Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XXI





1 В блестящем небольшом эссе «Nota sull'Ermetismo» Э. Гарэн подчеркнул важность казобоновой датировки герметических текстов для развития мысли XVII в.; см. Garin, Cultura, pp. 143 ff.

2 О Казобоне см. статью в Dictionary of National Biography и Mark Pattison, Isaac Casaubon, Oxford, 1892 (второе издание).

3 О Баронии см. статью в Enciclopedia italiana; нет ни одной современной монографии, посвященной этой важной фигуре Контрреформации, одному из первых учеников св. Филиппа Нери, исповеднику Климента VIII с 1594 г., в критический период. Он умер в 1607 г.

4 «Erant hi (т.е. языческие пророки) Mercurius Trismegistus, Hydaspes, atque Sibylla (Ими были Меркурий Трисмегисг, Гидасп и Сивилла)» — со ссыл-


кой на Лактанция I, 6, на полях. С. Baronius, Annales Ecclesiastici, ed. of Mainz, 1601,1, p. 10.

5 Isаас Casaubon, De rebus sacris et eccksiasticis exercitationes XVI. Ad Cardinalis Baronii Prolegomena in Annales, London, 1614, pp. 70 ff. Некоторые комментарии по поводу критического анализа, сделанного Казобоном, можно найти в: Scott, I, pp. 41—43; Pattison, op. cit., pp. 322 ff. Скотт отмечает, что Казобон слегка преувеличил возраст герметических трактатов и ошибся, сочтя их христианскими фальсификациями.

6 Casaubon, op. cit., p. 73.

7 Ibid., pp. 73-75.

8 Ibid., p. 75.

9 Ibid., p. 77.

10 Ibid., pp. 77-79

11 Ibid., p. 82.

12 Ibid., pp. 82-83.

13 Ibid., p. 83.

14 Ibid., pp. 85-87.

15 Ibid., p. 87.

16 Ερμου του Τρισμεγιστου Ποιμανδρης... Ασκληπιού Οροι προσ Αμμο-να βασιλεα: Trismegisti Poemander, seu de potestate ас sapientia divina. Aesculapii Definitiones ad Ammonem Regem, Paris, 1554, A. Tumebus. British Museum Mark 491. d. 14. Комментарии к этому изданию написаны Лефевром д'Этаплем, а не Фичино. См. Kristeller, Suppl. Fie, I, p. LVIII; Walker, «The Prisca Theologia in France», p. 209, note.

17 Robert Fludd, Utruisque cosmi, maioris scilicet et minoris, metaphysica, physica atque technica historia, Vol. I, Oppenheim, 1617; Vol. II, Oppenheim, 1619.

Еще один интересный факт, связанный с разоблачением Гермеса Казобоном: оно было издано в то время, когда сэр Уолтер Рэли, будучи узником Тауэра, писал свою «Историю мира» (History of the World), пестрящую цитатами из фичиновского «Поймандра» и содержащую целый раздел, посвященный Гермесу Трисмегисту (Part I, Book II, Chap. 6, paragraph VI), которого Рэли считает возможным предшественником Моисея и глубоко чтит, присоединяясь к мнению, что идолопоклонство «Асклепия» есть лишь позднейшая вставка в сочинения этого святого человека. Таким образом, во времена Иакова I жили и творили: (1) Казобон, разоблачавший Гермеса Трисмегиста с помощью критического анализа; (2) осколок елизаветинской эпохи Рэли, так и не стряхнувший с себя герметических чар; (3) молодой Фладд, готовый передать «знамя» герметизма новым поколениям.


18 Их библиография дана в: R. Lenoble, Mersenne ou la naissance du mécanisme, Paris, 1943, pp. XLVI-XLVII.

19 Fludd, Utriusque cosmi... historia, I, pp. 11—12; cp. Ficino, Pimander, cap. I (Ficino, pp. 1837-1838).

20 Пассаж «magnum miraculum est homo» Фладд, конечно, цитирует постоянно; см., например, Utriusque cosmi., historia, П, p. 72; ibid., second section, p. 23, etc.

21 R. Fludd, Philosophia Moysaica, Gouda, 1638.

22 Он использует «Заключения» Пико; ср., например, Utriusque cosmi... historia, II, p. 55.

23 См. илл. 7а, 8, 10.

24 Fludd, Utriusque cosmi., historia, I, pp. 108 ff.

25 Fludd, De philosophia Moysaica, pp. 84 ff.

26 См. ниже, с. 386.

27 См. выше, с. 284-285.

28 Fludd, Utriusque cosmi... historia, II, section П, pp. 54 ff. См. выше, с. 295.

29 Ibid., II, pp. 28-29.

30 Как пишет Э. Гарэн, ренессансный герметизм этого периода сходит «sul terreno dell'occultismo e delle confraternite ed associazioni variamente carratterizzate» («в подполье оккультизма, а также разнохарактерных братств и обществ»); «Nota sull'ermetismo», в: Cultura, p. 144.

31 П. Арно (P. Arnold, Histoire des Rose-Croix et les origines de la Franc-Maçonnerie, Paris, 1955, pp. 166—167) полагает, что никакого «братства» на самом деле не было. В этой книге дано критическое изложение мифов, связанных с розенкрейцерами, а также весьма ценное новое исследование о германских кругах, в которых возникло это течение.

32 M. Mersenne, La vérité des sciences, Pais, 1625, pp. 566—567; cp. Mersenne, Correspondance, éd. Waard et Pintard, Paris, 1932,1, pp. 154-155.

33 Allgemeine und General Reformation dergantzen weiten Welt. Beneben der Fama Fraternüas, dess Löblichen Ordens des Rosenkreutzes, an alle Gelehrte und Häupter Europas geschrieben, Cassel, 1614. Немецкий оригинал этого и других манифестов розенкрейцеров можно найти в: De Manifesten der Rosenkruisers, ed. A. Santing, Amersfoort, 1930; а также в: Chymische Hochzeit Christiani Rosenkreutz, etc., ed. F. Maack, Berlin, 1913 (перепечатки манифестов, а также «Химического обручения»). Английский перевод в: А.Е. Waite, The Real History of the Rosicrucians, London, 1887, pp. 36 ff.; критический анализ авторства и т.д. в: Arnold, op. cit., pp. 23 ff.

 


34 См. выше, с. 314.

35 См. A. Belloni, II Seicento, Storia letteraria d'Italia, Milano, ed. 1955, p. 471.

36 Traiano Boccalini, Ragguagli di Parnaso, Centuria I, Ragguaglio 77 (в венецианском издании 1669 г. — pp. 214 ff.); английский перевод: Henry, Earl of Monmouth, Advertisements from Parnassus, London, 1669, pp. 119 ff.; оригинал немецкого перевода, изданного вместе с розенкрейцеровской Fama — в Chymische Hochzeit, etc., ed. Maack, в конце новая пагинация; английский перевод, основанный на переводе Монмута — в: Waite, op. cit., pp. 36 ff.

37 Monmouth's translation, op. cit., p. 121; Waite's translation, op. cit., p. 41.

38 Waite's translation, op. cit., pp. 66 ff. Христиан Розенкрейц фигурирует здесь как «брат C.R.C.».

39 Ibid., р. 68.

40 Ibid., р. 67.

41 Ibid., pp. 75-77.

42 Ibid., p. 78.

43 Ibid., p. 73.

44 Ibid., pp. 80-81.

45 Ibid., p. 65.

46 См. выше, с. 277.

47 Waite, op. cit., p. 271.

48 Arnold, op. cit., pp. 66—67. Розенкрейцеры принадлежали к антииспанскому лагерю.

49 По этому вопросу см. Arnold, op. cit., pp. 85 ff.

50 Лютеранская эмблема — крест в розе — воспроизведена в Chymische Hochzeit, ed. Maack, p. XLVIII, в качестве объяснения «Розового креста». Другие интерпретации соотносят это название со значением розы в алхимии (см. C.G.Jung, Psychology and Alchemy, London, 1953, pp. 74—75). Лютеранский оттенок розенкрейцерства, заметный в манифестах, возможно, объясняется тем, что они представляли собой лютеранскую адаптацию более раннего движения.

51 Английский перевод см. в Waite, op. cit., pp. 99 ff.

52 См. выше, с. 276-277.

53 Summum bonum, Frankfurt, 1629, epilogue. Можно почти наверняка утверждать, что этот труд, изданный под именем Р. Фрициуса, был частично написан Фладдом; см. Arnold, op. cit., p. 236.

54 О визите розенкрейцеров в Париж см. ниже, с. 395.


55 Фладд выступает против гелиоцентризма; см. Utriusgue cosmi... historia, I, pp. 156 ff.

56 См. выше, с. 328.

57 О влиянии Кампанеллы на Андреэ и его друзей см. Arnold, op. cit, pp. 60 ff. Книга Андреэ, демонстрирующая влияние на него Civüas Solis, — его Reipublicae Christianopolitanat descriptio, Strasburg, 1619. Андреэ издал также немецкие переводы некоторых стихов Кампанеллы; см. Firpo, Bibliografia di Campanella, p. 43.

58 Анализ этого вопроса со ссылками на некоторые из многочисленных исследований на эту тему см. в: Arnold, op. cit., pp. 229 ff.; о точке зрения масонов см. B.E.Jones, Freemason's Guide and Compendium, London, 1950, pp. 117 ff.

59 Цитата в: Jones, op. cit., p. 99.

60 См. выше, с. 244.

61 Моцарт, конечно, поддерживал контакты с континентальными масонами (см. Е. Iversen, The Myth of Egypt and its hieroglyphs, Copenhagen, 1961, p. 122). Но все континентальное масонство происходит в конечном итоге из Англии; именно в елизаветинской Англии Джордано Бруно столь страстно проповедовал возрождение египетской религии.

62 E. Garin, Cultura, p. 144

63 A. Kircher, Oedipus Aegyptiacus, Roma, 1652.

64 Op. cit., I, p. 103.

65 Ibid.,П(2),р. 506.

66 Подобно Фичино (см. выше, гл. IX, прим. 19), Кирхер приписывает изобретение иероглифов Гермесу Трисмегисту.

67 Открытие Шампольона, позволившее наконец расшифровать иероглифические надписи, было обнародовано в 1824 г. Об истории открытия см. Iversen, The Myth of Egypt, pp. 137 ff.

Открытие Шампольона представляет собой второй этап разрушения египетского мифа, первым этапом стала осуществленная Казобоном датировка герметического корпуса.

68 Kircher, op. cit., II (2), pp. 504-505.

69 Ср. Ficino, Opera, pp. 1842, 1843-1844.

70 Kircher, op. cit., ГП, p. 568.

71 Ibid., I, p. 150.

72 Ibid., I, pp. 29—30. Ср. также III, p. 331, о «солярном» обелиске в Гелиополисе.

73 Ibid., I, pp. 115 ff.

 


74 Ibid., pp. 118 ff.

75 Ibid., pp. 119, 137, etc.

76 Ibid., p. 148 (Платон, Пифагор, Плотин как последователи ГермесаТрисмегиста); II (2), р. 523 (учение об идеях, ведущее начало от египтян и халдеев, со ссылками на «Поймандра» и «Асклепия»).

77 Ibid., II (2), pp. 280 ff. (о механических приспособлениях, применяемых египтянами для строительства, для достижения квазичудотворных эффектов в храмах и т.д.). Египтянам приписывается изобретение механики — у них греки почерпнули все свои знания [ibid., р. 322).

78 Ibid., II (2), pp. 436 ff.

79 Ibid., II, (2), p. 399; ср. Ficino, p. 556 (пассаж, процитированный выше, гл. IV, прим. 36).

80 Kircher, op. cit., II (2), pp. 400 ff.

81 Ibid., II, (2), p. 399. У Кирхера есть еще один пространный пассаж, посвященный египетскому кресту — в его Obeliscus Pamphilius, Roma, 1650, pp. 364 ff.; в нем он тоже цитирует Фичино (ibid., р. 377—378).

Кроме того, в пассаже о египетском кресте в этом сочинении Кирхер приводит полностью цитату из John Dee, Monas hieroglyphica, 1564, и воспроизводит знаменитую форму диаграммы «монады» Ди, которую он трактует как форму египетского креста (илл. 15а, б) (Kircher, Obeliscus Pamphilius, pp. 370-373).

82 Kircher, Oedipus Aegyptiacus, III, pp. 332 ff.

83 Ibid., p. 334.

84 См. выше, с. 309. Бруно, как всегда, переставил местами причину и следствие.

85 Kircher, op. cit. I, pp. 142-145.

86 Ibid., II (2), pp. 442-443. Он и ранее осуждал египетскую магию, цитируя дель Рио (ibid., pp. 436-437).

87 Ibid., II (2), pp. 182—186. Анализ кирхеровского перечня образов деканов см. в: Gundel, Dekane und Dekansternbildcr, pp. 370—372.

88 Kircher, op. cit., II (2), p. 182; ср. также ibid., p. 519; «Nam in Pimandro & Asclepio Hermes varios deorum ordines, uti sunt Usiarchae Horoscopi, Decani, Pantomorphi... varios choros assignat...» [«Ведь в «Поймандре» и «Асклепии» Гермес разные чины богов — такие, как усиархи, гороскопы, деканы, пантоморфы... — относит к разным хорам...»] (ср. выше, с. 39, о порядке египетских богов в «Асклепии»).

89 Труды Кирхера, где он выступает в качестве археолога, и прежде всего его коптские исследования, заслуживают внимания; ср. Iversen, op. cit., pp. 92 ff.


90 Kircher, op. cit., II (2), pp. 280 ff.

91 Kircher, Ars magna lucis et umbrae, Roma, 1646.

92 См. илл. 9.

93 Op. cit., p. 769. То есть позиция Кирхера, видимо, совпадала с позицией иезуита Дель Рио, которого он часто цитирует и который осуждал дьявольскую магию, но считал дозволенной магию естественную; см. Walker, pp. 178-185.

94 Kircher, op. cit., pp. 919 ff.

95 См. выше, с. 170.

96 Kircher, Oedipus Aegyptiacus, II (1), p. 209. Цель Кирхера — синтез всех мистических традиций. В этом отношении он — Пико делла Мирандола XVII в., однако он включает в сферу своих интересов страны, неизвестные Пико, — например, Мексику и Японию, куда уже добрались иезуитские миссии.

97 Ibid., II (2),р.480.

98 Ibid., II (1),р. 358.

99 См. выше, loc. cit.

100 Цитируется по: A Collection of Several Philosophical Writings of Henry More, second edition, London, 1662, The Immortality of the Soul (отдельная пагинация), p. 113.

101 Henry More, Conjectura Cabbalistica, в вышеупом. Collection (отдельная пагинация), p. 102.

102 Ibid., p. 1. На Мора, однако, оказали влияние и более поздние типы кабалы, нежели те, что были доступны в эпоху Возрождения; см. RJ.Z. Werblowsky, «Milton and the Conjectura Cabbalistica», J.W.C.I., XVIII (1955), pp. 94, 96.

103 Ibid., p. 3,

104 Ibid., p. 104.

105 E. A. Burtt, The Metaphysical Foundation of Modern Physical Science, London, 1932, pp. 127-136.

106 Immortality of the Soul, p. 96 (цитируется в Collection).

107 См. Ficino, p. 1849.

108 Ralph Cudworth, The True Intellectual System of the Universe, second edition, London, 1743, p. 281.

109 Ibid., pp. 285 ff.

110 Ibid., pp. 294 ff.


111 Ibid., pp. 308 ff.

112 Ibid., pp. 282 ff.

113 Ibid., pp. 281-282.

114 Ibid., pp. 319-320.

115 Ссылки на литературу, посвященную подлинности оракулов сивилл, см. выше, гл. I, прим. 20.

116 См. выше, гл. П, прим. 3.

117 В другом пассаже Кадворт вновь ссылается на Кирхера, утверждавшего подлинность писаний «обычно приписывавшихся Гермесу Трисмеги-сту» (ор. cit., р. 285).

118 Cudworth, op. cit., p. 320.

119 Ibid. loc. cit.

120 Ibid., loc. cit.

121 Ibid., р.321.

122 Ibid., р.326.

123 Ibid., pp. 326-327.

124 Ibid., p. 328.

125 Ibid., p. 331.

126 Ibid.,p.329.

127 Ibid., р.ЗЗЗ.

128 Возможно, «египетскую» точку зрения подтверждает недавно обнаруженная версия «Асклепия» на коптском языке; см. J. Doresse, The Secret Books of the Egyptian Gnostics, London, 1960, pp. 255 ff.

Date: 2015-09-17; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию