Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Флора: символическое и прагматичное. Фауна как объект персонификации





На протяжении тысячелетий многие растения используются в самых различных сферах хозяйственной деятельности, являются незаменимыми продуктами питания, целебными оздоровительными средствами. Наряду с утилитарной функцией растения занимали значительное место в широком комплексе традиционных верований, обычаев и предрассудков. Обряды и поверья, связанные с деревьями, травами, зеленью и цветами, доносят отголоски языческих представлений наших предков об окружающей природе и базируются как на реальных, так и на воображаемых свойствах растений. С утверждением христианства эти свойства нередко закреплялись ритуалом освящения в церкви.

Обрядовые действия, связанные с растительностью, играли важную роль в календарных праздниках. Эти обряды должны были обеспечить человеку здоровье, укрепить благосостояние семьи, усилить плодовитость земли и скота, уберечь хозяйство от нечистой силы. Особое место занимали растения-символы в семейных обрядах. Растительные мотивы и образы широко представлены и в украинском фольклоре. Почти во всех жанрах устной словесности растительная символика является одним из важных выразительных средств.

В традиционных представлениях значительное место отводилось богатому и разнообразному миру животных. Звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые присутствуют в народных обрядах и играх, в системе примет и гаданий т.д.

На содержании верований сказалось также влияние реальных свойств тех или иных представителей животного мира - бескорыстных помощников или злых врагов человека. Трудно переоценить роль домашних животных, непосредственно причастных к человеческому благосостоянию. Однако отношение к ним не было однозначным. Нередко те же животные играли в традиционных представлениях двойную роль, выступая то приверженцами человека, то, наоборот, олицетворением или союзниками злых сил.

Важное место в народном воображении занимали птицы. С птицами связаны многочисленные приметы и предсказания, на основе которых делались попытки прогнозировать успех в хозяйственной деятельности, благополучия в семейной жизни.

Образы зверей, птиц, пресмыкающихся и т.п. присутствуют во многих жанрах украинского фольклора. Особой популярностью пользуются сказочные сюжеты о различных представителей животного мира

 

5. Материалы для активизации работы студентов во время проведения лекции /вопросы, задачи, проблемные ситуации и т.д./.

1. Что включают в себя понятия «культура» и «духовная жизнь»?

2. Какие факторы влияли на формирование языческих верований и представлений древних славян?

3. Как Вы понимаете понятие «религиозный дуализм»?

4. Какие боги представляют «украинский Олимп»?

6. Общее материальное и методическое обеспечение лекции:

- учебное помещение:

Лекционная аудитория.

- оборудование:

Методразработка лекции.

 

7. Материалы для самоподготовки студентов:

а) по теме прочитанной лекции:

Литература:

Основная

Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества // http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html

Дополнительная

Булашев Г. Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях: Космологические украинские народные воззрения и верования. - М.: Фирма «Доверие», 1993. - 414 с. (НБ ОНМедУ, ББК 82 / Б 907) С. 68-86.

Пономарев А. П. Украинская этнография: Курс лекций / А. П. Пономарев. - М.: Просвещение, 1994. - 317 с. (Лекция 21)

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы влияли на формирование языческих верований и представлений древних славян?

2. Охарактеризуйте основные исторические слои народного мировоззрения украинцев?

3. Как Вы понимаете понятие «религиозный дуализм»?

4. В чем отличия мифологии от демонологии?

5. Какая из форм сознания (демонология, мифология, христианства) была более приспособлена к историческим, географическим, климатическим условиям жизни украинцев?

6. Какие боги представляли «украинский Олимп»?

7. Раскройте структуру украинского пандемониума?

8. Какие науки формировали систему народных знаний украинцев? Чем вызвана необходимость ее развития?

Задания:

1. Перечитать конспект лекции.

2. Познакомиться с рекомендованной литературой.

3. Ответить на контрольные вопросы.

 

Тестовые задания (вопросы с одним правильным ответом)

1. Верховным богом в «Володину» пантеоне был:

а) Велес

б) Перун

в) Сварог

г) Дажьбог

 

2. Праздник Лада отмечали:

а) 28 апреля

б) с 23 мая до 24 июня

в) с 17 декабря по 12 января

г) 28 ноября

 

3. Солнце олицетворяли такие божества:

а) Сварог и Перун

б) Дажьбог и Хорос

в) Порядок и Мокошь

г) Велес и Род

 

4. Стрибог - это бог:

а) войны

б) ветров

в) воды

г) молнии

 

5. Женское божество в украинских мировоззренческих представлениях называлось:

а) Тиамат

б) Мокошь

в) Юнона

г) Дидона

 

6. «Седьмое небо» - это:

а) место обитания богов

б) рай

в) ад

г) место нахождения праведников

 

7. Основными мерам длины в украинской традиционной культуре были:

а) локоть, пядь, шаг, сажень

б) локоть, нога, ступня, палец

в) шаг, горшок, метр, веревка

г) председатель, сажень, локоть, колено

 

8. Этнопедагогика - это:

а) знание о этнос

б) знание о воспитании ребенка

в) теория воспитания

г) эмпирические знания народа о воспитании

 

9. Горох в украинском фольклоре является символом:

а) счастье

б) слез

в) свадьба

г) благосостояния

 

10. Чаще использовали как оберег от русалок

а) руту

б) дуб

в) полынь

г) барвинок

 

 

Date: 2015-09-17; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию