Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 50





За 1 – 3 секунды просмотрите страницу подготовленного текста, определяя насыщенность ее информацией и используя навык негоризонтального перемещения взгляда, быстро найдите первую существенную мысль на странице, затем максимально быстро найдите вторую и все остальные существенные факты и мысли на странице, стараясь молниеносно уловить общий смысл текста.

Оценка информативной насыщенности необходима для того, чтобы выбрать соответствующий этой насыщенности уровень концентрации внимания. Определив на странице места с важными фактами, во время непосредственного чтения страницы особо концентрируйте внимание на этих фактах и, найдя их, тут же переходите к углубленному их прочтению привычным горизонтальным перемещением взгляда, т.е. к обычному построчному чтению. Усвоив существенную информацию, снова быстро переходите на негоризонтальное перемещение взгляда по слаломной кривой.

Старайтесь в каждом абзаце находить одну основную мысль – обязательно и несколько существенных второстепенных мыслей – желательно.

Найденные существенные мысли считывайте построчно горизонтальным перемещением взгляда, но как можно быстрее. Здесь допустимы возвратные движения взгляда к началу текста, передающего существенные мысли для углубленного их осмысливания.

Максимально используйте возможность домысливания текста и его широкого охвата вниманием.

Усвоив содержание страницы (или не усвоив, если вам так покажется), перейдите быстро к следующей странице.

Экономьте время буквально на всем. Не зевайте. Держите наготове руку для переворачивания страницы. Считывание существенной информации проводите за предельно ограниченное время.

Давайте рассмотрим пример перемещения взгляда по тексту при просмотровом чтении следующего текста:

Ученые * различают три * вида речных * бобров. Бобр * восточный когда-то встречался * по-всеместно вдоль речек на значительной * части территории России, * Польши, Норве-гии, * Швеции, Монголии и Северного Китая. * Российский зоолог Л.С. Лавров подразделя-ет * этот вид на подвиды: * норвежский, бе-лорусский, восточноевропейский, западно-сибирский, тувинский и монгольский. К на-чалу нашего века бобр * восточный был почти полностью * истреблен. Лишь кое-где * в лесной глуши * сохранялись очень редкие единичные * поселения этого зверя. В на-стоящее время ареал * бобра быстро * вос-станавливается.

 

Обратите внимание на следующие особенности:

- взгляд фиксируется в центре смысловых блоков или групп слов, связанных друг с другом по смыслу:

- взгляд может перемещаться по строке не только слева направо, (согласитесь, что не имеет значения перестановка «бобр восточный встречался повсеместно» или «встречался повсеместно бобр восточный»);

- небольшие, но допустимые для просмотрового чтения потери (20-40% от полного содержания текста) неизбежны при таком чтении (например, не было усвоено то, что бобр встречался «когда-то», хотя то, что он встречался в прошлом времени, устанавливается по глаголу «встречался»);

- узнав, что бобр встречался на значительной части какой-то территории, читатель тремя фиксациями узнает об этих территориях (возможно, теряя из списка Монголию);

- далее становится известно, что кто-то «российский» подразделяет вид восточного бобра на подвиды по месту обитания. Для этого достаточно проскользнуть взглядом над двумя строчками.

Со стороны такое чтение может выглядеть судорожным перелистыванием страниц текста. При этом может показаться, что текст вы почти не запоминаете. Но это только кажется. Как только начнете отвечать на вопросы, вы убедитесь, что запомнили и немало.

В течение всего времени работы с текстом требуется максимальная концентрация внимания, а также максимально возможное расширение поля восприятия.

Запомните это состояние предельного умственного эмоционального накала и постарайтесь удержать его на протяжении всего времени выполнения упражнения. Результат не замедлит сказаться.

При просмотровом чтении скорость достигает 6-12 тыс. знаков в минуту. Такая огромная скорость вполне резонно вызывает у многих сомнение в хорошем качестве усвоения. Однако при проверке оказывается, что текст усвоен достаточно хорошо! Более того, при просмотровом чтении обнаруживается на первый взгляд парадоксальная взаимосвязь: качество усвоения текста повышается с нарастанием скорости чтения. Происходит это потому, что при использовании отработанного навыка домысливания пропускаемых при чтении слов и выражений игнорируется большое количество несущественной информации, что в конечном счете приводит:

1) к значительному сокращению затрат времени, а следовательно, к повышению скорости чтения;

2) к возможности повышения уровня концентрации внимания на существенной информации за счет перераспределения внимания, т.е. к повышению качества усвоения;

3) в возбуждение ваш мозг во время просмотрового чтения, что создает благоприятные условия для наилучшего запоминания.

Сначала в первые два-три дня отработки навыка просмотрового чтения на очень высоких скоростях перемещения взгляда качество усвоения текста будет невысоким – 10-30% всего содержания. В последующие дня оно возрастет в среднем примерно до 40%, а к концу обучения достигнет 60-80%. Это при максимальной скорости 100 знаков в секунду!

Закономерны вопросы, каков критерий эффективности выполнения упражнения, как оценить, правильно ли оно делается.

На 1000 знаков должно затрачиваться не более 10 секунд. Исходя из этого, вы можете определить время чтения любого объема текста.

Еще один критерий: если по окончании чтения нескольких страниц вы в состоянии ответить не менее чем на 2-3 вопроса к каждой странице, то усвоение идет правильно, упражнение выполняется верно.

Способов установления качества усвоения достаточно много.

Контроль усвоения содержания текста производится путем мысленного пересказа, пересказа вслух, краткого письменного изложения содержания с последующей проверкой полноты и правильности какой-то одной части прочитанного или всего прочитанного в целом. Можно проверять себя повторным перечитыванием отдельно выбранной страницы. Можно попросить члена своей семьи проверить качество усвоения текста. Лучший способ отработки навыков просмотрового чтения – занятия вдвоем. Пусть ваш напарник внимательно ознакомится с текстом и, как только вы окончите чтение, просмотр текста, задаст вам конкретные вопросы по материалу текста. Одна минута дается вам для того, чтобы вспомнить только что прочитанное и сосредоточиться. Степень усвоения вами содержания текста подсчитывайте по десятибальной шкале: за полный ответ ставиться 10 баллов, за частичный – столько, сколько вам поставит контролирующий, за отсутствие ответа или неправильный ответ – 0.

Теперь по этой же шкале вы должны оценить себя сами. Затем сравните сумму набранных баллов в своей собственной оценке и оценке вашего экзаменатора.

Если ваша собственная оценка сильно занижена, значит, вам надо вырабатывать в себе большую уверенность.

Если при проверке окажется, что процент усвоения у вас слишком высок, более 60%, то это означает, что вы не используете просмотровую стратегию чтения, т.е. не читаете на предельно возможных для себя скоростях. В этом случае надо убыстрять чтение, используя навык мысленного прогнозирования. Следует твердо уяснить, что если на начальном этапе усвоено больше 60%, то это не стратегия просмотрового чтения, а просто чтение с высокой скоростью.

Если же, напротив, обнаружиться, что у вас низкий коэффициент усвоения содержания, а это огорчает, лишает уверенности в себе, то надо пересмотреть тексты, с которыми вы работаете. Возьмите более простые тексты. Поработав некоторое время с простыми текстами, можете вернуться к более сложным.

Тексты не должны содержать большого количества дат, названий, фамилий и т.п. На более легких текстах результаты будут выше, и у вас появится необходимая уверенность в своих способностях. Использование более легких текстов в данном случае явление временное, специальный прием, который обнаружит вашу способность читать и хорошо усваивать материал просмотровой стратегии чтения. При чтении с использованием стратегии просмотра преодолевается психологический барьер недоверия к возможности читать быстро и с хорошим усвоением, растет уверенность в эффективности быстрого чтения, и в итоге вырабатывается привычка читать быстро, качественно. В этом смысл стратегии просмотрового чтения.

Но скорость – все же не самоцель. Основным при просмотровом чтении остается то, что вы выносите при чтении, что остается в вашей памяти, как используются впоследствии полученные знания.

Примерно со второй недели выполнения этого упражнения рекомендуется во время просмотрового чтения делать выписки существенных фактов, причем не глядя. почти механически, не затрачивая на это специального времени. Это, безусловно, поможет освоению.

Date: 2015-09-17; view: 224; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию