Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КонструированиеКонструктивная деятельность дошкольника является сложным процессом, который успешно формируется и совершенствуется в данном возрастном периоде. Обучение конструированию способствует умственному развитию ребенка, улучшает его способность к точному разложению целого на отдельные элементы, формирует глазомер и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти. В ряде исследований по конструктивной деятельности детей дошкольного возраста выделены такие формы, как конструирование по образцу, конструирование по заданной теме и свободное конструирование. При конструировании по образцу детям показывают постройку и указывают на способы ее воспроизведения. Конструирование по заданной теме заключается в том, что ребенку обрисовывается лишь общая тема, обычно усвоенная им раньше, например: постройка мостов, домов и т. д. При свободном конструировании каждый ребенок сам решает, что он будет строить. Здесь открываются возможности для развертывания фантазий детей, воплощения их творческих замыслов в действительность. Кроме общепринятых методов в дошкольной педагогике получил широкое распространение особый вариант — конструирование по моделям. Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного развития ребенка. Модель выступает для ребенка в качестве образца, структуру которого ребенок не видит (модель оклеена плотной бумагой или картоном), и он должен подобрать детали и расположить их соответственно конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка не только мысленного обследования образцовмоделей, но и четкого обследования с включением как зрительного, так и осязательного восприятия. Опыт нашей работы показал, что конструирование по нерасчлененным образцаммоделям является более эффективным и целесообразным, чем простое копирование образцов (Мамайчук, 1978). Обучение дошкольников с ДЦП следует начинать с конструирования по наглядным образцам и только после этого (первого) этапа занятий рекомендуется переходить к конструированию по моделям. Программное содержание занятий I этапа § Знакомство ребенка со строительным материалом. § Обучение детей простым конструктивным действиям из деталей одинаковой величины и формы. § Обучение планомерному обследованию образцов и деталей построек. § Обучение словесному обозначению пространственных отношений предметов: рядом, на, над, под, около и т. д. Строительный материал: пластмассовые и деревянные блоки и кубики одинаковой величины, но разного цвета и фактуры. Руководство: педагог строит образец и сопровождает свои действия словами, указывая на расположение деталей, их цвет, а затем предлагает ребенку воспроизвести такую же постройку. Задания § Конструирование «башен» из трехпяти кубиков разного цвета. § Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета. § Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков (вертикальное расположение деталей). § Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из одинаковых по величине блоков (расположение деталей в вертикальном и горизонтальном направлениях с учетом общей конфигурации постройки). Методические требования к занятиям I этапа § Количество занятий необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его подготовленности. § Обязательно перед началом конструирования давать словесное описание каждого образца с указанием на его существенные детали. § В конце занятий рекомендуется каждую постройку обыгрывать. (Например, катание машины по построенной дорожке, прогулки куклы около башни и т. д.) § Продолжительность каждого занятия зависит от интереса детей и их работоспособности. После того как дети успешно овладели конструктивными действиями, научились приемам конструирования с опорой на восприятие наглядных образцов, рекомендуется перейти к основному этапу обучения: конструирование с неразобранных образцовмоделей или модельное конструирование. Программное содержание занятий II этапа § Обучение детей планомерному обследованию образцовмоделей, выделение их существенных компонентов. § Обучение детей эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий с деталями в виде прикладывания к образцам, приставления, примеривания. § Обучение детей пользованию пространственными и метрическими признаками предметов (форма и величина) в процессе конструирования. § Обогащение словарного запаса ребенка специальной пространственной терминологией: квадрат, прямоугольник, ромб и т. д. Строительный материал: предварительно сконструированнные постройки нужно заклеить белой плотной бумагой так, что бы ребенок не видел, из каких деталей состоит модель. В строительном наборе необходимо иметь кубики разной величины, блоки разной формы и величины, части геометрических фигур, вырезанные из картона или пенопласта. Задания § Конструирование объемных построек с образцовмоделей из деталей одинаковой величины и формы: «башни», «дорожки», «колодец» и др. § Конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины. § Конструирование плоскостных моделей из деталей одинако t вой величины и формы: круг, квадрат, ромб, разделенные на несколько одинаковых частей. § Конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины: геометрические фигуры, разделенные на разнообразные части. Методические требования к занятиям II этапа. § На данном этапе занятий дети могут широко использовать различные способы конструирования: накладывание деталей на образцы или приставление к ним с целью сличения. § В процессе занятий взрослый может подсказать или показать ребенку способ работы; § Обязательно в конце каждого занятия производить обыгры; § Занятия желательно проводить ежедневно в указанной последовательности. § Программа II этапа рассчитана на длительный срок, зависящий от индивидуальных возможностей ребенка. После того как дети научились мысленно анализировать образцымодели, овладели эффективными способами конструирования, научились использовать пространственные и метрические признаки предметов в процессе воспроизведения, можно приступить к обучению детей конструированию с образцоврисунков. На III этапе обучения конструированию значительно усложняется перцептивная задача, стоящая перед ребенком. Сложность конструирования с образцарисунка состоит в том, что исключаются предметнопрактические действия детей с деталями и ориентировочноисследовательская деятельность ребенка в процессе обследования образцов превращается в идеальное действие, действие в уме. Программное содержание занятий III этапа § Учить детей правильно рассматривать образцырисунки, выделять в них существенные элементы постройки. § Учить детей правильно называть пространственные отношения: «наверху», «внизу», «слева», «справа» и т. д. § Учить детей правильно воспроизводить в постройках пропорциональные взаимоотношения деталей. Строительный материал: блоки и кубики одинакового размера. Набор рисунков, где постройки нарисованы в нерасчлененном объемном изображении. Методические требования к занятиям III этапа § Приступать к занятиям можно только после того, как дети успешно овладели приемами конструирования с образцов предметов и научились мысленно анализировать образцымодели. § Обязательно, как и на предыдущих этапах, совместно с ребенком проводить предварительный анализ образцов, называть существенные компоненты построек. § Если ребенок неправильно выполнил задание, обязательно совместно с ним проанализировать ошибки. § Количество и продолжительность занятий III этапа зависит от возраста ребенка, его обучаемости и индивидуальных особенностей. Итак, на первых трех этапах коррекционных занятий дети должны овладеть приемами обследования образцовмоделей и рисунков, научиться подбирать детали с учетом пространственных и цветовых характеристик. На IV этапе занятий ребенку можно предложить свободное конструирование, где ему предстоит самостоятельно использовать усвоенные им приемы обследования и конструирования. Программное содержание занятий IV этапа § Учить детей использовать усвоенные способы конструирования. § Формирование умения представлять и воспроизводить объекты в различных пространственных расположениях. Строительный материал: разнообразные строительные наборы, широко используемые в дошкольных учреждениях. Руководство: педагог предлагает ребенку сделать предмет, который можно было бы использовать в определенных условиях.Ребенок не имеет перед собой образца, ему даются только условия, где предмет должен быть использован. Задания § Конструирование «кроватей» для большой и маленькой кукол. § Конструирование «домов» для кукол разной величины. § Постройка улицы города. § Конструирование по замыслу (построй, что тебе хочется). Методические требования к занятиям IV этапа § Перед началом конструирования следует обговорить с ребенком, с какой целью и что он хочет построить, отобрать совместно с ним необходимый строительный материал. § Напомнить ребенку способы конструирования. § В процессе занятий закреплять названия формы, цвета деталей, с которыми работает ребенок, называть их пространственное расположение. § В отличие от предыдущих этапов, занятия IV этапа рекомендуется проводить не индивидуально, а в небольших группах (23 человека). Занятия с детьми по конструктивному моделированию предполагают решение следующих четырех задач. § Обучение детей самостоятельным способам обследования образцов. § Обучение самостоятельным способам решения конструктивных задач. § Обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции. § Обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.
|