Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Круговорот углерода





В круговороте углерода, а точнее — наиболее подвижной его формы — С02, четко прослеживается трофическая цепь: продуценты, улавливающие углерод из атмосферы при фотосинтезе, консументы — поглощающие углерод вместе с телами продуцентов и консументов низших порядков,редуцентов — возвращающих углерод вновь в круговорот. Скорость оборота С02 составляет порядка 300 лет (полная его замена в атмосфере) (рис. 6.10).

 

В Мировом океане трофическая цепь: продуценты (фитопланктон) — консументы (зоопланктон, рыбы) — редуценты (микроорганизмы) — осложняется тем, что некоторая часть углерода мертвого организма, опускаясь на дно, «уходит» в осадочные породы и участвует уже не в биологическом, а в геологическом круговороте вещества.
Главным резервуаром биологически связанного углерода являются леса, они содержат до 500 млрд т этого элемента, что составляет 2/3 его запаса в атмосфере. Вмешательство человека в круговорот углерода приводит к возрастанию содержания

 

С02 в атмосфере.

-------------------------------------------------------------------------------------------

В ходе фотосинтеза атомы углерода переходят из состава углекислого газа СОз в состав глюкозы и других органических веществ растительных клеток. Далее они переносятся по пищевым цепям, образуя ткани всех остальных живых существ экосистемы. Однако побывать в составе клеток лживых организмов всех трофических уровней удается только малому числу атомов углерода, так как на каждом уровне большинство органических молекул расщепляется в процессе клеточного дыхания для получения энергии. После этого атомы углерода поступают в абиотическую часть окружающей среды в составе углекислого газа, чем завершается один цикл и создаются предпосылки начала другого цикла. Аналогичным образом углерод возвращается в атмосферу при сжигании любых органических соединений, например древесины, сухой травы или листьев, а также ископаемого топлива.
Вывод части углерода из естественного круговорота экосистемы и «резервирование» в виде ископаемых запасов органического вещества в недрах Земли является важной особенностью рассматриваемого процесса. В далекие геологические эпохи зиачительная часть фотосинтезируемого органического вещества не использовалась ни консументами, ни редуцентами, а накапливалась в виде детрита. Позже слои детрита были погребены под слоями различных минеральных осадков, где под действием высоких температур и давления за миллионы лет превратились в нефть, уголь и природный газ (в зависимости от исходного материала, продолжительности и условий пребывания в земле). Подобные процессы протекают и в настоящее время, но значительно менее интенсивно. Их результат — образование торфа.
В водных экосистемах прерывание круговорота углерода связано с включением СОз в состав известняков, мела. При этом углерод исключается из круговорота на целые геологические эпохи.

 

Ноосфера – эволюционная стадия биосферы. Основные положения концепции ноосферы.

Ноосфера (от греч. noos -- разум) -- сфера разума, буквально «мыслящая оболочка». Термин введен в науку в конце 20-х годов нашего века. Однако до сих пор представления о ноосфере остаются крайне противоречивыми. Ноосферное учение признается, с одной стороны, как величайшее научное достижение, более того, как основной закон социальной экологии, с другой -- как светлая, но зыбкая мечта об управляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопия. Велики различия и в понимании ноосферного времени. Одни полагают, что ноосфера -- наша реальность, по мнению других, это лишь вероятное будущее. Концепция ноосферы В.И. Вернадского

Немаловажную роль в зарождении ноосферных идей сыграли русские философы-космисты, особенно Н. Ф. Федоров и С. Н. Булгаков. Первый из них в своем труде «Философия общего дела», опубликованном в 1906 г., заявляет, что главная цель общего дела человечества состоит в управлении слепыми, хаотичными силами природы: «...нет в природе целесообразности... ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность» Федоров Н. Ф. Философия общего дела// Русский космизм.- М., 1993, с. 71. Средством для наведения порядка в природе должна стать хозяйственная деятельность. Эту мысль развивает С. Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства», вышедшей в 1912 г.: «Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогенический фактор, принципиально отличный... от всех остальных сил природы» Булгаков С. Н. Философия хозяйства.- М.: 1912, с. 13.. Человек «создает как бы новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту -- он творит культуру... Рядом с миром естественным «создается мир искусственный, творение человека, и этот мир новых сил и новых ценностей увеличивается от поколения к поколению...» Булгаков С. Н. Софийность хозяйства// Русский космизм.- М., 1993, с. 131-132.. С. Н. Булгаков придает религиозно-философскую окраску происходящему, полагая, что «человеческое творчество -- в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве -- софийно» Там же, с. 133..

Главным творцом ноосферной концепции стал В.И. Вернадский (1863--1945) -- один из величайших ученых-натуралистов, мыслитель-энциклопедист XX в. Его нередко причисляют к плеяде русских философов-космистов. Но в отличие от многих из них он шел к идее ноосферы своим излюбленным путем естествоиспытателя -- путем эмпирических обобщений, основанных на обширном фактическом материале.

Двадцатилетним студентом Санкт-Петербургского университета В. И. Вернадский, работая над рефератом, записывает мысль, ставшую впоследствии одной из ведущих в его научном поиске: «Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу; сила эта все возрастает и предела ее возрастания не видно».

К ноосферным идеям ученый пришел, изучая эволюцию биосферы. Появление человека разумного стало итогом направленного развития живой природы, сопровождающегося процессом цефализации -- совершенствования нервной системы организмов (принцип Дана). Со временем человечество становится мощным фактором, преобразующим лик Земли.

В достаточно полном виде суть концепции была изложена В.И. Вернадским в 1920 г., когда он был профессором, а затем и ректором Таврического университета в Симферополе. В одной из его лекций говорилось: «Вся наша культура, охватившая всю поверхность земной коры, является созданием научной мысли и научного творчества» Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера.- М., 1989, с. 166.. Человек «...вместо прежней природы создает новую культурную природу, резко меняет облик земной коры...

Такое состояние культурного человечества связано с его духовным ростом и на первом месте с ростом, основанным не на бессознательном массовом творчестве, как это было раньше, но на технике, тесно связанной с наукой» Там же.. Термина «ноосфера» пока нет в арсенале В. И. Вернадского. Речь идет о культуре и новой культурной природе.

В 1922--1923 гг. эти идеи, подкрепленные исследованиями по биогеохимии очеловеченной природы, прозвучали на лекциях В.И. Вернадского в Сорбонне. В статье, опубликованной в Париже в 1925 г., суть концепции изложена предельно ясно: «В биосфере существует велйкая геологическая, быть может космическая, сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе...

Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного...» Вернадский В. И. Автотрофность человечества// Русский космизм.- М., 1993, с. 288..

«...Появление в биосфере разума, сознания, направляющей воли -- -тих основных проявлений человека -- не может быть случайным» Там же, с. 297.. «...Человек уничтожил «девственную» природу. Он внес в нее массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни -- культурных пород животных и растений.

Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений» Там же, с. 299..

Ключевые положения концепции В.И. Вернадского: а) человечество--великая геологическая сила; б) эта сила есть разум и воля человека как существа социально организованного; в) лик планеты изменен человеком настолько глубоко, что оказался затронутым ее биогеохимический метаболизм; г) человечество эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы. Последний тезис служит оправданием целесообразности перехода человечества на позиции автотрофности, что «...даст ему доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений... реально откроет перед ним пути лучшей жизни» Там же, с. 303.. Здесь В.И. Вернадский выступает заодно с рядом других российских космистов, мечтавших о человеке, свободном от земных материальных оков.

Изложенные идеи тогда же в Париже были горячо восприняты французскими коллегами -- математиком, философом Е. Леруа и геологом, палеоантропологом, теологом П. Тейяром де Шарденом. Для обозначения «очеловеченной биосферы» ими был предложен термин «ноосфера», впервые появившийся в печати в 1925--1927 гг. В.И. Вернадский принял и поддержал его, стал широко использовать в своих последующих трудах. В 1937--1938 гг. он работает над философским и научно-историческим введением к «главной книге жизни» о химическом строении биосферы. Введение вылилось в самостоятельную фундаментальную монографию «Научная мысль как планетное явление». К сожалению, долгие годы она оставалась в черновой рукописи. И только в 1977 г. благодаря усилиям учеников и последователей великого ученого увидела свет. В названной, итоговой для В. И. Вернадского, работе ноосфера чаще всего определяется как «царство разума».

Идеальная составляющая -- лишь одна сторона ноосферы. Другая -- материальная -- представлена биосферой, преобразованной человеческим трудом и волей. Научная мысль «...строит и направляет техническую работу человечества» Вернадский В. И, Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление.- М., 1977, с. 26.. Под воздействием «культурной биогеохимической» энергии глубоко трансформируются природные режимы энерго и массообмена. Ноосфера оказывается насыщенной разнообразным техновеществом и новыми видами антропогенной энергии.

Если синтезировать все характеристики ноосферы, данные В. И. Вернадским, то она представляется как сфера человеческой культуры с широким спектром духовных и материальных проявлений. Цивилизация «...культурного человечества... является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере» Там же, с. 33.. Как и в ранних работах, автор учения о ноосфере связывает ее возникновение и развитие с процессом культурогенеза.

Date: 2015-09-17; view: 1909; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию