Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия. Швеция не является страной, о которой в России много знают и говорят





 

Швеция не является страной, о которой в России много знают и говорят. Тем не менее, её образ в глазах россиян определенно положителен. Бытует мнение, и оно недалеко от истины, что в Швеции весьма гармонично соединены принципы либеральной демократии и социального государства или, другими словами, шведы смогли в своей общественно-политической системе соединить лучшие черты капитализма и социализма. По качеству жизни, рассчитываемому по многим критериям (доход на душу населения, качество образования и медицинского обслуживания, эффективность борьбы с преступностью и коррупцией, экологическая ситуация, уровень социальной защищённости людей и т.д.) Швеция традиционно занимает первое или одно из первых мест в мире. Поэтому имеет смысл присмотреться к шведскому опыту.

Христианство пришло в Швецию сравнительно поздно. Считается, что первую христианскую общину в Швеции основал немецкий миссионер, «апостол севера» Ансгар (или Ансгарий) в 830 г. Но христианизация шла очень медленно, и викинги в период своих знаменитых походов, которые продолжались ещё и в начале XI века, не были христианами. Первым христианским королём Швеции был Олаф Шётконунг (980?-1021,1022?). Его дочь Ингегерда была выдана замуж за на тот момент новгородского князя Ярослава (Мудрого) и родила ему семерых сыновей и трёх дочерей.

Реформация пришлась на правление знаменитого шведского короля Густава Васы (1496–1560), которого шведы чтят как освободителя от датского господства. Поначалу он отрицательно относился к новому учению, но довольно быстро его позиция изменилась, и уже в 1527 г. на Вестеросском риксдаге сам Густав Васа был провозглашён главой шведской церкви, а имущество монастырей было конфисковано. Король до сих пор является формальным главой шведской церкви. Он единственный человек в Швеции, на которого не распространяется право на свободу выбора вероисповедания: он обязан быть лютеранином. (Согласно закону о престолонаследии 1810 года, действующему и поныне и имеющему конституционный статус).

Шведская реформация характерна тем, что никакого жёсткого противостояния ей со стороны католиков не было. Лютеранство стало государственной религией, и иных направлений христианства вплоть до XIX века в Швеции не было. Характерно само официальное название: «Шведская церковь», в котором нет указаний на форму христианства, а есть указание на глубочайшую связь в Швеции церкви и государства. Все граждане Швеции автоматически считались принадлежащими к Шведской церкви. Отделение Шведской церкви от государства, и это может показаться невероятным, произошло только в 2000 г. До 1992 г. регистрацией актов гражданского состояния, то есть рождений, браков, смертей и т.д. занималась исключительно Шведская церковь. Право юридически регистрировать брак у неё сохранилось до сих пор, но, разумеется, у граждан есть выбор, и они могут регистрировать брак в муниципалитете. Все члены церкви автоматически платят церковный налог (примерно 1% от дохода; его собирает государственная налоговая служба). До сих пор церковь ведает кладбищами и получает средства на их поддержание от государства.

Крещение не являлось обязательным условием принадлежности к Шведской церкви: достаточно одному из родителей быть членом церкви и ребёнок автоматически считался принадлежащим к ней. Чтобы выйти из церкви, необходимо было писать заявление. И, понятное дело, это мало кто делал раньше, и мало кто делает сейчас. В церкви довольно редко можно услышать о Боге, рае и аде, о воскресении Христа и т.д., но гораздо чаще - о толерантности, равноправии, помощи бедным, инвалидам и т.д..

С середины XIX века в Швеции начали появляться разнообразные течения, которые организационно оформлялись в отдельные, существующие и поныне, так называемые «свободные церкви». Но они, как правило, с государственной Шведской церковью окончательно не порывают.

Как и Швеция в целом, Шведская церковь имеет давние демократические традиции. Уже в XVI веке пасторы и миряне получили возможность выбирать епископов, которых утверждал король. (В XX веке, до отделения Шведской церкви от государства, епископов утверждал риксдаг.) Пастор в протестантских церквях тем более выбирается общиной. С 1862 г. после парламентской реформы в Швеции начали созываться Генеральные ассамблеи. (Чаще шведское слово «Kyrkomotet» переводят привычным «собор») Но Генеральная ассамблея имела право только утверждать церковные правила и законы, а принимал их риксдаг. На данный момент высшим церковным органом является Генеральная ассамблея, состоящая из 251 депутата (как священников, так и мирян), который избирается раз в четыре года. (Чернышёва, 2007) Голосование проходит по партийным спискам. Проходного барьера нет. Все парламентские партии традиционно имеют партийные списки на церковных выборах и свои фракции на Генеральной ассамблее. Епископы с мирянами избираются на общих основаниях. Голосуя за список, избиратель отмечает в списке предпочтительного кандидата. То есть окончательное расположение кандидатов в списке и, соответственно, возможность получения ими депутатского мандата, определяют не партийные бюрократы, как в России, а сами избиратели.

Одновременно с выборами в Генеральную Ассамблею (Kyrkomotet) проходят выборы в Совет епархий (Stift), и церковных уполномоченных приходов (Forsamling). Тоже по партийным спискам. Епископы выбираются на альтернативной основе (когда в этом возникнет необходимость) коллегией выборщиков (несколько сотен человек), куда включаются члены Совета епархии, пасторы епархии и определённым образом отобранные миряне.

Церковь Швеции имеет большие заслуги в антивоенном и миротворческом движении. В начале XX века большую известность и влияние приобрёл шведский архиепископ, основатель экуменического движения Натан Сёдерблюм (1866-1931). В ноябре 1914 г. по его инициативе было составлено обращение «За мир и христианское единство», которое было отправлено правительствам воюющих стран. Благодаря его усилиям в 1925 г. в Стокгольме была проведена Всеобщая христианская конференция, на которой присутствовало 600 делегатов из 37 стран. На конференции обсуждалось единое экуменическое учение и проблема достижения всеобщего мира. В 1930 г. Натану Сёдерблюму была присвоена Нобелевская премия мира. В Нобелевской лекции он сформулировал три задачи, которые, по его мнению, должна решить церковь во имя мира: довести до сознания христиан, что религия требует как от людей, так и от государств придерживаться норм, закона и справедливости; проповедовать важность «сверхнациональной юридической системы» как средства решения споров между народами; превратить вооружённые силы в защитников мира (Лоуреаты Нобелевской премии, 1992).

В 2007 г. Шведская церковь начала благословлять однополые союзы, не называя их браком. Хотя в Библии такого рода отношения считаются грехом, объяснялось это так, что благословляется не грех, а клятва этих людей во взаимной верности и преданности, которые являются христианскими добродетелями.

В 2009 г. в Швеции был принят гендерно нейтральный закон о браке, где пол вступающих в брак не обозначается. Пастор, если это противоречит его убеждениям, может отказать однополой паре в венчании и тогда они должны искать другого пастора. Но в каждом приходе такой пастор обязан быть.

8 ноября 2009 г. в сан епископа Стокгольма была возведена открытая лесбиянка, 55-летняя Ева Бруне. Она живёт в союзе с другой женщиной-священником. Вместе они воспитывают трёхлетнего ребёнка.

Шведская церковь проводит большую социальную работу среди бездомных и беженцев, имеет миссии в некоторых странах Африки, участвует в экологических акциях, предлагает психологическую помощь по телефону и т.д. Её ни в коей мере нельзя назвать собранием ретроградов и противников прогресса. Она – плоть от плоти вполне демократически и либерально настроенного шведского общества, причём далеко не худшей его части. Просматривая журналы шведских гуманистов можно найти статьи с критикой деятельности Шведской церкви. Гуманисты критикуют скорее религиозное мировоззрение в целом, чем деятельность церкви.

В 1958 г. шведским риксдагом был принят закон об отделении школы от церкви. Большинство школ сегодня государственные, и в них проводится последовательная нерелигиозная политика. В средней школе имеется курс «Ориентация в обществе», который включает себя такие предметы, как история, религия (именно так называется), обществоведение и география. Все эти предметы преподаёт один учитель, и он имеет некоторую свободу располагать эти предметы блоками в течение нескольких лет по своему усмотрению. Цель изучения любого предмета указана в специальном документе, который выпускает Образовательная служба.

Кроме государственных школ в Швеции имеются и негосударственные, так называемые свободные школы. В подавляющем большинстве они бесплатны для учеников так же, как и государственные. Многие из них – это религиозные школы и частично финансируются религиозными общинами. В последние годы в массовом порядке начали возникать мусульманские школы.

Date: 2015-09-17; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию