Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы общения и досуга (контроль времени работы и отдыха, половозрастная сегрегация в системе обрядности). Ячейки общественного досуга (церковь, площадь возле церкви, корчма)





В среде трудового населения Украины сложилась устоявшаяся система регламентации всех действий: они либо разрешались общиной, либо запрещались. Существовали нормы регламентации о порядке работы и отдыха, сформированные в соответствии с религиозно-этическими функциями общины, цехов и братств. Они определяли как меру дозволенности, так и степень запретов на отдельные виды работы и досуга в широком диапазоне: от осуждения со стороны общественного мнения к наложению штрафов.

В Украине достаточно высокой была степень контроля за соблюдением времени работы и отдыха. Существовала ряд заповедных дней, когда не разрешалось работать, или, если и разрешалось, то только при определенных условиях. Однако община периодически выносила вопрос о регламентации их норм на общее собрание (так называемая «заповедная сходка»), где принимались решения о запрете или ограничении работ в праздничные дни, о сборе тех или других фруктов и овощей и их употребление. Здесь же определялись и штрафы для нарушителей.

Сходка следила за порядком организации толок. На толоке разрешалось работать в воскресные и праздничные дни, кроме больших праздников, но при этом важно, сколько людей сходилось на толоку: если меньше десяти, считалось, что это не толока, а обычная работа коллектива родственников. Особенно суровыми были санкции к толокам, устраиваемые в праздничные дни в зимний период. Правда, в большие праздники любые работы запрещались, в крайнем случае они разрешались лишь во второй половине дня, причем с определенными оговорками. Можно было работать, например, в интересах самой общины или церкви или в пользу пострадавшей от стихийного бедствия семьи. Имело значение при этом и то, какая именно работа выполнялась: с определенными оговорками разрешалась работа по уборке урожая, но запрещалась на сенокосе; можно было возиться, скажем, около дома, но не разрешалось работать в поле; не запрещалось охоту или сбор ягод в лесу, но нельзя было рубить деревья; даже в домашнем хозяйстве не все работы разрешались. Можно было печь пироги, выпечка же хлеба считалось за большой грех.

Степень вмешательства общины в вопрос полного или частичного запрета труда в воскресные, праздничные и другие дни зависел от их значимости в системе религиозных представлений. Праздники разделились на две группы: большие и малые праздники. В большие праздники, как правило, не разрешалось работать. Запрет труда прежде распространялась на двунадесятые праздники: Рождество, Пасху, Троицу, храмовые праздники. На малые праздники (Юрия, Маковея, Спаса, Власия, Андрея, Екатерины, Николая, рождественские святки и др.) запреты были менее суровыми. Однако людям приписывались определенные нормы поведения и регламент действий. Например, на Пасхальные праздники женщинам приписывалось: готовить пищу - большой грех (они ее имели права готовить накануне Пасхи), также неприлично ходить в гости (муж с женой могли идти поздравлять родственников и соседей только на третий день Пасхи).

Вообще половозрастная сегрегация в украинской среде была достаточно велика. Чисто женским днем считалась пятница. В этот день женщинам нельзя было заниматься женской работой, особенно обрабатывать землю. Истоки этого обычая связанные с образом Параскевы Пятницы - покровительницы женского труда, день которой приходится именно на пятницу (в октябре). Позже обычай празднования святой Параскевы распространился и на все другие пятницы, 12 из которых считались особенными. Существовали другие праздники, которые отмечались раздельно женщинами и мужчинами, парнями и девушками, взрослыми и молодежью. Молодежными считались веснянки, «колодки на масленицу», купальские праздники.

Половозрастной принцип положен в основу всей общественной жизни традиционного общества Украины. Он был определяющим при формировании состава отдельных группировок, сообществ, сборищ, направленных, прежде всего, на проведение досуга, особенно в воскресные и праздничные дни. Подобные группировки образовались или на достаточно длительное время или носили чисто случайный характер, распределяясь по традиции на взрослых, молодежь и подростков.

Состава общественных образований дифференцировался по возрасту, полу, смешанный. Последний включал или все половозрастные категории населения, или некоторые из них. Дифференцированным, например, были молодежные общины, включая парней и женщин; женские посиделки; мужские клубы; сельский сход. Смешанный состав был присущ большинству семейных праздников.

Главным общественным центром традиционного села и рабочего поселка были церковь и площадь у церкви. Церковь выступала прежде центром духовного, культового объединения мирян, включая всю обрядово-ритуальную систему: здесь правили богослужения, освящали брак, крестили детей, устраивали всеобщие молебны, отсюда начинались ритуальные процессии и т.д.

Площадь около церкви - второй важный центр общественной жизни традиционного общества. Он был тесно связан с церковью, но имел и свои функции. На площади происходило прежде всего общения людей. Ведь именно сюда они приходили на общественный сход, решая все свои социальные проблемы, здесь делали объявления об общественных толоках, производилось публичное объявление царских указов и информации о совершенных преступлениях. На площадь в свободное время приходили люди, чтобы заявить о своей вине, например, о том, что они работали в заповедные дни. Если люди прощали, провинившийся мог после этого спокойно оплатить штраф. Нередко к людям на площади обращались и оскорбленные с просьбой защитить. К такой акции могла прибегнуть девушка, которую оскорбили тем, что вымазали дегтем ворота ее дома. Известно, что вымазать дегтем ворота некогда считалось большим унижением не только для девушки, но и для ее семьи. Смыть этот позор можно было либо чистосердечным раскаянием перед людьми, или защищая свою честь на мирской сходке, если обвинение было несправедливым.

«Под церковь» нередко шли люди, чтобы послушать рассказы и песни странствующих лирников, кобзарей, бандуристов. Выполняя же народные танцевальные мелодии, они порой начинали развлечения и народное гуляние, особенно когда это совпадало с каким праздником.

Одним из таких праздников был храмовый (престольный) праздник в честь местной церкви. В его праздновании участвовало все село, а нередко приглашались и жители соседних сел. Начинался праздник в церкви, куда приходили на заутреню односельчане, а продолжался на площади.

Корчма (корчма, кабак) - неотъемлемый компонент традиционного украинского села и поселка, предназначенный для отдыха и питания путников и односельчан. Корчма имела право продавать, а иногда и производить водку, поэтому к ней обязательно заходили те, кто распивал магарыч. Не случайно корчма размещалась, как правило, в центре села, возле торговых рядов и места проведения ярмарок. Это старинное заведение, предназначенное для продажи еды и водки, имело и совсем другие функции: оно было важнейшим центром общественной жизни. Именно в корчме собиралась мирская старшина для обсуждения общественных дел, нередко кабак использовался для решения судебных дел, виновные крестьяне приходили к нему, чтобы покаяться и заплатить штраф. В корчме происходили и важные этапы социализации: принятие юношей до мальчишеской общины, и зачисление парней к группе взрослых с правом «пить, трубку курить и к девушкам ходить» и т.д.

Кабак был и своеобразным сельским клубом, куда приходили люди, чтобы обменяться информацией, услышать новости или просто послушать кобзарей и бандуристов. В холодное время года в ней собирались вечерницы, где звучали песни и происходили танцы, а в престольные праздники в нее приходили даже семьями: ведь женщинам запрещалось посещать корчму одной, только с мужем.

Относительно мужчин, то для них корчма служила удобным местом для заключения сделок и проведения торгов (там всегда были люди, которые согласились выступить в роли свидетеля), к тому же, там всегда была возможность отметить сделанное дело магарычом. Как правило, в корчме решались спорные вопросы между мужчинами, в том числе с помощью драки. Ведь согласно обычаям, драки на сходках и улице считались недопустимыми, однако позволялись в корчмах и на базаре. Если мужчину обидели на людях, он пытался заманить своего обидчика в «кабак» и там расправиться с ним кулачной дракой. Правда, до этого он должен был доказать «обществу» свою невиновность, а если доказательств у него не было, бить обидчика ему не разрешали.

 

Date: 2015-09-17; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию