Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Частушка. Частушки (другие, распространённые в народе названия – припевки, прибаски, коротушки и т
Частушки (другие, распространённые в народе названия – припевки, прибаски, коротушки и т. д.) – однострофные лирические, шуточные или сатирические песенки-куплеты. Наиболее лирические из них в народе зовут «страданиями». Характерной чертой является обособленность, неприкреплённость друг к другу текстов и напевов. На одни и те же напевы могут быть исполнены тысячи различных по содержанию и времени сочинения текстов. Для каждой местности типичны свои излюбленные напевы, нередко весьма своеобразные в интонационном отношении. Поэтому многие популярные частушечные напевы именуются по месту их происхождения («Волжские», «Саратовские», «Уральские» и т.д.). Прародителями частушек можно считать плясовые и шуточные песни, скоморошьи сказы, свадебные припевки и др. Частушка – один из наиболее оперативно откликающихся на злобу дня, на текущие события песенных жанров. Она может сочиняться прямо по ходу исполнения, столь сильно в ней развито импровизационное начало. Но это, как правило, касается только текстов. Частушка может быть изолированной строфой или куплетом, но может выглядеть и как целая серия таких строф и четверостиший. В большинстве случаев эти серии строф не имеют общей последовательной сюжетной линии. Поэтому очерёдность строф даже в подобных сериях обычно произвольна. Исполняться частушки могут сольно, соло с хором, соло с инструментальным аккомпанементом (гармошка, балалайка). Яркой импровизационностью музыкальной стороны отличаются обычно инструментальные проигрыши, разделяющие отдельные частушечные строфы. Характерна и диалогическая форма исполнения (два исполнителя ведут диалог куплетами частушек). В ряде местностей (Псковская, Московская, Воронежская области) вместо инструментального сопровождения используется хор, имитирующий (без слов, на какой-либо слог или слоги) звучание гармоники или балалайки (например, «тундари-тундари»). В народе это называют частушкой «под язык» (в том же смысле, что и под гармошку, под балалайку). Порой исполнение частушек совмещается с приплясыванием. В целом частушки отличаются яркостью, броскостью музыкальных средств, рельефностью интонаций, чётким, нередко острым ритмическим рисунком. Гармоническая схема напева выражается обычно функциональной формулой T S D T или S T D T. Большинство музыкантов-фольклористов и вообще большинство крупных музыкантов второй половины XIX века не считали жанр частушки полноценным в художественном отношении. Более того, нередко усматривали в нём признаки упадка народно-песенной музыкальной культуры. Лишь в XX веке этому жанру было уделено должное внимание и фольклористов, и композиторов (Д. Шостакович, Р. Щедрин).
Рекомендуемая литература: Попова Т. В. Основы русской народной музыки. – М.: Музыка, 1977. – 324 с.
|