Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либеральная модель образования





В течение 15-20 лет после начала реформ было очень модным причислять себя к либералам. Необходимо уточнить, что в сознании многих людей представление о либералах связано с борцами за свободу, какими они были до средины XIX в. Развитие социально-экономических отношений, вызвавшее появление нигилистической философии Ницше, в которой оправдывалось право сильного угнетать слабых, привело к тому, что к либералам стали примыкать те, кто хотел свободно без помех со стороны государства и общества «делать деньги». Сегодняшний либерализм - это идеология собственников, которые прячут за словами о свободе и демократии свои претензии на господство.

Советская педагогика была объявлена идеологизированной, авторитарной и подлежала немедленной замене. Причем под сомнение была поставлена не только советская педагогика, но и педагогика как наука вообще. Она была причислена к метафизическим, а значит ненаучным отраслям знания. Это сказалось даже в названиях. Академия педагогических наук стала академией образования. Педагогический процесс переименован в образовательные технологии и т.д.

Подверглась сомнению необходимость воспитания в школе. Зазвучали призывы переложить воспитание на плечи семьи. Никто не обращал внимания на социальную статистику, по которой выходило, что семья становится умирающим институтом. С каждым годом растет число матерей - одиночек, неполных семей и семей, которые называют неблагополучными, вместе с ними растет и детская безнадзорность. По перечисленным причинам школу как институт воспитания заменить некем, а молодежь, которую не воспитывали в семье и перестали делать это в школе, оказалась брошенной под влияние улицы и бесконтрольное воздействие электронных СМИ.

Образование вместе с отказом от советской педагогики отказалось и от многих ее достижений, которые должны использоваться в любой общественно-экономической системе. Изменилось понимание педагогического процесса. Если раньше работу образовательной организации оценивали по качеству работы педагогов с учащимися, при проверках посещали уроки каждого учителя, беседовали с учащимися и т.д., то теперь перешли к формально-бюрократическим методам – проверке документации. Видимо, это позволяет проверяющим скрыть свою слабую компетентность. Легче запомнить необходимые требования к оформлению нескольких документов, чем знать сложную и многогранную конструкцию учебно-воспитательного процесса.

Некоторые инноваторы стали говорить о том, что если процесс обучения разбить на элементы и составить алгоритм, то получится технологический процесс, используя который можно успешно обучать учеников. Любой педагог, освоив образовательные технологии, сможет вести обучение на высоком уровне, поэтому требования к личности педагога могут быть снижены, соответственно, и заработная плата тоже. Видимо, технологизация педагогического процесса по образцу медицины, когда компьютер ставит диагноз, показалась очень заманчивой.

Одной из главных потерь периода либерализации явился авторитет педагога, который начал ущемляться под флагом борьбы с авторитарной педагогикой, при этом происходила подмена понятий, когда авторитарная педагогика как метод подавления учащихся приравнивалась к авторитету учителя, без которого не возможен настоящий педагогический процесс и который основывается на искренней любви к детям. В результате авторитет стали терять не только учителя, но и школа в целом. Против учителей со стороны учащихся и их родителей стали использоваться не только оскорбительные высказывания, но и хулиганские выходки вплоть до физического насилия.

Основными элементами советской системы воспитания были: коллективизм, патриотизм, интернационализм и советский гуманизм. Коллективизм - не только советский элемент воспитания, он очень близок по своему содержанию традиционной русской православной соборности. В первые годы реформ этот принцип был подвергнут остракизму, так как противоречил индивидуализму – основному принципу либерализма. Особенно критиковалось общественное мнение коллектива, которое должно было перестать оказывать влияние на индивидуума. Не в лучшем положении оказался и патриотизм, который некоторые «интеллигентствующие либералы» с экранов телевизоров увлеченно именовали «последним прибежищем негодяев». Интернационализм вообще объявлялся достоянием коммунизма, хотя при внимательном рассмотрении он не так уж далеко отстоит от толерантности. При анализе происшедшего становится ясно, что полный отказ от воспитательных принципов советской педагогики был ошибкой, ее положительные достижения необходимо использовать в современном образовании при определенной коррекции их коммунистического содержания.

В последние годы все большее число ученых приходит к пониманию, что либеральные реформы не дали того эффекта, на который рассчитывали их сторонники. Это виднее всего в экономике, поэтому их самыми активными критиками являются экономисты. Назовем некоторых из них, это: академик, советник президента Р.Ф. С. Глазьев, доктора экономических наук: М. Хазин, М. Делягин, В. Касатонов, доктор исторических наук А. Фурсов и многие другие. В.В. Путин отмечает, что индивидуализм как идеология либерализма себя изжил: «Работа каждого на себя имеет и свои пределы, имеет и свои границы. Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации52. Конечно, в экономике провал каких бы то ни было реформ можно легко доказать, оперируя цифрами, в образовании это сделать труднее.

Date: 2015-09-17; view: 1019; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию