Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерес к содержанию





 


Чтение, если читатель ценит время, проводится для того, чтобы познать ТОЛЬКО то, что принесет КОНКРЕТНУЮ ПОЛЬЗУ:

- то, что вызывает эмоции (которые доставляют КОНКРЕТНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ или которые формируют настроение, улучшающее здоровье или работоспособность КОНРЕТНОГО читателя и того, кому этот читатель перескажет прочитанное и передаст настроение, или которые разовьют в читателе КОНКРЕТНЫЕ чувства);

- то, что формирует знания, от применения которых в конкретном деле в конкретном месте и в конкретное время можно будет получить КОНКРЕТНУЮ ПОЛЬЗУ.

Только не нужно ни бояться, что с такой позицией можно превратиться в «человека с узким кругозором» и т.п., ни стесняться превратить чтение исключительно в ПРИЯТНОЕ для ДУШИ и ПОЛЕЗНОЕ для ДЕЛА, т.е. в ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

Говоря откровенно, кажется, что лучше стесняться того, что, прочитав немало «вроде бы полезных текстов», не получили конкретных результатов, и лучше стесняться того, что бездарно потеряли время, читая тексты, которые на первый взгляд казались, что «когда-нибудь пригодятся», и результате превратились в Плюшкина, собирающего в голове содержание текстов «на всякий случай». А чтобы не оставалось сомнений, нужно просто перебрать по памяти прочитанные вами ранее тексты и проанализировать их на «ПОЛЕЗНОСТЬ».

Но достаточно ли ПОНЯТЬ УМОМ, какие тексты следует читать, а какие – нет, чтобы на практике не ошибаться, теряя время на чтение текста, показавшегося интересным?

Как показала практика, только сознательный подход БЕЗ МЕТОДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ в подобных случаях не дает положительных результатов. К сожалению, ни в школе, ни в вузах не обучают направленно вызывать интерес к содержанию читаемого (особенно когда интереса нет или когда «предмет просто противен») и не приучают читать с интересом регулярно. Иными словами, там, где ОБУЧАЮТ ПРЕДМЕТАМ, НЕ ОБУЧАЮТ ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТАМ (пытаясь «привить» интерес к предметам в каждом отдельном случае) и НЕ ПРИУЧАЮТ РЕГУЛЯРНО ЧИТАТЬ С ИНТЕРЕСОМ. Предлагаемые ниже упражнения научат вас вызывать интерес к содержанию текста и приучат делать так всегда.

 

УПРАЖНЕНИЕ 15. Перед началом чтения конкретного текста вспомните все, что вы знаете по данной теме (проблеме). Во время чтения каждый новый факт, каждую новую мысль текста сравните с одной или несколькими имеющимися в памяти аналогичными фактами или мыслями.

УПРАЖНЕНИЕ 16. Перед началом чтения текста вспомните все, что вам уже известно по теме данного текста, и в письменном виде изложите все факты и мысли. Просмотрев полученные записи, осмыслите каждую отдельную вспомнившуюся единицу информации как часть целой темы (проблемы). Попытайтесь продумать возможные взаимоотношения между единицами информации: что с чем взаимосвязано, что с чем взаимодействует. Ответьте на вопрос: «Какой информации недостает в получившейся взаимосвязанной системе фактов и мыслей, чтобы система оказалась полной, целостной?» Найдите, на какие вопросы по данной теме (проблеме) нельзя ответить используя только то, что вы вспомнили.

Теперь, медленно читая текст, одновременно проделайте следующих 3 действия:

- оцените, какая информация из прочитываемого текста оказалась вам знакомой, известной;

- заполните пробелы в изображенной вами на бумаге системе фактов и мыслей, используя факты и мысли из прочитанного текста;

- установите взаимоотношения между информацией, которую вы вспомнили, и информацией из текста.

Разъяснения к этим упражнениям.

Интерес (на эмоциональном уровне – внешне, на нейрофизиологическом – в действительности) проявляется тогда, когда читателем ОЦЕНИВАЕТСЯ (оценивает мозг, измеряя разность потенциалов) РАЗНОСТЬ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ЗНАНИЙ, имеющихся в памяти и извлеченных из текста.

 

 

Причем, если уровни (из текста и из памяти) находятся высоко, т.е. на высоко значимом уровне, то разность между ними будет более ощутимой эмоционально («Вот это да, я-то думал что это так, а на самом деле немного по-другому!!!»), чем если бы эта же разность обнаружилась на более низких по значимости для читателя уровнях («Конечно, я теперь понимаю, что думал по-другому, да и ладно, это не столь важно…»), то интерес к прочитанной информации в первом случае будет большим, чем во втором случае:

 

 

где а) более интересно воспринимается читателем, чем случай б), хотя разность между уровнями в б) большая, чем в а).

Следовательно, для того, чтобы вызывался интерес к каждой отдельной части читаемого текста, а следовательно, и ко всему тексту целиком, нужно во время считывания конкретной информации иметь в активной памяти (в готовом виде на «поверхности» памяти, чтобы не вспоминать долго) также вполне конкретную информацию для сравнения ее со считываемой информацией. А для этого соответственно нужно до начала чтения вспомнить информацию по теме текста и осмыслить ее. Причем желательно, чтобы вспоминаемая информация была высоко значимой (увлекательно, нужной) для читателя.

Как вы, наверное, поняли, для того, чтобы сформировался интерес к чтению текста по какой-то конкретной области знаний, нужно, чтобы уже до начала чтения кое-что вспомнилось по данной тематике.

 

ЧТОБЫ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ, НУЖНО ЗАРАНЕЕ МНОГО ПРОЧИТАТЬ!

 

Но как же быть, если вы начинаете читать о том, о чем раньше еще не читали (статью о какой-либо неизвестной планете, новый роман с новым героем)? Нет. Ведь, как правило, читатель начинает чтение, предварительно составив хотя бы приблизительное представление о его содержании по мнениям друзей, по оглавлению, по заглавию (например, газетной статьи). Этого уже достаточно, чтобы еще до начала чтения иметь в памяти информацию высокого уровня значимости. И, конечно же, следует принять во внимание такую человеческую способность, как воображение: достаточно человеку хотя бы назвать тему или намекнуть о чем может пойти речь в статье (допустим о том, о чем даже нельзя было бы вообразить – о стульях с мягкими ножками, которые можно устанавливать на стенах комнаты…), как тут же подключается воображение, и через мгновение в голове читателя уже будут роиться различные варианты мыслей и фактов по данной тематике (не правда ли, что вы уже представили эти необыкновенные стулья и задумались о том, для кого они, как они крепятся к стенам, насколько удобно на них сидеть и т.д.)


 

 

Date: 2015-09-17; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию