Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ночевка в Мине





117. Затем паломник возвращается в Мину и находится в ней в течение дней ат-ташрик, ночуя там.

 

118. Каждый день после полудня он совершает в Мине ритуальное бросание камешков в три столба. При этом в каждый столб он бросает семь камешков, о чем говорилось ранее, когда речь шла о бросании камешков в День Жертвоприношения (см. пункты 86 – 90).

 

119. Сначала он бросает камешки в первый столб, который ближе всего расположен к мечети аль-Хайф. Завершив бросать в него камешки, он продвигается вперед чуть вправо, становится лицом к кибле и долго так стоит, взывая с мольбами к Аллаху и подняв руки[115].

 

120. Затем он подходит ко второму столбу и так же бросает в него камешки, после чего проходит налево, становится лицом к кибле и долго так стоит, взывая с мольбами к Аллаху и подняв руки[116].

 

121. Затем он подходит к третьему столбу – это большой столб (джамрат аль-акаба) – и так же бросает в него камешки, встав так, чтобы Кааба была слева от него, а Мина – справа. После чего он должен сразу уйти, не задерживаясь около этого столба[117].

 

122. Затем во второй и в третий день ат-ташрика ему следует бросить камешки точно так же.

 

123. Если он покинет Мину после бросания камешков во второй день, не оставшись в ней ночевать для бросания камешков в третий день, то это разрешено, поскольку Всевышний сказал:

 

واذكروا الله في أيام معدودات ، فمن تعجل في يومين فلا إثم عليه ، ومن تأخر فلا إثم عليه لمن اتقى

 

«Поминайте Аллаха в считанные дни! Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных».

 

Однако задержаться для бросания камешков (в третий день) лучше, поскольку такова Сунна[118].

 

124. В соответствии с Сунной следует придерживаться той последовательности выполнения обрядов хаджа, которая был приведена выше: ритуальное бросание камешков, совершение жертвоприношения, бритье головы, основной обход Каабы (таваф аль-ифада), а также прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой тем паломником, кто совершает хадж ат-таммату’. Однако если паломник выполнит какой-либо обряд раньше или позже другого, то это разрешено, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, говорил: «Нет в том греха, нет в том греха».

 

125. Тому, у кого есть уважительная причина, разрешено при выполнении ритуального бросания камешков следующее:

 

а) не ночевать в Мине, поскольку Ибн ‘Умар передал: «Аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, попросил посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, разрешить ему оставаться в Мекке в те ночи (, которые паломники проводят в) Мине, для того, чтобы снабжать их водой, и он разрешил ему это»[119].

 

б) совместить ритуальное бросание камешков, совершив этот обряд не за два, а за один день, поскольку ‘Асым бин ‘Адийй передал: «Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, разрешил пастухам верблюдов, ночующих вместе с ними (за пределами Мины), бросить камешки в День Жертвоприношения, а затем совместить совершение этого обряда после Дня Жертвоприношения и бросить камешки в один из двух дней (за два дня)»[120].

 

в) совершать ритуальное бросание камешков ночью, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Пастух бросает камешки ночью и занимается выпасом (скота) днем»[121].

 

126. Согласно Шариату паломник может приходить к Каабе и совершать ее обход в каждую из тех ночей, которые он проводит в Мине, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, так поступал[122].

 

127. Находясь в эти дни в Мине, паломник должен неуклонно соблюдать пять предписанных намазов, совершая их вместе с другими людьми под руководством имама. Если у него есть возможность, лучше всего молиться в мечети аль-Хайф, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Семьдесят пророков молились в мечети аль-Хайф»[123].

 

128. Когда паломник завершит ритуальное бросание камешков во второй либо в третий день ат-ташрика, он на том заканчивает совершение обрядов хаджа, возвращается в Мекку и пребывает в ней столько, сколько предначертал ему Аллах. Он должен стремиться совершать намазы вместе с людьми под руководством имама, особенно в Заповедной Мечети, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «(Один) намаз в моей Мечети (т.е. в Мечети Пророка в Медине – прим. переводчика) превосходит тысячу намазов в любой иной (мечети), кроме Заповедной Мечети, а (один) намаз в Заповедной Мечети превосходит сто тысяч намазов в любой другой (мечети)»[124].

 

129. Ему следует почаще совершать обход Каабы (таваф) и молиться в (Заповедной Мечети) в любое время суток, которое он пожелает, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, говоря о двух углах – Черном камне и йеменском угле – сказал[125]: «Прикосновение к ним обоим стирает грехи. А совершающему обход Каабы с (каждым) поднятием и опусканием стопы Аллах записывет одно доброе дело, снимает с него одно прегрешение и записывает ему одну ступень. Тот же, кто ровно семь раз обойдет вокруг Каабы, это будет (для него) подобно освобождению одного раба»[126]. Также пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «О, бану ‘Абд Манаф! Не препятствуйте никому совершать обход этого Дома (Аллаха) и молиться (здесь) в любое время суток, которое он пожелает!»[127].

 

ПРОЩАЛЬНЫЙ ОБХОД КААБЫ (ТАВАФ АЛЬ-ВАДА')

 

130. Когда паломник закончит все свои насущные дела и решит отправиться домой, ему следует попрощаться с Домом (Аллаха), совершив его обход, поскольку Ибн ‘Аббас передал: «Люди стали разъезжаться, и тогда пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: “ Пусть никто не уезжает, пока последним, что он сделает, не будет обход Дома (Аллаха)”»[128].

 

131. Сначала женщине, у которой месячные, было велено ждать, пока она не очистится, чтобы совершить прощальный обход Каабы[129], однако затем такой женщине было позволено уезжать (из Мекки), не дожидаясь, пока она очистится, о чем также передал Ибн ‘Аббас: «Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, позволил женщине, у которой месячные, уезжать (из Мекки) до совершения (прощального) обхода Каабы (при том условии), если она уже совершила основной обход Каабы (таваф аль-ифада)»[130].

 

132. Паломник может взять с собой столько воды Зам-Зам, сколько сможет, в надежде снискать от нее благодать. Так, сообщается, что «посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, вез ее с собой в кожаных бурдюках и мехах для воды. Он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, поливал (воду Зам-Зам) на больных и поил их (ею)»[131]. Более того, «находясь в Медине, до завоевания Мекки, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, направлял Сухайлю бин ‘Амру послания (следующего содержания): «Пришли нам воду Зам-Зам и не бросай (это дело)!», – и тот отправлял ему два огромных бурдюка (с водой Зам-Зам)»[132].

 

133. Завершив обход Каабы, следует выйти (из мечети) с левой ноги[133], сказав:

 

اللهم صل على محمد وسلم ، اللهم إني أسألك من فضلك

 

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин уа саллим! Аллахумма, инни асалюка мин фадлика!

 

(«О Аллах, ниспошли благословения и мир Мухаммаду! О Аллах, поистине, я прошу тебя о Твоей милости!»).

 

 


[1] Этот хадис, переданный Абу Хурейрой, да будет доволен им Аллах, привели аль-Бухари, Муслим и другие (мухаддисы). Цепочки передатчиков и источники этого хадиса приведены в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 1200) и в «Ирва аль-Галиль» (№ 769).

[2] Как обычно и происходит с большинством паломников в наше время. Довольно редко увидишь, чтобы кто-нибудь из них гнал свое жертвенное животное из дома, как это сделал пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха. Конечно же, тот паломник, кто поступает так, как сделал пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не заслуживает порицания. Однако, что касается того паломника, который не гонит с собой жертвенное животное и при этом вознамерился совершить хадж аль-кыран либо аль-ифрад, то он противоречит поступку пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и его приказу, даже если люди не желают этого, о чем сказал Ибн Аббас. См. «Сахих Муслим» (4/58) и «Муснад» имама Ахмада (1/278 и 342).

[3] См. «Сахих Аби Дауд» (1787 и 1905).

[4] Говоря это, он опирался на слова пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах ввел умру в этот ваш хадж. Поэтому, когда вы прибудете (в Мекку), то совершивший обход Каабы и (ритуальное прохождение) между ас-Сафой и аль-Марвой, выходит из состояния ихрама, за исключением того, кто пригнал с собой жертвенное животное». См. «Сахих Аби Дауд» (1801).

[5] Этому (суждению) вовсе не противоречат передающиеся от Умара и других сподвижников сообщения, в которых говорится о том, что они считали хадж аль-ифрад более предпочтительным. Этот вопрос я разъяснил в первоисточнике данной книги. Спустя некоторое время я увидел, что шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа истолковал этот вопрос следующим образом: он (т.е. Умар бин аль-Хаттаб – прим. переводчика) имел в виду совершение только умры за одну поездку, а совершение хаджа – за другую поездку. Более подробно см. «Маджму аль-Фатава» (том 26), поскольку эта тема важна.

[6] Это хороший хадис. Полностью он приведен в книге «Сахих аль-джами ас-сагир» (№ 1477).

[7] Полностью этот хадис упоминается в первоисточнике данной книги. Я также его привел в «Ирва аль-Галиль» (№ 1019) и в «Сахих Аби Дауд» (1840).

[8] Никаб является вуалью (кына’), которая носится на кончике носа. Вуаль имеет несколько разновидностей. Если женщина приближает свой никаб к уровню глаз, то он называется «васваса» или «бурку’». Если она опускает его до глазниц, то он называется «никаб». Если же он находится на кончике носа, то называется «лукфам». Никаб называется никабом женщины, потому что он скрывает ее никаб, т.е. цвет ее (кожи) цветом никаба». Цитата приведена в сокращении из «Лисан аль-‘араб» («Толкового словаря арабского языка»), 2/265-266.

[9] Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» (стр. 365) пишет: «Перчатки (куффазат) – это оболочка, сделанная для руки, подобно той, что делают сокольничии». Сокол является одним из видов ястребов, используемых для охоты (как ловчая птица).

[10] Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в «Манасик аль-хадж» пишет: «Паломнику нет необходимости обрезать их (т.е. кожаные носки – прим. переводчика), чтобы они были ниже лодыжек, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сначала приказал обрезать их, а уже после этого, находясь на Арафате, он разрешил носить шаровары тем, кто не нашел изар, и кожаные носки тем, кто не нашел сандалии. Таково наиболее правильное из двух мнений ученых».

[11] Этот хадис является согласованным (т.е. цепочка передатчиков этого хадиса и его текстовая часть одинакова у имамов аль-Бухари и Муслима – прим. переводчика). См. также «Сахих Аби Дауд» (1825).

[12] Прим. переводчика: микат – специальное место, где паломник входит в состояние ихрама. Речь об этом пойдет далее. Пользуясь случаем, обращаю внимание уважаемого читателя на разницу в выражениях: «облачиться в ихрам» (т.е. надеть специальную одежду, называемую ихрам, которая для мужчин состоит из двух кусков нескроенной материи: изар и рида) и «войти в состояние ихрама» (т.е. войти в ритуальное состояние, когда паломник должен соблюдать ряд запретов, от которых свободны все остальные мусульмане).

[13] См. источники этого хадиса в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2469).

[14] Этот хадис является согласованным. См. также «Сахих Аби Дауд» (1776).

[15] Использованное в хадисе слово «му’аррис» происходит от слова «та’рис», означающее остановку путника на ночлег в последнюю часть ночи для сна и отдыха. См. «ан-Нихаййа».

[16] См. «Сахих Аби Дауд» (2044) и «Мухтасар Сахих аль-Бухари». Аль-хафиз (Ибн Хаджар) в «Фатх аль-Бари» (3/311) пишет: «В этом хадисе содержится указание на достоинство (вади) аль-‘Акик подобно достоинству Медины, равно как и указание на достоинство совершения намаза в нем…».

[17] Этот хадис аль-Бухари приводит в форме «муалляк» (хадис, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких друг за другом передатчиков – прим. переводчика), а аль-Байхаки – в форме «мавсуль» (хадис с непрерывной цепочкой передатчиков, который относится к категории сообщения, восходящего до пророка (марфу) или до сподвижника (маукуф) – прим. переводчика). Иснад этого хадиса является достоверным.

[18] Передал ад-Дийа (аль-Макдиси) через достоверный иснад.

[19] Этот хадис является согласованным. См. также «Сахих Аби Дауд» (1812).

[20] Этот хадис привели авторы сборников «ас-Сунан» и другие (мухаддисы). См. «Сахих Аби Дауд» (1814).

[21] Этот хадис является хорошим (хасан). «Сахих аль-Джами» (1101).

[22] Об этом передал Саид бин Мансур, как указано в «аль-Мухалла» (7/94), через хороший иснад, а также Ибн Аби Шейба через достоверный иснад от аль-Муталлиба бин ‘Абдуллаха, о чем сказано в «аль-Фатх» (3/324). Данное предание относится к категории «мурсаль» (хадис, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя (ат-таби') – прим. переводчика).

[23] Этот хадис привел Муслим. См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2023).

[24] Это хадис привели аль-Бухари, ат-Тайалиси (1513) и Ахмад (6/32, 100, 180, 243).

[25] Это предание привел Ибн Аби Шейба, о чем сказано в «аль-Мухалла» (7/94-95). Его иснад является достоверным. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» пишет: «Женщина повышает свой голос до такой степени, чтобы ее слышали ее спутницы. При различных обстоятельствах желательно также еще больше повысить голос…».

[26] Эти слова являются частью достоверного хадиса, приведенного в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 830): «Ко мне явился Джибриль и сказал: “О, Мухаммад! Прикажи своим сподвижникам повышать свои голоса при произнесении тальбии, поскольку она относится к обрядам хаджа”».

[27] Этот хадис привели Ибн Хузайма и аль-Байхаки через достоверный иснад, как указано в «Тахридж ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (2/118).

[28] Этот хадис передал аль-Бухари. Ибн Хаджар сказал: «В этом хадисе содержится свидетельство того, что произнесение тальбии внутри вади относится к Сунне посланников. Он также свидетельствует о том, что произнесение тальбии установлено как при спуске, так и при подъеме».

[29] Этот хадис привел Ахмад (1/417) через хороший иснад. Этот хадис назвали достоверным аль-Хаким и аз-Захаби, о чем сказано в «аль-Хадж аль-Кябир».

[30] Об этом передали аль-Бухари и аль-Байхаки. См. также «аль-Маджму» (3/225 и 239).

[31] Об этом передали аль-Бухари. См. также «Сахих Аби Дауд» (1865).

[32] Об этом передали аль-Бухари. См. также «Сахих Аби Дауд» (1866).

[33] Этот хадис привел аль-Факихи через хороший иснад.

[34] Об этом передается хороший хадис, приведенный в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2478).

[35] См. «аль-Калям ат-таййиб» шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи. Хадисы, содержащиеся в этом труде, я проверил на достоверность (см. стр. 51-52).

[36] Там же.

[37] Об этом от него передал Ибн Аби Шейба через достоверный иснад. Другие (мухаддисы) передают об этом от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, однако через слабый иснад, как разъяснено в «Сильсилят аль-ахадис ад-даифа» (№ 1054).

[38] Прим. переводчика: ас-Салям – одно из Прекрасных Имен Аллаха, указывающее на свободу Аллаха от каких бы то ни было недостатков и изъянов.

[39] Прим. переводчика: т.е. Ты избавляешь от любых бед, невзгод и несчастий.

[40] Прим. переводчика: «ас-салам» здесь: благополучие, которое взывающий с мольбой просит от Аллаха.

[41] Об этом передал аль-Байхаки (5/72) через хороший иснад от Саида бин аль-Мусаййаба, который сказал: «Я слышал от ‘Умара слова, которые вам не передаст больше никто другой, кроме меня, так как их уже нет в живых. Я слышал, как он говорил, когда видел Дом (Аллаха): “ Аллахумма анта-с-Салям ва минка-с-салям, фа-хаййина раббана би-с-салям! ”». Аль-Байхаки также передал через другой иснад от Саида бин аль-Мусаййаба, что Умар произносил эту мольбу. Об этом также передал от них Ибн Аби Шейба (4/97).

[42] Слова одного из уважаемых ученых в примечаниях к книге «аль-Манасик ва аз-Зиярат», что об этом не передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, являются его ошибкой. Я доказал суждение о достоверности соответствующего хадиса в «Ирва аль-Галиль» (1112).

[43] Этот хадис привели аш-Шафии, Ахмад и другие (мухаддисы). Данный хадис является сильным, как я разъяснил в «аль-Хадж аль-кябир».

[44] Прим. переводчика: в комментариях к сборнику ат-Тирмизи «Тухфа аль-ахвази би шарх джами ат-Тирмизи» слова «с истиной» (би-хаккин), упомянутые в данном хадисе, толкуются следующим образом: это значит, кто прикоснулся к нему (т.е. к Черному камню) с верой и надеждой на награду Аллаха.

[45] Этот хадис назвали достоверным ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аз-Захаби. Его цепочки передатчиков и источники приведены в «аль-Хадж аль-кябир».

[46] Этот хадис ат-Тирмизи назвал хорошим, а Ибн Хиббан, аль-Хаким и аз-Захаби – достоверным.

[47] Этот хадис назвали достоверным ат-Тирмизи и Ибн Хузайма.

[48] Прим. переводчика: здесь имеется в виду невысокая полукруглая стена, расположенная в непосредственной близости от северо-западной стены Каабы, но не соединяющаяся с ней.

[49] Слово аль-идтиба' (т.е. обнажение правого плеча при обходе Каабы паломником-мужчиной – прим. переводчика) означает следующее: просунуть один конец риды (верхней накидки паломника) под подмышкой правой руки и забросить его край на левое плечо, тем самым, обнажив правое плечо и покрыв левое. Обнажать правое плечо до этого обхода Каабы либо после него относится к религиозным нововведениям (бид’а).

[50] Этот хадис привели Абу Дауд и другие (мухаддисы). Данный хадис назвали достоверным многие ученые. «Сахих Аби Дауд» (1892).

[51] Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Слово «прикосновение» (истилям) означает «тереть рукой» (масх би-ль-йад). Что касается прочих сторон Каабы, места (стояния) Ибрахима, а также всего остального, что находится на земле: мечети, ее стен, могил пророков и праведников – подобно комнате нашего пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, пещере Ибрахима, местам, где молился наш пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и других таких мест – Скалы (на Храмовой горе) в Иерусалиме, – то к ним не следует прикасаться в качестве ритуала и их нельзя целовать, относительно чего согласны все имамы (мусульманской общины). Совершение же ритуального обхода (таваф) этих мест относится к величайшим религиозным нововведениям, которые строго запретны. Тот же, кто избрал это для себя как часть своей религии, должен быть приведен к покаянию. Если же он откажется раскаяться, то его следует казнить».

Как прекрасно на эту тему предание, которое привели в своих сборниках Абд ар-Раззак (8945), Ахмад и аль-Байхаки от Йали бин Умаййи, который сказал: «Я совершал обход Каабы вместе с ‘Умаром бин аль-Хаттабом (в другой версии передается: «вместе с ‘Усманом»), да будет доволен им Аллах. Когда я находился около угла, который находится поблизости от двери и примыкает к стене (аль-хиджр), я взялся за него рукой, чтобы совершить ритуальное прикосновение. Тогда он (т.е. ‘Умар бин аль-Хаттаб или ‘Усман – прим. переводчика) спросил меня: «Разве ты не совершал обход Каабы вместе с посланником Аллаха?» Я ответил: «Конечно же (совершал)». Он спросил: «Ты видел, чтобы он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, прикасался к нему?» Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Ну так и поступай так же, как он, ведь в посланнике Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, для тебя хороший пример!».

[52] Об этом передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, через два пути передачи, которые поднимают степень достоверности хадиса до уровня «хороший хадис». Также этот хадис усиливается тем, что так поступала целая группа сподвижников. Среди них Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, который сказал: «Это место прикладывания (мултазам) между Углом и Дверью». Также достоверно передается, что так поступал ‘Урва бин аз-Зубайр. Обо всем этом сказано в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2138).

Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» (стр. 387) пишет: «Если он (т.е. паломник – прим. переводчика) желает подойти к аль-мултазам, которое находится между Черным камнем и Дверью (Каабы), возлагая на это место грудь, лицо, предплечья и ладони, взывая с мольбами ко Всевышнему Аллаху и обращаясь к Нему со своими нуждами, то он может так поступить. Он может сделать это до прощального обхода Каабы (таваф аль-вада), поскольку нет никакой разницы, совершит ли он это во время прощального обхода или в какое-то другое время. Сподвижники поступали так по прибытии в Мекку…А если он встанет около Двери (Каабы) и обратится там с мольбами, не прикладываясь к Дому (Аллаха), то это тоже хорошо. Когда же он будет уходить, то ему не следует стоять, поворачиваться и идти задом наперед».

[53] Об этом передали ат-Тирмизи и другие (мухаддисы). Вторую версию хадиса привел ат-Табарани. Этот хадис является достоверным, как я установил в «аль-Ирва» (21).

Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Во время него (т.е. обхода Каабы – прим. переводчика) нет каких-то определенных слов поминания Аллаха, которые передавались бы от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, в качестве его велений, высказываний либо обучения. Наоборот, паломник во время обхода Каабы взывает к Аллаху с любыми мольбами, которые установлены в Шариате. Что же касается упоминаемой многими людьми определенной мольбы, которая произносится под водостоком Каабы и т.п., то у нее нет оснований (в Шариате)».

[54] Согласованный хадис, передаваемый от Абу Хурайры. Его также передал ат-Тирмизи от ‘Али и Ибн ‘Аббаса. Источники и передатчики данного хадиса приведены в «аль-Ирва» (1102).

[55] Согласованный хадис, передаваемый от Айши. Аль-Бухари также привел его от Джабира, и дополнение (в квадратных скобках) принадлежит ему. Источники и передатчики данного хадиса приведены в «аль-Ирва» (191).

[56] Прим. переводчика: 109 сура «аль-Кяфирун» («Неверующие»).

[57] Прим. переводчика: 112 сура «аль-Ихлас» («Очищение веры»).

[58] См. предисловие, а также первоисточник данной книги.

[59] Этот хадис является достоверным, о чем сказала целая группа имамов. Я привел его источники и указал на пути его передачи в «Ирва аль-Галиль» (1123), а один из них в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 883).

[60] Достоверный хадис, который передали ат-Тайалиси и другие (мухаддисы). Он содержится в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» в разделе, где приведен хадис № 1056.

[61] Этот хадис передали ад-Дийа (аль-Макдиси) в «аль-Мухтара» и другие (мухаддисы). Он приведен в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 1056).

[62] В наши дни нелегко увидеть Каабу с ас-Сафы. Исключение составляют лишь некоторые места на ней. Каабу можно увидеть лишь со столбов, которые поддерживают второй этаж Заповедной Мечети. Кому удастся увидеть Каабу, тот достиг Сунны. Однако не будет греха на том, кто приложит усилия, но не сможет увидеть Каабу.

[63] В книге «аль-Азкар» дополнительно приведены следующие слова: «Ля иляха илля-Ллаху ва ля на’буду илля иййаху…» («Нет божества, кроме Аллаха. Мы не поклоняемся никому, кроме Него…» и т.д.). Я не увидел этого дополнения ни в одном из путей передачи хадиса: ни у Муслима, ни у других (мухаддисов), кто привел данный хадис. Вышеупомянутые слова содержатся в длинном хадисе, рассказанном Джабиром, а это противоречит тому, кто ошибочно снабдил его следующим примечанием: «Этот хадис передали Муслим и…».

[64] Т.е. после слов мольбы, содержащих свидетельство единобожия (тахлилят), паломник может обратиться к Аллаху с теми мольбами о благе в этом мире и в Последней жизни, которые он пожелает. Лучше, если эти мольбы будут такими, которые передаются от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, либо от праведных предшественников.

[65] Это достоверный хадис. Те, кто говорят об обратном, ошибаются. Его источники и цепочки передатчиков приведены в «аль-Ирва» (1072).

[66] Этот хадис привели ан-Насаи и другие (мухаддисы). Он также приведен в «аль-Хадж аль-Кябир».

Полезное примечание: в книге «аль-Мугни» (3/394) Ибн Кудамы аль-Макдиси написано: «Обход Каабы (таваф) женщинами и их прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой (сай) от начала и до конца совершается обычным шагом. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись в том, что женщинам не предписано обходить Каабу быстрым шагом (первые три круга), бежать (через вади) между ас-Сафой и аль-Марвой и обнажать при обходе Каабы правое плечо. Они единодушны в этом потому, что в своей основе во время этих обрядов становится видна кожа, что нецелесообразно для женщин, поскольку от них требуется закрывать (свое тело). Что же касается обхода Каабы быстрым шагом, бега (через вади) между ас-Сафой и аль-Марвой и обнажения правого плеча, то во время этих обрядов открывается кожа».

В «аль-Маджму» (8/75) ан-Навави содержится свидетельство, что по этому вопросу среди последователей шафиитского мазхаба есть разногласия. В частности, он сказал: «Поистине, существуют два мнения по этому вопросу. Первое, являющееся правильным, разделяет большинство ученых (шафиитского мазхаба): женщина не бежит (через вади) во время сая. Наоборот, она проходит обычным шагом все расстояние как ночью, так и днем. Второе мнение состоит в следующем: если женщина совершает сай ночью, когда место совершения сая свободно (от посторонних мужчин), то ей желательно выполнить этот обряд подобно тому, как его совершают мужчины».

Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) хочу сказать, что возможно второе мнение ближе всего (к истине), поскольку шариатская основа обряда сай восходит к тому саю, который совершила Хаджар, мать Исмаила, искавшая воду для своего мучимого жаждой сына, о чем говорится в хадисе Ибн ‘Аббаса: «Она увидела, что самой близкой (к ней) горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к вади и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла вади, подняла края своей одежды, бросилась бежать, (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и (всего) она преодолела (этот путь) семь раз». (Далее) Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал, что пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Вот почему люди бегают между ними». («Сахих» аль-Бухари, «Книга рассказов о пророках»).

[67] Что касается того, чтобы отсюда смотреть на Каабу, то это в наши дни невозможно, поскольку паломника и Каабу разделяет та постройка, о которой речь шла ранее. Ему следует постараться обратиться к Каабе лицом, однако он не должен поступать так, как делают сбитые с толку люди, поднимающие свой взор и руки к небу!!!

[68] Об этом передал Абу Нуайм в своем дополнении к «Сахиху» Муслима.

[69] Эту мольбу привел Ибн Абу Шейба (4/68, 69) от Ибн Масуда и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, через два достоверных иснада, а также от аль-Мусаййаба бин Рафи и ‘Урвы бин аз-Зубайра. Кроме того, ат-Табарани привел эту мольбу в форме «марфу» (т.е. восходящую к пророку – прим. переводчика), однако через слабый иснад, о чем сказано в «аль-Маджму» (3/248).

[70] Либо бреет голову, если между его умрой и хаджем достаточный промежуток времени, чтобы волосы могли отрасти. См. «Фатх аль-Бари», 3/444.

[71] Об этом передали аль-Бухари и Муслим.

[72] Эту остановку (в Намире) и следующую остановку (в вади Урана) в наши дни затруднительно совершить из-за огромного стечения народа. Поэтому если паломник минует их, направляясь к Арафату, то на нем не будет греха, если пожелает Аллах. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в «аль-Фатава» (26/168) сказал: «То, что заключает в себе Сунна посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха: пребывание в Мине в день ат-тарвия, ночевка в ней перед наступлением Дня Арафата, затем пребывание до полудня в (вади) Урана, которое находится между аль-Маш'ар аль-Харамом и Арафатом, перемещение оттуда к Арафату, проповедь (хутба) и два намаза по пути на Арафат внутри вади Урана, – среди исламских правоведов подобно иджме (единодушному мнению), хотя многие авторы не акцентируют на этом внимание, а большинство людей не знают об этом из-за широкого распространения выдуманных в религии обычаев».

[73] Прим. переводчика: т.е. сразу же после полудня

[74] См. предпоследнее примечание.

[75] Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) хочу отметить, что также от него, да пребудет над мир и благословение Аллаха, ничего не передается о совершении дополнительных молитв перед обязательным полуденным намазом или после обязательного предвечернего намаза ни здесь (во время хаджа), ни в остальных его поездках. Также не установлено, чтобы он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, находясь в пути, совершал какие-либо дополнительные молитвы, за исключением двух дополнительных (сунна) рак’атов перед обязательным рассветным намазом (фаджр) и намаза аль-витр.

[76] Об этом передал аль-Бухари от Ибн ‘Умара в форме «муалляк».

[77] Прим. переводчика: слово ‘ашиййа и однокоренное с ним слово ‘ашийй означает вторую половину дня, наступающую после полудня. Более подробно см. «Лисан аль-‘араб».

[78] Этот хадис является хорошим либо достоверным. У него есть разные пути передачи, которые я привел в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 1503).

[79] Это дозволено, поскольку установлено от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, как разъяснено в первоисточнике данной книги.

[80] Этот хадис привели Муслим и другие (мухаддисы). См. «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (2/129).

[81] Этот хадис привели Ахмад и другие (мухаддисы). Его назвала достоверным целая группа знатоков хадисов, как я разъяснил в «Тахридж ат-Таргиб ва ат-Тархиб».

[82] Об этом сказал шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, поскольку это установлено от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, в «Сахих» аль-Бухари.

[83] Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Когда паломник прибудет в Муздалифу, при возможности он совершает закатный намаз до того, как усадит верблюда на колени. Затем, когда он усадит его на колени, он совершает ночной намаз. Если же он отложит ночной намаз на некоторое время, то это не навредит ему».

[84] Прим. переводчика: у этого столба есть и другие названия: аль-джамрат аль-кубра и аль-джамрат аль-уля.

[85] Что касается дополнения: «Аллахумма, иджаъальху хаджжан мабруран…» («О, Аллах! Сделай этой хадж благословенным…»), о котором упоминают авторы некоторых книг, то оно не установлено от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, как я разъяснил в «Сильсилят аль-ахадис ад-даифа» (№ 1107).

[86] Об этом передал Ибн Хузайма в своем сборнике «ас-Сахих», сказав: «Этот хадис является достоверным, разъясняющим то, что неясно из других версий. Таким образом, под словами: «пока он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не бросил камешки в большой столб», – подразумевается следующее: (пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не переставал произносить тальбию,) пока он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не завершил бросание камешков». См. «Фатх аль-Бари» (3/426).

[87] Я подробно разъяснил этот вопрос в первоисточнике данной книги. Если читатель желает иметь ясное представление об этом, то ему следует обратиться к первоисточнику.

[88] Прим. переводчика: поскольку данный вопрос является очень важным, я считаю необходимым привести этот хадис полностью из «Сунан» Абу Дауда вместе с комментариями к нему шейха Абу ат-Таййиба Мухаммада Шамс аль-Хакка Азым Абади «‘Аун аль-ма‘буд шарх сунан Аби Дауд» и примечаниями Ибн аль-Каййима аль-Джаузии.

Мать правоверных Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Вечером в День Жертвоприношения посланнник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, пришел ко мне, поскольку наступила моя (очередь) провести с ним ночь. Когда он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, был у меня, ко мне зашел Вахб бин Зам’а вместе с каким-то человеком из семейства Абу Умаййи (Абу Умаййа – отец Умм Саламы – прим. переводчика). Оба они были в рубашке. Посланнник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, спросил Вахба: «Совершил ли ты основной обход Каабы, о Абу ‘Абдуллах?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, нет, о посланнник Аллаха!» Тогда он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Сними с себя рубашку!» Он снял ее через голову. Его товарищ также снял свою рубашку через голову. Затем он (т.е. Вахб) спросил: «А почему (ты приказал нам снять рубашку), о посланник Аллаха?» (На что пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, в этот день (т.е. в День Жертвоприношения), когда вы бросили камешки в (большой) столб, вам позволено выйти из состояния ихрама, т.е. вам становится дозволенным все то, что было запрещено (в состоянии ихрама), за исключением интимных отношений. Если же вас застал вечер до того, как вы совершили обход этого Дома (Аллаха), то вы возвращаетесь в то же состояние ихрама, в котором были до бросания камешков, пока не совершите обход Каабы».

В комментариях к данному хадису в «‘Аун аль-ма‘буд шарх сунан Аби Дауд» сказано: «Подытоживая вышеизложенное, (смысл этих слов пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, состоит в следующем): это разрешение, данное вам (, выйти из состояния ихрама,) действует при одном условии: вы должны совершить основной обход Каабы (таваф аль-ифада) после бросания камешков в большой столб (джамрат аль-акаба) в День Жертвоприношения до наступления вечера того же дня. Если же данное условие не будет выполнено – т.е. вечер Дня Жертвоприношения наступит до того, как вы совершите основной обход Каабы – то у вас нет подобного разрешения, даже если вы бросили камешки, принесли в жертву свое животное и побрили голову. Наоборот, в таком случае вы остаетесь в том же состоянии ихрама, в котором были до ритуального бросания камешков.

Правовое заключение, извлекаемое из данного хадиса (фикх аль-хадис), состоит в следующем: тому, кто совершил основной обход Каабы в День Жертвоприношения после бросания камешков в большой столб (джамрат аль-акаба) до того, как наступил вечер Дня Жертвоприношения, позволено выйти из состояния ихрама, и ему становится дозволенным все, что было запрещено в состоянии ихрама, за исключением интимных отношений. Что же касается того, кто не совершил основной обход Каабы в День Жертвоприношения до вечера – т.е. наступила ночь на 11 число месяца Зу-ль-Хиджа, а паломник все еще не совершил основной обход – то ему непозволительно выйти из состояния ихрама. Наоборот, он должен оставаться в том же состоянии ихрама, в котором находился (до бросания камешков), и ему не дозволено ничего, что было запрещено в состоянии ихрама, например, ношение рубашки и т.п. Нет, он остается в состоянии ихрама, в котором находился ранее, даже если бросил камешки, совершил жертвоприношение и побрил голову. Тот же, кто надел рубашку, будучи в состоянии ихрама, по незнанию или по забывчивости, обязан (ваджиб) снять ее с себя после того, как он узнал об этом (хадисе) либо ему напомнили о нем. При этом паломнику разрешено снимать ее через голову, даже если при этом ему придется покрыть голову».

Знаток хадисов и выдающийся ученый Шамсуддин Ибн аль-Каййим аль-Джаузийа, да будет милостив к нему Аллах, в своих примечаниях к данному хадису пишет: «Этот хадис передал Ибн Исхак от Абу ‘Убайды бин ‘Абдуллаха бин Зам’а, который передал его от своего отца и от своей матери Зайнаб бинт Аби Салама, а они оба рассказали его от Умм Саламы. Также Абу ‘Убайда сказал, что ему сообщила хадис Умм Кайс бинт Михсан. У них была служанка, которая сказала: “Вечером в День Жертвоприношения ‘Уккаша бин Михсан вышел от меня вместе с группой людей из племени асад. Все они были в рубашках. Затем, когда наступила ночь, они вернулись ко мне, держа свои рубашки в руках. Я сказала: «О, ‘Уккаша, что случилось? Вы вышли в рубашках, а потом вернулись, держа свои рубашки в руках?!» Он сказал: «Умм Кайс сообщила нам, что это был день, в который посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, позволил нам – если мы бросили камешки в столб – выйти из состояния ихрама. Нам было разрешено все, что было запрещено в состоянии ихрама, кроме интимных отношений, пока не будет совершен обход Дома (Аллаха). Однако поскольку наступил вечер, а мы так и не совершили обход Каабы, мы стали нести свои рубашки в руках”». Далее Ибн аль-Каййим пишет: «Это свидетельствует о том, что данный хадис относится к категории махфуз (хадисом- махфуз называется та его версия, которой отдается предпочтение ввиду ее большей достоверности – прим. переводчика): Абу ‘Убайда передал его от своего отца, своей матери и Умм Кайс. Некоторые люди посчитали этот хадис сомнительным. В частности, аль-Байхаки сказал: «Я не знаю ни одного исламского правоведа, который утверждал бы это». Кроме того, Абу Дауд передал от ‘Укбы со слов Абу Зубайра, что ‘Айша и Ибн ‘Аббас сказали: «Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, отложил обход Каабы в День Жертвоприношения до ночи». Этот хадис привели ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал данный хадис хорошим. Его также привел аль-Бухари в форме «та’лик» (т.е. с пропуском в начале иснада – прим. переводчика). Что касается Абу Дауда, который привел эту версию хадиса сразу же после хадиса Умм Саламы, то похоже, что как будто бы он считал ее более предпочтительной, чем хадис Умм Саламы, ибо тогда получается, что посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, вышел из состояния ихрама до (основного) обхода Каабы, отложив его до ночи. Однако на самом деле эта версия хадиса является слабой, поскольку из его, да пребудет над мир и благословение Аллаха, действий известно, что он совершил основной обход Каабы днем после полудня, о чем рассказали Джабир, ‘Абдуллах бин ‘Умар и ‘Айша. Этот факт, в свою очередь, не вызывает никаких сомнений у богословов и хадисоведов. Так, ранее уже был приведен хадис ‘Айши, которая сказала: «Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, совершил основной обход Каабы после полуденного намаза (зухр)». Эту версию хадиса передали от нее Абу Салама и аль-Касим. Аль-Байхаки сказал: «Хадис Абу Саламы от ‘Айши является более достоверным». (Что же касается хадиса о том, что основной обход Каабы был отложен до ночи, то) аль-Бухари сказал: «Существуют сомнения относительно того, слышал ли Абу Зубайр (хадис) от ‘Айши, однако он слышал (его) от Ибн ‘Аббаса» (конец цитаты Ибн аль-Каййима).

[89] Этот хадис является достоверным. Его считала сильным целая группа богословов, в том числе и имам Ибн аль-Каййим, как я разъяснил в «Сахих Аби Дауд» (1999). Когда об этом хадисе рассказали некоторым уважаемым ученым до того, как данная книга получила распространение, они посчитали его странным, а некоторые из них даже поспешили назвать его слабым – в том числе и я в ряде своих работ – на основании того пути передачи, который приведен у Абу Дауда. И это несмотря на то, что его считал сильным Ибн аль-Каййим в «ат-Тахзиб», а хафиз (Ибн Хаджар) ничего о нем не сказал в «ат-Талхыс». Я обнаружил, что у данного хадиса есть другие пути передачи, которые позволяют тем, кто осведомлен о них, со всей уверенностью отвергнуть суждение о его слабости и возвести его до уровня достоверного сообщения. Однако поскольку эти пути передачи содержатся в источнике, который не имеет широкого хождения среди большинства (богословов) – а это «Шарх маани аль-асар» имама ат-Тахави – данный вопрос им был неизвестен, как, впрочем, и тем, кто жил до них. Поэтому-то они и поспешили назвать этот хадис странным либо слабым. К этому суждению их также подтолкнуло высказывание одного из ученых, обнаруженное ими по данному вопросу: «Я не знаю ни одного исламского правоведа, который утверждал бы это». Это высказывание является отрицанием, не относящимся к (шариатскому) знанию, поскольку ученым прекрасно известно, что незнание о чем-либо вовсе не означает, что знание об этом отсутствует. Если хадис установлен от посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и в нем содержится ясное шариатское свидетельство – как в нашем случае – становится обязательным сразу же поступать в соответствии с ним, не ставя его в зависимость от того, осведомлен ли о нем какой-либо из ученых или нет. Как сказал имам аш-Шафии: «Сообщение (хабар) принимается в тот самый момент, когда оно будет установлено, даже если имамы не поступали в соответствии с сообщением, которое они приняли. Поистине, хадис посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, подтверждается сам по себе, а не благодаря чьим-то действиям впоследствии».

Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) хочу подчеркнуть, что хадис посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, превыше того, чтобы быть засвидетельствованным тем, поступают ли в соответствии с ним исламские правоведы или нет! Поистине, хадис является самостоятельным источником (Шариата), который сам выносит суждение, а не о котором выносят суждение. Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с вышеупомянутым хадисом поступала целая группа ученых, среди которых был ‘Урва бин аз-Зубайр, являвшийся выдающимся последователем (таби’). Так есть ли после этого у кого-нибудь уважительная причина, чтобы отказаться поступать в соответствии с данным хадисом? «Воистину, в этом напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» (сура «Каф», аят 37). Более подробно этот вопрос разобран в вышеупомянутом труде.

Также следует знать, что ритуальное бросание камешков в столб является для паломников тем же, чем является праздничный намаз для остальных людей. По этой причине имам Ахмад считал желательным, чтобы жители разных населенных пунктов совершали праздничный намаз в то время, когда происходит заклание жертвенных животных в Мине. Поэтому пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, произнес проповедь (хутба) в День Жертвоприношения после ритуального бросания камешков подобно тому, как он произносил проповедь в Медине после праздничного намаза. Некоторые (люди) сочли желательным совершение праздничного намаза в Мине, руководствуясь обобщенными высказываниями либо суждениями по аналогии, что является ошибкой и беспечностью по отношению к Сунне, поскольку ни пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, ни праведные халифы вообще не совершали праздничный намаз в Мине, о чем сказано в «Фатава Ибн Таймиййа» (26/180).

[90] Прим. переводчика: способом ан-нахр совершается заклание только верблюдов. Согласно Сунне верблюд приносится в жертву стоя, при чем его передняя левая нога связана. Когда он находится в этом положении, ему перерезается сонная артерия у основания шеи. На эту тему передается ряд хадисов. В частности, сообщается, что однажды «Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, подошёл к человеку, поставившему на колени своего верблюда, чтобы принести его в жертву, и сказал (ему): “Поставь его на ноги и стреножь, (ибо такова) Сунна Мухаммада, да пребудет над мир и благословение Аллаха”». («Сахих» аль-Бухари, «Книга хаджа», глава «Заклание верблюдов со связанной ногой»; схожий хадис приведен в «Сахихе» Муслима, «Книга хаджа», глава «Заклание жертвенных верблюдов стоя со связанной ногой» и в «Сунан» Абу Дауда, «Книга обрядов (хаджа и умры)», глава «Как совершается заклание верблюдов»). Абдуррахман бин Сабит передал: «Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и его сподвижники приносили в жертву верблюдов, у которых была связана передняя левая нога, и они стояли на остальных (трех) ногах» («Сунан» Абу Дауда, «Книга обрядов (хаджа и умры)», глава «Как совершается заклание верблюдов». Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сунан Аби Дауд», 1767).

[91] Прим. переводчика: способом аз-забх совершается заклание всех остальных жертвенных животных, кроме верблюдов. В «Лисан аль-‘араб» сказано: «аз-забх – перерезание горла в том месте, где проходит сонная артерия». Более подробно на эту тему см. «Фатх аль-Бари би-шарх сахих аль-Бухари» Ибн Хаджара, комментарии ан-Навави к «Сахиху» Муслима, «‘Аун аль-ма‘буд шарх сунан Аби Дауд» Мухаммада Шамс аль-Хакка Азым Абади, «Лисан аль-‘араб» и др.

[92] Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) хочу отметить, что в этом хадисе содержится огромное облегчение для паломников и решение большинства проблем, связанных с нагромождением принесенных в жертву животных в месте заклания, что вынуждает местные власти закапывать туши в землю. Тому, кто желает более подробно ознакомиться с этим вопросом, следует обратиться к первоисточнику данной книги.

[93] Об этом передается хадис в форме «марфу» от Джабира, приведенный у Абу Дауда и других (мухаддисов). См. «аль-Ирва» (1138). Другой хадис приведен у аль-Байхаки (9/285). Также передается, что Ибн ‘Умар любил обращаться лицом к кибле при совершении жертвоприношения. Кроме того, в сборнике хадисов Абд ар-Раззака (8585) передается через достоверный иснад от Ибн ‘Умара, что ему не нравилось есть мясо жертвенного животного, которое при заклании не было обращено в сторону киблы.

[94] Аль-хафиз (Ибн Хаджар) сказал (10/16): «Чтобы человеку, совершающему жертвоприношение, было легче взять нож в правую руку и держать голову животного левой рукой». Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) хочу здесь отметить, что об укладывании животного и о возложении ступни на его бок передали аль-Бухари и Муслим.

[95] «Сахих Аби Дауд» (1767). Следующим в этом сборнике приведен схожий и подкрепляющий (шáхид) хадис, переданный от Ибн ‘Умара, который также привели аль-Бухари и Муслим.

[96] Об этом передал Малик через достоверный иснад от Ибн ‘Умара в форме «маукуф». Аль-Бухари со всей определенностью привел этот хадис в форме «та’лик». См «Мухтасар сахих аль-Бухари» под моей редакцией (№ 330).

[97] Этот хадис от Джабира привели Абу Дауд и другие (мухаддисы). У него есть подтверждающий хадис от Абу Саида аль-Худри, который передал Абу Йаля, как указано в «аль-Маджму» (4/22). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в «аль-Ирва» (1118).

[98] Об этом от ‘Айши передали Муслим и другие (мухаддисы). Его источники и цепочки передатчиков приведены в «аль-Ирва» (1118). Шейх аль-Ислам в своем труде «аль-Мансик» привел следующее дополнение: «…подобно тому, как Ты принял от Своего возлюбленного (раба) Ибрахима», - однако я не обнаружил этих слов ни в одном из трудов по Сунне, которые находятся у меня под рукой.

[99] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а Абу Дауд и другие (мухаддисы) привели соответствующий хадис через непрерывный иснад. См. «Сахих Аби Дауд» (1945, 1946).

[100] Этот хадис привел Ахмад, и его назвал достоверным Ибн Хиббан. Я считаю данный хадис сильным из-за совокупности путей его передачи. Поэтому я привел его в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2476).

[101] Об этом передали аль-Бухари и другие (мухаддисы). Этот хадис приведен в «Ирва аль-Галиль» (964). Что же касается высказывания шейх аль-Ислама (стр. 388): «Совершающий хадж ат-таммату’ должен поститься один из трех дней до того, как он войдет в состояние ихрама в день ат-тарвия», – то мне неизвестно его обоснование. Наоборот, данное высказывание явно противоречит аятам Корана и хадисам, а Аллаху это ведомо лучше.

[102] Об этом передали аль-Бухари, Муслим и другие (мухаддисы) от Ибн ‘Умара и других (сподвижников). Этот хадис приведен в «Ирва аль-Галиль» (1084).

[103] Об этом передали Муслим и другие (мухаддисы). Этот хадис приведен в «Ирва аль-Галиль» (1085) и «Сахих Аби Дауд» (1981). Выдающийся ученый ханафитского мазхаба Ибн аль-Хумам признал, что в этом вопросе ханафиты противоречат Сунне. Так что же могут сказать слепые приверженцы ханафитского мазхаба на это признание имама аль-Хумама?!

[104] Этот хадис является достоверным. Его источники и пути передачи я привел в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 605). Также я его привел в «Сахих Аби Дауд» (1984).

[105] Прим. переводчика: анмуля – самое верхнее сочленение пальца, где находится ноготь. См. «Лисан аль- ‘араб».

[106] Шейх аль-Ислам сказал: «Если мужчина укорачивает все волосы, то он состригает их размером с кончик пальца либо же больше или меньше того. Женщина не состригает больше, чем кончик пальца. Что же касается мужчины, то он может состричь столько, сколько пожелает».

[107] Об этом передали аль-Бухари и Абу Дауд от целой группы сподвижников. См. «Сахих Аби Дауд» (1952, 1954, 1955, 1956, 1957).

[108] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а Абу Дауд привел соответствующий хадис через непрерывный иснад. См. «Сахих Аби Дауд» (1945) и «Ирва аль-Галиль» (1064).

[109] Об этом передали Абу Дауд и другие (мухаддисы). См. «Сахих Аби Дауд» (1956).

[110] Об этом передали Абу Дауд и другие (мухаддисы). См. «Сахих Аби Дауд» (1957).

[111] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а Ибн Абу Шейба и другие (мухаддисы) привели соответствующий хадис через непрерывный иснад.

[112] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а ‘Абд ар-Раззак привел соответствующий хадис через непрерывный иснад.

[113] Об этом передал ‘Абд ар-Раззак (9012) через достоверный иснад.

[114] Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) хочу здесь сказать, что Аллаху лучше известно, где в этот день посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, совершил полуденный намаз. Возможно, что он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, совершил его с людьми дважды: один раз в Мекке, а второй раз в Мине, первый из этих намазов был обязательным (фарида), а второй – дополнительным (нафиля). Так, например, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, поступал во время некоторых битв.

[115] Все это установлено в хадисе Ибн Масуда, который привели аль-Бухари, Муслим и другие (мухаддисы). Что же касается того, что написано в некоторых книгах по обрядам хаджа: паломник становится лицом к кибле, бросив камешки в большой столб (джамрат аль-акаба), – то это противоречит данному достоверному хадису. В свою очередь то, что противоречит этому хадису, относится либо к категории шазз (отклоняющаяся версия хадиса – прим. переводчика), либо мункар (отвергаемая версия хадиса – прим. переводчика), как я разъяснил в «Сильсилят аль-ахадис ад-даифа» (№ 4864).

[116] См. предыдущее примечание.

[117] См. предыдущее примечание.

[118] Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Если солнце зашло, а он (т.е. паломник – прим. переводчика) все еще находится в Мине, то ему следует остаться, чтобы бросить камешки вместе с людьми в третий день».

Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) хочу здесь отметить, что этого мнения придерживается большинство ученых, в отличие от того, о чем сказал Ибн Хазм в «аль-Мухалла» (7/185). Ан-Навави использовал в качестве доказательства мнения большинства ученых то значение, которое подразумевается под словами Всевышнего: فمن تعجل في يومين فلا إثم عليه «Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха». В «аль-Маджму» (8/283) он пишет: «Днем (йаум) называется светлое время суток (нахар), а не ночное (ляйль)». Кроме того, в качестве доказательства он упомянул то, что установлено от ‘Умара и его сына ‘Абдуллаха, которые сказали: «Тот, кого вечер застанет в Мине на второй день, пусть останется (в ней) до следующего дня, пока он не уйдет вместе с людьми». А в «аль-Муватта» слова ‘Ибн Умара приведены в следующей формулировке: «…пусть не покидает (Мину) до следующего дня, пока он не уйдет вместе с людьми». Имам Мухаммад (бин аль-Хасан аш-Шайбани – прим. переводчика) в своем труде «аль-Муватта» (стр. 233), приведя это предание от Малика, пишет: «И мы этого придерживаемся. Таково мнение Абу Ханифы и основной массы людей».

[119] Об этом передали аль-Бухари, Муслим и другие (мухаддисы). Этот хадис приведен в «Ирва аль-галиль» (1079). В нем я указал, что приписывание этого хадиса Ибн ‘Аббасу, о чем сказано в первоисточнике данной книги, является ошибкой.

[120] Об этом передали авторы сборников «ас-Сунан». Целая группа (мухаддисов) назвала данный хадис достоверным. Он приведен в «Ирва аль-галиль» (1080).

[121] Этот хадис является хорошим (хасан). От Ибн ‘Аббаса его привели аль-Баззар, аль-Байхаки и другие (мухаддисы). Аль-Хафиз (Ибн Хаджар) назвал иснад данного хадиса хорошим. У него также есть подкрепляющие хадисы, которые я привел в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2477).

[122] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а целая группа (мухаддисов), которых я упомянул в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 804), привела соответствующий хадис через непрерывный иснад.

[123] Этот хадис привели ат-Табарани и ад-Дийа аль-Макдиси в «аль-Мухтара». Аль-Мунзири назвал иснад данного хадиса хорошим. Дело обстоит именно так, как сказал аль-Мунзири, потому что у этого хадиса есть и другой путь передачи, как я разъяснил в своей книге «Тахзир ас-саджид мин иттихази-ль-кубура масаджид» (''Предостережение поклоняющемуся от избирания могил в качестве мест для моления'', стр. 106-107, издание второе «аль-Мактаб аль-Исламийй»).

[124] Этот хадис привели имам Ахмад и другие (мухаддисы) со слов Джабира в форме «марфу» через достоверный иснад. Целая группа мухаддисов, которых я упомянул в «Ирва аль-галиль» (№ 1129), назвала данный хадис достоверным.

[125] Прим. переводчика: я перевожу данный хадис, опираясь на комментарий «Тухфа аль-ахвази би шарх джами ат-Тирмизи» аль-Мубаракфури.

[126] Этот хадис привели ат-Тирмизи и другие (мухаддисы). Его назвали достоверным Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и другие (знатоки хадисов). Он приведен в «аль-Мишкат» (258) и «ат-Таргиб» (2/120, 122).

[127] Об этом передали авторы сборников «ас-Сунан» и другие (мухаддисы). Его назвали достоверным ат-Тирмизи, аль-Хаким и аз-Захаби. Он приведен в «Ирва аль-галиль» (481).

[128] Об этом передали Муслим и другие (мухаддисы). Схожий хадис также передал аль-Бухари. Этот хадис приведен в «Ирва аль-галиль» (1086) и «Сахих Аби Дауд» (2002).

[129] Это установлено на основании хадиса, который передал аль-Харис бин ‘Абдуллах бин Аус. Соответствующий хадис привели Ахмад и другие (мухаддисы). Он также приведен в «Сахих Аби Дауд»)2004).

[130] Этот хадис привел Ахмад через достоверный иснад, который удовлетворяет условиям аль-Бухари и Муслима. Они оба, в свою очередь, привели сходный хадис, как разъяснено в «Ирва аль-галиль» (1086 и 1069). Тем самым у него есть подтверждающий хадис, который приводится ими обоими от ‘Айши. См. также ««Сахих Аби Дауд»)2003).

[131] Этот хадис привели аль-Бухари в «ат-Тарих аль-кябир» (2/1-173). Ат-Тирмизи, приведя этот хадис от ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, назвал его хорошим. Источники и пути передачи этого хадиса приведены в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (883).

[132] Этот хадис, переданный Джабиром, да будет доволен им Аллах, привел аль-Байхаки через хороший иснад. У него есть подтверждающий достоверный хадис в форме «мурсаль», приведенный в «Мусаннафе» (9127) ‘Абд ар-Раззака. Кроме того, Ибн Таймиййа упомянул о том, что праведные предшественники имели обыкновение увозить воду Зам-Зам с собой.

[133] См. примечание к пункту № 24 данной книги. (См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2478) – прим. переводчика).

Date: 2015-09-17; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию