Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интересы, предпочтения ребенка. 9. Моего ребенка интересует





9. Моего ребенка интересует... рисование, т.к. рисует с полутора лет с удовольствием.

19. Мой ребенок любит... все то, что любит любой другой малыш: маму, папу, бабушек, конфеты, кошек и собак...

29. Он/она предпочитает... играть с родителями или друзьями, чем одна.

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком... вместе ходим на концерты, спектакли, в цирк.

20. Мой ребенок и я... во многом похожи.

30. Наши отношения с ребенком... надеюсь, будут такими же доверительными всегда, как сейчас.

Сравнительный анализ особенностей родительских сочинений показывает (Приложение 1), что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах родительско-детского взаимодействия. В целом можно сказать, что родителей дошкольников волнует физическое благополучие ребенка, получение им образования в школе и даже вузе. Почти при всех типах взаимодействия отмечается наличие категории «дружба» в описании взаимоотношений с ребенком, что говорит о том, что уже в старшем дошкольном возрасте родитель относится к ребенку с позиции потенциально равного партнера.

Говоря о специфических отличиях, необходимо отметить, что у Диад с конфликтным типом взаимодействия наблюдается слабая ориентация родителей на эмоционально-личностные особенности Ребенка. Родители больше ориентированы на внешние особенности Ребенка: физическую активность, внешность, особенности общения, Достижения ребенка. Гармоничному типу, наоборот, характерна ориентация родителей на положительные личностные качества ребенка, где наиболее часто упоминаемое качество ребенка — «доброта». Дистантному типу характерно амбивалентное отношение к качествам ребенка. Дистантным родителям важна самостоятельность ребенка. Доминирующий родитель (тип взаимодействия «Родитель-диктатор») отмечает в ребенке большую зрелость, по сравнению со сверстниками. Подчиняющийся родитель (тип взаимодействия «Ребенок-диктатор») отмечает в ребенке хорошо развитые коммуникативные и волевые качества, речевую активность и любознательность.

Характер опасений родителей и восприятие причин трудностей во взаимодействии с ребенком также различаются.

При конфликтном типе родителей беспокоит физическое благополучие и непослушание ребенка с негативными эмоциональными проявлениями.

Доминирующий родитель опасается, что его ребенок может попасть под чужое влияние.

Подчиняющийся родитель говорит об опасениях, связанных с личностным развитием ребенка (часто упоминается «эгоизм») и о своем неумении воздействовать на ребенка.

Литература

1. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989,

3. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996.

Приложение 1

Сравнительный анализ родительских сочинений по типам взаимодействия «Ребенок—родитель»

  Тип взаимодействия
1. Конфликтный тип 2. Гармоничныйтип 3. Дистантный тип 4. «Родитель-диктатор» 5. «Ребенок-диктатор»
Параметры сравнения Примечания Слабая ориентация на эмоционально-личностные особенности ребенка, распространенность описания низкая, по сравнению с другими группами выражена ориентация на настоящее Выражена центрированность на отношениях с ребенком (в настоящем, прошлом) Редко упоминается категория «доброта», выражена амбивалентность в описании ребенка, по сравнению с другими группами, выражена ориентация на будущее По сравнению с другими группами, ожидания от ребенка наиболее конкретизированы В актуальном образе ребенка почти не встречаются определения «тревожен», «плаксив» и часто встречается упоминание об эгоизме, акцент на значимости для родителя позитивного эмоционального настроения у ребенка
Значимые характеристики Коммуникативные качества, различные способности Личностные качества (доброта как наиболее встречаемое качество) Самостоятельность. Эмоциональный знак выраженно-нейтральный или амбивалентный Коммуникативные качества Волевые качества, любознательность, речевая активность
Положительная оценка ребенка Способности, физическое благополучие Личностные качества Коммуникативная сфера, самостоятельность Личностные и волевые качества Самостоятельность, коммуникативные качества, умение «разбираться в жизни»
Сравнительная оценка ребенка Коммуникативные качества Коммуникативные качества Коммуникативные качества Большая «зрелость», по сравнению со сверстниками, выражена центрированность родителя на себе Коммуникативные качества, отмечается удовлетворенность поведением ребенка
  Опасения Физическое благополучие, послушание Обобщенные или относительно здоровья Выраженные тенденции не выявлены Подчинение чужому влиянию Личностные особенности ребенка, самоконтроль, здоровье, внешние влияния
  Образ ребенка в прошлом Положительная оценка физической стороны развития и деятельностных предпочтений Позитивное внутрисемейное взаимодействие, негативные эмоциональные реакции ребенка Констатация отсутствия проблем с ребенком (спокойный, послушный) Положительная эмоциональная окраска, отмечаются категории внешности, когнитивного развития, физической активности Отмечаются категории беспокойства, капризов
  Интересы ребенка Не имеют яркой выраженности, тенденция к физическим занятиям Широкий диапазон с выраженным предпочтением игры Продуктивные виды деятельности Нет выраженной тенденции в предпочтениях Продуктивные виды деятельности, игра
  Образ отношения с ребенком Положительно окрашенный, приоритет определенных категорий не выявлен Наиболее выражена категория дружбы Декларация близости без выраженной позитивной эмоциональной окраски Выражена категория дружбы. Эмоциональная оценка отношений критическая и ситуативная Акцент на совместности во взаимодействии, но сфера позитивно окрашенной совместной деятельности ограничивается отдыхом, категория совместных занятий почти не представлена, как и категория дружбы
  Причины трудностей Негативные эмоциональные реакции ребенка Волевые и коммуникативные качества ребенка Личностные и волевые качества ребенка Волевые качества ребенка Волевые качества ребенка, взаимодействие с ребенком (неумение воздействовать на него)
  Образ будущего Успешность, достижения в различных областях Обобщенные или связанные со здоровьем Обучение в школе, здоровье Требования послушания, но и активности в достижении целей Ориентация на получение образования (часто высшего), требования послушания и самоконтроля

Приложение 2

Рекомендации к проведению методики «Родительское сочинение»

Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.

Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

Date: 2015-09-17; view: 761; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию