Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становления национальной литературы. Роль творчества Т.Г. Шевченко в становлении украинской культуры





В условиях правительственных запретов и преследования (когда украинская речь сохранилась только в устной форме) - процесс становления украинского литературного языка приобрел особую важность и особую сложность. Для украинской литературы XIX в. характерен выбор народных тем творчества, реализм и демократизм.

Первым произведением, написанным народным языком, стала "Энеида" И. Котляревского. Это была так называемая пародия на поэму Вергилия, где троянский герой Эней показан казацким предводителем. Она была опубликована в Петербурге в 1798 году без ведома автора. Уже после ее успеха Котляревский дополнил, расширил свою поэму, написал музыкальные комедии "Наталка-Полтавка" и «Москаль-чарівник».

Юмористический и сатирический тон произведений Котляревского был подхвачен плеядой писателей, центром сосредоточения которых был Харьковский университет. Ректор университета П.Гулак-Артемовский писал стихи на украинском языке. Получили известность басни Е.Гребенка («Медвежий суд», «Рыбак», «Волк и огонь», «Ячмень»), где автор обличал социальную несправедливость, помещичий произвол, взяточничество.

К харьковскому кружку поэтов принадлежал Г. Квитка-Основьяненко - основоположник украинской художественной прозы. Примерно с 20-х годов начинается его литературная деятельность. Одно за другим появляются в печати его произведения: "Харьковская Ганнуся" (1832), "Солдатский портрет" (1833), "Шельменко-денщик", "Дворянские выборы". Огромной популярностью пользовалась повесть Григория Федоровича "Маруся". Повести Г. Квитки-Основьяненко разнообразны: одни - написаны с юмором, вторые - сентиментальные, третьи - реалистичные ("Несчастная Оксана"), четвертые пропитаны народными верованиями и преданиями ("Конотопская ведьма").

Переломным в становлении украинского литературного языка и общественном признании украинской литературы стало творчество Тараса Григорьевича Шевченко.

Годы 1840—1847 — лучшие в жизни Шевченко. В этот период расцвело его поэтическое дарование. В 1840 г вышел под названием «Кобзарь» небольшой сборник его стихотворений; в 1842 г вышли «Гайдамаки» — самое крупное его поэтическое произведение. В первой половине 1840-х годов вышли «Перебендя», «Тополя», «Катерина», «Наймичка», «Хусточка» — крупные художественные произведения.

Т.Шевченко внес в украинскую литературу новое содержание: решительный протест против крепостничества, защиту свободы и достоинства личности, увлечения народными и национально-освободительными движениями, призыв к общественной справедливости. Личность и творчество Шевченко - символ всей украинской культуры.

В семидесятые годы приходит к литературе И. Франко. Человек разносторонне одаренный, он проявил себя в поэзии и прозе, драматургии и публицистике, новеллистке и литературной критике, истории и этнографии, философии и политике. Литературное творчество И.Франка: лирические сборники "Вершины и низины ", "Увядшие листья", историческая повесть "Захар Беркут ", остросоциальная "Борислав смеется", поэма "Моисей", психологическая драма "Украденное счастье".

Ярким явлением в украинской литературе было творчество Леси Украинки (Л.Квитка-Косач). Она разорвала круг традиционной самобытной тематики, обогатила украинскую поэзию, драматургию образами мировой истории, глубокими художественными обобщениями, картинами столкновения философских, этических идей. Уже в детстве ее постигла тяжелая, неизлечимая тогда болезнь. Вынужденная подолгу жить на Кавказе, в Египте, Италии, она никогда не замыкалась на лечении, изучала историю, культуру, традиции стран, куда привела ее судьба. Литературное творчество: поэмы ("Древняя сказка", "Самсон", "Роберт Брюс"), драматические поэмы ("В катакомбах", "Кассандра"), поэтические драмы ("Лесная песня").

Можно выделить следующие этапы развития украинской литературы в ХIX века:

ü рубеж XVIII-XIX вв. и начало XIX в. - появление первых произведений на родном языке (прежде всего "Энеида");

ü 40-пятидесятые годы XIX века - творчество Т. Шевченко и оформление украинского литературного языка, главное место в тематике занимает реалистичное изображение народной жизни;

ü вторая половина XIX в. - широкая палитра литературных жанров, углубление социального, появление психологического анализа, обогащение проблематики, осложнения образного ряда, особенно в творчестве И. Франко, Л. Украинки, объединение литературного процесса в Западной и Восточной Украине.

 

5) Украинский модерн: развитие живописи, архитектура и градостроительство.

Живопись. В ХІХ веке в изобразительном искусстве, архитектуре и градостроительстве, выработка национальных форм была проблематичной. В восточно-украинских землях можно говорить об определенном украинско-русском единство в изобразительном искусстве. Дело в том, что в течение почти всего XIX века в Российской империи главным центром образования была Академия художеств в Петербурге.

Будучи известным художником, В. Тропинин оставался крепостным, много лет жил и работал в Подольском имении своих благодетелей. Именно здесь происходит становление мастера, он подробно знакомится с иконописной традицией. Он пишет множество портретов ("Девушка из Подолья", "Мальчик с топором", "Свадьба в селе Кукавке", "Украинский", "Портрет подольского крестьянина"), демократизм и реализм которых были новаторскими. После освобождения Тропинин жил в Москве. Им был написан знаменитый портрет А. С. Пушкина.

В начала XIX в. преобладающим художественным стилем в живописи был романтизм. Многих художников этого направления привлекала Украина - "новая Италия", как они ее называли. Появились и художники, для которых поездки сюда не были просто данью моде. Украинской теме посвятил свое творчество В. Штернберг. Работал он и в портретном, и в бытовом, и в пейзажном жанрах. Его внимание привлекают и становятся сюжетами картин, казалось бы, прозаические сцены: переправа на пароме через Днепр, ярмарка, свадьба. Его картинам свойственна описательность, что сближает их со стилистикой украинской литературы того времени. В. Штернберг дружил с Шевченко, ему принадлежит художественное оформление "Кобзаря". В Академии художеств за семь картин, написанных на Киевщине и Полтавщине, он получил большую золотую медаль.

Внешние обстоятельства - ссылка, запрет рисовать - помешали раскрыться в полной мере живописному таланту Шевченко. Как считают специалисты, в романтических картинах "Крестьянская семья", "Цыганка-гадалка", др. уже заметен отход от чистого академизма. Особенно выделяется реализмом «Судный совет». Отметим, что разносторонний талант Т. Г. Шевченко достиг академических высот и в художественной графике (серия "Живописная Украина") - в 1860 г. ему было присвоено звание академика гравюры Петербургской академии искусств.

Великий художник-маринист И. Айвазовский, который значительную часть жизни провел в родной Феодосии, в своих картинах также не обошел вниманием украинскую тематику: "Камыши на Днепре близ местечка Алешки", уникальная для художника жанровая картина "Свадьба на Украине".

Новаторской для пейзажа стало творчество А. Куинджи, родившийся близ Мариуполя. Первая же выставлена им картина - "Ночь на Днепре" - вызвала в Петербурге сенсацию.

Главная тенденция изобразительного искусства второй половины XIX - движение к реализму - с наибольшей силой прозвучала в творчестве членов "Товарищества передвижных художественных выставок. Самый знаменитый живописный портрет Т. Шевченко написан инициатором создания и идейным руководителем общества передвижником И. Крамским. Идея истинного отражения жизни народа, критика несправедливости была созвучна украинскому искусству. Многие художники-передвижники были родом из Украины: Николай. Ге, Александр Литовченко, Николай Ярошенко. Николай Ге написал замечательный портрет своего друга - историка Н. Костомарова. Тематика произведений сближает с передвижниками художника К. Трутовского ("Бандурист", "Украинский ярмарка", "Шевченко над Днепром").

Выдающимся мастером бытового жанра был М. Пимоненко. Большинство его работ, написанных на темы крестьянской жизни, отличаются щедростью, эмоциональностью, высоким живописным мастерством: "Святочные гадания", "Свадьба в Киевской губернии", "Проводы рекрутов", "Сваты", "Жатва", "По воду", " Ярмарка" и др. Пимоненко - автор около 715 картин и рисунков. Он один из первых в отечественной живописи соединил бытовой жанр и поэтический украинский пейзаж. Однако отношения Пимоненко с украинской национальной интеллигенцией складывались непросто (обвиняли в отсутствии четкой национальной программы).

Сочетание искусства с осознанной национальной идеологией впервые происходит в творчестве С. И. Васильковского. Выпускник Петербургской Академии художеств, он вернулся из длительной зарубежной поездки, обладая прекрасным профессиональным уровнем. Свое мастерство он полностью отдает Украине: пишет пейзажи Поднепровья, Подолья, Слобожанщины, архитектурные памятники, жанровые картины, исторические полотна (в том числе "Казаки в степи", "Казачья левада", портрет Т. Шевченко). Одновременно он изучает и собирает памятники старинного украинского искусства. В 1900 г. Васильковский совместно с художником-баталистом М. Самокишем создает альбом "Из украинской старины" (1900 г.), комментарии к которому пишет Д. Яворницкий. Признанием художественной, научной ценности альбома является его переиздания в наши дни. Свою историческую коллекцию и много картин С. Васильковский оставил родному Харькову.

Архитектура и градостроительство. В архитектуре в XIX в. на смену пышности и раскованности украинского барокко пришел сдержанный, академический стиль классицизма. За строительством городов наблюдали специальные комиссии и комитеты. Общественные здания строились с учетом их назначения - главной целью архитектора стало не создание внешней привлекательности, а внутренний комфорт (высокий потолок, вентиляция, освещение).

Переход от барокко к классицизму отразился и на планировании городов. Обязательно выделяется административный центр с площадью, на которой размещались помпезные здания правительственных учреждений, кварталы были прямоугольными, композиции ансамблей, отдельных архитектурных комплексов, дворцово-паркового ландшафта носили открытый характер.

В ХІХ веке активно застраиваются новые города на юге Украины и в Крыму - Мариуполь, Александровск (Запорожье), Екатеринослав (Днепропетровск), Николаев, Одесса. В Одессе по проекту петербургского архитектора Тома де Томона в 1809 г. был сооружен оперный театр. Одновременно происходила реконструкция старых городов Слобожанщины и Поднепровья. Архитектурный стиль Киева определялся известным архитектором А. Меленским. По его проекту построены памятник на честь возвращения Киеву Магдебургского права, церковь на Аскольдовой могиле, ансамбль Контрактовой площади на Подоле, который пострадал от пожара 1812 г. В 1837-1843 гг. по проекту В. Беретти построено здание Киевского университета. Упорядочиваются такие города, как Харьков, Полтава. Сооруженные в Полтаве монумент в честь Полтавской победы (архитектор - Тома де Томон) и Успенский собора в Харькове (В. Васильев, окончил А. Тон) увековечили память о совместной борьбе русского и украинского народа против иноземных захватчиков.

Во второй половине XIX в. стилевое единство классицизма разрушается. Сложная эпоха утверждения капитализма отразился и в архитектуре: появляются новые материалы, новые заказчики. Формируется направление, получившее название "эклектика" (смешивание). В киевских фасадах того времени можно просмотреть и готику, и Ренессанс, и романский стиль, много зданий в "кирпичном стиле" (главное украшение - неоштукатуренная кирпичная кладка). Поиск все большего разнообразия вызвал интерес и к византийско-русским традициям. Они четко прослеживаются в строении крупнейшего в Киеве кафедрального Владимирского собора, который строился более 20 лет (1862-1886) по проектам И. Штрома, П. Спарро, А. Беретти. Участие в росписях собора В. Васнецова, М. Врубеля сделало собор выдающимся явлением в монументальном изобразительном искусстве. Первым проектом в собственно украинском стиле считается принятый в 1903 г. проект здания Полтавского земства архитектора В. Кричевского. Росписи этого здания выполнил художник Васильковский.

Мастерство и талант украинского народа отразились в создании дворцово-парковых ансамблей. Их авторы, как правило, нам неизвестны. Народные мастера создали выдающиеся шедевры архитектурного зодчества: дворец Разумовского в Батурине в живописной местности над Сеймом, дворец Галагана в Сокирницах на Черниговщине, к которому прилегает лесопарк площадью 600 десятин, парк "Александрия" на берегу реки Рось в Белой Церкви, знаменитая "Софиевка" в Умани, где руками крепостных, без использования какой-либо техники, были насыпаны горы, выкопаны ставки.

 

Date: 2015-09-17; view: 495; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию