Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От автора. Архитектура итальянского Возрождения: почва, принципы, темы(вместо введения)





Оглавление

От автора

Архитектура итальянского Возрождения: почва, принципы, темы (вместо введения)

Проторенессанс

Рим

Умбрия

Города Тосканы

Флоренция

Северная Италия

Раннее Возрождение

Филиппо Брунеллески

Леон Баттиста Альберти

Дворцы и храмы кватроченто

Высокое Возрождение

Леонардо да Винчи и Донато Браманте

Рафаэль и Микеланджело

Мастера «второго плана»

Позднее Возрождение

Виньола. В преддверии барокко

Палладио. У истоков классицизма

Заключение

Литература

От автора

Не без серьезных сомнений взялся автор за данную работу. В самом деле, разве можно написать что-либо новое об архитектуре Возрождения в Италии? Ведь зодчество этой блестящей поры в истории мировой культуры изучено уже давно, достаточно подробно, даже скрупулезно. Давно произнесены уже все возможные «приговоры», сделаны оценки, расставлены акценты. Тем более трудно ожидать чего-то нового от работы российского историка искусства, доступ которого к зарубежным архивам затруднен, да и общение с «натурой» не может быть особенно регулярным. Тем не менее, несмотря на все сомнения и опасности, поджидающие его на избранном тернистом пути, автор все же рискнул внести и свой посильный вклад в создание серии книжек о мировом искусстве, выпускаемой издательством «Азбука».

Участвовать в этом издательском проекте меня в какой-то мере побудила изначальная установка его инициаторов на то, чтобы предоставить автору каждой книжки серии известную свободу в интерпретации исторического материала и в выборе самого жанра своего сочинения. Эта установка избавляет от необходимости прилагать какие-то особые усилия для того, чтобы достичь того высочайшего научного уровня в раскрытии избранных ими тем, который продемонстрировали другие авторы серии – выдающиеся специалисты в области искусствознания. Мне показалось возможным в данном случае (учитывая к тому же ограниченность объема книги, определенного издательством) сознательно упростить решение поставленной задачи. Для этого, как мне кажется, существуют некоторые оправдания. Заметим, прежде всего, что, сколь это ни удивительно, на русском языке до сих пор нет такой книги, в которой бы ставилась задача достаточно обстоятельно и систематически, с расчетом в том числе и не на очень подготовленного («массового») читателя, изложить историю зодчества Италии эпохи Возрождения. Единственная попытка подобного рода была предпринята много лет тому назад И.А.Бартеневым в книге «Зодчие итальянского Ренессанса», выпущенной в свет в1936 году[1]. Правда, молодой автор – в будущем известный историк архитектуры – тогда только-только успел окончить курс архитектурного факультета Академии художеств и необходимым опытом для создания солидного искусствоведческого труда еще, конечно, не обладал. К тому же книга И.А.Бартенева построена как ряд монографических очерков и не может поэтому считаться систематическим обзором всей истории итальянского зодчества эпохи Возрождения. Отсутствие отдельной книги такого рода, однако, в значительной мере компенсируется наличием великолепно написанных разделов Всеобщей истории архитектуры, которая, как известно, была создана еще в Советском Союзе в двух вариантах – двухтомном (в 1956-1963 годах)[2] и двенадцатитомном (в 1960-х и 1970-х годах)[3]. Но оба эти издания ныне можно считать достаточно редкими, а кроме того, они являются образцами сугубо специальных сочинений, рассчитанных на подготовленную читающую аудиторию – студентов и педагогов архитектурных учебных заведений, ученых, практикующих архитекторов. Мне же хотелось сделать свою работу несколько иной – более, так сказать, «раскованной», а стало быть, и более доступной для понимания читателями, не имеющими основательной специальной подготовки.

Формулируя задачи, поставленные перед настоящей работой, хотелось бы прежде всего отметить, что главными среди них автору представляются следующие: во-первых, восполнение хотя бы в малой степени упомянутого выше пробела в литературе на русском языке, что должно дать читателям, интересующимся искусством, возможность последовательно познакомиться с основными мастерами и памятниками итальянского зодчества эпохи Возрождения и расширить тем самым свой культурный кругозор; во-вторых, создание (в меру сил и способностей автора) доступной для восприятия книги, которая могла бы в случае необходимости послужить учебным пособием по соответствующим разделам курса истории искусства; наконец, в-третьих, обеспечение возможности использовать эту книгу как своего рода путеводитель – для тех, кому посчастливится воочию увидеть прекрасную Италию и ее памятники.

Разумеется, работая над книгой, автор использовал, кроме упомянутых выше изданий, и другие, весьма многочисленные сочинения (в том числе на иностранных языках), посвященные искусству и культуре эпохи Возрождения. Количество таких сочинений столь велико, что дать сколько-нибудь обстоятельный их обзор в рамках данного издания, конечно, не представляется возможным. В связи с этим автору хотелось бы сделать одну оговорку по поводу принятой им системы ссылок на использованные литературные источники. Мы полагаем, что ссылаться каждый раз на эти источники, приводя достаточно хорошо известные сведения (например, такие, как даты жизни крупнейших деятелей культуры, подробности их биографий или названия созданных ими произведений) нет необходимости, поскольку это только привело бы к излишнему загромождению текста. В конце книги мы приводим довольно пространный библиографический список, наличие которого, как мы надеемся, в известной мере компенсирует введенное нами ограничение. Этот список включает перечень тех изданий, которые использованы автором данной книги и которые рекомендуются для использования читателями, почувствовавшими необходимость расширить свою эрудицию. В тех же случаях, когда мы заимствуем из трудов других авторов какие-то менее широко известные или относительно недавно установленные исторические факты, а также оригинальные (хотя, может быть, и спорные) суждения или выводы, таковые приводятся в нашем тексте с необходимыми ссылками.

При создании таких работ, как эта, предметом особой заботы автора должно быть обеспечение необходимой достоверности сообщаемых читателям фактов. Стремясь добиться в этом отношении максимально возможной корректности, автор посчитал для себя обязательным, приводя атрибуции и датировки памятников, упоминаемых в нашем тексте, а также сведения о творческой деятельности мастеров искусства, опираться прежде всего на данные, содержащиеся в упомянутых выше трудах по всеобщей истории архитектуры, и, кроме того, в энциклопедии «Искусство стран и народов мира», раздел которой, посвященный Италии эпохи Возрождения, написан при участии таких крупных историков искусства, как В.Н.Гращенков, В.Ф.Маркузон, Н.А.Белоусова, А.И.Опочинская и другие[4]. Надо, однако, отметить, что далеко не всегда сведения, содержащиеся в разных справочных изданиях и монографиях, согласуются друг с другом. Это может быть объяснено как наличием элементарных ошибок (с возможностью появления которых всегда, к сожалению, приходится считаться), так и объективными причинами (например, уточнением по документам тех или иных фактов в процессе продолжающихся исследований). Полезным в нашем случае представляется и обращение к путеводителям. Из числа работ такого рода, изданных в последние годы, мы отдали предпочтение путеводителю по Италии, выпущенному в свет в 2004 году издательством «Вокруг света»; его составителями являются Ю.Б.Ларионова, Л.М.Наумов и другие авторитетные специалисты.

Мне кажется также необходимым подчеркнуть, что автор данной книги выступает в роли не более чем интерпретатора, популяризатора широко известного исторического материала; это, однако, не только не лишает автора права, но и вменяет ему в обязанность рассматривать и оценивать этот материал по-своему, в избранных именно им ракурсах и последовательности. При этом сразу хочется оговориться, что собственные выводы и оценки автор никоим образом не считает непогрешимыми и по этой причине отнюдь не стремится навязать их читателю. Автор надеется, что в работе над книгой положительную роль сыграл накопленный им опыт многолетнего преподавания истории искусства в высших учебных заведениях. Разумеется, в данном тексте отражены и личные впечатления, полученные при очном знакомстве с памятниками итальянского Возрождения. Для иллюстрирования книги использованы некоторые фотографии с натуры, сделанные автором во время поездок по Италии. Автор благодарит дочь и внучку – Татьяну Королеву старшую и Татьяну Королеву младшую – за возможность использовать в качестве иллюстраций также и их фотоснимки.

В серии издательства «Азбука» данной работе предшествовало издание двух книг А.В.Степанова, содержащих общий обзор изобразительного искусства Италии эпохи Возрождения. Автор этих книг совершенно обоснованно счел необходимым разъяснить читателю некоторые особенности собственного видения и понимания исторического материала (несколько отличающихся от традиционных), что, естественно, сказалось как на структуре, так и на содержании упомянутых сочинений. Поскольку читатели, интересующиеся эпохой Возрождения, могут обратиться к чтению книг и А.В.Степанова, и нашей, мы полагаем, что будет не лишним отметить некоторые наши расхождения во взглядах на изучаемый предмет. Заметим попутно, что такого рода расхождения в искусствознании не только допустимы, но, вероятно, и желательны: благодаря им будируется мысль читателя, поставленного перед необходимостью выработать и собственный взгляд на те или иные дискуссионные проблемы.

Я с уважением отношусь к праву каждого исследователя в области искусствознания до известной степени предвзято оценивать изучаемый материал. Ведь история искусства – это не математика или физика, где пренебрежение непреложными законами и формулами обязательно приводит к ошибкам. А существуют ли законы, которым подчиняется художественное творчество? Отвечая на этот вопрос, А.В.Степанов замечает в своей книге: «Я не верю в закономерности в искусстве»[5]. Исходя из такой позиции, он и предупреждает читателя, что тот не найдет в его сочинении изложения истории искусства, приведенной в какую-либо систему, но зато получит возможность познакомиться с «калейдоскопом очерков» о выдающихся художниках, представляющих эпоху Возрождения. Позволю себе, однако, дерзко предположить, что мой многоуважаемый коллега проявляет в данном случае свойственную ему склонность к некоторой парадоксальности мышления: ведь и очерки в его книге представляют собой не случайное нагромождение персоналий, а выстраиваются в определенной последовательности, в которой нельзя не почувствовать некоего логического начала.

Я должен сразу предупредить читателя, что, в отличие от А.В.Степанова, стараюсь и в развитии искусства увидеть какую-то закономерность, не позволяющую всему воспринимаемому нами множеству имен и фактов остаться только «калейдоскопом», чьи «зернышки» мало чем связаны между собою. Я исхожу из представления о любой науке как о системе приемов и методов, позволяющих нам в конечном итоге увидеть массу, казалось бы, изолированных явлений как нечто гораздо более стройное и понятное. А для того, чтобы получить такой результат, любая наука – и точная, и гуманитарная – должна уметь классифицировать и систематизировать изучаемый материал, а затем анализировать и синтезировать его исходя из тех или иных предпосылок, подсказанных законами логики. Подобный подход к искусствоведческой задаче диктуется, вероятно, и спецификой того вида искусства, изучением которого старается заниматься автор этой книги. Ведь в архитектуре очень сильна техническая основа. А техника – это расчет, верность числу и математическим правилам. В значительно большей степени, чем это имеет место в других видах искусства, архитектор зависим от заказчика, предъявляющего автору проекта собственные требования и условия. Вот почему зодчие, создающие свои произведения подобно другим художникам по законам красоты (опять законы!), связаны, кроме того, в своем творчестве различными прозаическими заботами и ограничениями в несравненно большей степени, чем, например, живописцы или скульпторы.

Итак, я должен признаться, что вижу свою задачу в том, чтобы дать читателю возможность ощутить (в такой, конечно, мере, в какой я это ощущаю сам) определенную логику в развитии художественных поисков, которые велись в архитектуре Италии на протяжении трех столетий. Разумеется, выдающимся личностям, ярким индивидуальностям, каковыми и были крупнейшие итальянские зодчие, в данной книге уделено первостепенное внимание. Но в то же время мне хочется показать, что в архитектуре далеко не всё зависит от произвола или открытий гения, что сама природа этого искусства делает его эволюцию вполне закономерной, обусловленной той конкретной исторической обстановкой, в какой эта эволюция совершается.

В упомянутой книге А.В.Степанова содержится еще одно предварительное замечание, которое нельзя оставить без внимания. Оно касается толкования ключевого для данной темы понятия, определяемого в русском языке термином «Возрождение», эквивалентным итальянскому Rinascimento и французскому Renаissance. Отмечая массу противоречий в том, как раскрывают разные ученые содержание, стоящее за этим термином, А.В.Степанов на первых же страницах своего труда заявляет, что не считает себя вправе отвечать на вопрос, чем же было Возрождение «на самом деле» – «умозрительной конструкцией» или «реальностью»?[6] Конечно, ответить на этот вопрос – один из кардинальных в истории искусства – совсем не просто. Но выбрать какую-то позицию, которая будет в основном определять характер и порядок дальнейшего изложения, как нам кажется, все-таки надо. И чтобы избежать излишних недоразумений в своих отношениях с читателями, я вынужден заявить, что для меня продолжительный отрезок истории европейского искусства, именуемый по давней традиции эпохой Возрождения, – это, конечно, реальность, но реальность в высшей степени сложная и до конца, вероятно, непостижимая – как в конечном счете непостижима и необъяснима сама способность людей творить красоту. Нет сомнения в том, что, как и любой другой период в истории художественной культуры, эпоха Возрождения не была однородной: в своих истоках она – плоть от плоти Средневековья, а на закате – предвестница Барокко, вероятно, одного из самых ярких художественных явлений Новой истории. Приблизиться к идеалу, которым вдохновлялись мастера эпохи Возрождения, итальянскому искусству удалось, очевидно, на вершине своего развития, на рубеже XV и XVI столетий – в то время, когда природа одарила человечество гением Леонардо и Джорджоне, Рафаэля и Тициана, Браманте и Микеланджело. Что же касается термина, каким принято обозначать эту эпоху, то его, скорее всего, надо считать условным – ведь таких условностей немало в искусствоведческой терминологии. И все-таки в термине «Возрождение» содержится вполне определенное указание на смысл стоящего за ним сложного явления – смысл, открывшийся еще современникам тех великих мастеров, что названы выше. «Возрождение» – это возвращение к такому пониманию первопричин и природы красоты, какими они представлялись в эпоху античности. «Возрождение» – это восстановление достоинства свободного, мыслящего, целеустремленного человека как «меры всех вещей», квинтэссенции мироздания. «Возрождение» – это символ пробуждения творческих сил человечества, которые доселе дремали под спудом религиозной схоластики и средневекового незнания. Для современной европейской культуры эпоха Возрождения стала «началом всех начал», и уже только поэтому она нуждается в познании и признании. Эстетические нормы, свойственные эпохе Возрождения, настолько органично вошли в «плоть и кровь» современного человека, принадлежащего европейской цивилизации, что он, как правило, даже не задумываясь над этим, опирается на них, формируя свои художественные вкусы и пристрастия. И «законы красоты», естественные для ренессансного прошлого, продолжают нередко определять наши взаимоотношения с искусством и сегодняшнего дня.

А для архитектуры термин «Возрождение» имеет свой особый смысл еще и потому, что он хорошо отвечает сути происшедшей в зодчестве этой эпохи настоящей «революции», позволившей вернуть античной ордерной системе роль основы композиционного мышления.

Приняв к сведению изложенные выше предварительные замечания, мы и приступим теперь к выполнению нашей основной задачи – последовательному изложению истории итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию