Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История лечебного применения мумиё и легенды о нем





Первые упоминания о мумиё и его лечебном применении встречаются в трудах Аристотеля. В дошедших до наших дней древних рукописях, написанных на арабском, турецком, китайском, татарском, еврейском и многих других языках, также с поразительным единодушием утверждается, что мумие излечивает от множества недугов — болезней желудка, кишечника и почек, туберкулеза и астмы, проказы, паралича и воспалительных процессов, заболеваний сердца и глаз, помогает при отравлениях ядами растительного, животного и минерального происхождения, при сахарном диабете, ранах, язвах, ожогах, фурункулах, карбункулах, «слоновости конечностей», заикании, рассасывает опухоли и особенно чудодейственным образом влияет на сращивание костей при переломах.

В 1862 году Махаммад Хусаин посвятил мумиё следующие строки:

Человек, пока не попадет в беду.

Не узнает ценности своего друга.

Но сломанная кость руки человека Всегда будет знать ценность мумиё.

Считалось, что мумиё не только лечит болезни, но и положительно влияет на психическое состояние человека, помогает при несчастной любви. Недаром Мухаммад Салих (XIX век) в своих лирических стихах говорит:

Прекрасные люди Индии Обладают средством излечивать Любовные болезни.

Это лекарство — черное мумиё.

Не раз о мумиё как об «эликсире жизни» упоминал В. Шекспир в своих «Виндзорских проказницах», «Макбете» и «Отелло».

Овеянное стойкими легендами, воспетое многими поэтами и прозаиками, мумиё широко использовали в качестве лечебного средства древние медики и ученые Востока: Аристотель, Разес, Абамансур Бухари, Авиценна, Аль-Бирупи и др.

В своем «Каноне врачебной пауки» Авиценна (Ибн-Сина) писал: «Мумиё — это горный воск. В виде питья и втирания — это прекрасное средство от болезней при вывихе и переломе, от падения и удара, при общем параличе лицевого нерва». Авиценна считал, что мумиё обостряет чувства, укрепляет желудок, облегчает дыхание и является наиболее универсальным целебным средством.

В знаменитом «Травнике» Джона Паркинсона (1567-1650) приведены доказательства успешного применения мумиё при различных заболеваниях, а известный английский врач Роберт Джеймс в 1776 году включил его в свою «фармакопею» и описал мумиё как блестящее смолистое вещество с приятным запахом и кисловато-горьким вкусом. А француз Эйрини Д’ Эрине защитил в 1872 году диссертацию о «Чудотворном бальзаме». Европейские врачи познакомились с мумиё, по-видимому, после посещения Египта в 1564 году придворным медиком короля Наварры Гиом де ля Фонтен, где ему было показано около 40 разновидностей этого бальзама. Древние рукописи говорят, что воздействие этого универсального средства сводится к следующему: оно даст силу всему организму, уничтожает следы ревматического процесса, нормализует функции внутренних и наружных органов, сокращает закупорки, устраняет застой, ускоряет образование костной мозоли при переломах, способствует излечению паралича, судорог, помогает при отравлениях, положительно действует при лучевой болезни, усиливает половую потенцию. По тонизирующему эффекту мумис не уступает женьшеню. Древняя восточная пословица гласит: «Лишь мумиё спасает от смерти». Богатые купцы и паломники не отправлялись в долгое путешествие без чудодейственного вещества — мумиё.

На протяжении многих столетий не прекращаются споры о том, что же представляет собой мумие, каково его происхождение.

Согласно древней легенде, охотники иранского паря Фируддина, преследовавшие раненого горного козла, проникли вслед за ним в глубокую пещеру в скале и увидели в трещинах этой пещеры черную массу — «каменный сок», которую животное стало жадно лизать. На глазах изумленных людей рана его затянулась, и животное выбежало из пещеры совершенно здоровым. Потрясенные воины не замедлили доложить об увиденном своему владыке. Царь послал своих мудрецов осмотреть пещеру и после того, как сообщение охотников подтвердилось, повелел заложить вход в пещеру огромным камнем и поставить стражу. Лишь раз в год камень откатывалк в сторону, чтобы собрать накопившееся мумиё и отправить в царскую сокровищницу.

Легенды о возникновении мумиё складывались, сменяя одна другую, и исчезали. В старину считали, что мумиё представляет собой горную смолу или продукт испарений, поднимающихся из недр земли по трещинам горных скал и застывающих на поверхности. Утверждалось, что мумиё является продуктом выделения дикой медоносной пчелы, смесью ископаемого меда и пчелиного яда, мумифицированной спермой горных козлов («мумиё сайд»), накапливающейся в углублениях скал во время гона животных, пометом грызунов или птиц. В Индии верили, что свойствами мумиё обладает жир рыбы «шалад- жи», обитающей в Индийском океане, а так называемое антарктическое мумиё признавали как слюну снежного буревестника.

В Узбекистане к слову «мумиё» добавляют приставку «асиль» — наилучший, арабы называют это вещество «аракул-джибол» (горный пот), в Бирме его величают «као-туи» (кровь горы), в Монголии и Тибете — «барагшун» или «бракшун» (сок скалы), в Таджикистане — «загх а енль», в Туркмении — «мум- ногай», в Киргизии — «архар-тапі», «кара-дары» или «сары-дары», в Иране — «дорби», в Индии — «ша- ладжит», в Сибири — «каменное масло», а Авиценна в своем знаменитом «Каноне врачебной науки» называет это смолистое вещество с тяжелым нефтяным запахом «горным воском».

История известного сегодня названия «мумиё» началась... с мумий. В своей книге «Трагедия пирамид» П. Элебрахт рассказывает, что в средние века большая часть населения деревни Саккара (Египет), которая лежит близ пещерных усыпальниц, промышляет тем, что раскапывает эти пещеры и изымает набальзамированные мертвые тела.

Мертвые тела набальзамированы крепким снадобьем (главная составляющая которого — иудейская смола), но не изукрашены египетскими символами.

Зачем населению этой деревни было заниматься таким несимпатичным делом? зо

В шкатулке Людовик XIV обнаружил серебряный флакончик с густой темной массой, таинственно именовавшейся «мумиё». Незадолго до того это вещество произвело в Европе сенсацию и считалось чудодейственным лекарством, и хотя уже несколько веков оно занимало достойное место в комодах ближневосточных фармацевтов, Людовик не знал, что делать с подобным медицинским снадобьем, и поместил его в витрину курьезов — к великому сожалению своего врача и аптекаря Савари, мечтавшего испробовать это вещество в деле.

Слово «мум», заимствованное из персидского, в арабском превратилось в «мумиё»: так называлась земляная, вернее, минеральная смола, известная под греческим наименованием «асфальт». Ее очень ценили как лечебное средство от разного рода телесных недугов.

Арабский медик Ибн-Бетар, умерший в 646 году нашей эры, цитировал одного из своих греческих коллег, который еще в I веке до нашей эры подробно описывал лекарственные средства, среди которых, в частности, было и мумиё, вещество, добываемое в стране под названием Аполлония (то есть Иллирия): -Вода, что бежит со сверкающих гор, вымывает его и выносит на берег, здесь оно затвердевает и становятся пахучим, как смола».

Сабеи — народ, обитавший в юго-западной части Аравийского полуострова, — знали толк в торговле. Их караваны, помимо различных специй, везли через пустыню к побережью Красного моря и минеральную смолу — ценное фармацевтическое средство, которое попадало ко двору египетских фараонов, где врачи постоянно занимались поисками новых лекарственных растений и минералов. Они внимательно изучили это черное вещество и стали применять его при лечении рубленых ран и тяжелых контузий. Египтяне делали также пасту против сыпи на коже и, добавляя к смоле другие неведомые составы, в конце концов составили микстуру против любых форм телесных недугов.

Хотя позже античным путешественникам и удавалось вывозить мумиё из этих краев, редкостного сырья было явно недостаточно. Пришлось обратиться к равноценным заменителям. Ловкие экспериментаторы не затрудняли себя поисками.

А все дело в том, что мумиё напоминает густой черный состав, которым египтяне с начала III тысячелетия до нашей эры бальзамировали тела умерших. Поскольку спрос на это средство был очень велик, затвердевшую массу в поздние времена стали счищать с черепов и остатков костей, выскабливать из полостей тела и перерабатывать. При остром дефиците не стоило быть щепетильным: таинственное бальзамирующее средство размазывалось вместе с высохшими волокнами мышц и остатками скелета. «Мумиё», полученное таким способом, можно было поставлять в большом количестве.

Этим промыслом так называемого мумиё начался чудовищный грабеж египетских усыпальниц. Сначала речь шла об универсальном лечебном средстве, потом началась сущая чертовщина.

Согласно сообщению лекаря Абд-эль-Лятифа, датируемому примерно 1200 годом, мумиё, полученное из трех человеческих черепов, продавалось за полдирхема (дирхем — серебряная монета весом 297 г). Добывавшийся из мумий экстракт был недешев.

Абд-эль-Лятиф говорит о свойствах земляной смолы, а также о том, что из тел мертвецов в Египте делают заменитель этого минерала, который так трудно добывать. «Он может служить в качестве заменителя!» — замечает врач.

Спрос вызвал громадное оживление торговли этим «весьма целебным снадобьем». Предприимчивые купцы

 

Каира и Александрии позаботились о том, чтобы мумиё сделалось важной статьей экспорта в Европу. Они нанимали целые толпы египетских крестьян для раскопок некрополей. Корпорации торгашей экспортировали размолотые человеческие кости во все концы света и неплохо наживались.

В ХІѴ-ХѴ веках мумиё сделалось обычным средством, продаваемым в аптеках и лавках лекарственных трав. Когда сырья снова стало не хватать, европейские торговцы также проявили мрачную предприимчивость, начав использовать трупы казненных преступников, тела умерших в богадельнях или погибших христиан, высушивая их на солнце. Так изготовлялись «настоящие мумии»!

Но поскольку и этот способ снабжения рынка не покрывал спроса, методы изготовления мумиё приняли открыто преступные формы. Шайки грабителей похищали из могил только что похороненные тела, расчленяли их и вываривали в котлах до тех пор, пока мышцы не отделялись от костей; маслянистая жидкость капала из котла и, разлитая в склянки, сбывалась за бешеные деньги купцам-франкам. Согласно доку ментам, в 1420 году городской судья Каира приказал сечь нескольких осквернителей могил до тех пор, пока они не признаются, что расчленяли трупы людей и в своего рода «фармацевтической салотопке» перерабатывали их в ходкое лекарственное средство.

В 1564 году французский врач Ги де ла Фонтен из Наварры на складе одного из торговцев в Александрии обнаружил груды тел рабов, которые предназначались для переработки в пресловутое снадобье.

Двор Людовика XIV (1643-1715) — «Короля- Солнце» Франции — был неравнодушен к подношениям. Толки об этом дошли до самого персидского шахиншаха Фатхали. Когда в конце XVII века он отправил в Париж своего дипломата Солимана Бахтиари, того снабдили ящичком розового дерева, который был передан «Королю-Солнце» в Версальском дворце.

Джон Сандерсон, александрийский агент Турецкой торговой компании, в 1585 году получил приказ правления включиться в торговлю мумиё. Бравый Джон не только обследовал подземелья с мумиями в Мемфисе, но и вызнал все о процветавшей в Каире и Александрии торговле трупами. Примерно 600 фунтов мумифицированной и высушенной мертвечины отправил он морем в Англию. В 1557 году одно из медицинских изданий того времени, «Hortus Santas», поместило статью об этом чудодейственном средстве, а также обо всем, что связано с таинственным снадобьем, применяемым с терапевтической целью в Аравии, Иудее и Египте.

Египетские власти пытались положить конец торговле трупами, издав соответствующий закон. Однажды раб-христианин сообщил в Каир о том, что его хозяин-еврей продает мумиё. Купец попал в тюрьму, а паша приказал правителям областей обложить торгующих мумиё большими налогами. Однако никакие постановления не смогли обуздать экспорт мумиё. Прибыль была столь высока и заманчива, что транспорты с большими грузами мумиё продолжали пересекать Средиземное море и достигать Европы.

Среди распространенных на Ближнем Востоке лекарственных средств была отвратительная микстура, изготовлявшаяся из битума — смеси лекарственных углеводородов и еще каких-то незначительных добавок. Существовало убеждение в том, что вывезенные с загадочного Востока мумии имеют таинственные свойства. С помощью магии стремились усилить целебное действие битума. Шарлатаны и аптекари растворяли остатки мумий в винном уксусе и растительных маслах и делали мази, которые якобы помогали при воспалении легких и плеврите.

Французский врач Савари (уже упоминавшийся врач короля Людовика XIV) настолько уверовал в целительную силу этого снадобья, что считал доказанным утверждение, будто лишь совершенно черные и приятно пахнущие мумии оказывают положительное терапевтическое воздействие. Многие европейские естествоиспытатели считали эту «медицину» тем, чем она была на самом деле: «шарлатанской мерзостью». Но короли, князья и простые горожане продолжали искать препарат, которому молва приписывала сказочные свойства. В 1694 году парижский купец и торговец аптекарскими товарами Пьер Поме в своей работе «Всеобщая история аптекарского дела» предпринял попытку отбить у людей охоту к употреблению средств, изготовляемых из мумий, изобразив на гравюрах отвратительный способ переработки трупов. Однако раскрытие этой адской кухни не оказало нужного воздействия.

Люди перестали видеть различие между природным лекарственным средством античности и той отвратительной смесью, которая продавалась на рынке. Мумие сделалось синонимом мумий, а сами мумии вплоть до XIX века оставались основой для изготовления лекарств. Покойники как простого, так и благородного звания выволакивались из гробниц, разодранные на части еще в погребальных камерах; они обращались сначала в прах и пепел, а затем в опечатанных фарфоровых сосудах отправлялись на международный рынок.

Так останки тех, кто жил в эпоху фараонов, вывозились из Египта в неограниченном количестве. Они стали невольными жертвами научных поисков и связанных с магией суеверий.

Читая эту историю, читатель, скорее всего, ощутит мерзость и отвращение. Однако история загадочного лекарства такова, и ее уже не перепишешь. Хочется заметить только то, что не стоит, наверное, все- таки, переносить свое неприятие средневековой человеческой дикости на само мумие, которое помогало ранее и помогает теперь избавиться от многих болезней.

Date: 2015-09-05; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию