Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и быт России во второй половине XVIII в





Особенности российской культуры. Петр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни. Во вре­мена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и превращалась в просвещенное европейское государство.

Идеи европейских просветителей, государственная практика просвещенных монархов стали достоянием не только императорского двора и просвещенной элиты Рос­сии. Они проникали в широкие круги населения — дво­рянство, растущий средний класс и даже крестьянство. И если предшествовавшие крупные повороты в истории европейской цивилизации — эпохи Возрождения и Рефор­мации — прошли во многом мимо России, то эпоха Про­свещения стала для нее собственной эпохой. Изменилось отношение к человеку, его месту в системе общества и при­роды, к целям и задачам общества.

Но в России царил феодализм, абсолютизм достиг своего расцвета, крепостничество, сословные привилегии и огра­ничения составляли незыблемую основу человеческих от­ношений. Это приводило к острым противоречиям между еще мощным в России старым миром и новыми явлениями в культуре. И все же новое упорно пробивало себе дорогу.

Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений рус­ской культуры XVII в. и новых культурных веяний.

Христианское мировоззрение оставалось основным для русского человека. И Петр I, и Екатерипа II были глубоко верующими людьми, но проявляли совершеннейшее рав­нодушие к церковным обрядам, традициям, правилам. Освобожденная от этого постоянного церковного влияния и давления российская культура во всех своих проявлени­ях становилась все более светской.

Культура содействовала формированию российского опщества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.

Членами этого общества и этой нации были и императрица, и вельможи, и провинциальные дворяне, и городскиежители, и казачество, и крестьянство, в том числе крепостная интеллигенция (актеры, музыканты, живо­ писцы). Конечно, между высшими слоями общества и его низами лежала непреодолимая пропасть, но культура не­заметно перекидывала через эту пропасть мостки. Лишь к |н>ностное крестьянство оказалось отверженным в этом новом наступающем мире.

Появление новых культурных ценностей приобретало н условиях многонациональной России интернациональный характер. Новые культурные ценности и просветительские идеи накладывались на культурные традиции и достижения ш-ех народов России и делали их сопричастными к судьбам истей страны. Они начинали ощущать себя россиянами, жителями колоссальной и многонациональной державы.

Носителем новых научных и культурных традиций явля­лось в первую очередь дворянство. Но это не означало, что русская культура была чисто дворянской. Дворянство созда­вало и пестовало в России общечеловеческую культуру.

Создателями российской науки и культуры XVIII в. ста­ли также выходцы из-за границы. В течение всего столетия иностранцы оказывали сильнейшее влияние на становление 1>оссийской цивилизации. Они участвовали в создании си­стемы образования, стояли у истоков организации Академии наук, внесли огромный вклад в развитие русской архитекту­ры, скульптуры, живописи, театра, музыки. В большинстве своем это были талантливые и увлеченные своим делом люди, которые принесли немало пользы России, передавая русским людям свой опыт, свое мастерство. Но постепенно набирали силу и влияние отечественные таланты.

 

Образование и просвещение народа. Образование и про­свещение народа к концу XVIII в. достигло значительных успехов.

Образование в основном было сословным. Это означало, что каждое сословие имело свою, закрытую от других, систему образования. И чем выше и привилегированней было сословие, тем выше являлся уровень образования.

В 1730-е гг. открылся Сухопутный шляхетский кор­пус, а в 1750-е — Морской шляхетский корпус. Таким об­разом, армия и флот пополнялись высококвалифициро­ванными кадрами, и одновременно дворянским детям предоставлялась возможность сразу после обучения на­чать службу в чине офицера, а не тянуть, как при Петре I, солдатскую лямку. Это была привилегия дворянства.

Другими закрытыми учебными заведениями стали Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса.

Появилось немало частных дворянских пансионов в Москве, Петербурге, других городах. Дворянские дети в таких пансионах и жили, и учились. Одновременно в мо­ду вошло обучение в домашних условиях.

Однако обучение в пансионах и на дому нуждалось в по­вышении профессионального и общегуманитарного уровня. Это могли дать лишь высшие учебные заведения граждан­ского типа. В связи с отсутствием в России высших учебных заведений современного уровня вполне естественным шагом властей стало открытие в России сразу двух университетов.

Один, при Петербургской Академии наук, готовил кад­ры отечественных ученых. Эта цель ограничивала приток в университет тех, кто хотел получить университетское, т.е. универсальное, общее образование. К тому же поступ­лению в университет предшествовало обучение в академи­ческой гимназии.

С открытием в 1755 г. Московского университета по­ложение значительно переменилось. Поначалу здесь было три факультета — философский, юридический и медицин­ский. На философском факультете изучали математику, механику, физику, географию, филологию. На медицин­ском факультете значительное место отводилось изуче­нию химии и биологии.

Московский университет стал первым, и единствен­ным, в Европе XVIII в. университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богослов­ские науки. Новое учебное заведение России покоилось целиком на светских принципах обучения.

Московский университет недаром носит имя великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711 — 1765). Он был инициатором его создания, разработал проект университе­та, настоял на том, чтобы преподавание в нем велось на

русском языке, что в пору всеобщего употребления в обу­чении латыни являлось также необычным. М. В. Ломоно­сом ловился превращения университета в публичное, т. е. недоступное, учебное заведение.

Не случайно в стенах университета в XVIII в. училось выходцев из семей разночинцев. Из них же формиро­вался преподавательский состав. Уставом университета запрещались телесные наказания студентов. Университет ныл автономной самоуправляемой организацией и не за­висел от местных властей. Подчинялся он Сенату.

При университете существовала гимназия. Одна ее сеть предназначалась для детей дворян, другая — для детейразночинцев. Огромную роль в создании университета И.И. Шувалов сыграл фаворит Елизаветы Петровны — И. И. Шувалов (1727—1797). Именно при его активной поддержке М. В. Ломоносов осуществил свои замыслы.

Наряду с учебными заведениями для дворянства в стра­не расширялась сеть духовных учебных заведений.

Постепенно развивалась сеть общеобразовательных школ. В 1780-е гг. впервые в истории страны была введе­на система народного образования. В Петербургской гу­бернии, а позднее еще в 25 губерниях страны открылись

двухклассные и четырехклассные народные училища. В первых детей учили чтению, письму, чистописанию, рисованию, Закону Божьему. Во вторых прибавлялось обучение грамматике, арифметике, геометрии, механи­ке, физике, географии, истории, естествознанию и архи­тектуре.

Систему образования Екатерина II стремилась поста­вить на европейский уровень. Ей хотелось, чтобы в стране появились люди широко мыслящие, гуманные, просве­щенные. И не только среди дворян, но и среди других со­словий. Для этой цели предполагалось создать закрытые учебные заведения — отдельно для дворян, купечества, прочих обывателей. Обучение там мыслилось проводить на основе принципов просвещения — путем убеждения, без наказаний и принуждения.

Закрытые учебные заведения появились прежде всего в Петербурге. В 1767 г. был открыт Институт благород­ных девиц (Смольный институт). Отдельными группами в нем обучались девочки из мещанского сословия.

Наука. В центре российской науки оставалась Акаде­мия наук с ее тремя отделениями — философским, физическим и историческим. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за гра­ницы ученые. После воцарения Елизаветы Петров­ны и окончания немецкого засилья во многих сферах общественной жизни страны положение в Академии стало меняться. Двинулись вперед научные исследо­вания, появились среди ученых свои, русские кад­ры. В 1740—1750-е гг. ведущая роль в Академии принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Для русской науки Ломоносов стал целой эпохой. Кажется, не было отрасли знаний, в которую он бы ни проник и где ни оставил бы свой замечательный след. Он создал первую в истории России химическую лабораторию. Именно в ходе серии химических опытов он пришел к открытию закона сохранения материи
и движения. Ему принадлежит разработка атомно-молекулярной теории строения вещества. Объяснил он и явление нагрева тел: не мифический теплород, как считалось прежде, а движение частиц тела вызывает этот процесс. Астрономы называют Ломоносова отцом своей науки. Именно ему принадлежит честь открытия атмосферы на планете Венера. Немало сделал Ломоносов в области геологии, минералогии,
горного дела, географии. Он обосновал великую значимость для России Северного морского пути, по которому и по сей день идут корабли в северо-восточные порты страны.

М. В. Ломоносов никогда не был кабинетным ученым. Он достигал поразительных результатов во многих прикладных науках, совершил ряд открытий, имевших практическое значение. Так, ему принадлежит идея громоотводов, оберега­ющих людей от атмосферного электричества, от молнии. Он стал основоположником отечественной научной метеороло­гии. Много трудился он в производственной сфере — в обла­сти разработок новых сортов фарфора, стекла, красок, созда­ния мозаики, из которой выполнял великолепные картины.

М. В. Ломоносов был гением не только в области естест­венных наук, но и выдающимся гуманитарием. Он внес большой вклад в формирование русского литературного языка и стал автором •Русской грамматики*. Его поэти­ческие сочинения, в частности оды в честь Елизаветы

11стровны, побед русского оружия, явились образцом для Г многих литераторов XVIII в. Наконец, М.В.Ломоносов проявил себя как яркий историк. Его «Древняя россий­ская история* представляет собой сочинение, наполнен­ноегордостью за историю славянского мира.

Во второй половине XVIII в. шагнула вперед и техниче­ская мысль. Теплотехник И. И. Ползунов (1728—1766) разработал проект универсального парового двигателя. Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735—1818) изобрел

множество различных механизмов, среди них — удиви- И. П. Кулибин тельные часы. Он предложил проект одноарочного моста через Неву длиной почти 300 м.

Важной частью научной деятельности стали исследова­тельские экспедиции. Если XVII в. был веком великих русских открытий на востоке, то XVIII в. стал временем их исследования и освоения. Интересовало все — пути со­общения, климат, недра, морские течения, географиче­ские очертания Евразийского материка, его население.

С 1733 по 1741 г. при поддержке Сената, Адмиралтей­ства, Академии наук состоялась Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова9 в ходе которой был обнаружен пролив, отделяющий Америку от Азии, и назван именем первооткрывателя — Берингов пролив. Экспедиция открыла для мира Северо-Западную Амери­ку. Члены экспедиции исследовали и описали берега Камчатки, Курильские и Алеутские острова, Северную Японию.

Направлялись экспедиции и в Южную Сибирь, Нижнее Поволжье, в Приуралье и на Урал, в Башкирию, на Север­ный Кавказ, в Крым, к озеру Байкал.

Специальная исследовательская экспедиция отплыла на Аляску. Материалы этих экспедиций широко публико­вались в России и за рубежом.

Литература и искусство. Литература второй половины XVIII в. становится все более светской, выходит из-под влияния Церкви. Формируется русский литературный язык, освобожденный от старой церковной речи. Церковно-славянский язык остался лишь в религиозных текстах и в богослужении. Большое влияние на реформу языка оказали сначала М.В. Ломоносов, а позднее пи­сатель и историк Н.М.Карамзин (1766—1826), чей

Петру I. Он создает прозаические и поэтические произведения, осуществляет переводы древ­ней и современной европейской классики на русский язык. В ряду произведений классицизма стоят оды М. В. Ломоно­сова и В. К. Тредиаковского (1706—1768), а также трагедии и комедии А.П.Сумарокова (1717—1777), отца русской драмы, по признанию современников.

Русская литература развивалась быстро. И не успел расцвести классицизм, как на смену ему пришел новый стиль — сентиментализм, с его интересом к внутреннему миру, переживаниям не выдающегося героя, а простых го­рожан, крестьян. Ярким представителем этого направле­ния стал Н. М. Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза о любовных переживаниях скромной девушки, закончив­шихся трагедией, зачитывалась вся грамотная Россия.

XVIII в. еще не кончается, а в русскую литературу вла­стно вторгаются начала реализма, под знаком которого существовала литература всего XIX в.

Реалистические мотивы чувствуются в поэтических произведениях Г.Р.Державина (1743—1816), в пьесах Д. И. Фонвизина (1745—1792). Его комедия «Недоросль* выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств, никакого прогресса и прочно дер­жалась за крепостничество и свои привилегии.

Неотъемлемой частью российской культуры являлось народное творчество. В фольклоре второй половины XVIII в. отражались события и народные герои тех лет — Емельян Пугачев и Салават Юлаев, герои прошлых слав­ных событий, например Богдап Хмельницкий и Максим Кривонос. Знаменитый «Плач холопов*, созданный в на­родной среде, повествовал о ненависти простых людей к крепостному праву.

Многие замечательные архитектурные памятники, подлинное украшение российских городов, были созданы иXVIII в. Чего стоят Петербург, Царское Село, Павловск, Петергоф, ставшие гордостью России и мировыми архи­тектурными шедеврами!

 

С именем В.В.Растрелли (1700—1771), итальянского скульптора, работавшего в России, связано появление у нас к стране стиля барокко. В этом стиле он создал знаменитый Зимний дворец, не менее известный Екатерининский дво­рец в Царском Селе, комплекс зданий Смольного монасты­ря, Строгановский дворец и другие здания Петербурга.

Следом за барокко в архитектуру России пришел класси­цизм с его строгими пропорциями, стройными колоннадами, монументальностью, гармоничностью. Ярким выразителем этого стиля стал придворный архитектор Екатерины II, шотландец Ч. Камерон (1730-е — 1812). Он автор ансамбля дворца и парковых сооружений в Павловске под Петербур­гом, галереи в Царском Селе, других сооружений.

Оставил заметный след в столичной архитектуре знаме­нитый итальянский архитектор Дж. Кваренги (1744—

1817). Это он создал Эрмитаж, Смольный институт, здание Биржи, великолепные дворцы в Петергофе (Боль­шой дворец) н в Царском Селе (Александровский дворец).
Все, кто бывал в Москве, видели напротив Кремля на взгорке возвышающийся монументальный и воздушный дом Пашкова (нынешняя Государственная библиотека). Это творение замечательного русского архитектора В. И. Баженова (1738—1799). Ему принадлежат проекты Большого Кремлевского дворца в Москве и Михайловского замка в Петербурге, императорского дворца в селе Цари

цыне под Москвой, другие постройки. В.И. Баженов был избран профессором Римской академии и действительным членом Болонской и Флорентийской академий.

Богатое архитектурное наследие оставил М. Ф. Казаков (1738—1812). Его главные работы — это здание Москов­ского университета на Моховой, здание Голицынской больницы в Москве (ныне 1-я Градская больница), дом Бла­городного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома со­юзов), иные сооружения в Москве, Твери и других городах.

Гордостью русской архитектуры XVIII в. стало творчество И. Е. Старова (1745—1808). Его лучшие тво­рения — Таврический дворец Г. А. Потемкина и Троиц­кий собор Александре Невской лавры в Петербурге.

В последние десятилетия века в России развернулось мощное усадебное строительство. Продолжало разви­ваться и деревянное зодчество. Ярким образцом его стал Шереметевский дворец в Останкине, построенный рус­скими мастерами П. И. Аргуновым, Г. Е. Дикушиным и А. Ф. Мироновым.

Переживала расцвет и русская живопись. Этот расцвет выражался во все большем переходе от условностей иконописи к реалистическим полотнам. В XVIII в. полу­чила развитие портретная живопись. Солдатский сын А. П. Антропов, крепостные художники И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов, выходцы с Украины Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали блестящую галерею портретоврусских монархов, вельмож, государственных дея­телей, полководцев.

 


Появилась историческая живопись библейские и древнерусские темы, а также жанровая живопись. Явле­нием времени здесь стала крестьянская тема. Художник И. А. Еремеев в своих полотнах показал жизнь простого на­рода, крестьян. Бытовые картины на крестьянскую тему создал крепостной художник М. Шибанов.

Частью общего развития русского искусства стали скульптура и музыка. Именно во второй половине XVIII в. в России осуществляется переход от прикладной, орнаментальной скульптуры к монументальной и порт­ретной скульптуре. Примером первой является знамени­тый Медный всадник — памятник Петру I, сооруженный по указанию Екатерины II французским скульптором Э. М.Фальконе (1716—1791) в 1775 г., а также памят­ник Минину и Пожарскому в Москве, автором которого стал скульптор И. П. Мартос (1754—1835).

Другое направление в скульптуре продемонстрировал Ф. И. Шубин (1740—1805). Он происходил из поморских крестьян, был другом М. В. Ломоносова. Его резцу принадлежат бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, Румянцева, Суворова, Потемкина.

В ряду замечательных деятелей культуры второй поло­вины XVIII в. стоит и удивительная фигура основателя русского театра Ф.Г.Волкова (1729—1763). Сын яро­славского купца, он стал первым русским актером и зачи­нателем русского национального театра. Поначалу он


работал в Ярославле, затем переехал в Петербург и осно­вал здесь первый профессиональный театр.

В музыкальном искусстве пока еще господствовали за­езжие оперные, балетные труппы, но уже пришло время утверждения и самобытных российских талантов. Свою музыку для народных инструментов писал композитор И. Е. Хандошкин (1747—1804), чьи произведения испол­няются и до сих пор. Создателем изумительных церков­ных хоралов стал Д. С. Бортнянский (1751—1825).

Российский быт. Наиболее разительные изменения в жиз­ни населения произошли в Петербурге, Москве и некото­рых других крупных городах страны. Петербурге, на Дворцовой набережной, Невском проспекте, вдоль каналов и речек, впадавших в Неву, вельможи строили для себя роскошные дворцы. Берега Невы оделись гранитными набережными. Сделано это было по указанию Екатерины И. Ей же принадлежала мысль сооружения знаменитой решетки Летнего сада.

 

Дворцы были богаты и изысканны. Аристократы стара­лись сделать их похожими на императорские. Здесь были большие залы, обставленные европейской мебелью гости­ные, удобные комнаты. Изразцовые печи зимой излучали по всему помещению ровное, сухое тепло. Свечи в люстрах и канделябрах прекрасно освещали комнаты, коридоры и переходы.

В этих дворцах гремели балы, устраивались великосвет­ские приемы. Чего стоил знаменитый бал, который дал Г. А. Потемкин в своем Таврическом дворце в честь импера­трицы! Три тысячи гостей, выступление хора, балета, панто­мимы, прием в зале, превращенном в сад с фонтаном и ку­щей цветущих деревьев, с пением живых соловьев и храмом со статуей Екатерины. Ужин до 2 часов ночи, танцы до утра. 140 тыс. лампад и 20 тыс. свечей освещали это действо.

К концу XVIII в. в Петербурге стало модным содержать аристократические салоны. Здесь слышалась француз­ская речь, кипели споры о политике, литературе, искусстве. В таких салонах начинали блистать российские литературные знаменитости.

Мимо роскошных особняков по Невскому проспекту проезжали щегольские экипажи, прогуливались гвардей­ские офицеры и нарядно одетые обыватели.

 

Менялась и Москва. Хотя здесь не было такого богатстваи блеска, как в Петербурге, но московская знать не хоотставать от запросов времени. Выравнивались ули­ки. прекратилась хаотичная застройка города, хотя за ится.

 

Богатые дворяне и купцы строили, как правило, двух, трехэтажные дома усадебного типа. Такой дом был отдельно от улицы садом, газонами, дорожками. Он стоял в глубинепространства, отгороженный от улицы чугунной или железной решеткой, на улицу выходили лишь крылья флигеля. Таких усадебных домов XVIII в. до сих пор н Москве сохранилось немало.

Рядом с ними стояли дома других богатых людей — ка­менные, изящные здания с колоннами. Там размещалось до 7—8 комнат — гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, столовая, зал для танцев. Здесь тоже стояли во­шедшие тогда в моду мебельные гарнитуры, софы и дива­ны. Ушли в прошлое лавки и грубо сколоченные столы. Появились стулья, кресла, изящные столы на изогнутых ножках, полки для книг. Стены были обклеены обоями.

По вечерам многие российские города освещались фо­нарями, в которых горело конопляное масло. По центру городов прокладывались, как в Петер­бурге, брусчатые, а чаще — деревянные мостовые.

Появились городские больницы. Ме­дицинский персонал готовили в госпи­тальных школах и медико-хирургических училищах. К концу века была создана единая система медицинских учреждений для населения. В каждом губернском городе должен был состо­ять на службе один доктор, а в уездных городах — один лекарь. Открылись аптеки. Конечно, это было ничтожно и

мало для обширной и многомиллионной страны. Строились больницы и на частные средства. Через какое-то время богатые люди передавали их городу.

Малые российские города больше походили на боль­шие села. Кроме двух-трех каменных зданий, остальные дома были деревянными. Немощеные улицы, поросшие травой, лужи после дождей, грязь осенью и весной стано­вились неотъемлемой частью таких городов.

На окраинах располагались рабочие бараки, где жили пришлые работные люди местных мануфактур, разный мастеровой народ. Это были тесные, грязные, душные по­мещения с нарами вместо кроватей. В таком бараке в об­щем помещении порой жило несколько десятков человек. Здесь же обитали и семьи. Лишь позднее внутренние по­мещения бараков стали разделять перегородками.

Города и городская жизнь с ее новшествами, конечно, имели огромное значение для общего цивилизационного развития страны. Здесь, как нигде, приживались по­следние европейские достижения в архитектуре, образо­вании, просвещении, образе жизни, одежде, питании,

отдыхе, развлечениях. Соединенные со старорусскими традициями, обычаями и привычками, они определяли основные направления быта российского населения XVIII в.

Но это вовсе не означало, что новшества захватывали всю страну. Наоборот, они лишь подчеркивали общую за­стойность, традиционность, бедность российской жизни.

Вне городской цивилизации оставалась огромная об­ласть российской жизни — село, деревня, сельское насе­ление. Здесь, как и в городах, ощущались большие пере­пады в условиях жизни, особенностях быта. С одной стороны, частью сельского населения являлось дворянст­во. После указа о вольности дворянской и Жалованной грамоты дворянству, освобождавших дворян от обяза­тельной государственной и военной службы, значитель­ная часть дворян поселилась в своих поместьях, занялась хозяйством, стала устраивать свою сельскую жизнь.

Конечно же, между представителями сельского дворян­ства существовали большие различия. Одно дело — богатые помещики, владельцы десятков тысяч крепостных душ. Эти богачи имели роскошные поместья с великолепными \< лдебными домами, построенными по проектам знаменитыхархитекторов. Другое дело — мелкопоместные лнпряне, обладавшие полутора десятками крепостных.

И все же основную часть дворянства составляли средней руки помещики, владельцы сельской усадьбы. Такие чноряне не были отделены от крестьянской жизни непре­одолимой стеной. Они постоянно общались с крестьянами, вих усадьбах жили дворовые люди, прислуга из тех крестьян. Господа и слуги годами находились бок о бок, соприкасались с истоками одной и той же народной культуры, традициями, обычаями, поверьями, лечились уодних и тех же знахарей, пили одинаковые настои и па­рились в бане одинаковыми березовыми вениками. К тому же значительная часть дворянства, вроде фонвизинов-ской госпожи Простаковой, была неграмотной или малограмотной. Сельские усадьбы таких дворян состав­ляли неотъемлемую принадлежность российской сель­ской жизни.

Последние новшества быта обходили стороной кресть­янскую жизнь. Лишь небольшая часть крестьян выбива­лась в люди. Они строили в селах хорошие, чистые, с печами-голландками избы, пользовались новыми предметами быта (посудой и мебелью), покупали доброт­ную одежду и обувь, разнообразили еду.

Однако миллионы крестьян — и свободных, и крепостных — жили по старинке. Они подчинялись законам стародавней сельской общины. С утра до вечера работали либо на господской земле, либо на своих десятинах, ухо­дили с котомками в отход на заработки. Их избы, как и в старину, топились по-черному, окна закрывались слюдяными оконцами, а в холодное время суток просто задвигались досками. Лишь во второй половине века в крестьянских домах Центральной России появились деревянные полы и потолки, печи начали топить побелому: дым выходил наружу через дымовую трубу. Но вдоль стен по-прежнему стояли лавки. Семья собира­лась вокруг общего стола и деревянными ложками хлебала пищу из общей миски. В красном углу висела икона. Спали в таком доме на лавках или на полатях. Зимой в избу помещали молодняк скота, и тогда здесь станови­лось совсем тесно.

30. правление павла 1,его внутренняя и внешняя политика

Date: 2015-09-05; view: 538; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию