Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Городская народная песня





 

До XVIII трудно обнаружить разницу в напевах городских и крестьянских народных песен. Первоначально новые качества можно было обнаружить в содержании текстов песен, бытующих в городах (бытовые подробности о жизни именно в городе). Стилевые различия напевов крестьянских и городских песен стали закрепляться в XVIII веке. Под влиянием развивающихся культурных связей с европейскими странами, гастролей, а в ряде случаев и постоянной работе в России музыкантов из Европы, благодаря распространению в России западных музыкальных инструментов, военных духовых оркестров (с эпохи Петра I), включению в состав России ряда западных территорий, в городах всё более и более утверждался европейский музыкальный стиль. Его влияние всё более и более сказывалось и в городской народной песне, которая в той или иной степени стала приобретать следующие характерные черты европейского музыкального стиля:

1. В области лада – опора на функционально-аккордовый централизованный мажор и минор, причём минор по преимуществу гармонического вида. В условиях ладовой централизации переменность устоев начинает ограничиваться параллельной переменностью – последовательной сменой устоев параллельных мажора и минора. Нередко переменность устоев подменяется отклонениями и модуляциями западного типа.

2. Поскольку в мажоре и миноре функции уже аккордовые, в многоголосии городских песен начинают усиливаться позиции аккордового гармонического склада, причём, как и на Западе, начинают преобладать аккорды главных функций –T, S, D.

3. Всё это отразилось на интонационном строении напевов городских песен. Начинают всё чаще встречаться мелодические обороты по звукам разложенных аккордов, а в самих напевах ощущается гармонический подтекст, ощущение желаемого аккордового аккомпанемента.

Нового типа стихосложение, так называемое литературное или книжное, с чётким регулярным акцентным ритмом, с периодически чередующимися ударениями, со строгой рифмой. Отсюда определённость метроритма, стабильность размеров характерно-европейского вида, квадратность структуры формы, преобладание куплетной формы.

5. В отличие от устной природы бытования крестьянских народных песен, городские народные песни могли существовать и распространяться в городской среде не только устно, но и в сборниках, сначала рукописных, а потом и печатных. Поэтому вариантное видоизменение напевов городских песен проявляется намного слабее, чем вариантное видоизменение песен крестьянских.

 

Нельзя сказать, что все эти новые особенности совершенно заменили собой более старые, исконно национальные черты РНП. В определённой степени по каждому конкретному пункту происходило взаимодействие, возникал синтез национального и европейского. С течением времени, однако европейское начало всё более усиливалось. Это обстоятельство дало повод к возникновению у части отечественных музыкантов точки зрения на городскую песню как на жанр, утративший национальную почвенность. Не признавали городскую песню, городской музыкальный фольклор композиторы-кучкисты (представители Могучей кучки), критиковавшие Чайковского за приверженность в области интонационного языка к городской песенно-романсовой и танцевальной музыке.

Так или иначе, но с XVIII века в русской музыкальной культуре стали существовать параллельно два любимых народом стилевых направления народной песни – крестьянская (старо-классическая) народная песня и городская народная песня.

Среди жанровых разновидностей городской народной песни можно перечислить все жанровые группы песен крестьянских (хороводные, свадебные, лирические, в том числе протяжные, плясовые, колыбельные, исторические и т.д.), сохранившие признаки, соответствующие их бытовому предназначению. Свадебные остались свадебными, колыбельные – колыбельными и т.д. Тем более что наряду с вхождением в обиход вновь сочиненных песен, огромное число городских песен это преобразованные в городской манере старинные крестьянские песни. Разумеется, некоторые, вышедшие из употребления жанры (например, ряд древних обрядовых песен вместе с забытыми уже обрядами) в городском быту уже не возобновлялись, не использовались. Зато возникали новые направления, новые созвучные эпохе жанры, новые песни. Так было и в прежние времена.

Самым ранним, самым первым жанром нового бытового городского музыкально-поэтического искусства явился кант. Он был первым в плане принципиальной и даже несколько нарочитой переориентации всего комплекса музыкально-выразительных и поэтико-текстовых средств на европейский манер. Канты сразу и в массовом порядке стали сочиняться по новой, если можно так выразиться, технологии. Именно благодаря влиянию кантов, взаимодействуя с ними в городской среде, традиционные песенные жанры стали с повышенной активностью впитывать в себя характерные европейские качества. От канта ведут свою родословную разнообразные жанры российской городской музыкальной культуры, в том числе вокальные серенады, студенческие и революционные песни. Практически вся профессиональная русская музыка конца XVIII века развилась из канта (жанры романса, хоровой оды, оперные хоры). В свою очередь интонационно-стилевые истоки кантов можно усмотреть в русских духовных и мирских духовных псалмах, в церковной русской музыке «нового стиля» (партесное пение), в крестьянской народной песне.

Жанр канта возник во второй половине XVII века, активно насаждался в петровскую эпоху. Содержание кантов отражало все стороны городского быта. Отсюда разнообразие разновидностей канта, соответствующее разнообразию образного содержания (лирические, шуточные, дидактические, панегирические («виватные»), духовные, мореходные и т. д.).

Канты – это 2-х – 5-голосные, но чаще всего - 3-х-голосные ансамблево-хоровые песни с фактурой гомофонно-гармонического типа. Два верхних голоса идут параллельным движением в терцию или сексту. Нижний голос мелодически самостоятелен, опирается на основные функции. Ритмически все голоса однородны (моноритмия всех голосов). Ритм напева совпадает с ритмом стиха, что не исключает применение внутрислоговых распевов. Ощущение аккорда, гармонии отличает кант от всех жанров крестьянской песенности. Академик Асафьев отмечал, что финальный хор Глинки «Славься» из оперы «Иван Сусанин» по всем признакам – типичный кант.

И так, первый, родоначальный жанр городской народной песни был ансамблево-хоровым. Несколько позднее, к концу XVIII века возникает традиция сольного пения с простым аккордовым аккомпанементом, т. е. традиция сольной городской песни. Далее хоровая и сольная городская народная песня идут рука об руку.

 








Date: 2015-09-17; view: 886; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию