Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматика. 16.2.1. Предложения с союзом «что, чтобы»





 

16.2.1. Предложения с союзом «что, чтобы»

 

В русском языке слово «что» используется в разных значениях. К сожалению, в квенья это не так. В качестве вопросительной частицы «Что?» в квенья используется слово “Man?” (или “Mana?”), а в качестве союза «что» – другое слово, употребление которого мы сейчас и обсудим.

 

На прошлых уроках мы переводили такие предложения, как: “Cénan lassë lanta.” («Я вижу, [как] лист падает» / «Я вижу падающий лист».). Если же слегка изменить оттенок смысла, то можно сказать: «Я вижу, что лист падает». Этот второй вариант, предположительно, переводится на квенья дословно, с использованием союза sa (что, чтобы):

 

Cénan sa lassë lanta. (Я вижу, что лист падает.)

 

В этом примере с помощью союза sa вводится так называемое «именное придаточное предложение», которое выполняет в предложении функцию имени существительного, то есть целиком выступает в роли подлежащего или дополнения:

 

Sa ihírietyen ná mára. (Хорошо, что ты нашёл меня.)
Merin sa mahtuvalyë i orcor. (Я хочу, чтобы ты сразился с [этими] орками.)

 

16.2.2. Предложения с союзом «ли»

 

До сих пор мы употребляли слово ma только в начале предложения: либо без падежных окончаний для того, чтобы задать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет», либо с падежными окончаниями, в качестве универсальной вопросительной частицы. Предположительно, слово ma применяется и в середине предложения в качестве союза со значением «ли»:

 

Úman ista ma tuluvantë. (Я не знаю, придут ли они.)

 

16.2.3. Употребление родительного и притяжательного падежей
в предложенияхc отглагольными существительными

 

В предложениях, включающих в себя отглагольное существительное (существительное, значением которого является описание действия), это существительное может употребляться с двумя другими, описывающими его существительными, одно из которых обозначает того, кто производит действие, а другое – то, что производится действием, напр. «Изготовление меча Хисиэлью». В квенья в этом случае производитель действия ставится в форму родительного падежа, а результат производимого действия – в форму притяжательного.

 

Hísiélo carië maciléva (Изготовление меча Хисиэлью)

 

Обычно в роли отглагольных существительных выступает герундий, но не только он:

 

Nenwëo mapalë massava... (То, что Нэнвэ взял хлеб,...; букв.: «взятие хлеба Нэнвэ [послужило причиной того-то и того-то и т.п.]»)

 

Эта конструкция может быть применена для составления весьма изощренных предложений:

 

Nission nurtalë nerentaron macilíva né carna lá ohtacarien.
(Сокрытие женщинами мечей их мужей было сделано, чтобы не началась война.)

 

16.2.4. Образование каузативных глаголов от прилагательных

 

Существует особый способ выражения значений наподобие «делать богатым» или «делать меч острым; точить меч». Помимо дословного (и, предположительно, не слишком изящного по стилю) перевода

 

carë alya (делаю богатым)
carë macil maica (делаю меч острым),

 

существует возможность добавления к прилагательному каузативного глагольного суффикса -ta для образования глагола:

 

alyata- (делать богатым)
maicata- [macil] (точить [меч]).

 

Если окончание прилагательного , то при добавлении суффикса оно превращается в соединительный -i-:

 

ninquë (белый) g ninquita- (белить)

 

Известны две особенности таких глаголов. Во-первых, в прошедшем времени они, как правило, длиннее обычных глаголов. Поэтому, при необходимости, удлинению подвергается гласный, предшествующий окончанию прошедшего времени -në, чтобы предотвратить неблагозвучие в постановке ударения, напр. maicatánë, а не **maicatanë. Вместе с тем, если присоединяемое вслед за этим личное местоименное окончание образует дополнительный слог, то удлинения не происходит:

 

maicatánen (я точил)
maicatanenyë (я точил)

 

Во-вторых, страдательные причастия образуются от таких глаголов не с помощью окончания -ina, как от обычных A-производных глаголов, а путем присоединения окончания -nta к исходному прилагательному:

 

maicanta (заострённый, заточенный)
envinyanta (обновлённый, реставрированный)

 

Практический пример:

 

Macil maicanta mára lá macil yeryaina mahtien.
(Заточенный меч лучше для сражения, чем затупленный.)

 

Date: 2015-09-17; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию