Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронология межгосударственных отношений





Началом международных отношений между Россией и Белоруссией как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году.

Потенциальный союз двух восточнославянских государств отнюдь не всегда расценивается как благоприятное геополитическое изменение и ближайшими европейскими соседями, и странами Запада в более широком смысле — членами Евросоюза, НАТО, США. В целом для западноевропейских политиков характерно мнение о нежелательности усиления интеграционного процесса вокруг России.

Внутри Белоруссии объединению с Россией в единое государство противостоят разнородные оппозиционные группы, опасающиеся обрусения белорусской нации и превращения Белоруссии из независимого государства в российскую провинцию. Большинство таких оппозиционных групп не скрывают факты финансирования их со стороны различных западноевропейских организаций.

С другой стороны, белорусское политическое руководство использует идею объединения двух государств как своего рода политический инструмент в отношениях как с самой Россией, так и с Западом.

АлександрЛукашенко начал активно разыгрывать эту тему ещё во время своих первых президентских выборов в июле 1994 года. Став главой государства, он использовал её для политического и экономического торга с Москвой.

Соглашение о Таможенном союзе и Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве также положительно сказались на взаимоотношениях двух стран и разрушили некоторые грани.

Между Президентом России Ельциным и Президентом Белоруссии Александром Лукашенко появилась идея о создании Сообщества России и Белоруссии. В тот момент это было выгодно и Ельцину, которого через два месяца ожидали президентские выборы, и Лукашенко, который надеялся возглавить союзное государство.

Вскоре выяснилось, однако, что каждая из сторон хотела бы получить собственную выгоду от объединения. При подготовке проектов союзного договора Москва настаивала на ускорении приватизации белорусских предприятий и демократизации политической жизни в республике. Минск, в свою очередь, требовал наделения высших законодательных и исполнительных органов нового союзного объединения правом выносить решения, которые были бы обязательны к исполнению в обоих государствах.

Борис Ельцин, не располагавший полной поддержкой Государственной Думы, отказался подписать белорусский вариант союзного договора. Документ, который был подписан 2 апреля 1997 года, — новый договор о преобразовании Сообщества в Союз — не содержал конкретных обязательств. Это дало возможность Александру Лукашенко обвинить российское руководство в том, что оно не готово к объединению.

Отношения между Москвой и Минском ухудшились- разразился политический скандал, начавшийся с задержания в Белоруссии российских журналистов по обвинению в незаконном пересечении белорусско-литовской границы. Для того, чтобы добиться их освобождения, Россия прибегла к политическому и экономическому давлению. После этого разговоры об объединении затихли надолго. В России стало своеобразной традицией поручать решение вопросов объединения России и Белоруссии руководителям, которые по своей или чужой воле уходили от активной политической жизни.

25 декабря 1998 были подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии (предполагающая введение единой валюты), договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Перед самым уходом Ельцина со своего поста, Договор о создании Союзного государства был наконец подписан. Стороны обязались активизировать подготовку единого Конституционного акта и вынести его на всенародное обсуждение.

Однако смена высшего политического руководства в России привела к очередному сдерживанию процесса интеграции. Владимир Путин долго присматривался к своему партнёру, пока в 2002 году президент Белоруссии не представил новую инициативу, согласно которой союзным государством президенты могут руководить по очереди. Путин сначала отверг эту идею напрочь (заявив, что возврата к СССР не будет) но вскоре предложил свой собственный план действий - провести референдум по союзной конституции, а через полгода, одновременно с российскими парламентскими выборами, провести выборы союзного парламента и президента.

Путин предложил при формировании руководящих органов союзного государства учитывать экономический вес и численность населения участников. Александру Лукашенко фактически предлагался вариант вхождения Белоруссии в состав России, а ему самому — должность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Белорусском федеральном округе. В ответ на это Лукашенко обвинил Путина в попытках превратить Белоруссию в «90-й субъект Федерации» (а точнее — в 6-7 новых субъектов федерации (по количеству областей), которые потеряли бы единство)

Периодический обмен язвительными замечаниями между двумя руководителями продолжался длительное время. При этом реальные интеграционные процессы постоянно откладывались. Так в октябре 2003 Александр Лукашенко заявил, что введение единой валюты не имеет смысла. Это означало отмену перехода на единую для России и Белоруссии валюту — российский рубль, намечавшегося на 1 января 2005.

Не решается и вопрос о создании совместного газотранспортного консорциума. Экспортный российский газ проходит через территорию Белоруссии по двум транспортным системам -газопроводу Ямал-Европа, который полностью принадлежит «Газпрому» и проложен на земле, взятой им в долгосрочную аренду, и газотранспортной системе «Белтрансгаз». «Газпром» уже не первый год ведёт переговоры с Белоруссией о приобретении 50 % акций этой системы, но переговоры пока ничего не дают. Россия время от времени использует «Газпром» — для давления на Белоруссию. Ещё в апреле 2002 года «Газпром» договорился о поставках газа в Белоруссию по $29 за 1 тыс. куб. м в обмен на создание к июню 2003 года совместного предприятия на базе «Белтрансгаза». СП так и не создали, поскольку стороны не сошлись в цене («Газпром» оценил компанию в $600 млн, а Минск — в $5 млрд). Тогда «Газпром» объявил о повышении цены в 2004 году до $50. В ходе переговоров Россия трижды приостанавливала поставки газа, после чего Александр Лукашенко обвинил Россию в шантаже, пригрозил выйти из всех договоров с ней и потребовал от своего правительства подписать договор «на условиях Путина». Белоруссия не особенно пострадала от отключения, поскольку она просто забирала на свои внутренние нужды газ, направлявшийся в Калининградскую область, Литву и Польшу.

Александр Лукашенко, со своей стороны, время от времени делал заявления о готовности отвернуться от России и начать сотрудничество с Западом. Однако западные политики чем дальше, тем всё менее расположены идти на какое-либо сотрудничество с ним, особенно после того, как 17 октября 2004 был проведён всенародный референдум, по результатам которого из Конституции страны было изъято положение об ограничении президентства двумя сроками. Это позволило Александру Лукашенко вновь выставить свою кандидатуру на президентских выборах 2006 года.

После того, как Белоруссия оказалась в международной изоляции, Александр Лукашенко активизировал меры по укреплению сотрудничества с Россией. Этому способствовала и череда «цветных революций» на постсоветской территории, и объединение против «недемократической» Белоруссии руководителей бывших советских республик — Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана — в рамках ГУАМ, произошедшее в 2005.

В октябре 2004 Россия осудила введение американских экономических санкций против Белоруссии, заявив следующее: «Мы не поддерживаем применения инструмента санкций в принципе. Санкции должны применяться адресно и не затрагивать интересы населения» (МИД РФ Сергей Лавров).

В марте 2005 «Газпром» вновь заявил о повышении тарифов, но по указанию Владимира Путина их сохранили неизменными и на 2006 год, в то время как для всех остальных покупателей российского газа цены были подняты.

В октябре 2005 председатель Госдумы Борис Грызлов объявил о том, что 15 ноября 2005 проект Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии, несколько лет обсуждавшийся рабочими группами, будет представлен на рассмотрение Высшего совета Союзного государства (включающего президентов и премьер-министров обоих государств), после чего он будет вынесен на референдум. Этого не произошло.

В 2005 Александр Лукашенко чаще каких-либо других руководителей стран СНГ посещал Россию и встречался с Владимиром Путиным. Однако вопрос о подписании Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии так и не был решён. Переговоры о единой валюте зашли в тупик. Александр Лукашенко оценивает ежегодный прямой ущерб от введения единой валюты для Белоруссии в $1,8 млрд и желает, чтобы ей его компенсировали.

Весной 2006 в Белоруссии состоялись президентские выборы, в результате которых Александр Лукашенко вновь был избран на свой пост. Согласно его последним заявлениям на пресс-конференции с представителями украинских СМИ, он вынужден был «фальсифицировать» результаты выборов — обнародовать более низкое число голосов, чем он реально получил. По его словам, в тот день его поддержали 93,5 % избирателей. Однако, во избежание критики из-за рубежа и в связи с тем, что достигнутый им результат оказался, по его словам, не слишком «европейским», Лукашенко якобы отдал распоряжение Центральной избирательной комиссии снизить показатель электоральной поддержки на 10 %. Вскоре после подведения итогов выборов «Газпром» объявил о грядущем резком повышении цен на российский газ для Белоруссии — в контракте на 2007 была предложена стартовая цена газа на уровне $200 за тысячу кубометров.

В середине 2006 года Россия вышла из межправительственного соглашения 2002 г. В конце августа 2006 МИД России направил Белоруссии ноту о том, что Россия в одностороннем порядке прекращает выполнение пакетных соглашений о поставке в Белоруссию газа по внутрироссийским ценам, поскольку вопрос о передаче «Газпрому» 50 % акций «Белтрансгаза» так и не решён. Срок соглашения истекает в апреле 2007 года.

29сентября Александр Лукашенко провёл пресс-конференцию для представителей российских региональных СМИ. На ней были затронуты темы строительства Союзного государства, цены на газ для Белоруссии и другие вопросы. Ниже приводятся некоторые высказывания Лукашенко:

Отвечая на вопрос о перспективах принятия конституционного акта Союзного государства, он, в частности, отметил:

Мы предложили вариант Конституционного акта. Даже больше скажу: мы создали совместную белорусско-российскую комиссию, которую возглавляют с вашей стороны Грызлов, с нашей стороны — председатель Палаты представителей Коноплёв. И они уже договорились, специалисты и депутаты, и выработали проект Конституционного акта. Но совсем недавно, когда этот проект должен был лечь на стол Высшего государственного совета, двух президентов, членов Госсовета для одобрения и рекомендаций на референдум, вдруг из АдминистрацииПрезидента Российской Федерации пришли в Конституционный акт, который был выработан, исключающие дополнения — и снова процесс застопорился. То есть мы не можем принять основополагающую вещь — нашу Конституцию.

17 октября на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Александр Лукашенко обсудил возможности поставки азербайджанской нефти в Белоруссию.

В конце ноября произошёл российско-белорусский скандал во время саммита СНГ в Минске. В знак протеста против отказа белорусских властей предоставить аккредитацию нескольким российским журналистам, представлявшим газеты «Московский комсомолец» и «Коммерсант», российские журналисты покинули саммит, проигнорировав итоговую пресс-конференцию.

12декабря российское правительство приняло решение о том, что «в целях защиты экономических интересов России» с 1 января 2007 российские поставки нефти в Белоруссию, как и в остальные страны, должны облагаться таможенными пошлинами (экспорт российской нефти в Белоруссию не облагался пошлиной в соответствии с соглашением о Таможенном союзе от 12 мая 1995 года). По подсчётам экономистов, эта мера приведёт к потере белорусским бюджетом $1,7-2 млрд в год. Соглашение о Таможенном союзе предполагало, что пошлины на экспорт нефтепродуктов из Белоруссии, получаемые белорусским бюджетом, будут делиться между бюджетами двух стран. Однако за прошедшие годы из бюджета Белоруссии ни разу не перечислялась какая-либо доля пошлины в бюджет России.

Через несколько дней в Кремле состоялись переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко, приуроченные к заседанию Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии. Ни по одному из спорных вопросов (введение пошлин на экспорт нефти, увеличение цены на поставки российского газа и создание российско-белорусского СП на базе «Белтрансгаза») компромисса достичь не удалось. Президент Белоруссии, однако, отказался от традиционных резких комментариев в адрес России.

Реализация этих планов грозит Белоруссии экономическим спадом и серьёзными социальными потрясениями. В связи с этим белорусская оппозиция выразила обеспокоенность тем, что Александр Лукашенко в этой ситуации будет вынужден пересмотреть своё негативное отношение к дальнейшей интеграции двух государств.

19декабря 2006 посол США в Минске Кэрен Стюарт сделала неожиданное заявление о том, что США не признают результатов референдума о создании единого государства России и Белоруссии. Это заявление было сделано в ответ на слова госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Павла Бородина, который высказался за проведение референдума по объединению двух стран и добавил, что 2007 год будет «решающим в деле строительства единого государства».

По словам американского посла, предлагаемый референдум был бы недемократическим: «С учётом нынешней ситуации в Белоруссии ни один референдум не может быть проведён так, чтобы убедить нас в том, что он является свободным выражением воли белорусского народа».

Тем временем 26декабря заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев объявил, что «Газпром» постепенно снизил запрашиваемую цену и готов поставлять Белоруссии газ лишь по $105, из которых «живыми деньгами» Минск мог бы платить $75, а остальное — акциями «Белтрансгаза», исходя из оценки компании $5 млрд (в итоге «Газпром» хотел получить 50 % его акций). Но Белоруссия продолжала настаивать на поставках газа по ценам Смоленской области (в 2007 г. — $54,2 за 1000 куб. м).

27 декабря Алексей Миллер пригрозил прекратить поставки газа с 1 января 2007, если Белоруссия не согласится покупать газ по более высокой цене. Белорусская же сторона была уверена, что «Газпром» не сможет прекратить поставки газа в Белоруссию, поскольку это поставило бы под угрозу его транзит в Европу, соглашение о котором белорусы также отказывались подписывать.

Соглашение между Россией и Белоруссией о цене на газ на 2007—2011 годы удалось заключить лишь за 2 минуты до наступления нового, 2007 года. Цена газа установлена в $100 за 1 тыс. кубометров, тариф на транзит — $1,45 за 1 тыс. кубометров на 100 км. Условия оплаты «Газпромом» 50 % акций «Белтрансгаза» — $2,5 млрд в течение четырёх лет.

Новый-2007 год, однако, начался с нового скандала в белорусско-российских отношениях.

1 января Россия вводит пошлины на экспорт нефти в Белоруссию ($180,7 за тонну), сделав тем самым невыгодными поставки нефти на белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке. Белорусский госконцерн «Белнефтехим» приостанавливает контракты с российскими нефтяными компаниями.

3 января Александр Лукашенко обещает России, в случае сохранения пошлин на нефть, ввести плату за «все услуги, которые она получила в Белоруссии бесплатно, начиная от военных объектов и заканчивая транзитом». Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский сообщает о введении с 1 января 2007 года платы за транзит нефти по территории страны в размере $45 за тонну.

6 января руководитель компании «Транснефть» Семён Вайншток вызван в суд по обвинению в неуплате его компанией белорусских пошлин. Белоруссия приступает к отбору российской нефти из нефтепровода «Дружба» в счёт уплаты пошлин — всего выкачано 79 тыс. т. Послу Белоруссии в Москве вручена нота с предложением немедленно отменить пошлину на транзит нефти.

7—8 января «Транснефть» самостоятельно прекращает поставлять сырьё в нефтепровод «Дружба».

8 января остановлены поставки нефти в Словакию и Венгрию по южному ответвлению нефтепровода «Дружба». Перестали также получать нефть Германия,Польша и Чехия.

Руководство Еврокомиссии делает специальное заявление о том, что прекращение поставок российской нефти в Европу через Белоруссию «не представляет непосредственной угрозы» для энергетики стран ЕС. И всё же остановка поставок приводит ЕС к необходимости рассмотреть на экстренном заседании Координационной группы по поставкам энергоносителей «вопросы энергетической безопасности ЕС и определить возможности получения дополнительных объёмов нефти по альтернативным каналам», в первую очередь — из Норвегии.

Представитель Госдепартамента США Шон Маккормак, комментируя ситуацию с введением Белоруссией пошлин на нефть, заявил, что «это ещё одно доказательство гнилой сущности политического режима Беларуси, который пытается использовать эти ресурсы для сохранения на плаву режима Александра Лукашенко и личного обогащения». В то же время нефтегазовый конфликт между Россией и Белоруссией — очередное свидетельство того, что российские власти пытаются использовать энергоресурсы как средство политического воздействия, особенно в отношении соседних государств, — заявил он.

9 января Владимир Путин поручает российскому правительству выработать комплекс ответных мер в отношении Белоруссии. Полагают, что эти меры будут включать введение пошлин для белорусских товаров, ввозимых в Россию по нулевой ставке пошлины, — сахара (пошлина уже введена), мяса и субпродуктов, молока и молокопродуктов, телевизоров, мебели. Следует отметить, что Россия является основным импортёром этой экспортной белорусской продукции. Введение этих мер облегчается вступившим в силу российским законом «О специальных экономических мерах».

10 января, после телефонного разговора Владимира Путина и Александра Лукашенко, правительство Белоруссии объявляет об отмене пошлины на транзит нефти.

11 января «Транснефть» в полном объёме восстанавливает поставки через нефтепровод «Дружба». Россельхознадзор объявляет об ужесточении порядка импорта белорусской животноводческой продукции. В Москву прибывает премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский.

12 января Михаил Фрадков и Сергей Сидорский подписывают соглашение «о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов». Российская экспортная пошлина на нефть остаётся, но снижается с $180 до $53 за тонну нефти (в 2007 году, с плавным увеличением в последующие годы). По сути дела, установление этой пошлины и означает раздел между Россией и Белоруссией доходов от реэкспорта российской нефти. Если же Белоруссия не выполнит своё обязательство по выравниванию баланса своих экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, то экспортные пошлины на российскую нефть будут возвращены на уровень $180,7 за тонну.

Одновременно достигнута договорённость о сохранении для России бесплатной аренды земли под газопроводом Ямал-Европа и нефтепродуктопроводом «Запад-Транснефтепродукт», а также о сохранении неизменными условий для российских военных объектов на территории Белоруссии (станция дальней связи «Вилейка» и РЛС «Барановичи» российской системы предупреждения о ракетном нападении). Подписано соглашение об отмене Белоруссией экспортных ограничений для российских компаний.

Белорусские НПЗ заявили, что в новых условиях они не смогут работать из-за больших убытков. В ответ Александр Лукашенко своим указом отменил налог с оборота на нефтепродукты (3 % от выручки), снизил акцизы на 60 %, а концерн «Белнефтехим» на 5 % повысил внутренние цены на нефтепродукты.

Несмотря на урегулирование наиболее острых противоречий, конфликт не исчерпан, тем более, что, по подсчётам специалистов, Россия по результатам достигнутых соглашений выиграла около $1 млрд в 2007 году (при сохранении цен на нефть), а Белоруссия потеряла 40 % доходов от нефтеэкспорта.

Уже 14 января Александр Лукашенко начал публичную кампанию против строительства Северо-Европейского газопровода, назвав его «самым дурацким проектом в истории России».

15 января Владимир Путин в присутствии тележурналистов встретился с членами правительства России и выразил им благодарность за результаты переговоров с Белоруссией. По его мнению, в ходе переговоров были «достигнуты приемлемые компромиссы для обеих сторон… главным итогом переговоров является переход к рыночным отношениям с нашими белорусскими партнёрами, прежде всего в энергетической сфере». Путин заявил, что Россия всё равно продолжит «прямую либо скрытую поддержку белорусской экономики» — в 2007 году она составит «по газу примерно $3,3 млрд, а по нефти и нефтепродуктам — $2,5 млрд»…

23 января Александр Лукашенко дал задание правительству возместить $3,5 млрд, потерянные Белоруссией в результате роста цен на газ и введения таможенной пошлины на поставляемую в Белоруссию нефть. По мнению Лукашенко, Белоруссия должна заставить Россию заплатить за землю, по которой проходят российские экспортные трубопроводы — газопровод Ямал-Европа, нефтепродуктопровод «Запад-Транснефтепродукт», магистральные газопроводы «Белтрансгаза», распределительные сети «Белтопгаза» и нефтепровод «Дружба» (по данным белорусского правительства, трубопроводы занимают 40 тыс. га земли).

Согласно сообщениям СМИ, в результате изменения таможенных правил для российских компаний стало невыгодным направлять нефть на переработку на белорусские НПЗ по давальческим схемам, и объёмы переработки упали почти вдвое. В связи с этим белорусское руководство рассматривает вопрос о повышении ставок на транзит нефти через Белоруссию для компаний, отказывающихся перерабатывать её в Белоруссии.

Одновременно Александр Лукашенко поручил правительству изучить возможность поставок нефти в Белоруссию через балтийские порты и нефтепровод Вентспилс — Новополоцк в реверсном режиме. Правда, аналитики полагают, что Белоруссия делает эти заявления лишь для того, чтобы укрепить свои позиции на переговорах с Россией. По расчётам белорусских специалистов, для перевода нефтепровода в реверсный режим потребуется 2,5 года, а модернизация нефтепровода обойдется в $15–30 млн.

Ещё одно поручение Александра Лукашенко касалось создания в первом полугодии 2007 г. государственной компании, которая будет заниматься закупкой нефти и реализацией нефтепродуктов.

24 января руководитель Пограничной службы ФСБ РФ Владимир Проничев, выступая в Совете Федерации, назвал неохраняемую российско-белорусскую границу «лазейкой для террористов» и заявил о необходимости её укрепления: «Появилась дыра, которую используют граждане третьих стран, выезжающие незаконно из Белоруссии на территорию России».

26 января Александр Лукашенко в очередном публичном выступлении обвинил российское руководство в том, что «политика России была нацелена на разрушение стремления белорусского народа и руководства Белоруссии жить с Россией в союзном государстве.

В тот же день он обвинил российские нефтяные компании в завышении цен на нефть для белорусских НПЗ и пригрозил ввести дополнительные пошлины на транзит нефти в Европу для тех компаний, «которые будут предлагать подобные контракты по таким ценам».

29 января интервью с Александром Лукашенко опубликовала ведущая немецкая газета Die Welt. В нём президент Белоруссии говорил: «Мы нуждаемся в инвесторах из Европы и США. Я не хочу новых споров с Евросоюзом. Наоборот, нам Евросоюз нужен как партнер в диверсификации нашей энергетической политики… Мы стремимся к тому, чтобы ЕС открыл свой внутренний рынок для нашей продукции и мы могли бы конкурировать друг с другом… Я бы хотел, чтобы когда-нибудь Белоруссия выглядела так, как сегодня Германия или Швеция. Но до сих пор нас на Западе всё время только толкали в спину. Теперь настало время использовать новые возможности сотрудничества. Давайте начнём открытый, честный диалог».

1 февраля Владимир Путин сообщил на пресс-конференции, что дал распоряжение «Транснефти» расширить мощность перевалочных нефтяных терминалов Балтийской трубопроводной системы в Приморске (Ленинградская область) на 50 млн т — по его словам, таким образом Россия намерена искать пути прямого выхода на потребителей энергоресурсов в Западной Европе (в обход Белоруссии). Предполагается, что новый трубопровод в обход Белоруссии будет заполнен той нефтью, которая сейчас поступает на экспорт в Европу транзитом по трубопроводу «Дружба».

7 февраля опубликовано интервью Александра Лукашенко агентству Reuters, в котором он сообщил, что Россия своими действиями нанесла Белоруссии ущерб в размере $5 млрд в год, и заявил о намерении добиться компенсации, предложив России заплатить за все те услуги, которые Белоруссия оказывала ей бесплатно (по словам Лукашенко, это транзит российских грузов через территорию Белоруссии, военное сотрудничество и охрана таможенной границы).

7 февраля лидер белорусской оппозиции Александр Милинкевич опубликовал открытое письмо к Лукашенко, в котором предложил ему поддержку в его борьбе с Россией за «сохранение независимости Беларуси». За это Милинкевич предложил Лукашенко освободить диссидентов и совместно отпраздновать День провозглашения Белорусской Народной Республики 25 марта.

24 марта в ходе визита в Белоруссию Председателя Правительства России Михаила Фрадкова на заседании правительство Союзного государства Белоруссии и России был подписан целый ряд важнейших документов, главным среди которых является торгово-экономическое соглашение между Белоруссией и Россией.

Выделение Россией кредита Белоруссии послужило причиной цепочки взаимных обвинений российской и белорусской сторон. В частности, 28 мая 2009 года министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что Белоруссия может оказаться неплатежеспособной уже в 2010 году. Позже президент Александр Лукашенко сравнил Кудрина с деятелями белорусской оппозиции и посоветовал ему «подлечиться»: «Он полностью консолидировался с нашими отморозками, которые здесь на западные деньги вякают и начинают нас учить работать», — отметил Лукашенко на совещании по вопросам социально-экономического развития. «Не получается в России — не надо кланяться ходить туда, ныть, плакать, надо искать свое счастье в другой части планеты. Я это осознанно публично говорю. Мы вчера наблюдали интересную ситуацию, когда Президент Беларуси сидит с Владимиром Путиным и абсолютно на дружеской ноте обсуждает вопросы, начиная от частных и заканчивая государственными. И нормальное идет обсуждение», — сказал Александр Лукашенко.

С 6 июня развернулась так называемая «молочная война», когда Роспотребнадзор запретил ввоз многих видов молочной продукции из Белоруссии в Россию из-за отсутствия соответствующей документации. В то же время, многие белорусские производители молока заявляют о том, что они прошли сертификацию. Отдельные эксперты полагают, что «молочная война» была спланирована для передела белорусской мясной и молочной промышленности. 11 июня Владимир Путин заявил, что Россия и Белоруссия договорились по поставкам молока.

Из-за разгоревшегося конфликта Президент Беларуси не принял участия в сессии ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) в Москве 14 июня, объясняя это нецелесообразностью обсуждения вопросов военно-политической безопасности во время прямой угрозы экономической безопасности страны. При этом официальный Минск заявляет, что принятые организацией решения, в частности, о создании Коллективных сил оперативного реагирования, являются недействительными.

Также в эти дни было принято решение в кратчайшие сроки ввести элементы таможенного и пограничного контроля на границе с Россией, которые уже существуют с российской стороны.

Несмотря на то, что Владимир Путин ранее объявлял о достижении договорённостей относительно поставок белорусских молочных продуктов, конфликт продолжался. Лишь 17 июня Геннадий Онищенко объявил о прекращении «молочной войны». В этот же день стало известно, что российская газовая монополия «Газпром» потребовал от «Белтрансгаза» возврата 231 миллиона долларов — разницу, которая не была перечислена из-за устного соглашения Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева о поставках российского газа по сниженной цене в 150 долларов за тысячу кубометров.

В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году.

Во второй половине 2010 года произошло значительное ухудшение отношений между руководством РФ и президентом Лукашенко.

В апреле 2011 года Белоруссия отозвала из Экономического суда СНГ иск против России о взимании пошлин за нефтепродукты

 

Date: 2015-09-05; view: 244; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию