Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенсация как типологическая черта желтой прессы





Желтая пресса (также бульварная пресса) – обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях, скандалах, сплетнях, эпатирующем освещении табуированной тематики. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара.

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания как “The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.

Новые способы повышения уровня популярности издании широко использовали Пулитцер («The New York World») и Херст («The San Francisco Examiner»). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» - газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

В советском союзе все печатные издания подвергались цензуре, что ограничивало, если не исключало, существование желтой прессы. Методы таковой, однако, нередко использовались самим советским агитпропом. Во время перестройки была объявлена гласность (позже –свобода слова), после чего некоторые газеты стали использовать эти приемы для увеличения доходности с целью увеличения продаж тиража.

Первые представители направления появились в 90-ые годы 20 века «Экспресс-газета», «Спид-Инфо», «Мегаполис-экспресс». Среди журналистов можно отметить таких «новаторов жанра» как Отар Кушанашвили, Слава Могутин и Игорь Григорьев.

Современные желтые издания увеличились в числе, поэтому, как отмечают «Мегаполис-экспресс», являющийся пионером скандальной прессы уступил свое место «Комсомольской правде» (35 млн. тираж) и другим типичным изданиям («Твой день – бывшая «Жизнь»). Отмечен рост роли рекламы в желтой прессе.

В 2009 году Общественная коллегия по жалобам на прессу, в состав которой входят известные журналисты Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе, Даниил Дондурей, Алексей Кара-Мурза, Михаил Ненашев, Георгий Сатаров, признала желтой газету «Известия», которая по мнению членов коллегии, в настоящее время из респектабельного, «качественного издания» перешла в разряд бульварных газет. По своему оформлению и позиционированию «Коммерсант» является качественной газетой, но в значительной степени начала свое существование со скандальной сенсации, когда в 1991 году был опубликован псевдорепортаж о презентации компании ВИД, на которой якобы «напился Иосиф Кобзон», при этом самого певца в тот день не было в стране.

Типологические черты и используемые методы:

· Эпатирующее освещение табуированной тематики

· Сенсационность

· Тематический эклектизм

· Доминирование визуальной составляющей над текстовой

Зачастую читатели воспринимают любую сенсацию как продукт желтой прессы. Так устроен человек, что в самое необыкновенное и немыслимое ему верится с трудом, а порой просто лень верить. Легче всего услышать какую-то новость и сказать, да это просто очередной слух, не может быть. Но это не всегда так, довольно часто в газетах мы можем наблюдать сенсационные новости, которые будут являться шокирующими, но справедливыми. Хотя конечно стоит заметить, что многие ранее «качественные» издания, моментально «желтеют», а делают это все для того, чтобы поднять рейтинги и завоевать лидирующие позиции на информационном рынке. И тут возникает вопрос, а нет ли другого, решения этим проблемам? Недостаток естественных сенсаций или непрофессиональный подход журналистов являются факторами зарождения «желтой прессы» на страницах известных газет. Впрочем, искусственную сенсацию легче придумать, чем ждать пока произойдет что-то, что вызовет неимоверный интерес у читателя.

1.3. Видовые и жанровые особенности

Надо различать технологию сенсационных сообщений и предмет их - сами явления и события. Сенсационные события бывают естественными и искусственными (специально создаваемыми на потребу СМИ).

Естественные сенсации

Важнейший поток сенсационных сообщений в журналистике основан на отображении именно естественных необычайных событий, которые можно условно разделить на следующие виды:

1)Феномены (события), представляющие собой резкие, иногда – фундаментальные изменения в мире, окружающем человека. Это могут быть внезапные катастрофы, природные катаклизмы, войны и т.п. Пример – событие, о котором рассказывается в тексте М. Аносова «В центре столицы взорван троллейбус» (Вечерняя Москва», 11 июля 1996 г.)

«Сегодня в центре Москвы взорван троллейбус 12-го маршрута. Ровно месяц спустя после взрыва в столичном метрополитене, день в день, в Москве вновь совершен теракт. И вновь он был направлен против ни в чем не повинных и самых беззащитных – пассажиров городского транспорта…

Как удалось установить репортером «Вечерки», взрыв произошел в 8 часов 58 минут, в тот момент, когда переполненный троллейбус проезжал между кинотеатром «Россия» и выходом станции метро «Чеховская». По предварительным данным, ранено трое пассажиров. Тяжелые ранения получили также и водитель троллейбуса, и водитель обгонявшего его микроавтобуса. Взрывом разваратило кабину и практически снесло крышу троллейбуса…» И т.д.

2) События (достижения), резко изменяющие (прежде всего – расширяющие) возможности воздействия человека на мир, взаимодействия с ним. Такого рода событие отображено в публикации Андрея Кибальникова «Свинья размером со слона»(Комсомольская правда», 11 декабря 1999 года), в которой рассказывается о перспективах в сельском хозяйстве, связанных с открытиями генной инженерии:

«Специалисты по генной терапии из медицинского колледжа имени Бэйлора в Хьюстоне объявили о создании методики, благодаря которой поросята растут гораздо бытсрее, а также оказываются на 40 процентов больше и тяжелее своих сородичей. По этой методике двухнедельному поросенку впрыскивают не гормоны роста, а синтетический состав, который содержит «задание» для ДНК, активизирующее гипофиз. Получившие такие прививки двухмесячные поросята весили на 11 кг. Больше сверстников, съедая на четверть меньше комбикорма.

3)предметом сенсационного сообщения могут быть и открытия, резко меняющие устоявшиеся представления людей о мире, других людях и о самих себе. Чаще всего они случаются в науке. Вот, например, с каким историческим казусом знакомит аудиторию Н. Добрюха в своей публикации «Пушкина должны были повесить» под рубрикой «Сенсация» («АиФ», № 45 за 1999 год).

«Перед 200-летием А. С. Пушкина через центральные СМИ был обнородован, быть может, самый позорный факт русской истории, а именно: За участие в дуэли с Дантесом Пушкина судили посмертно, и решением военного суда при лейб-гвардии конном полку 19 февраля 1837 года приговорили к казни через повешение.. В решении суда говорится: «по указу его императорского величества Комиссия военного суда, учрежденная… над поручиком…бароном Ж. Геккерном…Александром Пушкиным и Дантесом, переданные суду первые двое за произведенную между ними дуэль, на которой Пушкин, будучи жестоко ранен, умер, а последний, Дантес, за нахождение при оной…секундантом» И далее: «Комиссия военного суда соображая все вышеизложенное, подтвержденное собственным признанием подсудимого Геккерна, находит как его, так и Пушкина виновными…приговорила…повесить…» Это решение до сих пор официально не отменено…».

2. Искусственные сенсации

Такого рода «сенсации» создаются специально – прежде всего для того, чтобы рассказав о них в прессе, привлечь внимание аудитории и к изданию, и к тому предмету, о котором шла речь. Эта цель, что вполне понятно, может быть названа рекламной или «пиаровской». Такие сенсации еще называются подготовленными, или «паблисити». Специально организованные сенсационные события должны быть прежде всего оригинальными. Другое важное требование – они должны отвечать ожиданиям, интересам и предпочтениям публики. Классическим примером «паблисити» являются Игры Доброй Воли, придуманные Тэдом Тернером и впервые проведенные в Москве в 80-ых годах. К этому разряду относятся и так называемые конкурсы красоты (местные, национальные, международные) на звания, скажем, «мисс Москва», «мисс Россия», «мисс Вселенная» и т.п.

Команда «творцов сенсаций» составляется из специалистов (экспертов), занимающихся подготовкой отдельных частей общего действа. Именно специалисты, знатоки своего дела способны обеспечить успех задуманному проекту. Как правило, в паблисити учавствуют специалисты пиар-служб, юристы, фотохудожники, дизайнеры, модельеры и парикмахеры, телережиссеры и, разумеется, сами журналисты. Последние – самые значимые участники «паблисити», так как без них сенсация никогда не станет таковой. Поэтому выбор места и времени осуществления «сенсации» не может быть случайным, -они учитывают интересы прежде всего прессы. Подготовка такого рода сенсаций, безусловно, непроста и требует больших затрат, но именно такие акции и приносят огромный доход mass-media. По разным причинам организованные сенсации могут таковыми не стать. Наиболее частые из них следующие:

· Описываемый случай является тривиальным, обыденным.

· Событие, лежащее в основе – выдумка.

Жанровые особенности

Сенсационное сообщение, как и любое другое, прежде всего должно отвечать на вовпросы: что, где, когда произошло?

Когда сказано главное, можно, если есть время и место, изложить и наиболее важные детали. Журналист должен помнить, что сенсационное сообщение потеряет свою сенсационность, если будет упущено время и то, что хотели рассказать вы, расскажут другие СМИ. Поэтому надо успеть опубликовать информацию первым.

Сенсационное сообщение должно быть построено соответствующим образом. В западной журналистике за многие десятилетия выработаны достаточно устойчивые рецепты построения сенсационного сообщения. Один из них, пожалуй, самый распространенный, предлагает излагать материал в форме перевернутой смысловой пирамиды, состоящей из трех элементов. Первый элемент – «хедлайн», то есть «заглавная строка». В эту строку,состоящую из 3-5 отдельных предложений, каждое из которых содержит примерно столько же слов, надо вместить суть события. «Хедлайн» обычно выделяется графически (жирный шрифт и прочее). Второй элемент – «лид». Это часть текста, следующая за «хедлайном» и уточняющая суть события. Третий элемент – «корпус» - часть текста, излагающая второстепенные детали события.

В отечественной журналистике западный опыт используется. Однако гораздо чаще применяется традиционное построение «заголовок – основной текст». Надо иметь в виду, что часто освещение того или иного сенсационного события не ограничивается одним текстом. По ходу развития события могут появляться и другие публикации, рассказывающие о его поворотах, деталях (вспомним освещение катастрофы атомной подводной лодки «Курск», трагедии «Норд-Оста» и др.). Однако первое сообщение всегда воспринимается как самое сенсационное, самое важное, поскольку излагает базовый факт.

Date: 2015-09-17; view: 919; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию