Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический и экологический ущерб 4 page





1.10. Мировое сообщество и ограничение последствий Чернобыльской катастрофы
Важной составляющей работы по ограничению последствий Чернобыльской катастрофы явилось участие в этом процессе мирового сообщества.
Оценивая мотивацию такого участия, Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр в своем послании телемарафону "Чернобыль" (1990 г.) подчеркнул, что катастрофа на ЧАЭС, как крупномасштабный инцидент, связанный с ядерной энергией, не признает национальных границ, поднимается над политическими и общественными различиями и убеждает в необходимости использования всех каналов международного сотрудничества для решения множества проблем, возникших в связи с чернобыльской трагедией.
Однако потребовалось более двух с половиной лет, прежде чем советские официальные круги обратились за помощью к профессиональной части мирового сообщества (декабрь 1989 г.), вынужденно, под напором общественного мнения, отказавшись от политических амбиций и замалчивания тяжести случившегося.
Именно поэтому со значительным опозданием было поставлено на практическую основу привлечение международного опыта и знаний Для изучения последствий Чернобыльской катастрофы и оказания технической, медицинской, социальной помощи и экономической реабилитации пострадавшего населения и территорий, а также открыто возможности использования зарубежными странами опыта Чернобыля для повышения собственной готовности на случай возникновения чрезвычайных радиационных ситуаций.
Провозглашение независимости Украинского государства внесло определенные позитивные изменения в схему участия мирового сообщества в деле ограничения последствий Чернобыльской катастрофы. Значительно повысилась активность ООН, спецучреждений ООН, Других правительственных и неправительственных организаций, в том числе Комиссии Европейских сообществ (КЕС). Если в 1991 г. Украина на обеспечение ядерной безопасности и преодоление последствий Чернобыльской катастрофы получила 2,6 млн долларов США за счет сумм, выделенных для СССР КЕС, то в 1992 г. после установления непосредственных контактов с КЕС Украина получила на эти цели на порядок больше - 27,7 млн. долларов США.
Анализируя общее состояние международного сотрудничества по чернобыльской проблематике, представляется необходимым обобщить сложившуюся в этой сфере практику в следующих основных направлениях:
1. Взаимодействие с ведущими международными организациями и фондами (ООН, КЕС, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, Фонд Сасакавы и др.);
2. Сотрудничество с зарубежными институтами в рамках двустороннего научного соглашения;
3. Участие в международных проектах по конкретным программам и сличениям (интеркалибровкам);
4. Привлечение финансовых средств международных и национальных финансовых институтов зарубежных стран, таких, как Мировой банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, фонд "Know - How" правительства Великобритании, а также ведущих фирм и организаций, располагающих опытом и технологиями для оказания Украине помощи в деле ограничения последствий Чернобыльской катастрофы.
Следует подчеркнуть, что международное сотрудничество по чернобыльской проблематике особого размаха достигло после того, как 10 апреля 1990 г. было принято Обращение Совета Министров УССР к правительствам, общественности зарубежных стран, международным организациям. Тексты Обращения были широко распространены в мире через постоянные представительства УССР при международных организациях, посольствах СССР в разных странах, а также средствами массовой информации.
1.10.1. Сотрудничество с ООН
В апреле 1990 г. Постоянное Представительство Украины при ООН в Нью-Йорке по поручению своего правительства вместе с Полпредствами бывшего СССР и Беларуси обратилось к ООН с просьбой включить в повестку дня Первой очередной (весенней) сессии 1990 г. Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) - одного из главных органов ООН - дополнительный пункт: "Международное сотрудничество в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции".
Для рассмотрения на сессии был подготовлен проект резолюции. В его основе лежал призыв к Генеральному секретарю ООН направить в районы, пострадавшие от аварии, межучрежденскую миссию для оценки первоочередных потребностей этих районов и разработать в этой связи предложения по международному сотрудничеству.
Отношение государств - членов ЭКОСОСа к этому предложению было неоднозначным. Развитые страны (США, страны - члены ЕЭС, Япония, Северные страны) опасались, что принятие резолюции по Чернобылю послужит основанием для переориентации в деятельности ООН, повлечет за собой значительные финансовые расходы, а также приведет к своего рода иждивенческому подходу со стороны Советского Союза, когда расчет будет сделан на международную помощь при отсутствии надлежащих мер на национальном уровне. Западные страны опасались также, что международное сотрудничество по Чернобылю станет "улицей с односторонним движением", полагая, что они не получат от такого сотрудничества соответствующей отдачи. Наиболее жесткую линию занимала делегация США.
Развивающиеся страны в неофициальных беседах выражали опасения, что принятие проекта резолюции отвлечет внимание мирового сообщества от их проблем, и также занимали в общем сдержанную позицию.
Несмотря на такое отношение, уже в ходе Первой (весенней) сессии ЭКОСОСа удалось заручиться поддержкой 23 стран - членов ООН. Однако, принимая во внимание, что только при достижении консенсуса принятие резолюции может дать практические результаты, инициаторы проекта согласились перенести рассмотрение вопроса по Чернобылю вместе с проектом резолюции на Вторую (летнюю) сессию ЭКОСОСа. Эта сессия состоялась в Женеве 4-27 июля 1990 г. 13 июля на Пленарном заседании состоялось обсуждение вопроса "Международное сотрудничество в деле ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС". В дискуссии приняли участие Исполнительный директор Европейской Экономической комиссии ООН, заместитель Генерального секретаря ООН по вопросам оказания помощи в случае стихийных бедствий, представители Всемирной организации здравоохранения, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, а также делегаты ряда стран, в том числе Болгарии, Беларуси, Италии (от стран - членов ЕЭС), Канады, Мексики, Новой Зеландии, СССР, США, Украины, Швеции (от группы Северных стран), Швейцарии и Японии.
В выступлениях отмечалась серьезность ситуации в районах, пострадавших от аварии, выражалось глубокое сочувствие всем, кто пострадал от ее последствий. Было подчеркнуто, что чернобыльская трагедия не первый, но наиболее тяжелый случай ядерной аварии, и, если эта беда уже произошла, весь мир должен извлечь необходимые уроки и использовать этот горький опыт для оптимизации совместных усилий в деле смягчения ее последствий.
Примечательно, что соавторами принятой на Второй сессии ЭКОСОСа резолюции (Е/1990/64) стали 63 государства, принадлежащие к различным системам и группировкам, в том числе развитые западные страны, восточноевропейские страны, Китай и наиболее влиятельные развивающиеся страны.
Основное содержание резолюции, заложенные в ней задачи были направлены на мобилизацию усилий мирового сообщества как в рамках системы ООН, так и вне ее. Генеральному секретарю ООН было поручено оказать содействие различным международным специализированным учреждениям в оценке последствий катастрофы, координировать уже осуществляемые меры помощи и представить 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1990 г.) доклад с рекомендациями о Дальнейших шагах в этой области.
Решение ЭКОСОСа по Чернобылю явилось началом большой и многоплановой работы по реализации политической воли государств - членов ООН, соавторов проекта, объединенных одним желанием - принять меры для облегчения участи людей, пострадавших в результате катастрофы.
Новый этап развития сотрудничества под эгидой ООН открылся в связи с принятием 21 декабря 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции 45/190 "Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС". Как беспрецедентный следует отметить тот факт, что соавторами резолюции 45/190/ГА ООН стали 120 стран - членов ООН. В соответствии с конкретными предложениями и пожеланиями, отмеченными в указанных выше резолюциях, были сделаны важные шаги по формированию системы международного сотрудничества по Чернобылю; созданы Межучрежденческий комитет по ликвидации последствий атомных аварий (IAC/RNA), рабочая группа ООН по Чернобылю, назначен координатор ООН по Чернобылю - заместитель Генерального секретаря ООН, Генеральный директор Отделения ООН в Вене госпожа М. Энсти (Великобритания). Непосредственно при ее участии был подготовлен "Сводный план международного сотрудничества по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" специализированных учреждений системы ООН.
"Сводный план" был составлен с учетом приоритетности следующих направлений:
здоровье;
переселение;
экономическая реабилитация территорий, пострадавших от Чернобыльской катастрофы;
социально-психологическая реабилитация населения, затронутого Чернобыльской катастрофой;
продовольственное обеспечение и сельское хозяйство;
экологическое оздоровление среды;
опыт Чернобыля.
20 сентября 1991 г. в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН состоялась Конференция по объявлению взносов в Целевой фонд ООН по Чернобылю для оказания помощи трем пострадавшим от Чернобыльской катастрофы регионам бывшего СССР. В ее работе приняли участие представители почти всех государств - членов ООН, часть которых была представлена на высоком уровне, а также представители ряда международных организаций.
Наиболее весомые взносы в ходе Конференции объявили Чехословакия (500 тыс. дол. США); Финляндия (200 тыс.); Саудовская Аравия (100 тыс.); Оман; Объединенные Арабские Эмираты (по 50 тыс. дол.). Всего в ходе Конференции в Целевой фонд помощи жертвам Чернобыля поступило 1,5 млн дол. США, причем отдельные доноры связывали их с конкретными проектами, которые осуществляются в Украине, Беларуси, России на двусторонней основе.
К сожалению, несмотря на то, что ряд стран обещали предоставить финансовые средства на ликвидацию последствий катастрофы, Конференция по объявлению взносов не достигла своей цели (планировалось собрать 650 млн дол. для финансирования всех проектов, включенных в "Сводный план"). Это, вероятно, произошло по ряду причин: первая - распад Советского Союза (сразу после августовских событий 1991 г. в Москве); вторая - подготовленные при участии трех пострадавших государств проекты не имели общего концептуального направления, а представляли собой набор разнонаправленных проектов; третья - мировая общественная мысль уже не так остро воспринимала чернобыльскую трагедию. Вина тому - доклад МАГАТЭ о международной экспертизе, проведенной по приглашению правительства бывшего СССР, с результатами которой правительство Украины было в корне несогласно, а также справедливые нарекания на неумение рационально использовать уже полученную гуманитарную помощь.
Что касается Украины, то, как и было заявлено, в дополнение к 200 млн крб., выделенных целевым назначением для осуществления "Сводного плана", она объявила о своем взносе в Целевой фонд ООН для Чернобыля в сумме 2 млн. крб.
17-18 октября 1991 г. Вторым комитетом 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН были подведены итоги работы, проделанной после принятия резолюции 45/190 о Чернобыле. В качестве основы для обсуждения послужили: доклад Генерального секретаря ООН "Международное сотрудничество в деле изучения, смягчения и минимизации последствий катастрофы в Чернобыле"; письмо на имя Генерального секретаря ООН представителей Украины, Беларуси, СССР;
доклад и резолюции ЭКОСОСа; документы конференции ООН по объявлению взносов в Целевой фонд ООН для Чернобыля; обращение правительства Украины в связи с проведением международного конкурса по преобразованию объекта "Укрытие" 4-го разрушенного энергоблока ЧАЭС в экологически безопасную систему.
В своем выступлении координатор ООН по Чернобылю госпожа М.Энсти, подчеркнув важность конференции ООН по объявлению взносов, создания "Сводного плана международного сотрудничества по преодолению последствий аварии на ЧАЭС", остановилась на задачах, стоящих перед международным сообществом в реализации проектов "Сводного плана". Госпожа М. Энсти, кроме того, отметила несовершенство проекта по оценке радиологических последствий аварии на ЧАЭС, осуществленного группой экспертов МАГАТЭ. В заключение М. Энсти обратилась с просьбой о продлении мандата группы Секретариата. ООН по вопросам Чернобыля.
В обсуждении этих вопросов также приняли участие делегации Украины, Нидерландов (от Европейского сообщества), Австрии, СССР, Турции, Бразилии, Болгарии, Польши, а также выступили представители ВОЗ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ.
В ходе неофициальных консультаций делегациями Украины, Беларуси и СССР был подготовлен проект резолюции "Об укреплении международного сотрудничества и координации в деле изучения, смягчения и минимизации последствий Чернобыльской катастрофы", который был представлен 46-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Главная цель резолюции - развить деятельность ООН и спецучреждений ее системы по чернобыльской проблематике на основе мандата, закрепленного в резолюции 45/190, включая совместную с Секретариатом ООН подготовку "Сводного плана международного сотрудничества по Чернобылю". В результате интенсивных консультаций удалось доработать текст резолюции таким образом, что его соавторами стали США, страны - члены ЕЭС, Япония, влиятельные развивающиеся страны - всего 61 государство - член ООН. Резолюция (46/150) была принята консенсусом.
После войны в Персидском заливе внимание координатора ООН по Чернобылю было сконцентрировано на оздоровлении экологии вокруг Кувейта, и работа в направлении оказания содействия трем пострадавшим от аварии государствам не проводилась.
Существенным вкладом в дело укрепления координации международных усилий на чернобыльском направлении стало проведение в Киеве 3-4 ноября 1992 г. Совещания правительственных и неправительственных организаций и учреждений системы ООН. В нем приняли участие представители Секретариата ООН, ПРООН, ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНИДО и МАГАТЭ, а также представители Красного Креста, Комиссии Европейских сообществ, руководители Госкомчернобыля Российской Федерации, Беларуси, Минчернобыля Украины. На Совещании была сделана попытка возобновить деятельность ООН по Чернобылю. С учетом того, что сбор средств в размере 650 млн. дол. на реализацию "Сводного плана" был признан нереальным, Совещание подготовило список приоритетных проектов, в осуществлении которых трем пострадавшим государствам была необходима помощь со стороны ООН. Проекты были распределены по следующим разделам:
Здравоохранение:
создание медицинских центров для лечения детей и взрослых;
оборудование медицинских учреждений на пострадавших территориях;
Экономическая реабилитация:
разработка документов, определяющих специальные экономические условия для зарубежных инвесторов;
Социально-психологическая реабилитация:
создание центров по психологической реабилитации детей и подростков;
Продукты питания и сельское хозяйство:
производство экологически чистых продуктов питания, а также продуктов, содержащих специальные добавки.
Дальнейшие шаги в этом направлении были уточнены на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 19 ноября 1992 г. во Втором комитете 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН был рассмотрен вопрос "Укрепление международного сотрудничества и координационных усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий Чернобыльской аварии". Делегации Украины, Беларуси, Российской Федерации, с признательностью отмечая вклад государств - членов и организаций системы ООН в развитие сотрудничества по чернобыльской проблематике, подвергли резкой критике Секретариат ООН и координатора ООН по Чернобылю за пассивность в работе. В частности, было отмечено, что на протяжении нескольких месяцев после ухода в отставку госпожи М. Энсти не был назначен новый координатор по Чернобылю; подразделение ООН по Чернобылю долго не могло обрести постоянного места своей работы, а также определить свой состав, хотя на это были выделены соответствующие ассигнования. Мало внимания уделяется перспективам дальнейшего развития международного сотрудничества на чернобыльском направлении, возможности участия в этом сотрудничестве ряда органов и спецучреждений ООН, например таких, как Европейская экономическая комиссия.
Вместе с тем 47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН представляла собой важное событие в развитии процесса международного сотрудничества. Резолюция 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подтвердила ранее согласованный мандат на работу ООН по решению постчернобыльских проблем, утвердила приоритетные области многостороннего взаимодействия по смягчению последствий аварии, отметила конкретные проекты. Кроме того, в представительстве ООН в Украине для организации работы с пострадавшими государствами под эгидой ООН был назначен представитель координатора ООН по Чернобылю - господин Д-Лисович. В связи с избранием нового Генерального секретаря ООН также произошли кадровые изменения: был назначен новый координатор ООН по Чернобылю - господин Ж-Эллиассон.
В мае 1993 г. господин Ж.Эллиассон посетил пострадавшие территории пострадавших государств и принял участие в переговорах с делегациями Беларуси, Российской Федерации и Украины, которые состоялись 25 - 27 мая 1993 г. г. в Минске.
Представители трех государств, в наибольшей степени пострадавших от жестоких последствий Чернобыльской катастрофы, обсудили с координатором ООН по Чернобылю состояние международного сотрудничества, пути реализации приоритетных проектов, возможности финансирования проектов на двусторонней, региональной и многосторонней основе, а также отметили существенный вклад Всемирной организации здравоохранения в решение медико-биологических проблем Чернобыля.
По результатам переговоров было принято Обращение координационного Совещания к Генеральному директору ВОЗ доктору Хироши Накадзима с просьбой разработать специальную программу реабилитации участников ликвидации последствий чернобыльской аварии, а также опубликовано Коммюнике, в котором определены основные направления деятельности пострадавших государств и ООН:
предпринятое дополнительных усилий по реализации проектов в рамках согласованных ранее приоритетных направлений и определение возможных источников их финансирования;
создание под эгидой ООН четырехстороннего Координационного комитета по проблемам Чернобыльской катастрофы;
закрепление чернобыльской проблемы в программной деятельности специализированных организаций системы ООН.
Следует отметить, что после завершения визита г-на Ж. Эллиассона появилась вероятность более активного участия ООН, ее органов и спецучреждений в оказании помощи в минимизации последствий аварии на ЧАЭС.

.10.2. Сотрудничество с МАГАТЭ. Международный. Чернобыльский проект
Сотрудничество Украины с МАГАТЭ в области мирного использования атомной энергии началось еще задолго до Чернобыльской катастрофы. К сожалению, вопросы безопасности эксплуатации АЭС не И заняли в этом сотрудничестве надлежащего места и лишь после аварии выдвинулись на первый план.
В мае 1986 г. нашу страну посетили Генеральный директор МАГАТЭ Ханс Блике и другие представители этой организации. Они ознакомились с положением дел на ЧАЭС и признали тот факт, что. этот трагический и жестокий урок будет служить напоминанием о том, 6 какой осторожностью должна использоваться атомная энергия. В августе 1986 г. на совещании экспертов МАГАТЭ с информацией об аварии и ее последствиях выступили советские специалисты.
В декабре 1989 г. правительство бывшего СССР официально обратилось к МАГАТЭ с просьбой провести международную экспертизу разработанной специалистами СССР концепции безопасного проживания населения в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению после чернобыльской аварии, а также дать оценку защитных мероприятий, предпринятых в этой связи правительствами трех пострадавших республик. Секретариат МАГАТЭ дал положительный ответ. С этой целью был разработан Международный Чернобыльский проект, Предусматривающий изучение и оценку силами международных экспертов радиологических последствий Чернобыльской катастрофы для окружающей среды и здоровья человека.
В качестве исходной информации для Международного Чернобыльского проекта были использованы:
доклад СССР на послеаварийном совещании в Вене, 1986 г.;
доклад СССР "Один год после Чернобыля", 1987 г.;
труды Всесоюзной конференции по теме: "Медицинские аспекты Чернобыльской аварии", Киев, 11 - 13 мая 1988 г.;
доклад, представленный Общему собранию Академии медицинских наук СССР "Экологические модели и медико-биологические последствия аварии на Чернобыльской атомной станции", Москва, 21-23 марта 1989 г.;
отчеты технических специалистов ВОЗ и Лиги Международного Красного Креста, посетивших пострадавшие районы в июне 1989 г. и феврале 1990 г.;
документ "Система по обоснованию временных годовых пределов доз облучения населения вследствие чернобыльской аварии", представленный делегацией НКРЗ СССР на 31-й сессии Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР/ООН);
доклад в Центральных учреждениях МАГАТЭ министра здравоохранения БССР, декабрь 1989 г.;
резолюция Верховного Совета СССР от 25 апреля 1990 г. по программе преодоления последствий аварии, а также призывы правительств Украины и Беларуси о международном сотрудничестве по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.
Секретариат МАГАТЭ провел большую подготовительную работу: собрал имеющуюся официальную информацию, организовал посещение пострадавших районов СССР: Полесское, Овруч (Украина); Брагин, Веприн и Корма (Беларусь); Новозыбков и Злынка (Россия), где специалисты - эксперты во многих областях (радиационная безопасность, медицина, эпидемиология, радиоэкология, психология) изучали ситуацию на месте. Были подготовлены технические совещания в Киеве, Гомеле и Москве. Для управления проектом по инициативе участвующих в нем организаций системы ООН и КЕС был создан Международный Консультативный комитет (МКК). В него вошли видные эксперты Австрии, Канады, Великобритании, США, Финляндии, Франции, Японии, СССР, Беларуси, Украины, а также представители Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), НКДАР/ООН, ВОЗ, Секретариата МАГАТЭ и Академий наук Украины и Беларуси.
Техническое описание проекта и план действий по его реализации были согласованы с официальными представителями правительств СССР, Украины и Беларуси в Москве 7-9 февраля 1990 г., а затем уточнены в ходе посещения загрязненных радионуклидами районов в период с 25 по 30 марта 1990 г.
МКК под председательством доктора Ицузо Шигемацу - директора Фонда исследований радиационных эффектов в Хиросиме, одобрив подготовленный Секретариатом Международный Чернобыльский проект, контролировал ход его выполнения по пяти основным направлениям:
1. Воссоздание истории отображения событий, приведших к нынешнему положению, и описание современного состояния;
2. Подтверждение оценок загрязнения окружающей среды;
3. Подтверждение оценок индивидуальных и коллективных доз;
4. Клинико-медицинские последствия радиационного облучения и оценка общей медицинской ситуации;
5. Экспертиза защитных мер: критериев вмешательств, уровней действия и принятых мер.
В рамках проекта был осуществлен комплекс работ по международному сличению клинических данных, а также ряд наблюдений в области исследования радиоэкологических характеристик объектов природной среды, продуктов питания, методов и средств измерений (гамма-спектрометрические, радиохимические, жидкостносцинтиляционные). Кроме того, выполнены работы по интерсличению данных счетчиков излучения человека. Результаты сличения, выполненные в Японии, Швеции, Австрии, Германии, показали высокую идентичность, а результаты, полученные советскими специалистами, были признаны международными экспертами весьма удовлетворительными.
Следует отметить, что проект носил научный характер и имел цель, используя коллективный опыт и знания, отделив факты от ошибочных суждений, оценить эффективность принятых мер по охране здоровья населения и сделать выводы относительно дальнейших шагов для смягчения последствий Чернобыльской катастрофы.
При осуществлении проекта его организаторы и участники испытывали трудности в связи с существенными ограничениями как в материально-технических ресурсах, так и во времени. Без помощи правительств, отдельных лиц, организаций, коммерческих компаний большая часть работы не могла бы быть выполненной.
В марте 1991 г. на совещании в Вене были представлены основные положения проекта, отражающие "Картину исторических событий", "Загрязнение окружающей среды", "Радиационное облучение населения", "Воздействие на здоровье населения", "Защитные меры", а также выводы и рекомендации, подготовленные соответствующими рабочими группами МКК.
Международный Чернобыльский проект вызвал большой интерес в нишей стране и во всем мире. Однако оценка сделанных в нем выводов была неоднозначной. Международные эксперты посчитали, что медицинские факты негативного радиационного воздействия на население Украины не подтвердились исследованиями в рамках данного проекта, и поскольку последствия воздействия малых доз радиации еще досконально не изучены, нет оснований полагать, что такие дозы являются вредными для здоровья людей. Выступая на заседании МКК (22 марта 1991 г.), вице-президент АН Украины академик АН Украины Ц В.Г.Барьяхтар представил обобщенные данные Академии наук и Министерства здравоохранения Украины относительно оценки последствий аварии на ЧАЭС для здоровья населения Украины и с абсолютной уверенностью подчеркнул, что делегация Украины с этим выводом согласиться не может. Факт влияния радиации (прямого или непрямого действия) на здоровье человека имеет место. А что касается понимания конкретных механизмов этого влияния, то научное содружество находится, очевидно, в начале пути. Поэтому очень важно общими усилиями мирового сообщества продолжить работу по изучению этих механизмов. В этой связи следует отметить, что вряд ли можно использовать научные сомнения в качестве предлога для отсрочки принятия мер по предупреждению возможного ущерба при угрозе серьезного необратимого воздействия малых радиации.
Отмечая большую работу, проделанную МАГАТЭ по реализации проекта такого масштаба в столь сжатые сроки, представитель делегации Украины в своем выступлении на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (октябрь 1992 г.) обратил внимание на неоднозначность оценки результатов проекта, на отсутствие адекватного отражения ряда проблем, которые поставил Чернобыль, выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с Агентством.
Значительные перспективы в развитии международного сотрудничества по Чернобылю открывает международное Соглашение, подписанное представителями правительств СССР, УССР, БССР с одной стороны и МАГАТЭ с другой, в Вене 21 сентября 1990 г., которое предусматривало создание Чернобыльского центра. Указанное Соглашение создает необходимую правовую основу для осуществления международных исследовательских проектов при участии научных учреждений ведущих стран Запада и международных организаций. Интерес к проведению научных исследований в Чернобыльском центре проявили около 20 стран и 4 международные организации.
Вместе с тем активность МАГАТЭ на чернобыльском направлении остается незначительной. Вне программной деятельности Агентства на 1993 - 1994 Рі. остались важные научные вопросы, касающиеся проблем долговременного радиоактивного загрязнения больших территорий, сочетанного (внутреннего и внешнего) облучения в реальных условиях зоны влияния Чернобыльской катастрофы и многие другие, относящиеся к сфере компетенции МАГАТЭ. Учитывая огромный опыт и значительный потенциал, вклад этой международной организации в решение сложных и многообразных чернобыльских проблем мог бы быть значительно большим.
1.10.3. Программа "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ"
В октябре 1990 г. Исполнительный совет ЮНЕСКО на своей 135-й сессии принял решение о целесообразности включения в проект плана и бюджета на 1992 - 1993 гг. специальной программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ", построенной на следующих принципах:
комплексный междисциплинарный подход в областях компетенции ЮНЕСКО;
самофинансирование и мобилизация существующих внебюджетных источников, дополняемых средствами обычного бюджета;
систематическое расширение участия государств - членов ЮНЕСКО, международных организаций, государственных и частных органов.
На своей 26-й сессии (ноябрь 1991 г.) Генеральная конференция подтвердила неотложность и важность принятого решения, уточнила свои руководящие указания в отношении механизма координации программной деятельности, а также вновь обратилась с призывом к международным организациям, общественным и частным фондам, деятелям образования, науки и культуры всячески поощрять международное сотрудничество и внести вклад в дело смягчения и преодоления последствий Чернобыльской катастрофы.
Основные положения программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ" после согласования с советской стороной в октябре 1990 г. были подписаны Генеральным диоектооом. а также послами и постоянными представителями бывшего Советского Союза и Беларуси 9 января 1991 г.
Функции Секретариата программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ были возложены на группу по модернизации и нововведениям, которой поручалось управление этой программой в тесном сотрудничестве с секторами ЮНЕСКО (образования, науки, культуры и коммуникации), спецучреждениями системы ООН, различными неправительственными организациями и частными лицами - "спонсорами" программы.
Первое совещание по координации программы состоялось в
Москве 23 - 25 июня 1991 г., второе - 5 ноября 1991 г. в Париже в связи с 26-й сессией Генеральной конференции и третье - 28 - 29 апреля 1992 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО.
В 1992 - 1993 гг. из 70 проектов программы выполнялось или находилось на стадии разработки около 30. Они относились к следующим предметным областям: образование - изучение иностранных языков, заочное обучение, поставка школьных материалов и оборудования, экологическое образование, учебные материалы и пособия, учитывающие последствия Чернобыльской катастрофы; естественные науки - международная сеть экологических исследований, воздействие атомных станций на гидрологию, геохимический перенос и распад радионуклидов; культура - изучение влияния катастрофы на культурное наследие в зоне Чернобыльской катастрофы; коммуникация, информация и информатика - охрана архивов, план развития коммуникаций; социальные науки - изучение состояния здоровья лиц, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС; комплексные междисциплинарные проекты - экономическое и социальное развитие пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы населенных пунктов, создание на Украине Международного центра психологической реабилитации жертв катастрофы; проекты конкретной помощи - поставка оборудования и подготовка специалистов для медицинских учреждений по радиационной защите населения.
В ходе обсуждения конкретных проектов программы (1992 г.) делегация Украины подтвердила приоритетность для нее таких проектов, как (организация Международного центра психологической реабилитации детей на базе НИИ психологии в Киеве, а также опорного пункта психологической реабилитации в с.Вишневе. Приоритетными также признаны проекты по организации Международной сети экологических исследований; изучению геохимического переноса радионуклидов; коммуникаций и дистанционных методов обучения. Особый интерес представляют проекты, связанные с модернизацией оборудования и подготовкой специалистов для специализированного диспансера по радиационной защите населения (Пуща-Водица), а также проект "Изучение влияния катастрофы на культурное наследие в зоне Чернобыльской катастрофы".
Последний из указанных проектов финансируется Канадой, которая выделила 250 тыс. канадских долларов и, возможно, КЕС, с которой Секретариат программы ведет соответствующие переговоры.
Кроме того, в ходе заседания была организационно оформлена структура Распорядительного комитета программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ", избраны его председатель - заместитель директора ЮНЕСКО по вопросам программной деятельности, господин Е.Портелла, а также сопредседатели (на ротационной основе) - представители Украины, Беларуси и России.
В целом работа в рамках программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ" признана положительной.
Общая сумма средств, выделенных для программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ" благотворительными неправительственными организациями и фондами (преимущественно немецкими), ЕЭС, Канадой, а также полученных из других источников, составила в 1992 г. 2 363 200 долларов США.
Однако со стороны Секретариата программы было высказано предупреждение о том, что ни одна из стран не получит средства наличными. Оплате будут подлежать только конкретные проекты, и, более того, дальнейшие добровольные взносы в значительной степени будут зависеть от того, какие средства будут вложены в реализацию проектов со стороны Украины, Беларуси и России.
1.10.4. Международное сотрудничество в области здравоохранения
Основными проектами в области здравоохранения, реально осуществляемыми на территории Украины, России, Беларуси, являются:
проект Всемирной организации здравоохранения "Айфика" (в его составе подпроекты: "Щитовидная железа", "Гематология", "Эпидемиология", "Психическое развитие детей, облученных внутриутробно", "Дозиметрическое сопровождение"); проект "Сасакава - Чернобыль" - в ходе его выполнения с мая 1991 г. было обследовано около 6 тыс. детей, снято значительное психо-эмоциональное напряжение среди жителей неблагоприятных районов, организованы два диагностических центра по обследованию детей (Киевская и Житомирская области Украины); а также один из первых международных проектов - проект Лиги Красного Креста и Красного Полумесяца.
Особое достоинство указанных проектов состоит в том, что наряду с решением основных медицинских проблем и возникших в этой связи методических сложностей открывается реальная возможность улучшения аппаратурного оснащения лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь пострадавшему населению.
Не менее актуальными являются исследования по выявлению нарушений генетического аппарата у лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Эти исследования реализуются совместно с Ливерморской лабораторией в рамках программы "Радиационная генотоксичность как следствие чернобыльской аварии". В результате ее выполнения стало возможным внедрение в Украине перспективных методов генетической индикации и дозиметрии радиационного воздействия, а также оценки его генетических последствий.
Ряд международных программ находится на стадии разработки. Здесь ведутся совместные исследования в области дозиметрии и радиационной гигиены (Швеция, Норвегия, Финляндия): ретроспективный анализ внутреннего и внешнего облучения; прогнозируемые радиоэкологические модели для пищевых цепочек; внешнее облучение;
исследования в области цитогенетики (Германия, Институт радиационной защиты). Будут развернуты совместные исследования в области экспериментальной гематологии и пересадки костного мозга
(Германия, Ульмаский университет), совместные исследования в области влияния слабого радиоактивного излучения на население и окружающую среду в результате выброса радионуклидов (Япония, Национальный институт радиологических наук).
Сотрудничество с научными учреждениями Японии, Германии, наиболее интенсивно проходившее в 1989 - 1991 гг., продолжает развиваться в рамках проекта ВОЗ по следующим направлениям:
создание единых методик и фантомов для счетчиков излучения человека, включая взаимную интеркалибровку этих фантомов и счетчиков;
создание унифицированной модели ретроспективной, текущей и прогнозной дозиметрии внешнего и внутреннего облучения населения после аварии на ЧАЭС;
создание унифицированной модели восстановления доз облучения жителей 30-километровой зоны за послеэвакуационный период.
Учитывая глобальность задач, которые ставит ВОЗ в области всесторонних оценок влияния аварии на ЧАЭС на здоровье населения, признано целесообразным координировать все международные медицинские программы в целом с проектом "Айфика". Такой подход позволит значительно увеличить вклад каждого медицинского международного проекта в ограничение медицинских последствий Чернобыльской катастрофы.
1.10.5. Международный конкурс по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему
Решение вопроса окончательного захоронения 4-го разрушенного энергоблока ЧАЭС на протяжении всего послеаварийного периода оставалось одним из наиболее актуальных в комплексе проблем, связанных с ЛПА на ЧАЭС.
Учитывая то, что до настоящего времени среди ученых нет единого мнения относительно технического решения этой проблемы, правительство объявило о проведении в 1992 - 1993 гг. международного конкурса по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему. Его организацию было поручено Минчернобылю и Академии наук Украины с привлечением Украинского отделения Международного центра научной культуры - Всемирной лаборатории (постановление Кабинета министров Украины №-94 от 27 февраля 1992 г.) 9 июля 1992 г. в Киеве и в декабре 1992 г. в США были проведены "Презентации конкурса с целью освещения хода подготовки международного конкурса в средствах массовой информации и привлечения ведущих западных фирм к участию в нем. В течение 1992 г. были проведены переговоры с представителями Мирового банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития по изучению возможностей финансирования “ода конкурса и проекта технического решения по преобразованию объекта "Укрытие".
Первое предложение о содействии организации конкурса в соответствии с правилами Мирового банка реконструкции и развития, а также Европейского банка реконструкции и развития поступило от фирмы "Лос Аламос Тэкникэл Ассошиэйтид" (США). Подобное предложение поступило в апреле 1992 г. от фирмы "Керри и Браун" (Велико6оитания). Однако серьезным препятствием на пути развития конкурса явилось преждевременное подписание контракта с фирмой "БУИГ" (Франция) и позиция ряда членов оргкомитета конкурса. В марте 1993 г. оргкомитетом были пересмотрены условия конкурса. К маю 1993 г. в соответствии с "Положением о конкурсе" закончилась регистрация проектов, присланных на конкурс. В дальнейшем работа проводилась при участии Европейского банка реконструкции и развития, согласившегося рассмотреть возможность финансовой поддержки проведения конкурса. Консультантом оргкомитета для связи с Европейским банком реконструкции и развития назначен представитель фирмы "Керри и Браун" господин Д.Тернер. Достигнута также договоренность с КЕС о финансовой поддержке разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему. 1 июня 1993 г. были подведены итоги первого тура международного конкурса.
За 14 месяцев, на протяжении которых проходил прием конкурсных предложений под девизами, обеспечивающими анонимность авторов, оргкомитет получил 394 предложения из Украины, России, Беларуси, Англии, Франции, Италии, Германии. Диапазон содержания конкурсных предложений широк: 13 предложений условно отнесено к категории "проектов", 76 - технических решений, остальные признаны техническими идеями.
К экспертизе конкурсных предложений были приглашены ведущие специалисты Украины, России, Беларуси, Англии и Бельгии. Их экспертные заключения, включающие около 100 тыс. экспертных оценок, были обработаны специалистами Института кибернетики АН Украины математическими методами, позволившими определить рейтинг каждого конкурсного предложения.
По совокупности оценочных критериев, учитывающих специфику объекта "Укрытие", его безопасность, обращение с радиоактивными отходами, долговечность и надежность, стоимость и сроки реализации, 19 предложений были признаны лучшими. На совместном заседании жюри и оргкомитета по итогам предварительной экспертизы были вскрыты конверты, содержащие сведения о разработчиках этих 19 предложений, рекомендованных к участию во втором туре конкурса, и их авторы были приглашены на публичную защиту.
По результатам открытого обсуждения (8 - 10 июня 1993 г., Киев) определились следующие шесть проектов, в наибольшей степени отвечающие условиям и цели конкурса: "Плутон" (Украина - Россия);
"395" (Великобритания - Украина); "Resolution" (Франция - Украина); "Райдуга" (Франция - Украина); "336" (Германия); "Монолит" (Россия). Из этих проектов жюри предстояло выбрать победителей, а также сформулировать свою концепцию (основные положения) видения решения проблемы преобразования объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему.
17 июня 1993 г. конкурс был завершен. Первую премию было решено не присуждать, поскольку ни один из проектов в полной мере не отвечал условиям конкурса. По результатам тайного голосования лучшим проектом, удостоенным второй премии (10 тыс. долларов США), был признан проект "Resolution". Проекты, отмеченные поощрительными премиями (5 тыс. долларов США), разместились в следующем порядке: 1 - проект "336"; 2 - "Райдуга"; 3 - "395"; "Монолит"; "Плутон".
Участие в работе жюри зарубежных специалистов (Е.Кинтер и Н.Кол - США, П-Дежоне - Бельгия), их опыт, понимание трудностей знания способствовали не только повышению объективности в оценке конкурсных предложений, но и выработке более четкого взгляда на многогранную проблему объекта "Укрытие".| На повестке дня - проведение тендера на разработку технико-экономического обоснования и право быть генеральным подрядчиком на проведение работ по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему.
1.10.6. Гуманитарная помощь
В ответ на обращение правительства Украины к правительствам и общественности зарубежных стран, международным организациям относительно совместных действий по преодолению последствий аварии на ЧАЭС в Украину поступили многочисленные предложения об оказании помощи, об организации лечения и отдыха детей из пострадавших районов. В США и Канаде были созданы общественные фонды "Дети Чернобыля"; Европарламентом принята резолюция об оказании Европейским сообществом срочной медицинской и продовольственной помощи; поступили предложения о разработке соответствующих программ ЮНЕСКО, ВОЗ, ЕЭК, а также Лиги Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и ряда специализированных учреждений и органов ООН.
Многие зарубежные страны, международные правительственные и неправительственные организации, Комиссия Европейского сообщества организовали поставки по линии иностранной гуманитарной Помощи государственным, общественным и религиозным организациям Украины. Большая половина их приходится на Германию, значительная помощь поступила из Франции, США. Отмечены неодноразовые поступления из таких отдаленных регионов мира, как Австралия, Канада, Корея, Пакистан.
Данные о поступлении грузов иностранной гуманитарной помощи Украине по состоянию на 28 декабря 1992 г. по областям Украины и по странам представлены в табл. 1.1.26 и 1.1.27.
Общий объем поступлений грузов по линии гуманитарной помощи на конец 1992 г. составил около 11,5 тыс. т. Их структура сформирована основном за счет продовольственных товаров - 7,7 тыс. т, или р7,4 %; медикаментов - 1,6 тыс. т, или 14,2 %; смешанных грузов - >,7 тыс. т, или примерно 6 %. Приблизительно 4 - 5 % составляли Рузы с одеждой, обувью, медицинским оборудованием.
При Кабинете министров Украины был создан комитет по гуманитарной помощи. В его состав входили представители различных министерств и ведомств. Возглавил этот комитет вице-премьер-министр Украины. Этот комитет в оперативном порядке решал все вопросы, связанные с поступлением гуманитарной помощи в Украину.
Прием и распределение помощи осуществляется при участии Украинского Красного Креста и под контролем Миссии Национальных Обществ Красного Креста Франции, Германии, Англии, Канады, Италии, то есть в соответствии с Указом Президента Украины №-37 "Об организации работы по приему и распределению международной гуманитарной помощи на территории Украины". При распределении поступающих грузов учитывались интересы почти всех районов Украины в зависимости от их потребностей, а также от пожелания стран, оказывающих гуманитарную помощь.
Таблица 1.1.26
Поступление зарубежной гуманитарной помощи по Республике Крым и областям Украины на 28 декабря 1992 г. (в т)

Date: 2015-09-17; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию