Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструирование





Конструктивная деятельность дошкольника является сложным процессом, который успешно формируется и совершенствуется в данном возрастном периоде. Обучение конструированию способствует умственному развитию ребенка, улучшает его способность к точному разложению целого на отдельные элементы, формирует глазомер и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти.

В ряде исследований по конструктивной деятельности детей дошкольного возраста выделены такие формы, как конструирование по образцу, конструирование по заданной теме и свободное конструирование.

При конструировании по образцу детям показывают постройку и указывают на способы ее воспроизведения.

Конструирование по заданной теме заключается в том, что ребенку обрисовывается лишь общая тема, обычно усвоенная им раньше, например: постройка мостов, домов и т. д. При свободном конструировании каждый ребенок сам решает, что он будет строить. Здесь открываются возможности для развертывания фантазий детей, воплощения их творческих замыслов в действительность.

Кроме общепринятых методов в дошкольной педагогике получил широкое распространение особый вариант — конструирование по моделям. Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного развития ребенка. Модель выступает для ребенка в качестве образца, структуру которого ребенок не видит (модель оклеена плотной бумагой или картоном), и он должен подобрать детали и расположить их соответственно конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка не только мысленного обследования образцовмоделей, но и четкого обследования с включением как зрительного, так и осязательного восприятия.

Опыт нашей работы показал, что конструирование по нерасчлененным образцаммоделям является более эффективным и целесообразным, чем простое копирование образцов (Мамайчук, 1978).

Обучение дошкольников с ДЦП следует начинать с конструирования по наглядным образцам и только после этого (первого) этапа занятий рекомендуется переходить к конструированию по моделям.

Программное содержание занятий I этапа

§ Знакомство ребенка со строительным материалом.

§ Обучение детей простым конструктивным действиям из деталей одинаковой величины и формы.

§ Обучение планомерному обследованию образцов и деталей построек.

§ Обучение словесному обозначению пространственных отношений предметов: рядом, на, над, под, около и т. д.

Строительный материал: пластмассовые и деревянные блоки и кубики одинаковой величины, но разного цвета и фактуры.

Руководство: педагог строит образец и сопровождает свои действия словами, указывая на расположение деталей, их цвет, а затем предлагает ребенку воспроизвести такую же постройку.

Задания

§ Конструирование «башен» из трехпяти кубиков разного цвета.

§ Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета.

§ Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков (вертикальное расположение деталей).

§ Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из одинаковых по величине блоков (расположение деталей в вертикальном и горизонтальном направлениях с учетом общей конфигурации постройки).

Методические требования к занятиям I этапа

§ Количество занятий необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его подготовленности.

§ Обязательно перед началом конструирования давать словесное описание каждого образца с указанием на его существенные детали.

§ В конце занятий рекомендуется каждую постройку обыгрывать. (Например, катание машины по построенной дорожке, прогулки куклы около башни и т. д.)

§ Продолжительность каждого занятия зависит от интереса детей и их работоспособности.

После того как дети успешно овладели конструктивными действиями, научились приемам конструирования с опорой на восприятие наглядных образцов, рекомендуется перейти к основному этапу обучения: конструирование с неразобранных образцовмоделей или модельное конструирование.

Программное содержание занятий II этапа

§ Обучение детей планомерному обследованию образцовмоделей, выделение их существенных компонентов.

§ Обучение детей эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий с деталями в виде прикладывания к образцам, приставления, примеривания.

§ Обучение детей пользованию пространственными и метрическими признаками предметов (форма и величина) в процессе конструирования.

§ Обогащение словарного запаса ребенка специальной пространственной терминологией: квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.

Строительный материал: предварительно сконструированнные постройки нужно заклеить белой плотной бумагой так, что бы ребенок не видел, из каких деталей состоит модель. В строительном наборе необходимо иметь кубики разной величины, блоки разной формы и величины, части геометрических фигур, вырезанные из картона или пенопласта.

Задания

§ Конструирование объемных построек с образцовмоделей из деталей одинаковой величины и формы: «башни», «дорожки», «колодец» и др.

§ Конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины.

§ Конструирование плоскостных моделей из деталей одинако t вой величины и формы: круг, квадрат, ромб, разделенные на несколько одинаковых частей.

§ Конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины: геометрические фигуры, разделенные на разнообразные части.

Методические требования к занятиям II этапа.

§ На данном этапе занятий дети могут широко использовать различные способы конструирования: накладывание деталей на образцы или приставление к ним с целью сличения.

§ В процессе занятий взрослый может подсказать или показать ребенку способ работы;

§ Обязательно в конце каждого занятия производить обыгры;

§ Занятия желательно проводить ежедневно в указанной последовательности.

§ Программа II этапа рассчитана на длительный срок, зависящий от индивидуальных возможностей ребенка.

После того как дети научились мысленно анализировать образцымодели, овладели эффективными способами конструирования, научились использовать пространственные и метрические признаки предметов в процессе воспроизведения, можно приступить к обучению детей конструированию с образцоврисунков.

На III этапе обучения конструированию значительно усложняется перцептивная задача, стоящая перед ребенком. Сложность конструирования с образцарисунка состоит в том, что исключаются предметнопрактические действия детей с деталями и ориентировочноисследовательская деятельность ребенка в процессе обследования образцов превращается в идеальное действие, действие в уме.

Программное содержание занятий III этапа

§ Учить детей правильно рассматривать образцырисунки, выделять в них существенные элементы постройки.

§ Учить детей правильно называть пространственные отношения: «наверху», «внизу», «слева», «справа» и т. д.

§ Учить детей правильно воспроизводить в постройках пропорциональные взаимоотношения деталей.

Строительный материал: блоки и кубики одинакового размера. Набор рисунков, где постройки нарисованы в нерасчлененном объемном изображении.

Методические требования к занятиям III этапа

§ Приступать к занятиям можно только после того, как дети успешно овладели приемами конструирования с образцов предметов и научились мысленно анализировать образцымодели.

§ Обязательно, как и на предыдущих этапах, совместно с ребенком проводить предварительный анализ образцов, называть существенные компоненты построек.

§ Если ребенок неправильно выполнил задание, обязательно совместно с ним проанализировать ошибки.

§ Количество и продолжительность занятий III этапа зависит от возраста ребенка, его обучаемости и индивидуальных особенностей.

Итак, на первых трех этапах коррекционных занятий дети должны овладеть приемами обследования образцовмоделей и рисунков, научиться подбирать детали с учетом пространственных и цветовых характеристик. На IV этапе занятий ребенку можно предложить свободное конструирование, где ему предстоит самостоятельно использовать усвоенные им приемы обследования и конструирования.

Программное содержание занятий IV этапа

§ Учить детей использовать усвоенные способы конструирования.

§ Формирование умения представлять и воспроизводить объекты в различных пространственных расположениях.

Строительный материал: разнообразные строительные наборы, широко используемые в дошкольных учреждениях.

Руководство: педагог предлагает ребенку сделать предмет, который можно было бы использовать в определенных условиях.Ребенок не имеет перед собой образца, ему даются только условия, где предмет должен быть использован.

Задания

§ Конструирование «кроватей» для большой и маленькой кукол.

§ Конструирование «домов» для кукол разной величины.

§ Постройка улицы города.

§ Конструирование по замыслу (построй, что тебе хочется).

Методические требования к занятиям IV этапа

§ Перед началом конструирования следует обговорить с ребенком, с какой целью и что он хочет построить, отобрать совместно с ним необходимый строительный материал.

§ Напомнить ребенку способы конструирования.

§ В процессе занятий закреплять названия формы, цвета деталей, с которыми работает ребенок, называть их пространственное расположение.

§ В отличие от предыдущих этапов, занятия IV этапа рекомендуется проводить не индивидуально, а в небольших группах (23 человека).

Занятия с детьми по конструктивному моделированию предполагают решение следующих четырех задач.

§ Обучение детей самостоятельным способам обследования образцов.

§ Обучение самостоятельным способам решения конструктивных задач.

§ Обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции.

§ Обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.

Date: 2015-09-17; view: 735; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию