Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы межличностного взаимодействия в общении





Взаимодействие — это действия индивидов, направ­ленных друг к другу. Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориен­тации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением дру­гих, которые обычно сочетаются с желанием доминиро­вать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремле­ние понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфлик­тов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не одностороннейудовлетворенности.

Так«контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия «контролера» — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя» — адаптация к партнеру. Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчинен­ными и доминирующим позициям «вертикального взаимо­действия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Когда человек чувствует угрозу отвержения, то могут возникать следующие типы поведения-общения:

1) заискивать, чтобы другой человек не сердился;

2) обвинять, чтобы другой человек считал его сильным;

3) рассчитать все так, чтобы избежать угрозы;

4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет.

Заискивающий миротворец пытается угодить, никогда ни о чем не споря, соглашается с любой критикой в свой адрес (а внутри он ощущает себя ничтожеством, не пред­ставляющим ценности — «Я без тебя ничто», «Я беспомо­щен»).

Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином слу­чае виноват. Он — диктатор, хозяин, который без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо», всем видом он показывает: «Я здесь главный», но глубоко внут­ри он чувствует: «Я одинок и несчастлив».

Расчетливый «компьютер» очень рассудителен, не выражает никаких чувств, он кажется спокойным, холод­ным, собранным, живет под лозунгом: «Говорите правиль­ные вещи, скрывайте свои чувства. Не реагируйте на окружающее».

Отстраненный человек, что бы ни делал, что бы ни говорил — не связан с тем, что говорит или делает собе­седник. Он отстраняется от неприятных и трудных жизненных ситуаций, старается ничего не замечать, не слышать, не реагировать.

8. Социальное влияние: суггестия, конформизм, нонконформизм

Социальное влияние форма межличностного взаимо­действия, в результате которого повторный ответ чело­века на проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом. Та­ким образом, поведение одного человека становится по­добно поведению других людей.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е. поведение одного че­ловека становится подобно поведению других людей.

Механизмами, реализующими социальное влияние, яв­ляются: конформизм, нонконформизм и суггестия.

Суггестия (внушаемость) — непроизвольная податли­вость человека мнению других лиц или группы, когда он и сам не замечает, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой.

Конформизм — сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. В подростковом, юношеском возрасте конформизм са­мый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин. Раз­личают: а) внутреннюю личную конформность (усваивае­мая конформная реакция) — мнение человека действитель­но' меняется под воздействием группы, человек соглаша­ется; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку С дет­ ства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и прочее. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

1. Прежде всего влияют особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каж­дого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но. впрочем, не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчи­ны становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

Влияют характеристики самой проблемы, стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) уве-шчивают способность сопротивляться давлению группы.

Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что увеличение его приводит к росту конформности, но ока­залось, что зависимость носит не прямолинейный, а экс­поненциальный характер: когда к большинству присоеди­няется еще один человек, у «наивного» испытуемого кон­формность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (37 человек), после чего не рас­тет, да и то лишь в случае, когда все члены группы вос­принимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на нее действует количество воспринимаемых неза­висимых источников информации. Влияет и степень согла­сия большинства. Так, при разрушении единства группо­вого мнения, человек более смело сопротивляется его дав­лению.

Влияют взаимоотношения человека и группы (так, ког­да люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ей, то смелее со­противляется давлению. Индивиды с более высоким стату­сом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопро­тивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некото­рыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее под­вержены их давлению индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения инфор­мационного подхода (Леон Фестингер), современный чело­век не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается группо­вому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преиму­ществами, даваемыми членством в группе, избежать кон­фликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, под­держать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное. Тогда человек, как «флюгер», следует за груп­повым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в каче­стве лицемерного приспособленца, способного многократ­но менять поведение и внешне высказываемые убежде­ния в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении та­кого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Нонконформизм — опровержение человеком мнения большинства, протест подчинения, кажущаяся независи­мость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для по­ведения человека. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение — избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые при­нимаются или отторгаются в зависимости от того, соответ­ствуют ли они убеждениям человека.

По психологическим характеристикам различают:

1) группы членства;

2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные груп­пы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с член­ством, но они являются источником положительных и не­гативных образцов, а также норм, правил, к которым че­ловек стремится приобщиться.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общно­сти? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индиви­дов, входящих туда, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член группы может рассматри­ваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на боль­шинство, поскольку не только индивид адаптируется к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к сво­им взглядам.

 

Date: 2015-09-05; view: 2982; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию