Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Падежи аккузатив и партитив





 

При помощи этих двух падежей мы управляемся с прямыми дополнениями, что очень важно (пока что, без этого, мы можем понять и сказать очень немного).

Аккузатив – это винительный падеж. Значение – прямое ПОЛНОЕ дополнение. Что это значит? В аккузативе стоит имя, обозначающее конкретный счётный предмет (или группа предметов) при глаголе в личной форме (не в неопределённой).

У аккузатива нет собственных показателей, вернее, они совпали с показателями других падежей. Трудностей для понимания при этом не предвидится, потому что из контекста и положения имени в этом падеже в предложении всё будет предельно ясно. Итак, показатель единственного числа аккузатива -n (как у генитива), а множественного числа -d (как у номинатива), и используется он именно так, без всякого дополнительного показателя множественности i.

Mikoi otab käzihe ude n kirja n. – Миша берёт в руки новую книгу.

Tö tot klassha ude d kompjutera d. – Вы принесёте в класс новые компьютеры. – Здесь применение аккузатива указывает, что имеются в виду конкретные компьютеры, определённая книга.

 

Внимание!

1. При глаголе в неопределённой форме (I инфинитив) в качестве полного прямого дополнения в единственном числе всегда используется не аккузатив, а номинатив, с чем мы уже встречались в предложениях:

Pidab panda lamp radlaudale, pimed om. – Надо поставить лампу на письменный стол, темно.

Tehta aid – naku om čoma abu. – Сделать забор – вот хорошая помощь.

Во множественном числе в этих случаях используют аккузатив:

Tahtoin otta nened kirjad. – Хочу взять эти книги.

2. В неопределённо-личных предложениях (когда нет подлежащего, а глагол-сказуемое стоит в 3 лице) в качестве полного дополнения используется имя не в форме аккузатива, а в форме номинатива:

Pirg tehtas muga… – Пирог делают так…

Ottas muna... – Берут яйцо…

…и так далее.

 

Итак, что такое аккузатив и зачем он нам нужен, мы выяснили. Что такое партитив?

Партитив – это частичный падеж. Его значение – ЧАСТИЧНОЕ прямое дополнение, то есть в партитиве стоит слово, обозначающее неконкретный или неполный предмет, а также группу неконкретных, несчётных или несосчитанных предметов. Показатели единственного числа присоединяются к гласной основе одноосновного глагола или к согласной, когда она есть: -t присоединяется к согласной основе, а -d – к гласной. Показатель множественного числа -d.

Minä sön murgin t. – Я ем завтрак. Я его ещё не съел, то есть съел лишь часть завтрака! ПАРТИТИВ!

Sinä luged lujas mel’hetartuja n kirja n. – Ты прочитаешь очень интересную книгу. Книга конкретная и одна. Значит, здесь надо использовать аккузатив!

Kat’oi valičeb aiglehtest kirjištos. – Катя выбирает журнал в библиотеке. Журнал ещё не выбран, и нам не известно, какой выберет Катя. ПАРТИТИВ!

Нän lugeb nene kirja d. – Он читает эти книги. ʽ Книги (конкретные)’ – в аккузативе!

Hän lugeb kirjoi d. – Он читает книги. Он вообще читает книги – неизвестно, какие и в каком количестве. ПАРТИТИВ!

Pihläčud – rusttad marja d. – Ягоды рябины – красные ягоды. Аккузатив!

Ninal om marjoi d. – досл. У Нины есть ягод. – У Нины есть ягоды (количество их неизвестно). ПАРТИТИВ!

Maša poimib marjoi d. – Маша собирает ягоды. Конечно, ПАРТИТИВ!

 

Итак, в большинстве случаев использование аккузатива либо партитива помогает точнее обрисовать прямое дополнение.

Вспомним пример с неопределённо-личными предложениями из раздела об аккузативе. Предположим, что яиц на пирог нам понадобится больше:

Ottas muni d – берут яйца (а сколько – неизвестно) ПАРТИТИВ!

Ottas jauho d – берут муки (тоже неизвестно сколько) ПАРТИТИВ!

 

У партитива есть ещё и другие важные значения:

1. Слово в партитиве стоит при отрицании:

Minä muštan nece n külä n. – Я помню эту деревню. Аккузатив!

Minä en mušta mugoš t külä d. – Я не помню такой деревни. ПАРТИТИВ!

2. Слово в форме партитива единственного числа стоит при количественном числительном в номинативе:

Kaks’ mes t – Два человека;

Nell’ kirjutin t – Четыре ручки.

3. Слово в форме партитива стоит при сравнительной конструкции (об этом будет сказано подробнее далее, в III части самоучителя):

Nece kodi om korktemb pedaja d! Этот дом выше сосны!

 

Запомните, что некоторые глаголы-сказуемые обязательно требуют партитивной формы дополнений. Такими глаголами, например, являются:

Armastada – любить: minä armastan mama d – я люблю маму; minä armastan sindai(ž) – я люблю тебя (обратите внимание, что у личного местоимения показатель партитива нестандартный);

Lastitada – ласкать: lastitada las t – ласкать ребёнка;

Kucta – звать: kucta mama d adivoihe – звать маму в гости, и т. д.

 

Почитаем предложения:

Lapsile osttas mujupirdimid, miše pirta. Ižand Ivanov otab kirjutimen: hän takaib kirjutada kirjeižen. Baboi starinoičeb sarnoid, hän om hüvä sarnoiden oc! Mam lugeb sarnan. Kut voib traudä mugošt čomut? Mö čomitam Uden Voden kuzen. „Elonpu“-pühänikale tuleb äi rahvast. Naku om kaks’ neičukašt i kaks’ prihašt. Pidab toda vet! Ed-ik to solad laukaspäi? Em mö tekoi nenid ristituid!

 


baboi – бабушка

čomitada – украшать

čomuz – красота

„Elonpu“ – «Древо жизни» (вепсский праздник)

hüvä – хороший

ižand – хозяин; господин (обращение)

kirjeine – письмо

laps’ – ребёнок

mugoine – такой

naku – вот, здесь

neičukaine – девочка

nene – эти

prihaine – мальчик

pühänik – праздник

rahvaz – народ

ristit – человек

sarn – сказка

sarnoiden oc – сказочник

sol – соль

starinoita – рассказывать (возможно и tarinoita)

traudä – портить

vezi – вода

voz’ – год

äi – много


 

mujud – цвета


vauged – белый

must – чёрный

pakuine – жёлтый

vihand – зелёный

rusked – красный

oranž – оранжевый

sinine – синий

taivazma, sinivauvaz – голубой

ruskedvauvaz – розовый

hahk – серый

bur – коричневый

kirjav – пёстрый


 

Вопросы и упражнения по восьмому уроку.

1. Каковы значения аккузатива?

2. Какие у аккузатива падежные показатели?

3. Каковы значения партитива?

4. Какие у партитива падежные показатели?

5. Поставьте слова в скобках в нужные формы:

Kodiživatad ei varaikoi (risitiud). Ota (kirj) i pane sen pal’čale. Mam paneb (kandatez) tahthaze. Mecaspäi ei kulu ni üht (kulund) – ni linduižiden (treläd), ni neiččiden (ol’otez). Sinai om kaks’ (sizar), a Tan’oil – koume. Neižne valičeb (jupk) laukas. Minun sebranik keradab (počtmarkad). To supermarketaspäi nell’ (butulk) (maid)! Pajospäi (vajeh) ed heita! Om-ik sinai (lapsed)?

 

Ühesanz’ urok – Девятый урок

IMPERATIV (käskmoduz) – ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

 

Date: 2015-09-17; view: 965; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию