Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макаров Павел Станиславович





Традиции войска запорожского в никопольском цехе вольных матросов.

.

 

 

АВТОР:

Макаров Павел Станиславович

Действительный член секции памятниковедения

Главного Совета Украинского

Общества Охраны Памятников Истории и Культуры,

журналист, писатель, изобретатель.

 

 

В начале своего существования казаки не имели флота, и как вывод не могли влиять на события на море, и это было значительным недостатком. Казаки начали задумывать над созданием флота. Часто бывало, что они захватывали какой-то город, а в то же время супостаты невольников уже везли судами в другие места. Потребность в собственном флоте становилась очевидной. Изначально казаки использовали лодки, которые были сделаны из бычьей кожи – на манер татарских. Они были легкие и их удобные в транспортировке суходолом. В дальнейшем они использовали уже деревянные лодки. Это были так называемые "чайки". Происхождение такого названия современники объясняют по-разному. Одни считают, что это название происходит от птицы чайки (и действительно быстрая казацкая лодка в самом деле похожий на эту птицу). По другой версии "чайка" происходит от татарского "каик"-"чаик", то есть круглая лодка. Вместе с чайками казаки использовали и другие лодки, как речные так и морские и с другими названия судов: дубы (делали из дуба) и байдаки.

Для строительства чаек использовали липу, вербу, дуб, которых в районе Днепра было вдоволь. Основой для чайки служил киль длиной приблизительно 15 метров из липы, вербы, или дуба. От него расстраивали корпус: ставили шпангоуты и наращивали борта, пока чайка не станет длиной 60 стоп (20 метров) и шириной 10-12 стоп (где-то 4 метра) и 12 стоп высотой. Для этого использовали преимущественно сосновые доски длиной от 3,20 до 3,80 м., их очень плотноприбивали одни на вторые. Любая чайка, даже самая маленькая, имела по 10 - 15 весел из каждого борта. Кроме того, впереди и сзади было два руля. Это очень укорачивало время на разворот длинной и узкой чайки. То есть, чтобы плыть в обратном направления нужно было только грести в другую сторону (что-то подобное было на казацких телегах; если нужно было ехать в другую сторону, казаки не разворачивали телеги, а впрягали коней или быков из другой стороны.

Вообще некоторые исследователи считают, что для казаков чайка -тот же воз, только на воде. Крепко сращенные доски лодки обводили древесиной из липовой коры и обливали их. Для прочности конструкции лодку обшивали жердями. Для гребцов строили скамьи (за каждым веслом было два казака). Потом извне древесиной из липового лыка или дикой вишни привязывали снопы камыша, что не позволяло лодке затонуть, даже если она была заполнена водой. Кроме того, вязки камыша защищали экипаж от пуль, которые летели низко и выполняли роль буфера. Если лодку заливало водой, то ее исчерпывали черпаками. Палубы на чайках не было. Если был благоприятный ветер - казаки ставили мачту и парус, в непогоду большей частью пользовались веслами. Съемная мачта позволяла казакам быть длительное время незамеченными. В длинных бочках на дне чайки лежал сухой провиант: сухари, сушеное мясо и рыба, в другие наливали пресную воду. На лодках было 4-6 маленьких пушек - фальконетов (большие пушки чайка не могла нести) с полным боекомплектом. В основном эти малокалиберные пушки были захвачены на турецких галерах. Кроме того каждый казак имел при себе 2 ружья или пистолета, порох, саблю, сменную одежду, белье и шапку. Каждый экипаж имел компас, запасной парус, плотническое орудие, бечевы, черпаки, фонарь и прочие предметы необходимые для длительного пребывания на море. Во времена гетьмана Мазепы на одну казацкую чайку шло кроме дерева 13 пудов железа, 2 бочки смолы, 200 аршин холста, 20 саженей бечевы, 3 пуда пакли, 195 аршин разных шнуров для подвязки камыша.

На одном из притоков Днепра напротив села Покровского (Никопольский район) были найденные останки казацких чаек: большая 10 сажень длины, 1 м. глубины, не имеющая киля, в виду плоского дна, нижняя часть из дуба, верхняя из сосны, ребра (шпангоуты) тоже были из дуба; гвозди чередовались - 2 деревянных (ясеневых), один железный. Кроме того сохранились железные болты с крюками, которые служили, наверное, для установления мачты и натягивание разных канатов. Малая лодка была похожа строением на большую, различалась только размерами: три сажени длины, два аршина глубины, 2,5 аршина ширины (посередине). Кроме чаек запорожцы иногда использовали корабли. В частности образец такого корабля можем наблюдать на большом войсковом флаге, что подарила Императрица Екатерина II казакам (этот флаг и сейчас сохраняется в Эрмитаже).

Морская служба была очень изнурительная, поэтому на флот шли только очень выносливые казаки. Чтобы приучить молодежь к морским походам, каждый раз брали определенное количество молодых казаков. Кроме этого в походах казаки следили трезвостью, а если у кого находили горилку, то в наказание бросали в море.

Очень тяжелым был переход через пороги, но каждый запорожец должен был перейти на лодке через пороги, иначе он не считался казаком. Не менее тяжелым был переход волоком: чайка была довольно тяжелая, и чтобы тянуть ее нужно был 200-300 человек. Но на воде скорость ее была значительная. От устья Днепра к Анатолии (Малой Азии) казаки доходили за 36-40 часов. То есть скорость чайки была близко 13-15 км/ч. Это делало их почти недосягаемыми для турецких галер. На своих чайках казаки могли штурмовать важнейшие города Анатолии. Турки, чтобы предотвратить нападению перегораживали устье Днепра цепями и нацеливали туда свои пушки (в устье Днепра стояла тогда турецкая крепость Очаков). Во многих легендах описывается, как казаки срубали несколько дубов, оковывали их железом и пускали по течению. Дубы прорывают цепи, а турки, думая что это казаки (это происходило ночью) начинали стрелять из пушек. Пока они расстреливали свой боезапас (а на перезарядку пушек нужное довольно длительное время) казаки безопасно через прорывы выходили камышами в море.

Во времена Богдана Хмельницкого морские походы почти не происходили, так как тогда казаки были в союзе с турками и татарами, которые вместе с казаками воевали против поляков. Позднее левобережные гетманы снова создавали флотилию, в частности Брюховецкий отсылал казакам «подошвы» на лодки. Самойлович разрешал строить чайки в лесах Черниговщины, Мазепа щедро помогал запорожцам: доставлял им железо, якоря, смолу, шкуры и прочее. В 1697 - 1698 p. на Сечи было 70 больших лодок (морских) на 50 человек.

Можно привести несколько ярких примеров морских походов запорожского товарищества:

В 1515 году на 32 чайках украинские казаки совершили набег на Очаков, а в 1556 году снова на чайках, они захватили предместье этой турецкой крепости. Но самым запоминающимся был так называемый Крымский поход в 1559 году. На острове Хортица была построена флотилия из 150—200 чаек и дубов. Спустившись вниз по течению Днепра, флотилия захватила два турецких корабля и высадила войска на западное побережье Крымского полуострова неподалеку от Перекопа. Разбив несколько отрядов хана Девлет-Гирея, казаки освободили из татарского плена своих соотечественников, а затем благополучно возвратились к острову Хортица.

В 1576 году запорожские казаки на своих чайках разграбили Синоп и Трапезунд, а в 1590 году повторили набег на эти же города.

В 1606 году казаки напали на Варну, в 1608 году — на Перекоп, в 1609 году — на устье Дуная, в 1615 году совместно с донскими казаками — на Азов, на рейде которого уничтожили несколько турецких кораблей, а затем на 70 чайках двинулись по направлению Кафы и заняли ее, завершив свой поход успешным рейдом вдоль южного берега Черного моря, временно взяв Трапезунд.

В 1616 году запорожцы совершили поход на Синоп. В 1633 году нападали на турецкие гарнизоны в Азове, Измаиле, Килии и на поселения между Днепром и Дунаем, а в 1637 году даже некоторое время владели Азовом.

Особенно активизировали свои действия запорожские казаки в конце XVII века. Только на турецкую крепость Очаков они нападали четырежды, и снова на чайках и дубах.

Именно в морских походах проявил свой военный талант руководителя и организатора атаман Войска Низового Запорожского – Иван Сирко, чья могила находиться на Никопольщине, и поклонятся к которой приезжают люди со всего света.

После уничтожение Сечи украинский флот постепенно исчез. Обычно украинцы служили на русском флоте. Иногда даже на лодках подобных чайкам. Украинские купцы продолжали торговать с Турцией и плавали лодками, но украинский флот уже не был таким самобытным, как раньше. Снова на длительное время затихла слава о украинском флоте.

Днепровские пороги служили естественной защитой запорожского казачества от интервенции польской администрации. Днепровские пороги дали название казачеству - «запорожское», то есть, пребывающее «за порогами». В конце XVII - начале XVIII веков начинается активное продвижение Российской империи к берегам Черного моря. Многочисленные войны с Османской империей только в 1774 году позволили России укрепиться на берегах Черного и Азовского морей. Для ведения активной торговли мешали днепровские пороги. Только в период половодья, когда большинство камней, забор и некоторых порогов заливается водой, транспортные суда можно было прямо через пороги, так называемым казачьим ходом. На Запорожских землях проведением судов и плотов через пороги занимались лоцманы. По низкой воде транспортирование совершенно прекращалось.

С 1770 г. к Старому Кодаку, по распоряжению Запорожского коша была переселена часть лоцманов из Ненасытинской "весельной флотилии". С 1785 г. была организована группа лоцманов, которые проводили через пороги казённые суда с лесом. По приказу Потемкина для переправы через пороги постоянно содержались 121 человек, освобождённые от налогов и рекрутства. В 1787 г. за проведение через пороги в присутствии императрицы Екатерины II, императорской флотилии, запорожцы Полторацкий, Непокрытенко и Быковский были награждены чинами и грамотами, а остальные проводники и жители селений Кайдаки и Каменки (ныне селение Лоцманская Каменка, в котором находится главная контора лоцманов) были освобождены от всех казенных повинностей, не исключая и рекрутской, но с обязательством проводить суда и плоты через пороги. (Казацкий лоцман Быковский в дальнейшим переселился в Никополь, и в семье Быковских долгое время хранилась грамота жалованная императрицей.)

Со временем число лоцманов увеличилось до 673-х, живших в селах Старые Кодаки и Каменки. Указом от 4 января 1778 года правительство освободило казаков, занимающихся лоцманством, от податей и прочих повинностей, в том числе и от воинской, признав, что услуги, являются «чрезвычайно важными» для империи. Екатерина II, вероятно была наслышана о чуть ли не волшебной способности днепровских лоцманов проводить суда через бурную реку. Потому, увидев во время церемонии закладки екатеринославского собора, что её флотилия движется в сторону порогов, она сразу же после окончания церемонии заторопилась в дорогу – уж больно не хотелось императрице пропускать увлекательнейшее зрелище. Образованные по воле Екатерины в 1787 г., лоцманы были самоуправляемой единицей приписанной к Министерству Путей Сообщения России, пока в 1879 г. их не передали в подчинение местным учреждениям на общественных началах, и большая часть из них вступила в Никопольский цех вольных матросов. Таким образом образовалось наложение исторического пласта казачинны на последующий исторический пласт развития каботажного плаванья по Днепру.

Город Никополь без преувеличения можно назвать центром запорожского казачества, так как вокруг него находилось в разные времена пять сечей. И это не мудрено, потому что такого количества рек, озер, и проток, на то время на Украине не имелось.

Со второй четверти ХІХ ст. в Черноморский флот стали набирать "вольных матросов" для обслуживания военных пароходов. "Вольные матросы" были объединены в особые цеха, матросские ли общества, в которые могли добровольно поступать молодые люди из мещан, вольноотпущенных и разночинцев. Целью учреждения этих цехов было обеспечение купеческого флота подготовленными матросами. Те, кто вступал к цеху, освобождались от уплаты разных налогов и повинностей, за что обязывались служить не меньшее 10 лет. При этом в первые 5 лет они служили для практики преимущественно на небольших воинских кораблях и за это время получали вещевое и провиантское обеспечения наравне с линейными матросами, от которых отличались лишь отсутствием якорьков на погонных пуговицах.
Для Черноморского флота цехи "вольных матросов" были основаны в 1834 г. в г. Алешках Таврийской и г. Никополе Екатеринославской губерний. В начале 50-х годов их насчитывался 1600 мужчина. Рост судоплаванья в нижней части Днепра мы можем оценить исходя из таблиц, которые дают исчерпывающую информацию конца 19-го века.
Непаровой флот Днепровского бассейна. По переписи 1890 г. непаровой флот состоял: ниже порогов — 880 судов, подъемная способность которых 10835435 пудов, первоначальная стоимость 5449399 руб. (средняя стоимость одного судна 6192 р.); число служащих на всех судах во время навигации 3386 чел.; выше порогов — из 934 судов, с подъемной способностью в 13802220 пудов, первоначальной стоимостью в 1371522 руб. (средняя стоимость одного судна 1468 руб.) и с судовой командой в 6442 чел. Таким образом, флот части Днепра ниже порогов лишь немногим уступает флоту всего Верхнеднепровского бассейна по числу судов и подъемной способности, по стоимости же судов превосходит его более чем в четыре раза, что объясняется тем, что по Днепру ниже порогов плавают в основном суда дорогие, значительно лучшей конструкции — каботажные или же морские. Непаровые суда плавали по Днепру: ниже порогов — от Кичкасской переправы (9 верст выше Александровска) до устья, на протяжении 325 верст, и выше порогов — от г. Дорогобужа до с. Лоцманской Каменки, на протяжении 1542 в., по 13 притокам Днепра и трем каналам на протяжении, в общей сложности, около 2315 в., и сверх того, по многим сплавным притокам производится сплав всякого рода судов и плотов.

Увеличение числа судов и грузов падает главным образом на днепровские пристани, лежащие ниже порогов, где отправки плотов вовсе не производится, что вполне выясняется из данных следующей таблицы.

  Число судов Груза на судах в тыс. пуд. Число плотов. Вес плотов в тыс. пуд. Всего на сумму тыс. руб.
На Д. ниже порогов:
Херсон     - -  
Каховка     - -  
Никополь     - -  
Александровск     - -  
Прочие пристани     - -  
1) Итого на Днепре ниже порогов     - -  

 

Из всего количества отправляемых со всех пристаней Днепровского бассейна грузов только некоторая часть разгружается на пристанях этого же бассейна; большая часть нижнеднепровских грузов выходит каботажем, через Днепровский лиман, в порты Черного моря, преимущественно в Одессу, а значительная часть верхнеднепровских грузов (лес в плотах) направляется, через соединительные системы, к портам Балтийского моря. Важнейшими из днепровских пристаней, по количеству и стоимости прибывающих к ним грузов, представляются следующие пункты. В течение навигации 1890 г. прибыло и разгрузилось:

  Число судов Груза на судах, тыс. пуд. Число плотов. Вес плотов, тыс. пуд. Всего на сумму, тыс. руб.
На Днепре ниже порогов
Херсон          
Каховка          
Никополь          
Прочие пристани          
1) Итого на Днепре ниже пор.          

 

Date: 2015-09-17; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию