Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XVII





1 Посвящение De lampade combinatoria, Op. lat., II (ii), pp. 230—231. У Бруно, правда, был в Виттенберге друг — Альберико Джентили, великий юрисг, с которым он познакомился в Англии и который рекомедовал его университету (Documenti, pp. 85—86).

2 Documenti, p. 86.

3 Op. lat, II (ii), pp. 239-240.

4 Op. lat., II (ii), pp. 225 ff.

5 Op. lat., Il (üi), pp. 1 ff.


6 Ibid., pp. 336 ff.; ср. Bibliografia, p. 160.

7 Op. lat., III, pp. 259 ff.; ср. Bibliografia, p. 165. Есть еще одна рукопись этого произведения, с которой издатели справлялись при издании манускрипта Норова.

8 Op. lat., Ill, pp. 1 ff.; ср. Bibliografia, p. 164.

9 То есть в De umbris idearum («О тенях идей»), где образы расположены по тридцаткам; см. выше, с. 179.

10 То есть в De vinculis in genere («О сцеплениях вообще»), где «сцепления» расположены по тридцати рубрикам; см. выше, гл. XIV, прим. 38.

11 Op. lat., III, pp. 8-9.

12 Использование мысленных образов в герметизме составляет часть истории образов в классическом искусстве памяти.

13 Расположение по «тридцаткам» связано с луллизмом, что ясно по «Теням идей», где первая «тридцатка» понятий на колесе взята непосредственно из луллизма, или скорее псевдолуллизма (выше, с. 179, мы не стали обсуждать этот вопрос). В основе Искусства Луллия лежат божественные атрибуты, они же творческие причины, и число этих основных понятий меняется от искусства к искусству (см. мою статью «Ramon Lull and john Scotus Erigena», J. W.C.I., XXIII (1960), pp. 1 ff.). В одном из своих луллистских произведений Бруно обосновывает выбор именно «тридцати» (De compendiosa architectura artis Lullii, Op. lat., II (ii), p. 42). Бруно приспосабливает Луллия к собственным целям.

14 Ор. lat., III, pp. 9-37.

15 Ibid., pp. 37-43.

16 Ibid., p. 44.

17 Ibid., pp. 51-52.

18 Ibid., pp. 53-54, 60.

19 См. выше, с. 15 сл.

20 Op. lat., III, pp. 63-68.

21 См. выше, с. 67-68.

22 Op. lat., Ill, pp. 68-73; см. выше, с. 180.

23 Ibid., р. 142. Бруно, возможно, использовал Mythologia Наталиса Комеса [Natalis Comes] (с которой он, безусловно, был знаком, см. Bibliografia, р. 167), но анализ и толкование его «статуй» поражают сложностью и глубиной.


24 Op. lat., I (i), pp. 1 ff.

25 Ibid., p. 12.

26 Op. lat., I (i), pp. 20 ff. О генеалогии мудрости и включении в нее Лукреция и Палингения, см. выше, с. 222.

27 Ibid., pp. 21 ff. По крайней мере, так я понимаю невразумительные и восторженные образы, которыми Бруно выражает благодарность Виттенбергскому университету и призывает на него благословения небес.

28 См. выше, с. 258. В конце Виттенбергской речи есть образы нимфы и реки.

29 «Он высказывал намерение стать основателем новой секты под названием Новая философия» (Documenti, р. 60).

30 «Много раз он говорил, что в Германии в прошлые годы высоко ценились сочинения Лютера, но что теперь их больше не признают, ибо после того, как отведали его [Бруно] сочинений, не желают ничего иного. И что он основал в Германии новую секту, и, если его выпустят из тюрьмы, он вернется туда, чтобы учредить и оформить ее наилучшим образом, и хочет, чтобы она называлась сектой «джорданистов» (Sommario, р. 61; ср. тж. ibid., pp. 57, 59).

31 Подробнее об этом см. ниже, с. 360—365.

32 Documenti, р. 86.

33 Op. lat., I (iii), pp. 1 ff. В Праге Бруно также издал — точнее, переиздал — сочинение Луллия.

34 Spampanato, Vita di Giordano Bruno, p. 429.

35 Они пересняты с экземпляра в Национальной Библиотеке в Париже (Ris. D2 5278); только в этом экземпляре есть все чертежи (см. Bibliografia, р. 138).

36 In Op. lat., I (Ш), ed. Tocco e Vitelli.

37 Ту же редактуру в сторону большей стандартизации Токко и Вителли провели и с чертежами в De triplici minimo, вошедшем в тот же том Ор. lat. См. ниже, с. 283.

38 См. ниже, с. 283.

39 Op. lat., I (iii), pp. 78-80.

40 Ibid., pp. 20-21.

41 Ibid., p. 21.

42 Ibid., pp. 3-7.


43 Documenti, p. 86. Ассистент Джона Ди Эдвард Келли был в Праге одновременно с Бруно и пользовался очень сильным расположением императора (см. С. Fell Smith, John Dee, 1909, pp. 179 ff.).

44 Documenti, p. 51. О положении в Хельмштедте во время пребывания там Бруно см. Spampanato, Vita di Giordano Bruno, pp. 431 ff.; W. Boulüng, Giordano Bruno, London, 1914, pp. 214 ff.

45 Documenti, p. 52.

46 Op. lot., I (i), pp. 27 ff.

47 Ibid, p. 33.

48 В своем знаменитом сочинении De legationibus.

49 Op. lat., I (i), pp. 47 ff.

50 Ibid., p. 49; cp. Mclntyre, Giordano Bruno, pp. 60—61.

51 Op. lat, I (i), pp. 193-199 и Op. lat., I (iii), pp. 123-124.

52 Op. lat, I (i), p. 193.

53 Cm. Op. lai., Ш, introduction, pp. xxvii—xxix.

54 Documenti, p. 86.

55 Spampanato, Vita di Giordano Bruno, pp. 446 ff.

56 С другой стороны, многие поклонники Бруно считают De immenso лучшим его произведением.

57 Op. lat, I (i), pp. 191 ff. и Op. lot., I (ii), pp. 1 ff.

58 Op. lat, I (iii), pp. 119 ff.

59 Op. lot., I (ii), pp. 319 ff. Недавно в Йене были найдены рукописи двух небольших произведений Бруно, тесно связанных с De triplici minimo и De monade. Они изданы Дж. Аквилеккиа в Atti dell' Accademia dei Lincei, vol. XVII, 1962.

60 См. выше, с. 221.

61 См. выше, с. 273-274, 276.

62 Op. lot., Ill, p. 416.

63 Ibid., p. 535. Д.У. Сингер [Giordano Bruno, etc., p. 71) по поводу вечного движения «наименьших» говорит о «космическом метаболизме» у Бруно.

64 Op. lat., I (ii), pp. 171-172.


65 Op. lat., I (iii), pp. 277-283.

66 Op. lat, I (iii), pp. 253, 256.

67 Ibid., p. 323.

68 Ibid., p. 333.

69 De triplici minimo et mensura — в: Op. lat., I (iii), ed. Tocco e Vitelli, Firenze, 1899. Видимо, потому, что многие чертежи этого сочинения в других сочинениях приведены без звезд и прочих добавлений, Токко и Вителли сочли себя вправе рассматривать их как необязательные виньетки, которые можно безболезненно опустить.

70 «...nоn schemata solum ipse (i.e. Bruno) sua manu sculpsit, sed etiam operarum se in eodem correctorem praebuit» [«...не только чертежи он сам (то есть Бруно) собственной рукой гравировал, но даже в этом виде работ показал себя рационализатором»] [Op. lat., I (iii), р. 123). Не исключено, что печатник Вехель был связан с неким тайным обществом. Печатник с той же фамилией, Андреас Вехель, незадолго до того предоставил свой дом во Франкфурте для встреч путешественников со всей Европы (см. J.A. Van Dorsten, Poets, Patrons and Professors, Leiden, 1962, p. 30). Как известно, в свою первую поездку на континент у Андреаса Вехеля останавливался Филип Сидни. Но Иоганн Вехель, напечатавший книги Бруно, — все же другое лицо.

71 См. выше, с. 278.

72 Op. lot., I (ii), pp. 319 ff.

73 Agrippa, De occult. phil, Π, 4—13.

74 F. Tocco, Le fonti più recenti della filosofia del Bruno, Roma, 1892, p. 71.

75 Agrippa, De occult. phil, II, 5.

76 Op. lat., I (ii), pp. 358—369. Очень похожее размещение трех солнц в радуге изображено в качестве «знамения» на гравюре в одном из пророчеств Уильяма Лилли (W. Lilly, An Astrological Prediction of the Occurences in England, Part of the years 1648, 1649, 1650, напечатано Т.В., 1648).

77 R. Fludd, Utriusque cosmi historia, pars 2 (Microcosmi historia), Oppenheim, 1619, pp. 19 ff.

78 См. выше, с. 180.

79 «Ciccus Asculanus (tempus Iucis nactus)...» [«Циккус Эскуланец (достигший времени света»)...] Op. lat., I (ii), p. 467. Весь пассаж на pp. 466-468 основан на комментарии Чекко д'Асколи, как становится ясно при сравнении этого места с: Lynn Thorndike, The Sphere of Sacrobosco and its Commentators, Chicago, 1948, Commentary by Cecco d'Ascoli, pp. 396—399. Поэтому важно, что в этом контексте Бруно упоминает свою — утрачен-


ную — книгу о сфере («Et ego, in libro de sphaera» [«И я в книге о сфере»], р. 466). Выходит, что, по всей вероятности, и эта утраченная его книга основывалась на Чекко.

80 Ор. lat, I (ii), р. 466.

81 Thorndike, Sphere, p. 405; ср. во введении (ibid., р. 54) о том, что Астофон — изобретение Чекко.

82 Op. lat., I (ii), pp. 467-468; ср. Thomdike, Sphere, pp. 398-399, 407-408 и History of Magic and Experimental Science, II, p. 965. Согласно Чекко, демон Флорон был заключен в стальное зеркало посредством сильного заклинания и знал множество секретов природы. Это упоминается у Бруно в «Изгнании...» (диал. 1) по поводу северного созвездия Медведицы: «там, где маги стального зеркала доискивались оракулов Флорона, великого князя арктических духов» (Dial. ital, p. 617).

83 Bruno, Op. lat., I (ii), p. 473.

84 Op. lat., I (iii), p. 87.

85 Sigillus Sigillorum, Op. lot., II (ii), pp. 196-197.

Date: 2015-09-17; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию