Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы кинесики в деловом общении





Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимику, жесты, пантомимику (позы, осан­ку, поклоны, походку). Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульса­ми нашего подсознания. Отсутствие возможности подде­лать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предо­ставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% инфор­мации о том, что переживает человек. К примеру, взгляд может быть:

• деловым, когда он фиксируется в районе лба собе­седника, это предполагает создание серьезной ат­мосферы делового партнерства;

• светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника отношении к собеседнику. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страда­ние, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счас­тье, интерес, печаль и т. п. Главной характеристикой ми­мики является ее целостность и динамичность. Это означа­ет, что в мимическом выражении шести основных эмоцио­нальных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоор­динированы.

Легче всего распознаются положительные эмоции (ра­дость, любовь, удивление), труднее воспринимаются от­рицательные (печаль, гнев, отвращение). Основную по­знавательную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы. Так, испытуемым предъявля­лись рисунки лиц, где варьировались только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека: это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь че­ловека отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обе­их половинах лица, а отрицательные — ярче выражена на левой.

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Вин-терсом было показано, что взгляд связан с процессом фор­мирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полно­стью готова, — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слу­шающий же больше смотрит в сторону говорящего и «по­сылает» ему сигналы обратной связи.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При посто­янном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом на­строении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное на­строение заставляет зрачки сужаться.

Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жес-товый «алфавит» можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения: ука­затели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образ­ные картины изображения («вот такого размера и конфи­гураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движе­ния руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение го­ворящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, на­правление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях — «здравствуйте», а воздетые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы. Это специфические привычки че­ловека, связанные с движениями рук. Ими бывают: поче­сывания, подергивания отдельных частей тела; прикаса­ния, пошлепывания партнера; поглаживание, перебира-ние отдельных предметов, находящихся под рукой (каран­даша, пуговицы и т. п.).

5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.

6. Микрожесты: движения глаз, покраснение щек, уве­личенное количество морганий в минуту, подергивания губ и прочее.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в раз­ных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

• коммуникативные (жесты приветствия, прощания, при­влечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);

• модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения неудовлетворения, доверия и не­доверия, растерянности и т. п.);

• описательные жесты, имеющие смысл только в кон­тексте речевого высказывания.

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Вот почему чело­веку следует научиться понимать ложные, притворные жесты. Особенность их заключается в следующем: они пре­увеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпуса); подавляют сильные (благо­даря ограничению таких движений); эти ложные движе­ния, как правило, начинаются с конечностей, и лишь по­том вступают мышцы лица.

Жесты могут подразделяться на следующие виды (Дж. Ниренберг, Г. Калеро, 1990):

жесты оценки — почесывание подбородка; вытяги­вание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и другие;

жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

жесты нервозности и неуверенности — перепле­тенные пальцы рук; пощипывание ладони; постуки­вание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и другие;

жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидя­щего на стуле и вцепившегося руками в подлокот­ник, и другие;

жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; до-трагивание до кончика носа и другие;

жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и другие;

жесты доминирования — жесты, связанные с вы­ставлением больших пальцев напоказ, резкие взма­хи сверху вниз и другие;

• жесты неискренности — «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и другие.

Позой называется положение человеческого тела, ти­пичное для данной культуры. Выделяются:

• «закрытые» позы (когда человек как-то пытается за­крыть переднюю часть тела и занять как можно мень­ше места в пространстве) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики;

• «открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) вос­принимаются как позы доверия, согласия, доброже­лательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ори­ентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад.

Походка человека — это стиль передвижения, в кото­ром можно прочитать эмоциональное состояние человека. Самая «тяжелая» походка наблюдается при гневе, самая «легкая» — при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка — при страдании.

17. Основные закономерности проксемики

Проксемика (от англ. proximity — близость) — учение о дистанциях, которые соблюдают люди. Данный термин ввел американский психолог Э. Холл, один из первых в области изучения пространственных потребностей человека, в 1969 го­ду в книге «Молчаливый язык».

Выделяются четыре основные дистанции, которыми руководствуется большинство людей во время общения: интимная, личная, социальная и публичная.

Интимная дистанция может быть ближней, выража­ясь прикосновением, и дальней — на расстоянии от 15 до 50 см. Ближняя интимная дистанция в деловой жизни пред­полагается во время рукопожатий, приветствий и проща­ний. Во всех остальных случаях устанавливается дальняя дистанция — 50 см.


Личная дистанция — это деловое общение на рассто­янии от 60 см до 1,2 м, к которому прибегают во время ведения бесед, переговоров, подписания контрактов. Та­кое расстояние ни к чему не обязывает и вместе с тем располагает к продолжению контакта.

Социальная дистанция — от 1,2 до 2,5 м — устанавли­вается в случаях, когда общение происходит с незнакомым человеком. На таком расстоянии директор принимает сек­ретаря, других служащих, подчеркивая строго деловое общение. Подобная дистанция удобна, когда длительное общение нежелательно: можно отвести от собеседника взгляд, и на таком расстоянии это будет означать прекра­щение разговора.

Публичная дистанция предполагает расстояние от 3,5 до 7,5 м. Она идеально подходит для выступлений на со­вещаниях, семинарах. Публичная дистанция — это рас­стояние от сцены до публики, характерное для театра; от трибуны до участников совещаний, собраний.

Общаясь с иностранными деловыми партнерами необхо­димо помнить, что представители разных национальных культур по-разному относятся к дистанции. Англичане, американцы, скандинавы не терпят близких дистанций, рассматривая их как покушение на свое личное простран­ство. Японцы воспринимают прикосновение к себе как по­терю самоконтроля со стороны собеседника или агрессив­ность, к ним не следует приближаться менее чем на 1 метр. Французы легко переходят на близкую дистанцию, если вы их заинтересуете профессиональным разговором. Арабы очень близко держатся к собеседнику — им необхо­димо слышать его дыхание во время общения.

Проксемическое поведение включает не только дис­танцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.

 

Date: 2015-09-05; view: 5105; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию