды государства за определенный период време­ни, обычно равный году.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначена для финансирования затрат на решение общегосударственных задач, на выполнение функций государства и местного самоуправления. Государственный бюд­жет включает сумму налоговых поступлений от физических и юридических лиц и потенциальных расходов. Однако существуют расхождения между планированием государственного бюдже­та правительством и его фактической структурой. В ряде стран в социальной сфере существуют так называемые внебюджетные фонды. В России, например, это Пенсионный фонд, Фонд заня­тости населения, социального и медицинско­го страхования.

В федеративных государствах, имеющих в своей структуре штаты, республики, помимо федерального бюджета, выделяют еще бюдже­ты административных единиц (штатов или рес­публик) и муниципальные (городские) бюджеты. Каждый из них представляет собой самостоя­тельный счет налоговых отчислений, трансферт­ных платежей и является составной частью еди­ного государственного бюджета.

Структура государственного бюджета. Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. 85% доходной части государственного бюджета составляют налоги (в России), а 15% – неналоговые сборы, включающие доходы от продажи государственного имущества, доходы от деятельности государственных предприятий, доходы от внешнеэкономической деятельности, безвозмездная помощь, государственные займы.

По собираемости на первом месте стоит налог на добавленную стоимость, на втором – налог на прибыль, на третьем – налог на доходы физических лиц и т.д.

Расходы государственного бюджета – это часть государственного бюджета формируемая для выполнения следующих функций государства:

- около 15% расходуется на содержание государственного аппарата в России (в развитых странах не более 6%);

- оборонная и охранная функция (в развитых странах до 10%, в России до 15%);

- социальная сфера или общественный сектор в экономике;

- инвестиционная функция;

- внешнеэкономическая функция (оплата внешнеэкономического долга, оплата по импорту).

В разных странах эти виды расходов государственного бюджета имеют разное процентное соотношение, т.к. являются результатом политической борьбы различных социальных групп.

Все расходы государственного бюджета укрупнено распределяются по следующим направлениям:

- на производство (государственные инвестиции);

- на оборону;

- на социально-культурную сферу и социальную политику;

- на управление;

- на обслуживание государственного долга.

Таблица 1

Укрупненные статьи расходов госбюджета РФ на 2002 г.

Рис. 2. Укрупненная структура государственного бюджета

 

Функции государственного бюджета:

1) аккумулирующая – это собственно сбор налогов;

2) перераспределительная – через государственный бюджет происходит перераспределение средств от одних субъектов к другим;

3) регулирующая – дефицит и профицит государственного бюджета используются в стабилизационной политике государства;

4) стимулирующая – изменяя величину налоговых сборов, можно стимулировать предпринимательство, инвестиции, потребление, производство;

5) социальная – через государственный бюджет, в процессе перераспределения средств малоимущим выплачиваются социальные трансферты (пособия, льготы), в результате снижается степень социального неравенства.

Бюджетный дефицит – это состояние го­сударственного бюджета, при котором расходы превышают доходы. Как правило, такая ситуа­ция возникает в условиях структурного экономи­ческого кризиса или вследствие нерациональ­ной деятельности правительственных органов.

Классификация дефицита госбюджета может быть представлена следующим образом:

1) первичный дефицит – общий дефицит за вычетом процентных выплат по государствен­ному долгу;

2) фактический дефицит – разница между действительными государственными дохода­ми и расходами, являющаяся величиной от­рицательной;

3) структурный дефицит – фактический де­фицит, рассчитанный для определенного уровня национального дохода в условиях пол­ной занятости. Иными словами, это потен­циальный показатель, т.е. тот, который мог бы быть на самом деле получен, если бы при су­ществующей системе налогообложения и деятельности законодательного органа в стране наблюдалась полная занятость всех ресурсов и производственных мощностей;

4) циклический дефицит – это количествен­ное различие между фактическим и структур­ным дефицитом государственного бюджета. Данный дефицит возникает в результате ди­намичности экономической активности в те­чение одного цикла. В этом случае величина налоговых отчислений и государственных расходов автоматически изменяется.

Возникает вопрос, как финансировать дефицит государ­ственного бюджета. Правительство имеет два ва­рианта покрытия бюджетного дефицита:

1) выпуск новых денег, эмиссионный спо­соб финансирования. Зачастую прави­тельство, не имея возможности восстано­вить балансовое равновесие между доходами и расходами, прибегает к дополнительной эмиссии денежной массы, что приводит к рас­кручиванию инфляционной спирали, из-за чего ситуация в стране еще более услож­няется. Государственный долг и инфляция связаны между собой напря­мую, поскольку первопричиной инфляции является наличие дефицита государственного бюджета. В результате нерационального осу­ществления расходов либо увеличения затрат на социальную сферу доход государства оказывается значительно ниже и не может покрыть затрат. В то же время государство, осуществляя социально-трансфертную поли­тику, не может уменьшить собственных расхо­дов. В результате этого цикличного процесса происходит накладывание одного бюджетного дефицита на другой, вместе с тем растет госу­дарственный долг.

Принято считать, что эмиссия денег способ­на решить проблему дефицита. Однако чрез­мерная эмиссия ведет к резкому росту денеж­ной массы, вследствие чего печать каждой дополнительной денежной единицы приносит все меньшую полезность и обесценивает оте­чественную валюту. В свою очередь это приво­дит к росту цен на рынках ресурсов и факторов производства, страна оказывается на пороге кризиса, поскольку растут инфляционные ожи­дания.

Поскольку монетизация дефицита государственного бюджета означает увеличение предложения денег, способствующее росту национального дохода, то при определенных условиях таким путем можно ликвидировать бюджетный дефицит.

После исчерпания возможностей снижения дефицита госбюджета за счет его монетизации государственный долг ежегодно увеличивается на размер бюджетного дефицита текущего года;

2) займы, неэмиссионный способ финан­сирования. В некоторых странах, например в США, запрещено финансировать бюджет страны за счет эмиссии. В этом случае прави­тельство осуществляет займы у Централь­ного банка. Это происходит путем обмена го­сударственных ценных бумаг на определенную сумму денег, которую министерство финан­сов тратит, в результате чего она поступает на счета коммерческих банков и увеличивает их резервы. Но эффект монетизации опять же приводит к инфляции. Поэтому лучше всего осуществлять займы непосредственно у ком­мерческих банков и населения. Государство, продавая облигации, вступает в борьбу с част­ным сектором. Процентные ставки растут, следовательно, уменьшаются частные ин­вестиции. Из-за ухудшения условий кредито­вания сокращаются потребительские расхо­ды на товары длительного пользования, благодаря чему государство вытесняет с кре­дитного рынка частных заемщиков.

Задолженность правительства накапливается и превращается в государственный долг. Государственный долг – это сумма бюд­жетных дефицитов, накопленных в стране за определенный промежуток времени, за вычетом суммы накопленных профицитов (излишков).

По экономической направленности различают:

1) внутренний долг – сумму, которую госу­дарство заимствовало внутри страны для фи­нансирования дефицита собственного бюд­жета, долг резидентам;

2) внешний долг – долг перед нерезидента­ми, физическими и юридическими лицами иностранных государств.

При большом государственном долге затраты на его обслуживание, являющиеся первоочередной статьей расходов государственного бюджета, существенно ограничивают возможности правительства в выполнении основных своих функций и в проведении стабилизационной политики.

Выплаты по государственному долгу могут стать главной или даже единственной причиной дефицита государственного бюджета, замыкая порочный круг: дефицит государственного бюджета → рост государственного долга → увеличение затрат на обслуживание долга → дефицит государственного бюджета.

Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу, называют первичным дефицитом. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита нередко существует общий дефицит государственного бюджета. Такая ситуация сложилась в России в 1999–2000 гг.

Поскольку государственный долг есть накопленная сумма бюджетных дефицитов, то образование долга можно предотвратить, запретив правительству превышать расходы бюджета над его доходами.

Рефинансирование государственного долга – это осуществление выпуска новых серий государственных ценных бумаг, доходы от которых фактически идут на выплату процентов по предыдущим сериям. Так называемая финансовая пирамида – рациональный элемент налогово-бюджетной политики государства.

Среди экономистов-аналитиков существует мнение, что государство – это устойчивая систе­ма, которая не может обанкротиться по ряду причин:

1) государство не подвержено банкротству в си­лу его способности рефинансировать соб­ственные задолженности;

2) по Конституции государство облагает насе­ление налогами, устанавливает налоговую ставку для возможности погашения долга;

3) только государство в лице Центрального бан­ка страны обладает абсолютным монопольным правом эмиссии денежной массы. Труд­но представить ситуацию банкротства того экономического субъекта, который в любой момент времени может начать выпуск допол­нительных денежных единиц, т.е. «включить печатный станок».

В принципе, полагают, что, например, внут­ренний долг не так опасен, как кажется.

1. Эффект вытеснения – это налогово-бюджетная мера, стимулирующая деловую активность, приводящая к росту процентной став­ки и вытеснению частных инвестиционных расходов государственными. Рассмотрим слу­чай, когда государство берет займы не у ЦБ, а у коммерческих банков. Продавая облигации, оно вступает в борьбу с частным сектором. Про­центные ставки растут, следовательно, умень­шаются частные инвестиции, из-за ухудшения условий кредитования сокращаются потреби­тельские расходы на товары длительного пользования, а государство вытесняет с кредит­ного рынка частных заемщиков. Расходы госу­дарства растут, но на некоторую величину уменьшаются и частные инвестиции.

2. Проблема погашения и обслуживания внешнего долга. В этом случае происходит «утечка» отечественных ресурсов за границу. Чтобы выплатить долг иностранным партнерам, нужно, прежде всего, увеличить долю экспорта и как можно меньше ввозить иностранной про­дукции, чтобы величина чистого экспорта была положительна.

Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства, на активизацию предпринимательства, а значит, и рост поступлений доходов в бюджет.

Другой путь - сокращение нерациональных расходов бюджетных средств, сокращение избыточных военных затрат, сокращение субсидий нерентабельным производствам, уменьшение финансовых льгот, пресечение бюджетных хищений, снижение затрат на работу государственного аппарата и т.д.

В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15% и т.д. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи: расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты и т.д.

 

Date: 2015-09-17; view: 4393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию