Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга Вторая





1. В беседе, которую мы несколько дней назад имели с тобою, любезнейший Автолик, когда ты спрашивал меня, кто мой Бог, и уделил несколько времени выслушать мои слова, — я высказался тебе относительно моей религии; потом мы очень дружелюбно расстались друг с другом и пошли каждый в свой дом, хотя сначала ты принял меня сурово: ты знаешь и помнишь, что учение наше тебе казалось глупостью.

Так как после того сам ты просил меня, то хотя я невежда в слове (2 Кор. 11,6), однако, хочу теперь в настоящей книге, обстоятельнее доказать тебе безполезность труда твоего и тщету служения, в котором находишься, и вместе представить истину очевидною для тебя посредством некоторых ваших исторических сказаний, которые ты читаешь, но может быть не вполне понимаешь.

2. Смешным кажется мне то, что каменосечцы, ваятели, живописцы или плавильщики делают, пишут, вытесывают, отливают и изготовляют богов, которые после того, как будут отделаны художниками, ни во что ставятся ими; когда же их купят и поставят в так называемый храм или какой дом, то не только купившие приносят им жертвы, но и те, которые их сделали и продали, приходят с усердием и с запасом жертв и возлияний поклониться им и почитают их за богов, забывая, что эти боги таковы же, какими они были в их руках, — камень, медь, дерево, краска или другое какое вещество. Это конечно случалось и с вами, которые читаете истории и родословия мнимых богов. Ибо когда вы читаете об их происхождении, то почитаете их за людей; а после называете их богами и поклоняетесь им, не соображая и не понимая того, что они и родились такими, каковы они по своему происхождению в читаемых вами сказаниях.

3. Так как боги ваши рождались, — их род тогда был очень плодовит. Но где же ныне видно, чтобы рождались боги? Ибо если они тогда рождали и рождались, — очевидно, что и до ныне должны бы рождаться боги; в противном случае это должно быть признано слабостью; они или состарились, почему уже и не рождают, или умерли и более не существуют. Если боги рождались, то надлежало бы им и доныне рождаться, как и люди еще рождаются; даже богов должно бы быть более чем людей, как говорит Сивилла: «Если боги рождают и пребывают безсмертны, то богов родившихся было бы более чем людей, и не осталось бы места, где бы стать смертным». Ибо, если у людей, которые смертны и маловременны, доныне еще являются дети и не престали рождаться люди, так что города и села наполнены ими и даже поля населяются: тем более боги, которые по представлению поэтов не умирают, не должны ли рождать и рождаться, когда вы говорите, что боги родились?

Почему гора, называемая Олимп некогда была населена богами, а ныне она пуста? Или почему прежде Зевс обитал на горе Иде и было известно, что он там живет, согласно с Гомером и прочими поэтами, а ныне неизвестно его местопребывание?

И почему не везде он был, а находился в одной части земли? или он о прочих не заботился, или не мог быть везде и о всем промышлять. Ибо, если он, например, был в восточной части, то не был в западной; если же опять был на западе, то не был на востоке. Богу же Вышнему, всемогущему и истинному Богу, свойственно не только быть вездесущим, но и все видеть и все слышать и не ограничиваться каким–либо местом; в противном случае место, содержащее Его, было бы больше Его, ибо содержащее больше содержимого, а Бог не ограничивается местом, но Сам есть вместилище всего.

Далее, почему Зевс оставил Иду — потому ли, что он умер, или та гора ему не нравилась более? Куда же он отправился? На небеса? нет. Скажешь, может быть — в Крит? Подлинно так: его гробница там показывается до сего дня. Или ты скажешь — он ушел в Пизу, где и доныне прославляет искусство рук Фидия? Перейдем теперь к сочинениям ваших философов и поэтов.

4. Некоторые из стоиков говорят, что вовсе нет Бога, или если есть, утверждают, что Он ни о чем не печется, кроме Себя Самого. И эту мысль вполне проявило безумие Эпикура и Хризиппа. Другие говорят, что все происходит случайно, что мир не сотворен и природа вечна, и не осмелились утверждать, что вовсе нет никакого Промысла Божия, но говорят, что совесть каждого есть Бог. Иные утверждают, что Бог есть дух, все проходящий. Платон же и его последователи признают Бога безначальным, отцом и творцом всего, но затем полагают, что Бог и материя безначальны, и что последняя совечна Богу. Если Бог безначален и материя безначальна, то Бог не есть уже творец всего, как думают платоники, и не остается единовластительство Божие, как они допускают. Кроме того, как Бог, будучи безначален, есть также неизменяем, так и материя, если безначальна, должна быть вместе и неизменяема и равна Богу; ибо получившее начало во времени — превращаемо и изменяемо, безначальное же непревращаемо и неизменяемо.

Что великого, если Бог создал мир из подлежащей материи? И человек–художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он из ничего творит что хочет, равно — как дать душу и движение не свойственно никому другому, кроме Бога.

И человек делает какое–либо изображение, но разум, дыхание или чувство он не может дать своему произведению. Бог же имеет гораздо большее могущество — творить разумное, одушевленное, чувствующее. Как во всем этом Бог могущественнее человека, так и в том, что Он из ничего творит и сотворил существующие вещи, сколько хочет и как хочет.

5. Так–то разногласии мнения ваших философов и писателей. Между тем, как они так говорили, — поэт Гомер другим образом излагает происхождение не только мира, но и богов. Он говорит: Океан родитель богов и матерь Тефиса: От него все потоки и всякое море.

В этих словах он еще не показывает Бога. Ибо кто не знает, что океан — вода? Если — вода, то не Бог. Но Бог, если Он творец всего как и действительно есть, — Он есть создатель и воды и морей. Гезиод также изложил происхождение и богов и самого мира. Он говоря, что мир сотворен, не был в состоянии сказать, от кого он произошел. Кроме того он назвал богами Кроноса и сына его Зевса, Посидона и Плутона, а мы знаем, что они позднее мира. Еще он рассказывает, что Кронос был побежден Зевсом, своим сыном.

Вот его слова: «Победив силою отца своего Кроноса, он поровну распределил и роздал безсмертным разные почести».

Далее он говорит о дочерях Зевса, которых называет музами, и просит их открыть ему, каким образом все произошло: «Здравствуйте, дочери Зевса! подарите меня приятной песнью. Воспойте род богов блаженных, всегда существующих, которые родились от земли и звездного неба и темной ночи, которых вскормило соленое море. Скажите мне как сперва произошли боги и земля, реки и безграничное море с пенящимися волнами, и звезды светящие и пространное небо вверху. Скажите, как боги разделили богатства и почести и как сперва они населили многохолмный Олимп. Скажите об этом мне музы, живущие на вершинах Олимпа с начала, скажите что из этих существ прежде всего произошло».

Но как знали об этом музы, которые были моложе мира? И как они могли рассказать Гезиоду, когда отец их еще не родился?

6. Гезиод некоторым образом предполагает материю, как существующую, и говорит о творении мира в следующих словах: «Прежде всего произошел хаос, потом пространная земля, самое безопасное основание для безсмертных, обитающих на высотах снежного Олимпа, затем мрачный тартар в глубинах широкой земли, и Эрос, красивейший между богами, который гонит заботу и подавляет разумный совет в сердцах всех богов и людей. Из хаоса произошли Эрев и черная ночь, Земля же сперва произвела равное себе звездное небо, чтоб оно отовсюду ее покрывало и служило безопасным жилищем для блаженных богов; она родила еще высокие горы, приятные обители для божественных нимф, обитающих на лесистых высотах. И безплодная вода с своими пенящимися волнами родила без объятия любви Понт, а после соединившись с небом родила океан с глубокими водоворотами».

Изложив это, он еще не показал, кем же все создано. Ибо если вначале был хаос и предсуществовала некая материя несозданная, кто же, наконец, ее устроил и дал ей порядок и вид? Сама ли материя придала себе вид и красоту? Зевс гораздо позднее не только материи, но и мира и многих людей, равно как и самый отец Кронос. Или скорее — была могущественная сила, создавшая ее, то есть — Бог, Который и украсил ее?

К тому же, Гезиод оказывается во всех отношениях болтуном, который и сам себе противоречит. Ибо упомянув о земле, небе и море, он говорит, что от них произошли боги, а от богов — какие–то страшные люди, сродные богам, поколение титанов, циклопов и гигантов, также богов египетских или лучше — пустых людей, как говорит Аполлонид, по прозванию Горапий, в книге под заглавием «Семенути»' и в других своих исторических сочинениях о религии и царях египетских.

7. К чему излагать мне вздорные басни эллинов — о Плутоне, царе мрака, о Посидоне, скрывающемся под морем, влюбившемся в Меланиту и родившем сына — пожирателя людей или трагические сказания, которые составили ваши писатели о сыновьях Зевса? Сами они передают их генеалогию, показывая, что они родились людьми, а не богами. Комик Аристофан в комедии «Птицы», касаясь сотворения мира, говорит, что мир получил первоначальное происхождение из яйца: Чернокрылая ночь прежде всего родила яйцо.

Кроме того. Сатир повествуя о родах александрийцев, начав с Филопатора, по прозванию Птоломея, говорит, что Дионис был его родоначальником; почему Птоломей составил первое поколение. Вот что говорит Сатир: «От Диониса и Алтеи фестийской родилась Деианира, от нее и Геракла, сына Зевсова, — Гилл, от него — Клеодем, от него — Аристомах, от него — Темен, от него — Кис, от него — Марон, от него Фестия, от нее Акой, от него Аристомид, от него Каран, от него — Кин, от него Тиримм, от него Пердикк, от него Филипп, от него Аерон, от него — Алект, от него — Аминт, от него Вокр, от него Менагр, от него Арсиноя, от нее же и от Лага Птолемей Сотир, от него и Вероники — Птолемей Филадельф, от него и от Арсинои Птолемей Эвергет, от него и от Вереники, дочери Мага, царя киренского, — Птоломей Филопатор. Таково родство между Дионисом и царями александрийскими. Поэтому в Дионисовом колене различаются роды: алтейский от бывшей жены Диониса, дочери Фестия, Алтеи; деианирский — от дочери Диониса и Алтеи, жены Геракловой. Затем роды их имеют еще наименования: род Ариадны от дочери Миноса, жены Диониса, дочери отцелюбивой, которая совокупилась с Дионисом в виде корабельного кормчего, — Фестиев — от Фестия, отца Алтеи, Фоантов — от Фоанта, сын Диониса, Стафильский — от Стафила, сына Диониса, Эвенский — от Эвноя, сына Диониса, мароский — от Марона, сына Ариадны и Диониса. Все это сыновья Диониса». Впрочем, были и доныне есть многие другие названия: гераклиды — от Геракла, аполлониды и аполлонцы от Аполлона, посидонцы — от Посидона, и диевы и диогены — от Зевса.

8. Нужно ли мне перечислять еще множество таковых названий и родословий? Так–то заблуждаются все ваши писатели, поэты и философы, и еще более те которые полагаются на них. Они сложили басни и глупые сказания о своих богах, ибо представили их не богами, но людьми, иных–пьянствующими, иных — прелюбодеями и убийцами.

И о происхождении мира они предали нелепые и противоречивые сказания. Во–первых, некоторые, как я выше показал, объявили, что мир не сотворен; и они, утверждая безначальность мира и вечность природы, говорят несогласно с теми, которые почитают мир сотворенным. Ибо их Мнение основано на догадке и человеческом соображении, а не на истине. Одни говорили, что есть Промысл, а другие отвергали их учение. Арат говорит: «Начнем с Зевса, которого мы люди никогда не преминем называть: полны Зевсом все улицы и площади людские, полны им море и пристани; повсюду мы пользуемся Зевсом. Мы его порождение: он по своей милости дарует благополучие людям и побуждает их к труду, внушая попечение о жизни; он говорит, когда земля наиболее удобна для волов и для заступа, когда благоприятное время пахать землю и бросать в нее семена».

Кому же верить Арату или Софоклу, который говорит: «Нет Провидения; всего лучше жить на удачу, как кто может»?

Но Гомер опять не согласуется с ним, ибо он говорит: «Доблесть смертным властительный Зевс и величит и молит.

И Симонид: «Никто, ни город, ни человек не получал доблести без богов; Бог премудр, но между людьми ничего нет без неправды».

Подобное говорит Эврипид: «Ничего с людьми не бывает без Бога».

И Менандр: «Никто о нас не печется кроме Бога».

И еще Эврипид: «Когда Богу угодно спасти, Он даст много средств ко спасению». И в другом месте: «Если захочет Бог, спасешься, хотя поплывешь на соломинке».

И множество таких мнений они высказали и даже противоречили самим себе. Софокл, отрицавший Промысл Божий, в другом месте говорит: «Смертный, не избежит удара Божия».

Кроме того, они то вводили множество богов, то говорили о единовластительстве Божием, и тогда, как одни признавали Промысл, другие отвергали его бытие.

Поэтому Эврипид делает следующее признание: «С полною надеждою изучаем мы многое, но напрасно трудимся и ничего–то мы не знаем».

Таким образом, они невольно признаются, что не знают истины; и что говорили они, то говорили по внушению демонов. И действительно, поэты Гомер и Гезиод, вдохновенные, как говорится, музами, говорили под влиянием фантазии и обольщения, от духа не чистого, но обманчивого. Это ясно доказывается тем, что одержимые демонами даже в настоящее время заклинаются именем истинного Бога, и эти ложные духи сами признаются, что они демоны, которые некогда действовали и в тех поэтах. Впрочем, некоторые из них, пришедши в здравое состояние души, говорили нечто согласное с пророками, так что это служит свидетельством против них самих и против всех людей, например, о единовластительстве Божием, о будущем суде и о других истинах.

9. Но были люди Божий, исполненные Святого Духа и истинные пророки. Самим Богом вдохновенные и умудренные, — которые получили свыше ведение, святость, и праведность. Они–то удостоились чести быть органами Божиими и сосудами премудрости от Бога, по которой они и говорили о сотворении мира и о всем прочем. Они предсказывали моровые язвы, голод, войны. И не один или два, но многие являлись в различные времена у евреев так же как и Сивилла у эллинов: и все они говорили согласно друг с другом и о том, что было прежде них, и о том, что совершалось при них, и о том, что ныне исполняется пред нашими глазами; поэтому–то мы уверены и касательно будущего, что оно также исполнится как совершилось первое.

10. И прежде всего пророки согласно научили нас, что Бог все сотворил из ничего. Ибо ничто не совечно Богу, но будучи Сам Себе местом (Потому что нет никакого пространства, которое было бы больше Его и вмещало бы в себе Его), ни в чем не нуждаясь и существуя прежде веков. Он восхотел создать человека, дабы им познаваем был, и для него–то предуготовил мир. Тот, кто сотворен, имеет нужду в том или другом, а Безначальный ни в чем не нуждается. Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах [23] родил Его, проявив Его вместе с Своею Премудростью прежде всего. Слово сие Он имел исполнителем Своих творений и чрез Него все сотворил. Оно называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что чрез Него создано. Оно будучи духом Божиим [24], началом, премудростью и силою Вышнего, сходило на пророков и чрез них глаголало о творении мира и о всем прочем. Ибо не было пророков при создании мира, но Премудрость Бога, сущая в Нем, и святое Слово Его, всегда соприсущее Ему. Посему Оно чрез пророка Соломона так говорит: «когда готовил Он небо, была Я с Ним, и когда творил крепкие основания земли, была при Нем устрояя» (Притч. 8,27–29). Моисей, живший за много лет до Соломона, или лучше — Слово Божие чрез него, как чрез орудие, говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1). Сперва он упомянул о начале и сотворении, а потом наименовал Бога; ибо не следует напрасно и попусту употреблять имя Божие. Ибо Премудрость Божия предвидела, что некоторые будут пустословить и введут множество богов несуществующих. Посему, чтоб истинный Бог был разумеем из дел Его, и видно было, что Бог Словом Своим сотворил небо и землю и то, что в них, сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю».

Потом сказав о сотворении их, он показывает нам: «земля же была невидима и неустроена и тьма (была) над бездною и дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2). Этому прежде всего научает нас божественное Писание; некоторым образом показывая, что материя, из которой Бог сотворил и устроил мир, получила начало и создана от Бога.

11. Начало творения есть свет, потому что свет делает видимым то, что созидается. Поэтому говорится: «И сказал Бог: да будет свет, и стал свет; и видел Бог свет, что он хорош», — разумеется для человека.

«И отделил свет от тьмы, и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер и было утро, день первый. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды. И стало так. И сотворил Бог твердь и отделил воду, которая была под твердью от воды над твердью. И назвал Бог твердь небом, и увидел Бог, что она хороша. И был вечер и было утро, день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да откроется суша. И стало так. И собралась вода в свои места, и открылась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля злак травный, производящий семя по роду своему, и дерево плодовитое, приносящее плод, которого семя в нем самом по его роду. И стало так. И произвела земля злак травный, рождающий семя по роду своему, и дерево плодовитое, приносящее плод, которого семя в нем самом по его роду на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро, — день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, чтоб освещать землю и отделять день от ночи, и да будут они для знамений и времен, и дней, и годов; и да станут на тверди небесной для освещения, чтобы давать свет на землю. И стало так. И сотворил 'Бог два светила великие, — светило большое для управления днем и светило меньшее для управления ночью и звезды; и поставил их на тверди небесной, чтоб они светили на землю и управляли днем и ночью и отделяли свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро, — день четвертый. И сказал Бог: да произведут воды пресмыкающихся с живыми душами и птиц летающих на земле под твердью небесной. И стало так. И сотворил Бог великих китов и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвели воды по родам их, и всякую птицу пернатую по роду. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды морские, и птицы да размножаются на земле. И был вечер и было утро, — день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, четвероногих, гадов и зверей земных по роду. И стало так. И сотворил Бог зверей земных по роду их и скотов по роду их, и всех гадов земных. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и скотами, и всею землей и всеми гадами пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и господствуйте над нею, и обладайте рыбами морскими и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву семенную, производящую семя, которая есть на лице всей земли, и всякое дерево, которое имеет в себе плод семени семенного, рождающего семя, — это будет вам в пищу, и всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому гаду пресмыкающемуся по земле, который имеет в себе дыхание жизни (дал Я), — всякую траву зеленую в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что сотворил Он, и это было очень хорошо. И был вечер и было утро, — день шестой. Так совершены были небеса и земля и все украшение их; и окончил Бог в шестой день дела Свои, которые творил, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые сотворил. И благословил Бог день седьмой и освятил его, потому что в этот день Он почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить» (Быт. 1,3–11 и далее).

12. Этого семидневного творения никто из людей не может надлежащим образом объяснить, ни изобразить всего домостроительства его, хотя бы имел тысячу уст и тысячу языков; даже хотя бы кто жил тысячу лет на этом свете и тогда не будет в состоянии об этом сказать что–нибудь достойным образом, по причине превосходного величия и по богатству премудрости Божией, присущей в этом шестидневном творении. Многие писатели, подражая сему, пытались рассказать творение мира, и хотя они пользовались этим пособием к объяснению создания мира и природы человеческой, однако, не сказали даже искры похожего на истину. Конечно то, что сказано вашими философами, историками и поэтами, по–видимому, достойно веры по изукрашенности их речи, но глупость и пустота их изложения обнаруживается из того, что у них много бредней, а истины не находится ни малейшей частицы, ибо и то, что, по–видимому, сказано ими справедливого, смешано с заблуждением.

Как смертоносный яд, смешанный с медом или вином, делает все смешение вредным и негодным, так и их красноречие оказывается напрасным трудом или скорее — пагубою для тех, которые верят ему. Кроме того они говорили и о седьмом дне, название которого все употребляют, но большая часть не разумеют; ибо, что у евреев называется субботою, то по–эллински переводится — гевдомада — имя; которое употребляется во всем роде человеческом, а по какой причине так называют ее, не знают. Что же касается до сказания поэта Гезиода, что из Хаоса родились Эрев и Земля и Эрос, господствующий над его мнимыми богами и над людьми, то оно пусто, нелепо и чуждо всякой истины, ибо Богу не следует быть побеждаему удовольствием, так как и благоразумные люди воздерживаются от всякого постыдного удовольствия и худого пожелания.

13. И то, что Гезиод начинает сказание о творении мира с земных вещей, — есть мысль человеческая, уничижительная и безсильная в отношении Бога. Ибо человек, находясь внизу, начинает строить дом с земли и не может надлежащим образом возвести его и сделать крышу, если прежде не положит основания.

Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он творит вещи из ничего и так, как Ему угодно. Ибо «невозможное у человеков — возможно у Бога» (Лк. 8,27). Посему и пророк говорит, что прежде всего Им сотворено небо наподобие кровли. «В начале, говорит он, сотворил Бог небо» (Быт. 1,1), т. е. чрез Начало было сотворено небо, как выше я показал (См. гл. 10).

Называет же он землею — то, что некоторым образом служит грунтом и основанием; бездну — множество вод и тьму, так как созданное Богом небо, наподобие крыши, покрывало воды вместе с землею, и дух, который носился над водами, — тот, который дал Бог твари для ее оживотворения, как человеку душу, соединяя тонкое с тонким, (ибо дух тонок и вода тонка), дабы дух питал воду, а вода вместе с духом, проходя повсюду, питала все создание. Сей единый дух, имея подобие света, находился между водою и небом, чтобы некоторым образом тьма не соприкасалась с небом, весьма близким к Богу, прежде нежели Бог сказал: «да будет свет».

Итак, небо, на подобие свода, обнимало все вещество, походившее тогда на глыбу. Ибо другой пророк, именем Исаия сказал о небе: «Бог сотворил небо как свод и простер его как шатер для житья» (Ис. 40,22). Посему повеление Бога, т. е. Слово Его, являющееся как свеча в заключенной комнате, осветило поднебесную, сотворив свет отдельно от мира. «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»; ибо подлинно человек не мог бы назвать свет днем или тьму ночью, ни прочим видам дать имена, если бы он не получил наименования от Творца Бога.

В самом начале повествования о сотворении мира священное Писание говорит не об этой тверди, которую мы видим, но о другом небе, для нас невидимом, по которому это видимое нами небо названо твердью и на котором хранится половина вод, чтобы служить человечеству для дождей, ливней и рос. Другая часть воды оставлена в земле для рек, источников и морей. Когда таким образом вода покрывала землю, особенно ее углубленные места. Бог чрез Слово Свое повелел собраться воде в одно место и появиться земле, которая прежде была невидима. Земля сделалась видимою, но еще была неустроена. Бог устроил и украсил ее всякого рода травами, семенами и растениями.

14. Посмотри далее на их разнообразие, превосходную красоту и многочисленность, как они представляют собою воскресение во образ будущего воскресения всех людей. Кто не удивится видя, что из семени смоковничного вырастает смоковница или из других самомалейших семян происходят огромные деревья? А море представляет нам некоторое подобие мира. Ибо как море, если бы не было поддерживаемо приливом рек и источников, давно высохло бы по причине своей солености, так и мир, если бы не имел закона Божия и пророков, из которых истекают сладость, милосердие, правда и учение святых заповедей Божиих, давно погиб бы вследствие злобы и умножающихся в нем грехов. И как на море есть обитаемые острова, обильные хорошими водами и плодоносные, имеющие спокойные места и пристани, в которых могут найти прибежище подвергшиеся буре, так Бог дал миру, волнуемому и обуреваемому грехами, собрания, называемые святыми церквами, в которых, как в благоустроенных пристанях, сохраняется учение истины, к которым прибегают желающие спастись, как скоро они сделаются любителями истины и захотят избежать гнева и суда Божия. И как есть иные острова — каменистые, безводные, безплодные, полные диких зверей и необитаемые, опасные для плавающих и подвергающихся буре, об которые сокрушаются корабли и погибают к ним пристающие, так есть учения ложные: это ереси, погубляющие тех, которые пристают к ним. Ибо они не руководствуются словом истины, но как пираты, наполнив корабли, нарочно ударяются в вышеназванные места, чтобы погубить их, так бывает и с теми, которые уклоняются от истины, — они гибнут от своего заблуждения.

15. В четвертый день созданы светила. Бог в Своем предведении знал бредни суетных философов, которые в отвержение Бога станут говорить, что произведения на земле рождаются от светил; посему чтоб явна была истина, сотворены были растения и семена прежде светил; ибо позднейшее не может произвести того, что ему предшествует. Это заключает в себе изображение великого таинства. Ибо солнце есть образ Бога, а луна — человека. И как солнце превосходит луну могуществом и славою, так Бог далеко превосходит человека; и как солнце всегда бывает полно и не уменьшается, так Бог всегда пребывает совершен, полный всякого могущества, разума, мудрости, безсмертия и всякого блага. Луна же образ человека, каждый месяц умаляется и как бы умирает, потом нарождается и увеличивается, представляя будущее воскресение. Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости [25]. А четвертый день — образ человека, нуждающегося в свете, так что существуют Бог, Слово, Премудрость, человек. Потому и созданы светила в четвертый день. И расположение звезд представляет экономию и порядок праведных, благочестивых и соблюдающих закон и заповеди Божий. Ибо самые светлые и блестящие звезды суть образы пророков; почему они и пребывают неподвижны и не переходят с места на место. Другие звезды менее светлые суть образ народа праведных. Блуждающие же и двигающиеся с места на место, так называемые планеты, представляют собой их, которые отпадают от Бога и оставляют Его закон и повеления.

16. В пятый день созданы животные из воды и чрез их также открывается многоразличная премудрость Божия. Ибо кто может исчислить их множество и разнообразие родов? Притом были благословлены Богом созданные из воды, чтобы и это служило знамением того, что люди, которые приступают к истине, возрождаются и благословляются Богом, примут покаяние и отпущение грехов посредством воды и бани возрождения. А киты и хищные птицы представляют подобие людей алчных и преступных. Ибо как между тварями плавающими и летающими, хотя они одного происхождения, есть такие, которые живут сообразно с своею природой и не обижают слабейших себя, но соблюдают закон Божий и питаются земными произрастениями, а некоторые из них преступают закон Божий плотоядением и обижают слабейших себя; так и люди праведные, сохраняющие закон Божий, никому не досаждают и не наносят обиды, но живут свято и праведно, а люди алчные, убийцы и безбожники подобны китам, зверям и птицам плотоядным, ибо они некоторым образом пожирают слабейших себя. Впрочем, род рыб и гадов хотя причастен благословения Божия, но не получил никакого особенного преимущества.

17. В шестой день Бог сотворил животных четвероногих, зверей и гадов, но не произнес благословения на них, сохраняя его для человека, которого намерен был создать в шестой день. Животные четвероногие и звери суть также образ людей, которые не знают Бога, живут нечестиво, помышляют о земном и не раскаиваются. Ибо обращающиеся от беззаконий и праведно живущие подобно птицам взлетают душою, помышляя о горнем и угождая воли Божией. Не узнающие же Бога и нечестиво живущие подобны птицам, которые имеют перья но не могут, взлетать и носиться в высотах Божиих. Такие люда имеют имя человеков, но мудрствуют о дольнем и земном, будучи отягчены грехами. Звери получили свое имя от того, что они одичали, а не потому, чтобы изначала были злыми или ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но все было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека, и они преступили. Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу. Но когда человек опять возвратится в сообразное с своей природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости.

18. Что касается сотворения человека, то изобразить его — выше способности человека, хотя и кратко сказание о нем Священного Писания. Словами: «сотворим человека по образу и подобно Нашему» Бог во–первых, показывает достоинство человека. Сотворив все словом. Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека безсмертного почитает делом достойным Своих рук. Далее как бы нуждаясь в помощи. Бог говорит: «сотворим человека по образу и подобию». Ни кому другому сказал Он: «сотворим», как Своему Слову и Своей Премудрости. Сотворив человека и дав благословение на то, чтобы он размножался и наполнял землю, Бог все покорил его власти и господству и определил ему первоначально иметь пищу отплодов земных, семян, трав и овощей, предписывая в то же время и животным иметь одну пищу с человеком, и питаться им от всех произрастений земных.

19. Совершив таким образом небо и землю, и море и все, что в них, в шестой день, Бог «почил в седьмой день от всех дел, которые сотворил». Затем Священное Писание все прежде сказанное заключает так: «Это — книга превосхождения неба и земли, когда они произошли в день, в который Бог сотворил небо и землю и всякий злак полевой, прежде нежели он вырос, и всякую траву полевую, прежде нежели она прозябла, ибо Бог не посылал еще дождя на землю и человека еще не было чтобы возделывать землю» (Быт. 2,4–5). Этими словами оно показывает нам, что вся земля в то время была орошаема от божественного источника и не было нужды, чтобы возделывалась человеком, но земля все производила сама собою по повелению Божию, чтобы человек не был обременен тяжелым трудом. Но дабы видно было сотворение человека, в предупреждение возможных между людьми нескончаемых споров на том основании, что было сказано Богом: «сотворим человека», а не показано Его сотворение, — Писание научает нас в следующих словах: «источник же исходит из земли и напоял все лицо земли, и создал Бог человека из персти от земли и вдунул в лицо его дыхание жизни и человек стал живою душой» (Быт. 2,6–7). Поэтому весьма многими душа названа безсмертной. По создании человека, Бог избрал ему в восточных странах местопребывание, прекрасно светом, сияющее чистейшим воздухом, богатое разнообразными растениями, и в нем поставил человека.

20. Эту священную историю Писание передает в следующих словах: «И насадил Бог сад в Эдеме на востоке и там поставил человека, которого создал. И произвел Бог из земли всякое дерево, красивое видом и хорошее для пищи, а также дерево жизни посреди сада и дерево познания добра и зла. И река выходила из Эдема для орошения сада, оттуда она разделяется на четыре источника. Имя одному Фисон: он обтекает всю землю Евилатскую; там есть золото, и золото этой земли прекрасно; там же есть анфракс и камень зеленый. Имя другой реке Геон: она обтекает всю землю Эфиопскую. Третья река Тигр; она идет с восточной стороны Ассирии. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, которого создал и поставил его в том саду возделывать его и соблюдать. И дал Бог Адаму такую заповедь: от всякого дерева в саду будешь есть, от дерева же познания добра и зла не вкушайте, и в который день вкусите от него, — умрете. И сказал Господь Бог: не добро быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему. И создал Бог также из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных и привел их к Адаму. И как назвал Адам (всякую) живую тварь, так и было имя их. И дал Адам имена всем скотам и всем птицам небесным и всем зверям полевым; Адаму же не находилось помощника подобного ему. И навел Бог сон на Адама, и он уснул; и взял одно из ребер его и наполнил плотью вместо его. И устроил Господь Бог ребро, которое взял от Адама, в жену, и привел ее к Адаму. И Адам сказал: это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, потому что взята от мужа своего. Посему человек оставит отца и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. И они оба были наги, и им не было стыдно».

21. «Был же змей хитрейший из всех зверей на земле, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: почему это Бог сказал: не вкушайте ни от какого дерева райского? И сказала жена змею: от всякого дерева райского мы едим, от плода же дерева, которое посреди рая, сказал Бог — не вкушайте от него и не касайтесь его, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: не умрете вы; ибо Бог знал, что в который день вкусите от него, очи ваши откроются и будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и глазам приятно видеть его и оно вожделенно ради разумения; и взявши плод его ела и дала также мужу своему с собою, и они ели. И открылись очи у них обоих и узнали, что они наги, и сшили смоковные.листья и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в саду по полудни, и скрылся Адам и жена его от лица Божия между деревьями сада. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? И (Адам) сказал Ему: голос Твой я услышал в саду, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал ему (Бог): кто возвестил тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого одного я заповедал тебе не есть? И сказал Адам: жена, которую Ты дал мне, она мне дала от дерева, и я ел. И сказал Бог жене, что это сделала ты? И сказала жена: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты из всех зверей земных, ты будешь ходить на персях и чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу, между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; он будет блюсти твою голову, а ты будешь блюсти его пяту. И жене сказал: много умножу скорби твои и стенание твое; в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, с которого одного я заповедал тебе не есть, проклята земля в делах твоих; в скорби будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться травою поля твоего. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо земля ты и в землю отойдешь» (Быт. 2,8–25).

Таковы слова Священного Писания, относящиеся к истории человека и рая.

22. Ты скажешь мне: Бог, по твоим словам, не должен ограничиваться местом, как же ты теперь говоришь, что Он ходил в раю? — Послушай, что скажу тебе. Бог и Отец всего необъятен и не находится в каком–либо месте, ибо нет места успокоения Его. Слово же Его, чрез которое Он все сотворил, будучи Его силою и премудростью, приняв вид Отца и Господа всего, — Оно ходило в раю под видом Бога и беседовало с Адамом. И само Священное Писание научает нас, что Адам говорил, что «он услышал голос». Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Не так, как ваши поэты и мифологи говорят о сынах богов, рожденных от совокупления, но как истина сказывает — Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что–либо произошло. Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол. 1,15), не так, однако, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал. Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: «в начале было Слово, и Слово было у Бога», показывая этими словами, что исперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: «и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено» (Ин. 1,1–3). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено. Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое–либо место, и Оно, посланное Богом, когда является, бывает слышимо и видимо и находится в известном месте.

23. Бог сотворил человека в шестой день, создание же его открыл после седьмого дня, когда сделал и рай, чтобы поселить его в лучшем и превосходнейшем местопребывании. Что это истинно, показывает самое дело. Не видим ли болезней, которые терпят женщины при рождении детей, и как после того они забывают свою скорбь, чтобы исполнялось повеление Божие и род человеческий плодился и размножался? Не видим ли также осуждение змея, как он проклятый ползает на чреве и ест землю, чтоб и это служило доказательством того, что я сказал выше.

24. Далее Бог произвел из земли всякое дерево, прекрасное видом и хорошее для пищи. Ибо в начале были только сотворенные в третий день растения, семена и травы; в раю же были созданы деревья превосходной красоты и приятности, так как он назван садом, насажденным Самим Богом. Все прочие растения в мире были одинакового рода; но двух дерев, дерева жизни и дерева познания не было нигде, кроме одного рая. Что рай был земля и на земле насажден, об этом говорит Писание: «и насадил Бог рай в Эдеме на востоке и поставил там человека, и произвел еще Бог из земли всякое дерево, прекрасное видом и хорошее для пищи» (Быт. 1,8).

Выражениями «еще из земли» и «на востоке» Священное Писание ясно научает нас, что рай находился под сим небом, под которым находятся восток и земля. Эдем же в переводе с еврейского значит приятность. Далее указывается, что из Эдема выходит река для орошения рая, и потом разделяется на четыре главные части: из них две, названные Фисон и Геон, орошают восточные страны, в особенности Геон, который окружает всю эфиопскую землю, и в Египте, как говорят, является под именем Нила. Остальные две реки, которые называются Тигром и Евфратом, нам очень известны; ибо они близки к нашим странам. Поставив человека, как мы выше сказали, в раю, чтоб он возделывал и хранил его, Бог заповедал ему вкушать от всех плодов, не исключая и дерева жизни; только от дерева познания запретил ему вкушать. Бог перенес его из земли, из которой сотворил, в рай, дав ему побуждение к преуспеянию, чтобы возрастая и совершенствуясь, даже явленный как Бог, восходил на небо безсмертным (ибо Бог сотворил человека средним, ни совершенно смертным, ни безсмертным, но способным к тому и другому; подобно и рай, относительно красоты, создан средним между землею и небом). Выражение «чтобы возделывал» означает не другое какое–либо дело, а соблюдение заповеди Божией, чтобы преступлением не погубил самого себя, чему и подвергся он чрез грех.

25. Прекрасно было само по себе дерево познания, прекрасен был и его плод. Ибо не оно, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди. В плоде его ничего другого не было, кроме только познания. Познание же прекрасно, если кто им хорошо пользуется. По возрасту этот Адам был еще младенцем, почему и мог принять надлежащим образом познания. Ибо и теперь дитя, тотчас по рождении, не может есть хлеб, но прежде питается молоком, потом, с увеличением возраста, переходит к твердой пище. Тоже было с Адамом. Посему Бог, не по зависти, как думают некоторые, запретил ему есть от дерева познания. Кроме того, Он хотел испытать его, будет ли он послушен Его заповеди; и вместе с тем хотел, чтобы младенчествующий человек долее оставался простым и невинным. Ибо свято не только у Бога, но и у людей в простоте и невинности повиноваться родителям. Если же дети должны повиноваться родителям, то сколь же более надлежит повиноваться Богу и Отцу всего? Кроме того, даже и несообразно, чтобы дети мыслили более нежели сколько потребует их возраст. Ибо каждый постепенно возрастает как летами, так и мудростью. Наконец, когда закон предписывает воздерживаться от чего–нибудь, и кто не повинуется ему, очевидно, не закон причина наказания, но — непослушание и преступление закона И отец иногда повелевает своему сыну удаляться от чего–либо, и если сын преслушает отеческое повеление, то подвергается наказанию за непослушание; не самые те вещи наносят ему удары, но непослушание приносит наказание непослушному. Так и первозданного непослушание подвергло изгнанию из рая; не потому, чтобы в дереве познания заключалось что–либо злое, но за непослушание человек претерпел труд, печаль, болезнь и, наконец, смерть.

26. Бог оказал великое благодеяние человеку, что не оставил его вечно связанным грехом, но, как бы осудив в ссылку, изгнал его из рая, дабы он этим наказанием очистил в продолжение известного времени грех и исправившись потом мог быть возвращен. Посему по создании человека в сем мире, таинственно написано в книге Бытия, что как бы дважды он был поставлен в раю: в первый раз исполнилось это, когда он был там поставлен, другой раз имеет совершиться после воскресения и суда. И как сосуд, когда после сотворения его окажется в нем какой–либо недостаток, переливается или переделывается, чтобы он сделался новым и неповрежденным, так бывает и с человеком чрез смерть: ибо он, некоторым образом, разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, т. е. чистым, праведным и безсмертным. А что Бог звал и сказал: где Адам? — это сделал Он не потому, что не знал, но как долготерпеливый давал ему случай к раскаянию и исповеданию.

27. Но кто–нибудь спросит нас: смертным ли по природе сотворен человек? Нет. Значит, — безсмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто–нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? И этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни безсмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале безсмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни безсмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к безсмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это безсмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и достигнув воскресения, наследовать нетление.

28. Изгнанный из рая Адам познал жену свою Еву, которую Бог сотворил в жену для него из ребра Его. И это не потому, что Он не мог произвести отдельно жену его, но Бог предвидел, что люди введут множество богов. Предвидя и зная, что заблуждение действием змея введет множество богов несуществующих (ибо один есть Бог, но уже с того времени обман тщился посеять множество богов и говорил: вы будете, как боги); итак, чтобы не думали что один Бог сотворил мужа, а другой жену, Он не сотворил обоих отдельно. Но чтобы показать таинство единства Божия, Бог вместе сотворил жену Адама, а также для того, чтобы большая была между ними любовь. И Адам, сказав Еве: «это теперь кость от костей моих и плоть от плоти моей», при этом пророчествовал, говоря: «посему оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут два в едину плоть», — что самое явно исполняется на нас самих. Ибо не всякий ли законно вступивший в брак оставляет мать и отца, всех родственников и ближних своих, прилепляясь и привязываясь к своей жене, питая к ней большее расположение? Посему многие не редко подвергаются даже смерти за своих жен. Так как эта Ева первая была обольщена змием и сделалась зачинщицею греха, — злой демон, называемый также сатаною, некогда говоривший с нею чрез змея, и теперь действующий в увлеченных им людях, назывался Еван (Это — восклицание, употреблявшееся в оргиях Вакха). Демон еще называется драконом, потому что убежал от Бога; вначале же он был ангел. Об нем много можно говорить; но теперь я опущу это исследование; ибо в другом сочинении у нас было рассуждение.

29. Итак, когда Адам познал жену свою Еву, — она заченши родила сына, которому имя Каин и сказала: «приобрела человека чрез Бога» (Быт. 4,1). И заченши опять, родила другого, которому имя Авель. «Он сделался пастырем овец; Каин же занимался земледелием» (Быт.4,2). Но слишком долго было бы рассказывать, а тем более объяснять эту историю; любознательные относительно подробностей этой истории могут научиться из самой книги, которая надписывается: «Бытие мира». Когда же сатана увидел, что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И, таким образом, явилось начало смерти в этом мире и доныне она ходит по всему роду человеческому. Бог же по Своему милосердию, и Каину, также как Адаму, хотел дать случай к раскаянию и исповеданию, говоря: «где Авель брат твой?» Но Каин с грубостью отвечал Богу: «не знаю; разве я сторож брата моего?» Тогда разгневанный Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И теперь проклят ты от земли, которая открыла себя, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей; жалким и трясущимся будешь ты на земле» (Быт. 4,9–12). И с того времени устрашенная земля не принимает крови человека, и даже никакого животного; так что очевидно, не она, а преступивший человек — причина смерти.

30. Сам Каин также имел сына, которому имя Енох. И построил он город, который назвал именем сына своего Еноха. С того времени начали строить города и это еще прежде потопа а не как ложно говорит Гомер: «нигде не был еще построен город человеческий». «У Еноха родился сын именем Гаидад, который родил Меила, Меил — Мафусаила, а Мафусаил — Ламеха, Ламех же взял себе двух жен, которых имена: Ада и Села». Отсюда получило начало многоженства, также и музыка. Ибо Ламех родил трех сыновей: Овела, Иувала и Фовела. «Овел был муж, кормивший скот в шатрах, Иувал показал псалтирь и гусли, а Фовел был ковач меди и железа» (Быт. 4,17–22). Доселе простирается родословие семени Каина; остальное его потомство осталось в забвении, за то что он убил брата своего. На место Авеля Бог дал Еве зачать и родить сына, которому имя Сиф; от него распространяется остальной род человеческий до сего времени. А тем, которые хотят узнать обо всех родах, — легко можно изложить это при помощи Священного Писания. И это отчасти нами уже сделано, как мы уже упоминали в другой книге, именно — изъяснен порядок родословия первой исторической книги. Этому всему научает нас Святой Дух, говоривший чрез Моисея и прочих пророков, так что мы, чтущие Бога имеем Писания, которые оказываются древнее и даже истиннее всех писаний ваших историков и поэтов. Так некоторые нелепо говорили, что Аполлон был изобретателем музыки, между тем как другие говорят, что музыка была изобретена Орфеем от приятного пения птиц, но их слова оказываются пустыми и ничтожными, ибо эти люди жили много спустя после потопа. Что же происходило с Ноем, который иными называется Девкаленом, изложено нами в вышеупомянутой книге, к которой если хочешь, можешь и ты обратиться.

31. После потопа опять положено было начало городам и царствам следующим образом. Первый город был Вавилон, затем Орех, Архав и Халани в земле Сеннаар. Царь их был именем Невроф. Из них вышел так называемый Ассур; отсюда произошло название ассириян. Невроф же построил города: Ниневию, Ровоон, Калак и Дасен, находившийся между Ниневиею и Калаком. Ниневия был главный и большой город. Другой сын Сима, сына Ноева, именем Месраин, родил народ Лудуима, Энемигима, Лавиима, Неффалима, Патросониима и Хослониима, от которых же произошел и Филистим. Что касается трех сыновей Ноя, их племени и родословия, то краткий перечень их сделан нами в вышеупомянутой книге. Теперь же упомянем о том, что опущено нами, как относительно городов и царств, так и происшествий того времени, когда была одна речь и один язык. Пред разделением языков города были те же самые, о которых мы писали выше. Когда же наступило время людям разойтись в различные стороны, они составили совет по своей мысли, а не по Божией, построить город и башню, вершина которой достигала бы до неба, чтобы тем сделать славным свое имя. Поелику же они решились вопреки воле Божией совершить такое трудное дело, то Бог, разрушил их город и низвергнул башню. В то же время Он изменил языки людей, дав каждому особое наречие. На это указывала и Сивилла, возвещая гнев, имеющий постигнуть мир.

Вот ее слова: «Когда совершились угрозы великого Бога, которыми Он грозил смертным, строившим башню в стране Ассирийской; тогда все были они одного языка и хотели взойти на звездное небо. Тотчас же бессмертный повелел ветрам, и ветры низринули с высоты великую башню и между смертными сделали раздор. Тогда башня упала, и языки смертных людей разделились на многие наречия».

И так далее. Это происходило в земле Халдейской, В земле Ханаанской был город, которому имя Харран. В это время первым царем был в Египте Фараон, который у египтян назывался также Нехао, и ему преемствовали последующие цари. В земле же Сеннаар, у так называемых халдеев, первым царем был Ариох; после него Элласар, за сим Ходоллагомор, царь Эламский, после же сего Фаргал, царь народов, называвшихся ассирийцами. Другие пять городов были построены в уделе Хама, сына Ноева: первый Содом, потом Гоморра, Адама, Севоин и Валак [26], называвшийся также Сигор. Имена царей их следующие: Валлас, царь содомский, Варсас, царь гоморрский, Сеннаар, царь адамский, Имоор, царь севоинский, и Валах, царь Сигора, называемого также Валаком. Они были в подданстве у Ходоллагомора, царя ассирийского двенадцать лет. В тринадцатый же год они отпали от Ходоллагомора; и, таким образом в это время четыре ассирийских царя предприняли войну с сими пятью царями. Отсюда получили начало войны на земле. И они окружили исполинов Каранаин, и с ними сильные народы и оммеев в самом городе их, и хорреев, обитавших в горах, называемых Сеир, до так называемого Теревинта Фарана, который находится в пустыне. В это же время был праведный царь, именем Мелхиседек в городе Салиме, ныне называющемся Иеросолима. Он был первый из всех священников Бога Вышняго. От него вышеназванный город Иеросолима получил название Иерусалима; от него же появились и священники во всей земле. После него царствовал Авимелех в Герарах, за ним другой Авимелех, затем царствовал Ефрон, по прозванию Хеттей. Таковы были имена царей, существовавших в первые времена; имена прочих ассирийских царей, царствовавших в продолжении многих лет, умолчаны; из самых близких к нашим временам упоминаются ассирийские цари: Феглафасар после сего Селаманасар, потом Сеннахарим. После него был Адрамелех Эфиоплянин, который царствовал и над Египтом; впрочем, это все, по нашим писаниям, принадлежит к очень позднейшим временам.

32. Из этого любители учености и древности могут усмотреть, к позднему ли времени относятся сказания наши, находящиеся у святых пророков. Хотя в первые времена были немногочисленны обитатели аравийской и халдейской земли, но по разделении языков их, они начали мало–помалу распространяться и умножаться по всей земле. Одни уклонились для обитания на восток, другие в страны великого материка и на север, так что проникли в Британию в северной полосе, иные отправились в землю Ханаанскую, которая называется также Иудеей и Финикией, в страны Эфиопии, Египта, Ливии, в так называемый жаркий пояс и в западные края, наконец, остальные пошли в страны приморские, в Памфилию, Азию, Элладу, в Македонию и далее в Италию, Галлию, Испанию и Германию, так что теперь вся вселенная наполнилась обитателями. Таким образом сначала три части земли были населены людьми, восток, юг, запад, потом, с умножением людей, заселились и остальные части земли. Не зная сего ваши писатели говорили, что мир шарообразен, или сравнивали его с кубом. Но как могли они сказать об этом истину, не зная ни творения мира, ни заселения его? Когда люди мало–помалу распространились и умножились на земле, как мы выше сказали, — таким же образом заселили и острова морские и прочие страны.

33. Кто же из называемых у вас мудрецов, поэтов и историков мог сказать об этом истину, когда они жили много позднее, и ввели множество богов, которые сами родились, спустя много лет по построении городов, — после царей, народов и войн? Они должны были упомянуть и обо всем, что происходило до потопа о сотворении мира и человека; и о последующих происшествиях должны были точно рассказать египетские пророки или халдеи и другие писатели, если они говорили божественным и чистым Духом, и возвещали истину; и не только о прошедшем или настоящем они должны были говорить, но и предвозвещать то, что имеет случиться с миром. Из сего открывается, что все другие ошибаются, а только одни христиане владеют истиною, так как мы научены Святым Духом, Который говорил во святых пророках и все предвозвестил.

34. Далее, тебе нужно с любовью исследовать божественные дела, т. е. писания пророков, чтобы чрез сравнение того, что говорится нами, с словами других ты мог найти истину. Я уже выше доказал из сочинений ваших историков, что имена так называемых богов суть имена людей. Изображения их, которые ежедневно делаются до сего времени, — «идолы дела рук человеческих» (Пс. 113,4; 134,15).

И им то воздает богопочтение множество неразумных людей. Творца же и Создателя вселенной и Питателя всякого дыхания не чествуют, обольщаемые ложными учениями, по преданиям, переходящим от отцов. Но Бог, Отец и Создатель вселенной, не оставил человечества, но дал закон и посылал святых пророков, чтобы возвестить роду человеческому и научить, дабы каждый из нас вразумлялся и познал, что один Бог; они и научили нас воздерживаться от нечестивого идолослужения, прелюбодейства, убийства, блуда, хищения, сребролюбия, клятвопреступления, гнева и всякой скверны и нечистоты, и не делать другому того, чего человек себе самому не желает. Таким образом, делающий правду избежит вечных мучений и наследует жизнь вечную для Бога.

35. Божественный закон запрещает нам поклоняться не только идолам, но и стихиям: солнцу, луне и прочим звездам. Кроме того, не должны мы служить ни небу, ни земле, ни морю, ни источникам или рекам. Только единому истинному Богу и Творцу вселенной мы должны поклоняться в праведности сердца и с чистым умом. Посему говорит святой закон: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай жены ближнего твоего». Подобным образом говорят и пророки. Так Соломон учит нас не грешить глазами, говоря: «глаза твои да видят правое и вежди твои да помавают на праведное» (Притч. 4,25). И сам Моисей, также пророк, говорит о единовластительстве Божием: «это — ваш Бог, Который утвердил небо и создал землю. Которого руки сотворили все воинство небесное, и Он создал не для того, чтобы вы ходили за ними» [27]. Также Исаия говорит: «так говорит Господь Бог, утвердивший небо и основавший землю и то, что на ней, и давший дыхание людям, живущим на ней, и дух попирающим ее: Сей Господь Бог ваш» (Ис. 42,5 и дал.). И еще у него же говорит Бог: «Я сотворил землю и человека на ней, Я утвердил небо рукою Моей» (Ис. 44,12).

И в другой главе: «Это Бог ваш, устроивший края земли; Он не взалчети не утомится, и неизследима Его мудрость» (Ис. 40,28). Подобным образом Иеремия говорит: «Он сотворил землю силою Своей, устроил вселенную премудростью Своею, и разумом Своим простер небо и множество воды на небе, и извел облака от края земли, сотворил молнии пред дождем и ветры из Сокровищ Своих» (Иерем. 10,12).

Легко видеть, как все пророки говорили согласно между собою, одним и тем же духом возвещая о единовластительстве Божием, о происхождении мира и сотворении человека. Кроме того, они глубоко скорбели о нечестии рода человеческого и обличали их, которые мнили быть мудрыми, за их заблуждения и грубость сердца. Иеремия говорит: «всякий человек одурачен от ума своего, всякий художник посрамился от изваяний своих, напрасно серебреник трудится над серебром; нет в них духа и в день посещения своего они погибнут» (Иерем. 10,14; 51,17).

То же самое говорит Давид: «развратились и омерзели в начинаниях своих; нет делающего добро, нет ни единого; все уклонились, все сделались негодны» (Пс. 13,1–3). Подобным образом и Аввакум: «что пользы человеку в изваянии, что изваял он ложный вымысел? Горе тому, кто говорит камню: восстань, и дереву: возвысься» (Авв. 2,18.).

Подобным образом говорили и прочие пророки истины. И к чему мне приводить множество пророков, когда они, как ни много их, говорили о столь многих вещах единодушно и согласно между собою? Желающие могут обратиться к их писаниям и обстоятельно узнать истину, не увлекаясь ложными мечтами и помышлениями. Эти люди, о которых я говорил выше, были пророки у евреев, — люди неученые, пастухи, простецы.

36. И Сивилла, которая была пророчицею у эллинов и прочих народов, упрекает в начале своего пророчества человеческий род, говоря: «Люди смертные и плотские, ничтожные, зачем вы скоро надмеваетесь, не взирая на конец жизни? Вы не трепещете, не боитесь Бога, блюстителя вашего, всевышнего Ведца, всевидящего свидетеля, всеуправляющего Творца, Который вложил во все Свой добрый дух и сделал его руководителем всех смертных? Един Бог, Который один управляет, величайший, нерожденный, вседержитель, невидимый, Сам один только видящий все, незримый никакой смертной плотью. Ибо какая плоть может видеть глазами небесного, истинного, безсмертного Бога, Который живет на небе? Люди по природе смертные, состоящие из костей, жил и плоти, не могут смотреть прямо даже на лучи солнца. Его одного почитайте, Который управляет миром и один существовал во век и от века, самобытный, безначальный, все содержащий, дающий всем смертным суд в совести. Но вы получите достойное возмездие за свое злое изволение, за то, что вы оставили прославлять истинного и вечного Бога, и приносить Ему священные жертвы, и совершали жертвоприношения демонам, которые во аде. Вы ходите в гордости и безумии, и, оставив прямой и истинный путь, уклонились и блуждаете среди шипов и терновников. Смертные, перестаньте суетно блуждать во мраке и в черной ночи: оставьте мрак ночи и примите свет. Вот Он для всех видный, с Кем не заблудитесь. Идите, не следуйте всегда темноте и мраку: вот радостный свет солнца чудно сияет для всех. Познавайте и положите эту мудрость в сердцах ваших: един есть Бог, посылающий дожди, ветры, землетрясения, молнии и глады, язвы и бедствия, снеги и льды. К чему перечислять все порознь? Он управляет небом, владычествует над землею и самобытно существует».

И о так называемых рожденных говорила: «Если рожденное совершенно разрушается, то не может Бог образоваться из чресл мужа и женщины. Но един Бог Всевышний, Который сотворил небо, солнце, звезды и луну, плодоносную землю и воды морские, возвышенные горы и постоянные течения источников; рождает также безчисленное множество живущих в воде, питает жизнь пресмыкающихся на земле, различных птиц, звонко поющих, и щебечущих, красивых, приятно шумящих и волнующих воздух своими крыльями. Он поместил в ущельях гор диких зверей, и нам, смертным подчинил всех скотов. Он поставил созданного им человека правителем всего и подчинил ему разнообразные и неисчислимые вещи. Кто из смертных может познать все это? Но Он один знает, сотворивший это от начала, безсмертный, вечный Творец, живущий на небе, добрым подающий добрую и обильную награду, злых же и нечестивых посещает гневом и яростью, войною, язвою и горькими скорбями. Люди, к чему вам возвышаться тщетно и погибать на всегда? Стыдитесь боготворить кошек и крокодилов. Не безумие ли это, если боги воруют чаши, похищают горшки? И вместо того, чтоб обитать на величественном небе, они бывают добычею червей и пауков. Безрассудные, вы поклоняетесь змеям, собакам, кошкам, почитаете птиц и гадов земных, каменные статуи и рукотворенные изображения, каменные курганы, — этому вы поклоняетесь и многим другим суетным вещам, которые даже неприлично и назвать. Такие боги обольщают людей неразумных и распространяют из уст своих смертоносный яд. Только Тому, Которому принадлежит жизнь и непреходящий вечный свет и Кто изливает людям радость, приятнейшую сладкого меда, — Тому одному нужно поклоняться и следовать путем вечной правды. Но вы оставили все это и своим безумием навлекли на себя полную чашу кары Божией — чашу чистую, изобильную, крепкую. И не хотите протрезвиться и придти в здравый ум, познать Царя всевидящего Бога. За это пламень горящего огня придет на вас: будете гореть в огне вечно, покрытые срамом за ложных и безполезных идолов. Почитающие же истинного и вечного Бога получат в наследие жизнь и будут вечно обитать в прекрасном райском саду и вкушать сладкий хлеб с звездного неба».

Само собою ясно, что это истинно, полезно, справедливо и достолюбезно для всех людей; и что делавшие злое необходимо получат наказание по своим делам.

37. И некоторые из поэтов ваших высказали это, как бы оракульские изречения, самим себе и во свидетельство против злодеев, утверждая, что они будут наказаны.

Эсхил сказал: «Сделавшему что–либо (злое) надлежит и страдать».

И сам Пиндар сказал: «Делающий злое должен понести наказание».

Точно также и Эврипид: «Не жалуйся на свое страдание: ибо по своей воле ты делал зло; а закон требует наказывать врага, когда поймаешь его».

И опять он же: «Наказывать врагов я почитаю делом достойным мужа».

Подобное сказал Архилох: «Я знаю одно и притом важное, что делающий, злое понесет тяжкое наказание».

И что Бог все видит, и ничто не укрывается от Его, будучи же долготерпеливым Он медлит судить, и об этом сказал Дионисий: «Око правды, как ни спокойно смотрит, всегда все видит».

А что будет суд Божий и наказание неожиданно постигнет злых, это показывает Эсхил в следующих словах: «Несчастие быстро приходит на смертных и наказание на того, кто нарушает правду. Ты видишь правосудие безгласное, незримое для тебя, спишь ли ты или идешь, или сидишь; оно безпрестанно следит близко или издалека. Ночь не скроет злодеяния: что ты ни сделаешь злого, помышляй, что есть видящий это».

Не так же ли говорит Симонид: «Не бывает бедствия неожиданного для людей: и Бог в короткое время все ниспровергает».

И опять Эврипид: «Никогда не должно почитать прочным счастье и высокомерное богатство злого, ни род нечестивого, ибо время, не знающее родителей, обнаруживает преступления людей».

И еще Эврипид: «Не неведуще божество, но оно знает клянущихся ложно и тех, которые к тому вынуждены».

И Софокл: «Если делаешь злое, то должен и терпеть злое». Таким образом, и ваши поэты предсказывали, что Бог будет судить неправедную клятву и всякое другое пр

Date: 2015-09-17; view: 227; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию