Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В )профессиональных (ПК)
организационно-административная деятельность:
ü готовностью включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1);
ü способностью исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК-5);
ü способностью владеть навыками рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-6);
проектная деятельность:
ü способностью по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-7);
ü способностью владеть навыками работы в качестве исполнителя проекта, в том числе международного профиля (ПК-8);
ü способностью владеть навыками исполнения организационно-технических функции и решения вспомогательных задач в интересах проекта под руководством опытного специалиста (ПК-9);
ü способностью работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-10);
ü способностью владеть навыками публичных выступлений как перед российской, так и зарубежной аудиторией (ПК-11);
исследовательско-аналитическая деятельность:
ü способностью понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПК-12);
ü способностью владеть навыками отслеживания динамики основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России (ПК-13);
ü способностью ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПК-14);
ü владением знаниями о правовых основах международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику России и других государств мира (ПК-15);
ü способностью понимать теоретические и политические основы правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека (ПК-16);
ü способностью понимать основные тенденции развития ключевых интеграционных процессов современности (ПК-22);
ü владением политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов (ПК-23);
учебно-организационная деятельность:
ü способностью выполнять функции технического ассистента в образовательных организациях высшего образования по направленности (профилю) образования, в частности в структурных подразделениях, в функционал которых входят вопросы международной академической мобильности, сотрудничества в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности (ПК-26);
ü готовностью вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу (ПК-27).
В результате освоения дисциплины «Россия в глобальной политике» студент должен
знать: особенности правового регулирования международных отношений и международных конфликтов, характеристику состояния национальной безопасности России, особенности геополитического и геостратегического положения России, основные угрозы национальной безопасности, важнейшие государственные документы, определяющие внешнюю политику России; основные приоритеты внешней политики России;
уметь: применять основные методы поиска и обработки информации по международным отношениям, выявлять логику развития международной ситуации, ориентироваться в международно-политической ситуации, прогнозировать её развитие;
владеть: владеть навыками сбора и оценки международно-политической информации, имеющей значение для принятия внешнеполитических решений, ориентироваться в пространстве Интернет.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по дисциплине Россия в глобальной политике
для очной формы обучения 2 курс 3 семестр
Рабочую программу осуществляет:
Лекции:доцент Шонин Н.Е.
Практические занятия:доцент Шонин Н.Е
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4
Учебных часов - 144
лекций - 26, практических занятий - 24
КСР - 4
самостоятельная работа студентов - 54
|
№
П№ п/п
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
| Количество часов аудиторной работы
| Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка)
| Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач
| Количество часов самостоятельной работы
| Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) проверка контрольных работ
Форма промежуточной аттестации – экзамен
|
| Тема 1. Международные отношения периода «холодной войны».
1.Потсдамскаяконференция. Завершение II мировой войны.
2. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.
3. Начало «холодной войны» и гонки вооружений.
4. Карибский (Кубинский) кризис 1962 года.
5.Вьетнамская и Афганская войны США и СССР.
6. Попытки разрядки международной напряженности (ДНЯО и пр.)
| лек/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 1-8; в) 3, 5, 9, 10, 14, 17, 19, 23, 25.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Подготовка к контрольной работе
|
| Тема 2. Особенности миропорядка после распада СССР.
1. Распад биполярной системы и его итоги.
2. Эволюция системы международных отношений после окончания «холодной войны».
3. Сепаратизм и интеграция в международных отношениях.
4. Концепции С. Хантингтона и Ф. Фукуямы.
5. Концепция worldsystem И. Валлерстайна.
| лек/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а)10, 11;в) 3, 5, 10, 14, 17, 19, 23.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Подготовка к контрольной работе.
|
| Тема 3. Глобализация как феномен ХХ века.
1. Теоретические дискуссии по вопросам глобализации.
2. Мировая политика и мировая экономика в условиях глобализации.
3. Политические движения и организации в условиях глобализации.
4. Глобализация и развивающиеся страны.
6. Перспективы России в глобализирующемся мире.
| лек/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а)10-12; в) 2, 3, 4, 7, 8, 14, 17, 19, 23, 24.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Подготовка к контрольной работе.
|
| Тема 4. Международный терроризм в современном мире.
1. Понятие терроризма и международного терроризма.
2.Политические, социально-экономические и идеологические аспекты международного терроризма.
3. Международные террористические организации: история создания, основные требования.
а) Ирландская республиканская армия (ИРА)
б) Палестинское движение «Хамаз»
в) «Аль Каеда»
г) ИГИЛ
4.Проблемы противодействия терроризму в современном мире.
5. Международные соглашения по борьбе с терроризмом.
| лек/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 4, 5 10, 11, 15; б) 2,3,8; в) 1, 6,9,13, 14, 17, 19, 20, 23.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Контрольная работа №1.
|
| Тема 5. Геополитические последствия распада СССР для России.
1. Причины распада (географические, экономические и политические) СССР.
2. Геополитические последствия распада СССР для России.
3. Россия в зеркале критериевгеополитического могущества Н.Спайкмена и Г.Моргентау.
4.Политические, экономические и идеологические проблемы перехода к рыночной экономике.
5.Проблема преемственности и новизны во внешней политике РФ.
| лек/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 10-11; в) 3, 5, 7, 8, 17,19, 23, 25.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Подготовка к контрольной работе.
|
| Тема 6. Россия и СНГ.
1. Взаимные экономические отношения стран СНГ в 1990-е годы. Проблемы реинтеграции постсоветского пространства.
2. Образование субрегиональных объединений на постсоветском пространстве. Союзное государство России и Белоруссии, Таможенный союз, ЕврАзЭС, ГУУАМ, Единое экономическое пространство. ЕАЭС.
3. Внешнеполитическая ориентация стран СНГ.
4. Обеспечение безопасности в пределах содружества. От ДКБ к ОДКБ.
5. СНГ как приоритетная сфера внешней политики России: геополитические, экономические, военные и культурные интересы России в СНГ.
| лек/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 10, 11; б) 2-7, 9, 10; в) 3, 5, 7, 8, 14, 17, 19, 23, 25.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Подготовка к контрольной работе
|
| Тема 7. Межнациональные конфликты на территории бывшего СССР и миротворческая деятельность России.
1. Происхождение, особенности и принципы урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.
2. Абхазский, южноосетинский, карабахский и молдавско-приднестровский конфликты. Участие России в их урегулировании.
3. Проблемы миграции. Диаспоры в России.
4. Проблемы русской диаспоры в странах СНГ.
| лек/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 10-12; в) 6, 9, 11, 14, 17, 19, 23, 25.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Подготовка к контрольной работе
|
| Тема 8. Россия и Шанхайская организация сотрудничества. БРИКС
1. От «Шанхайской пятерки» к ШОС. Побудительные мотивы создания.
2. ШОС как механизм взаимодействия России и государств Центральной Азии в сфере безопасности. РАТС.
3.Вероятность превращения ШОС в «антинатовский» блок.
4.Перспективы расширения ШОС.
5.БРИКС: действительность и перспективы
| лек/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 10-12; б) 2, 3, 4, 8; в) 9, 11, 14, 17, 19, 23, 25.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) Контрольная работа №2.
|
| Тема 9. Россия и Европейский Союз.
1. От Европейского объединения угля и стали к Европейскому Союзу
2. Место и роль ЕС в мире. ЕС как полюс силы. Экономические и политические факторы его влияния.
3. Шенгенское соглашение и ЕС. Введение евро.
4. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. Перспективы соглашений о более тесном сотрудничестве.
5. Программа TACIS. Деятельность Совета Россия – ЕС.
| лек/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 10-12; б) 2-3; в) 9, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 23, 25.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Подготовка к контрольной работе
|
| Тема 10. Российско-американские отношения.
1. Международныеотношения в годы Второй мировой войны: создание антигитлеровской коалиции, lend-leasing, встречи глав правительств стран антигитлеровской коалиции.
2. Корейская война 1950-53 г.г.
3. Холодная война: гонка вооружений, Карибский кризис 1962 года, американская концепция сдерживания СССР, договоры об ограничении вооружений.
4. Российско-американские отношения в 1990-е годы.
5. Участие России и США в саммитах G8 и G20. СНВ-2.
| лк/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 2,3,4; б) 2, 3;в)3, 5, 9, 10, 14, 17, 19, 23, 25
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) Контрольная работа №3.
|
| Тема 11. Россия и НАТО.
1. Распад блокового противостояния и проблема трансформации НАТО.
2. Расширение НАТО на восток и позиция России.
3. Сотрудничество между Россией и НАТО в рамках СоветаСевероатлантического сотрудничества (позднее Совета Евро-Атлантического партнерства) с 1991 г.
4. Россия и партнерство по программе Мира 22 июня 1994 г.
5. Парижский саммит НАТО (27 мая 1997 года) и Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. "Дорожная карта" для будущего сотрудничества Россия-НАТО.
6. Совет Россия-НАТО. Проблема ПРО.
7. Украинский вопрос и отношения НАТО с Россией.
| лк/пз
| 2/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 8, 10, 11, 12; б) 2-3; в)3, 5, 9, 10, 14, 17, 19, 23, 25.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Подготовка к контрольной работе
|
| Тема 12. Россия и АТР.
1. Геополитическое и геостратегическое положение России как евразийской державы. Разработка концептуальной основы отношений со странами АТР.
2. Приоритеты внешней политики России в АТР: перспективы урегулирования отношений с Японией; содержание и проблемы «стратегического партнерства» с Китаем.
3.Экономические аспекты интеграции России в АТР. Россия и региональные организации: АСЕАН, АТЭС.
4. Создание системы многосторонней безопасности в Азии. Роль России в разрешении военно-политических проблем региона: корейская проблема, ядерные испытания в Индии, Пакистане и КНДР, военно-техническоесотрудничество на субрегиональном уровне.
| лк/пз
| 4/2
| Основная литература: 1, 2, 3.
Дополнительная литература: а) 1, 2, 3, 10, 11, 12; б) 2-3; в)2, 3, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 17,19, 23, 25.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3)Контрольная работа №4.
4) Курсовая работа
|
|