Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Падежи аккузатив и партитив
При помощи этих двух падежей мы управляемся с прямыми дополнениями, что очень важно (пока что, без этого, мы можем понять и сказать очень немного). Аккузатив – это винительный падеж. Значение – прямое ПОЛНОЕ дополнение. Что это значит? В аккузативе стоит имя, обозначающее конкретный счётный предмет (или группа предметов) при глаголе в личной форме (не в неопределённой). У аккузатива нет собственных показателей, вернее, они совпали с показателями других падежей. Трудностей для понимания при этом не предвидится, потому что из контекста и положения имени в этом падеже в предложении всё будет предельно ясно. Итак, показатель единственного числа аккузатива -n (как у генитива), а множественного числа -d (как у номинатива), и используется он именно так, без всякого дополнительного показателя множественности i. Mikoi otab käzihe ude n kirja n. – Миша берёт в руки новую книгу. Tö tot klassha ude d kompjutera d. – Вы принесёте в класс новые компьютеры. – Здесь применение аккузатива указывает, что имеются в виду конкретные компьютеры, определённая книга.
Внимание! 1. При глаголе в неопределённой форме (I инфинитив) в качестве полного прямого дополнения в единственном числе всегда используется не аккузатив, а номинатив, с чем мы уже встречались в предложениях: Pidab panda lamp radlaudale, pimed om. – Надо поставить лампу на письменный стол, темно. Tehta aid – naku om čoma abu. – Сделать забор – вот хорошая помощь. Во множественном числе в этих случаях используют аккузатив: Tahtoin otta nened kirjad. – Хочу взять эти книги. 2. В неопределённо-личных предложениях (когда нет подлежащего, а глагол-сказуемое стоит в 3 лице) в качестве полного дополнения используется имя не в форме аккузатива, а в форме номинатива: Pirg tehtas muga… – Пирог делают так… Ottas muna... – Берут яйцо… …и так далее.
Итак, что такое аккузатив и зачем он нам нужен, мы выяснили. Что такое партитив? Партитив – это частичный падеж. Его значение – ЧАСТИЧНОЕ прямое дополнение, то есть в партитиве стоит слово, обозначающее неконкретный или неполный предмет, а также группу неконкретных, несчётных или несосчитанных предметов. Показатели единственного числа присоединяются к гласной основе одноосновного глагола или к согласной, когда она есть: -t присоединяется к согласной основе, а -d – к гласной. Показатель множественного числа -d. Minä sön murgin t. – Я ем завтрак. Я его ещё не съел, то есть съел лишь часть завтрака! ПАРТИТИВ! Sinä luged lujas mel’hetartuja n kirja n. – Ты прочитаешь очень интересную книгу. Книга конкретная и одна. Значит, здесь надо использовать аккузатив! Kat’oi valičeb aiglehtest kirjištos. – Катя выбирает журнал в библиотеке. Журнал ещё не выбран, и нам не известно, какой выберет Катя. ПАРТИТИВ! Нän lugeb nene kirja d. – Он читает эти книги. ʽ Книги (конкретные)’ – в аккузативе! Hän lugeb kirjoi d. – Он читает книги. Он вообще читает книги – неизвестно, какие и в каком количестве. ПАРТИТИВ! Pihläčud – rusttad marja d. – Ягоды рябины – красные ягоды. Аккузатив! Ninal om marjoi d. – досл. У Нины есть ягод. – У Нины есть ягоды (количество их неизвестно). ПАРТИТИВ! Maša poimib marjoi d. – Маша собирает ягоды. Конечно, ПАРТИТИВ!
Итак, в большинстве случаев использование аккузатива либо партитива помогает точнее обрисовать прямое дополнение. Вспомним пример с неопределённо-личными предложениями из раздела об аккузативе. Предположим, что яиц на пирог нам понадобится больше: Ottas muni d – берут яйца (а сколько – неизвестно) ПАРТИТИВ! Ottas jauho d – берут муки (тоже неизвестно сколько) ПАРТИТИВ!
У партитива есть ещё и другие важные значения: 1. Слово в партитиве стоит при отрицании: Minä muštan nece n külä n. – Я помню эту деревню. Аккузатив! Minä en mušta mugoš t külä d. – Я не помню такой деревни. ПАРТИТИВ! 2. Слово в форме партитива единственного числа стоит при количественном числительном в номинативе: Kaks’ mes t – Два человека; Nell’ kirjutin t – Четыре ручки. 3. Слово в форме партитива стоит при сравнительной конструкции (об этом будет сказано подробнее далее, в III части самоучителя): Nece kodi om korktemb pedaja d! Этот дом выше сосны!
Запомните, что некоторые глаголы-сказуемые обязательно требуют партитивной формы дополнений. Такими глаголами, например, являются: Armastada – любить: minä armastan mama d – я люблю маму; minä armastan sindai(ž) – я люблю тебя (обратите внимание, что у личного местоимения показатель партитива нестандартный); Lastitada – ласкать: lastitada las t – ласкать ребёнка; Kucta – звать: kucta mama d adivoihe – звать маму в гости, и т. д.
Почитаем предложения: Lapsile osttas mujupirdimid, miše pirta. Ižand Ivanov otab kirjutimen: hän takaib kirjutada kirjeižen. Baboi starinoičeb sarnoid, hän om hüvä sarnoiden oc! Mam lugeb sarnan. Kut voib traudä mugošt čomut? Mö čomitam Uden Voden kuzen. „Elonpu“-pühänikale tuleb äi rahvast. Naku om kaks’ neičukašt i kaks’ prihašt. Pidab toda vet! Ed-ik to solad laukaspäi? Em mö tekoi nenid ristituid!
baboi – бабушка čomitada – украшать čomuz – красота „Elonpu“ – «Древо жизни» (вепсский праздник) hüvä – хороший ižand – хозяин; господин (обращение) kirjeine – письмо laps’ – ребёнок mugoine – такой naku – вот, здесь neičukaine – девочка nene – эти prihaine – мальчик pühänik – праздник rahvaz – народ ristit – человек sarn – сказка sarnoiden oc – сказочник sol – соль starinoita – рассказывать (возможно и tarinoita) traudä – портить vezi – вода voz’ – год äi – много
mujud – цвета vauged – белый must – чёрный pakuine – жёлтый vihand – зелёный rusked – красный oranž – оранжевый sinine – синий taivazma, sinivauvaz – голубой ruskedvauvaz – розовый hahk – серый bur – коричневый kirjav – пёстрый
Вопросы и упражнения по восьмому уроку. 1. Каковы значения аккузатива? 2. Какие у аккузатива падежные показатели? 3. Каковы значения партитива? 4. Какие у партитива падежные показатели? 5. Поставьте слова в скобках в нужные формы: Kodiživatad ei varaikoi (risitiud). Ota (kirj) i pane sen pal’čale. Mam paneb (kandatez) tahthaze. Mecaspäi ei kulu ni üht (kulund) – ni linduižiden (treläd), ni neiččiden (ol’otez). Sinai om kaks’ (sizar), a Tan’oil – koume. Neižne valičeb (jupk) laukas. Minun sebranik keradab (počtmarkad). To supermarketaspäi nell’ (butulk) (maid)! Pajospäi (vajeh) ed heita! Om-ik sinai (lapsed)?
Ühesanz’ urok – Девятый урок IMPERATIV (käskmoduz) – ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
|