Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика в середине и второй половине XVI века





ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОСКОВСКОГО

ГОСУДАРСТВА В ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА IV ГРОЗНОГО

Внутренняя политика в середине и второй половине XVI века

После смерти Василия III в 1533 г. великим князем стал его трехлетний сын Иван IV. Сразу после этого удельные князья — братья Василия III предприняли попытку свергнуть Ивана IV и ставшую фактической правительницей его мать Елену Глинскую. Располагая большими материальными ресурсами, удельные князья и бояре вели борьбу за сохранение своих прав и привилегий и ограничение усиливавшейся власти московского великого князя. Они хотели возвести на престол дмитровского князя Юрия Ивановича, но потерпели поражение. Не удалось и выступление дяди Ивана IV удельного князя Андрея Старицкого, требовавшего увеличить его удел. Через несколько лет после еще одного мятежа он был «уморен под железной шапкой». Старицкий удел был ликвидирован, но впо­следствии, в 1541 г., восстановлен и передан сыну Андрея Владимиру Старицкому. В 1534 г. было подавлено выступление дяди Елены Глинской Михаила Глинского, опиравшегося на удельных князей Вельских, Воротынских, Трубецких.

Подавляя выступления феодальной знати, лавируя между раз­личными группировками феодалов, правительство Елены Глинской продолжало вести курс на укрепление великокняжеской власти. Оно ограничило податные и судебные льготы церкви, поставило под свой контроль рост монастырского землевладения, запретило поку­пать земли у служилых дворян. Для упорядочения финансовой сис­темы в 1535 г. была проведена денежная реформа. Был уменьшен вес монеты, что устранило разнобой между московской и сохраняв­шейся еще новгородской денежными системами.

В период правления Елены Глинской началась реформа управ­ления на местах. Там вводились губные (губа — административный округ) учреждения. Из среды местных служилых людей избирались «излюбленные головы». В их ведении находились вопросы судопро­изводства по наиболее важным делам, прежде всего о «разбое» и «татьбе». Под этим понимались выступления против правительства, феодалов, кража их имущества. В Москве для надзора за деятель­ностью губных учреждений был создан специальный Разбойный при­каз. В городах из местных дворян назначали «городских приказчиков». Реформа местного управления была направлена на ограничение пол­номочий бояр-кормленщиков, управлявших на местах.

В начале 1538 г. умерла Елена Глинская. Править стала боярская группировка, во главе которой стояли бояре Шуйские. Они начали активно расширять свои вотчинные владения. В 1539 г. их оттеснили от власти бояре Вельские. В 1542 г. в результате переворота к власти опять пришли Шуйские, оттесненные от нее в 1547 г. Глинскими.

Борьба феодальных группировок имела следствием ослабление центральной власти, усиление произвола бояр-кормленщиков. От рас­прей феодалов страдало население. Увеличился уход крестьян и го­рожан на окраины, подальше от господ, от властей. Возросло ко­личество покушений на жизнь и имущество феодалов. Ослабление центральной власти вело к усилению набегов Казанского и Крымского ханств. Например, в 1537—1538 гг. Казанское ханство совершило набеги на земли к северу от Волги. Результатом их было разорение этих земель и увод в казанский плен 100 тыс. человек.

Обострение положения внутри страны, усиление внешней опас­ности привели некоторых дальновидных политиков к выводу о не­обходимости поисков компромисса между враждовавшими феодаль­ными группировками. Компромисс должен был стать основой про­ведения ряда реформ для укрепления государства. Первым шагом на пути упрочения центральной власти было венчание Ивана IV на царство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 году. Это по тогдашним понятиям резко возвышало Ивана IV над русской знатью и уравнивало его с западноевропейскими государями.

Окончательным толчком к поиску компромисса и проведению реформ послужил для феодалов рост народного недовольства, вы­разившийся в городских восстаниях 1547 г. в Устюге Великом, Опочке, Пскове и особенно в Москве, оживлении еретического движения. В этой обстановке царь и поддержавшие его представители пошедших на компромисс феодальных группировок начали проведение реформ, направленных на укрепление центральной власти и ее социальной опоры — служилого дворянства.

Выражением компромисса между феодалами явилась «Избранная рада» — круг приближенных к царю лиц, названный так князем Андреем Курбским в одном из его писем царю. В «Избранную раду», например, входил Алексей Адашев — представитель незнатных, но крупных землевладельцев; духовенство было представлено мит­рополитом Макарием и духовником царя протопопом Благовещен­ского собора Сильвестром; княжеско-боярскую знать представляли князья Андрей Курбский и Михаил Воротынский, приказную адми­нистрацию — дьяк И. М. Висковатый.

В 1549 г. впервые в истории России был созван Земский собор — совещательный орган, где были представлены аристократия, духо­венство, служилые люди. Впоследствии в соборах участвовали также представители купечества и городской верхушки. Созыв Земских соборов означал установление в России сословно-представительной монархии. Они не ограничивали власть царя, а служили для совета и опоры в проведении внутри- и внешнеполитических мероприятий. В Земских соборах политика компромиссов между различными слоями феодалов получила наиболее яркое выражение. На соборе 1549 г. было принято решение о создании нового Судебника. Дворяне были освобождены от подсудности бояр-наместников и по всем судебным и административным делам перешли в ведение государства.

В 1550 г. был принят Судебник. Власть наместников ограничи­валась, отменялись податные льготы монастырей. Судебник под­твердил ограничение перехода крестьян неделей до Юрьева дня и неделей после, но плата за пожилое была увеличена на 2 алтына (алтын — 3 коп.).

В 1550 г. на время военных походов было ограничено местничество при назначении на командование войсками. Одновременно в Московском уезде решили испоместить 1070 дворян («избранную тысячу»), которая должна была стать опорой царя и ядром дворянского опол­чения. Тогда же было создано стрелецкое войско — 3000 человек, вооруженных пищалью и бердышом, мечом или саблей. Они были разделены на 6 «приказов» (полков) по 500 человек каждый. К концу XVI в. в России было уже 25 тыс. стрельцов. В это войско могли поступать свободные люди. За службу стрельцам выдавались кол­лективные земельные «дачи», из которых каждый стрелец получал надел для личного пользования. Тем, кто не имел надела, полагалось денежное и хлебное жалованье. Так как оно платилось нерегулярно из-за постоянной нехватки денег в казне, стрельцы вынуждены были заниматься ремеслом и торговлей, что отвлекало их от службы.

В 1556 г. было принято «Уложение о службе», регулировавшее военную службу дворян. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли (десятина— 1,09 га). С каждых 150 десятин бояре и дворяне выставляли одного воина с лошадью и вооружением. Дворянам за службу также платили денежное жалованье.

Развитие государства требовало денег. В 1550 г. была проведена реформа налогообложения. Единицей определения доходности земли (в зависимости от ее качества), с которой брали налоги, стала «соха». Вновь основываемые феодалами слободы в городах лишались по­датных и судебных льгот.

В 50-е годы была создана система приказов. В ее основе лежали принципы нераздельности судебной и административной властей. Приказы были функциональные, территориальные, дворцовые и об­щегосударственные. Границы их деятельности были часто противо­речивы.

В 1554 г. было прекращено предоставление податных и судебных льгот светским феодалам. В 1555—1556 гг. была отменена система кормлений (содержание должностных лиц за счет местного населения). В пограничных городах для управления войском назначались слу­жилые люди — воеводы, со временем получившие судебно-административную власть. Во всех других местах выбирались земские ста­росты из зажиточных черносошных крестьян и верхушки торговых людей. Они занимались раскладкой налогов и повинностей и вершили судебные дела. Эта реформа усилила централизацию управления на местах, так как земские старосты подчинялись правительственным учреждениям. Надзор за деятельностью земских старост осуществляли губные старосты.

Проведенные в 50-е годы реформы усилили центральную госу­дарственную власть и ее социальную опору — служилое дворянство.

Усиление государства, ослабление позиций феодальной знати вновь поставили вопрос о месте церкви в государстве и ее отношениях с царской властью. В 1551 г. был собран церковный собор, вошедший в историю как Стоглавый. Такое название он получил за то, что его постановления состояли из ста глав. На соборе, собранном по инициативе царя и митрополита, присутствовали и служилые люди. По предложению царя, нуждавшегося в поддержке церкви, он одобрил Судебник и проводимые реформы. Был оформлен общерусский пан­теон святых, приняты меры по наведению порядка в поведении церковников.

На соборе вновь вспыхнула борьба между нестяжателями и ио­сифлянами по вопросу о церковном землевладении. Победу вновь одержали иосифляне. В основном церковь сохранила свои земли. В то же время царская власть установила контроль над ростом церковного землевладения. Церковь по решению собора должна была вернуть прежним владельцам земли, полученные от них после 1533 года. Впредь она могла приобретать и продавать земли только с разрешения царя. На Стоглавом соборе между церковью и царской властью вновь был заключен компромисс.

Сосредоточение все большей полноты власти в руках царя, стрем­ление Ивана IV добиться беспрекословного подчинения феодалов заставляли их становиться в оппозицию. Они по-прежнему стремились сохранить свои права и привилегии и претендовали на разделение власти с царем. Усиление оппозиции Толкало властного, подозри­тельного и жестокого Ивана IV к крайним мерам. Царь считал, что он, божий избранник, должен иметь неограниченную власть и что все люди в государстве являются его холопами.

В конце 1564 г. Иван IV покинул столицу. В январе 1565 г. он прислал в Москву из Александровой слободы (ныне г. Александров) два послания. В одном, обращенном к духовенству и служилым людям, царь обвинял в измене князей и бояр и из-за этого отказывался от престола. В другом, адресованном посадским людям, он повторил то же, но добавил, что на посадских людей у него гнева нет. Задумка царя была достаточно проста: используя веру масс в «доброго царя», борющегося за народ с богатинами-боярами, добиться того, чтобы простые люди попросили его вернуться на царство.

Своей цели Иван IV достиг. Из Москвы в Александрову слободу была направлена депутация, просившая царя Ивана вернуться. Этого ему и было нужно. Переговорив с депутацией, царь согласился ос­таться на царстве, но при условии, что его власть будет неограни­ченной, что он своей волей будет карать изменников: одних казнить, отбирать их имущество, на других класть свою опалу. Для этого он устраивает государев удел — опричнину. Иным путем получить неограниченную власть царь не мог, так как в то время не считаться с Боярской думой и княжеско-боярской аристократией был не в со­стоянии даже Иван IV.

Объявив о создании опричнины (от слова «опричь» — кроме), царь начал по своему усмотрению отбирать в государев удел тер­ритории — лучшие для земледелия, а также те, которые были важны в военно-стратегическом плане.

С остатками децентрализации Иван IV решил бороться методами феодальной раздробленности. Феодальная аристократия выступала за сохранение вотчинного удельного порядка, а потому удел Ивана IV оказывался вне их претензий.

Создавая опричнину, царь выселял оттуда многих вотчинников-бояр в земли земщины, т. е. той территории, которая не входила в опричнину. Земщиной управляла Боярская дума. В опричнине был создан «государев двор» и организовано особое войско, ставшее своего рода полумонашеским-полурыцарским орденом, основанным на щедрых денежных и земельных подачках, беспрекословном под­чинении царю. Состав опричников был довольно пестрым. В их число входили дворяне, представители княжеско-боярской аристо­кратии, иностранцы-наемники. В опричнине был создан государст­венный аппарат с опричной думой. Опричнина стала мощной воен­но-карательной машиной в руках царя.

Учреждая опричнину, Иван IV выговорил себе право казнить бояр без суда и следствия, что и было ее главной целью. Жестокий, маниакально подозрительный, часто впадавший в приступы бешеного гнева, аморальный и одновременно с этим глубоко религиозный, Иван IV развязал массовый террор в стране. Он был направлен против всего ее населения. Чтобы подавить людей думающих и рассуждающих, царь нагнетал атмосферу всеобщего страха, казнил правых и виноватых, сторонников и противников.

Сразу после начала опричнины был ликвидирован Старицкий удел. Его князь, двоюродный брат Ивана IV, вместе с семьей был отравлен. Последнее реально существовавшее удельное княжество прекратило свое существование.

Опричнина вызвала недовольство и озлобление. Митрополит Афа­насий отказался поддерживать царя в его деяниях и ушел с поста «по болезни». Казанский епископ Гермоген, выступивший против опричных казней, был сослан, Митрополитом стал Филипп, в миру боярин Колычев.

В 1566 г. на Земском соборе довольно весомо было высказано недовольство опричниной. После этого последовали новые казни. В 1567 г. был казнен боярин И. П. Федоров и его сторонники, го­товившие арест царя. Против опричнины выступил митрополит Фи­липп. Он отказал царю в благословении, после чего был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Там он был задушен одним из самых приближенных опричников царя Малютой Скуратовым. Низложение митрополита Филиппа было шагом к лишению церкви ее относи­тельной самостоятельности.

В 1569—1570 гг. Иван Грозный совершил с опричным войском поход на Новгород, население которого якобы решило отойти под власть Великого княжества Литовского. По пути опричники жгли города и села, грабили их жителей. Были разгромлены Клин, Тверь, Торжок. Вступив в Новгород, опричники начали расправу с его населением. Разгром города продолжался 40 дней. Потери, которые понесла наиболее развитая в хозяйственном отношении часть России, были огромны.

Недовольство опричниной в стране нарастало. Росло оно и в опричнине. Казни «изменников» начались в ней самой. Опричная политика все больше ослабляла страну. Ухудшалось положение России в Ливонской войне. В 1571 г. последовал удар Крымского ханства. Хан Девлет-Гирей вторгся в Россию и сжег Москву. Все это привело к тому, что в 1572 г. Иван IV отменил опричнину и запретил даже упоминать это слово.

Субъективно Иван Грозный преследовал, вводя опричнину, одну цель — укрепление своей самодержавной власти. Объективно она спо­собствовала централизации страны, так как нанесла удар по остаткам феодальной раздробленности. Однако цель не оправдала средств. Последствия опричнины для России были трагичны. Наряду с Ли­вонской войной она привела к тому, что в конце века Россия оказалась в тяжелейшем экономическом кризисе. Опричнина способствовала укреплению режима личной власти и, в определенной мере, станов­лению деспотического характера русского самодержавия, превратив­шего и феодалов, и крестьян в своих холопов. Она помогла утверждению в России крепостного права и повлияла на формы, в которых оно развивалось.

Уже современники Ивана IV высказывали разные оценки личности и деятельности царя. Этот спор продолжается доныне и в нашей стране и за ее рубежами. Весьма противоречивые мнения об Иване Грозном можно объяснить как противоречивостью личности самого царя и его политики, так и противоречиями, которые были характерны для той эпохи развития Российского государства. Умный и подо­зрительный, жестокий и дальновидный, образованный и суеверный, настойчивый и непоследовательный, энергичный и знавший периоды глубокой депрессии, Иван IV был, видимо, человеком психически неуравновешенным. Особенности его психики с годами сказывались все сильнее, и это накладывало отпечаток на событийную историю страны.

Если же говорить о глубинных исторических процессах XVI в., то они диктовали необходимость развития и укрепления Российского государства в форме централизованной феодальной монархии. Дей­ствуя в данных исторических условиях, Грозный мог содействовать или мешать этим процессам, но изменить их он был не в силах.

Объективно развитие России в XVI в. не могло пойти по пути Речи Посполитой со свойственной ей шляхетской «демократией». Исторические условия, в которых оказалась Россия, диктовали ей тот путь, которым она шла.

XVI век в истории России, как и в других странах, был движением вперед, и проходил он с кровью, войнами, насилием, угнетением. Однако в России эта общая закономерность приняла более жестокие и тяжелые формы.

 

Date: 2015-09-17; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию