Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) На старцев и стариц





Святой Павел берет во внимание только противоположности старца и юноши, старицы и юницы. О прочих оставляет сделать наведения самому святому Тимофею. И на этих указывает будто только для примера.

б) Об устроении вдовиц (5, 3-16)

Вдовы, с самого начала устроения Церкви, состояли на попечении христианских обществ. Для устроения их в первой Иерусалимской Церкви были избраны особые лица (см.: Деян. 6). По этому образцу и все другие общества христианские долгом своим считали – обеспечивать вдов и сирот. А что это продолжалось и потом, указание на то можно видеть в Послании святого Игнатия к святому Поликарпу (см.: Священному ченик Игнатий Богоносец. Послание к святому Поликарпу. 4), в Первой Апологии святого Иустина (см.: Мученик Иустин Философ. Первая Апология. 67), и в «Церковной истории» Евсевия (см.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. 6, 43). Об них и говорит здесь святой Павел; и говорит: Б1) сначала об устроении вдовиц вообще (см.: 5, 3 – 8); а потом: Б2) частнее (см.: 5, 9-15), – о вдовицах: Б21) престарелых (см.: 5, 9-10) и: Б22) юных (см.: 5, 11-15); Б23) напомнив в конце и еще, что говорил об устроении вдов вообще (стих 16). Пространно пишет, – верно, надлежала нужда в этом.

Б21) О пристроении и обеспечении вдовиц вообще (5, 3-8)

Б22) Как частнее поступать с вдовицами (5, 9-15)

Со стиха 9 до 15-го идет речь об особых некиих вдовах; но с стиха 11 видно, о каких вдовах идет речь, именно о юных; о каких же говорится в стихах 9 и 10-м, не ясно видно. Что это вдовы, не вообще призреваемые Церковию, видно из ограничений: не меньше шестидесяти лет, одного мужа жена, много потрудившаяся в служении другим. Ибо, по вышесказанному, церковного призрения заслуживает всякая беспомощная вдова; а такою может быть и не столь старая, и не одного мужа жена, и не могшая послужить другим сказанным образом. Так это особые некие вдовы. Какие же? Не диакониссы ли? Похоже на это, как можно судить по тем добрым качествам и делам, какие от них требуются: одного мужа жена, чад воспитала, странныя прият. Ибо такие доброты требуются, по Апостолу, от лиц избираемых в клир (глава 3), к которому причислялись и диакониссы. Но служение диаконисе требовало сил: ибо, кроме прислуживания при крещении жен и смотрения за порядком среди них в Церкви, на них лежало ходить по бедным и посещать больных; а в шестьдесят лет какая сила у женщин? Если же не они, то кто же такие? Приходит на мысль предположить, что это вдовы, долго пожившие и много потрудившиеся для других, – и выбившиеся уже из сил, которым потому нужны и кров, и содержание, и уход. Можно дополнить сие предположение так, – что, тогда как всем вообще вдовицам давалось пособие в дополнение к тому, что они добывать могли своими трудами, эти вполне были обеспечиваемы пищею, одеждою, кровом и уходом. В числе их и могли, и должны были быть и диакониссы. – Наши толковники все не видят здесь диаконисе и слова Апостола разумеют, как продолжение речи о вдовицах вообще. Святой Златоуст говорит: «прежде Апостол указал, чего не должна иметь вдовица, а теперь показывает, что она должна иметь».

Б221) Престарелыми (5, 9-10)

Б222) Юными (5, 11-15)

К молодым вдовицам строго относится здесь святой Павел. Опыт показал, что иные из таковых не устаивали в обете вдовства; и, кроме того, расслабевши в решимости строго держаться данного обета, они позволяли себе и вообще поведение неодобрительное. Почему Апостол изъявляет желание, чтоб молодые вдовицы лучше вступали во второй брак, чтоб не подать повода противнику – диаволу – наругаться над ними, сбив их с настоящего вдовьего пути.

Б23) О семьях вдовиц (5, 16)

в) Как действовать относительно пресвитеров (5, 17-25)

Апостол касается здесь: В1) содержания пресвитеров (см.: 5, 17 – 18); В2) поведения (см.: 5, 19 – 21) и: В3) рукоположения (см.: 5, 22 – 25).

 

г) Как и чему кого учить, судя по его внешнему положению в обществе (6, 1-19)

Доселе учил Апостол, как руководить разные лица преимущественно по положению их в Церкви. Теперь переходит к указанию образа действия на лица, судя по их положению в обществе. Как там, так и здесь не все обнимает святой Павел, а касается только: Г1) рабов (см.: 6, 1-2) – и: Г2) богатых (см.: 6, 3 – 19), – потому, конечно, что это особенно требовалось.

Г2) Чему учить богатых? (6, 3-19)

Все это отделение (см.: 6, 3 – 19) содержит следующее: Г21) внушается: сия учи (6, 2) – и вслед за тем пишется укор инако учащим, последнею недоброю чертою которых ставится то, что они непщуют приобретение быти благочестие (ср.: 6, 5) (см.: 6, 3-5). Это подало повод: Г22) к указанию (см.: 6, 6 – 16); Г221) пагубных последствий от любоимания для веры и жизни (см.: 6, 6 – 10) и внушению: Г222) сих бегай (6, 11), – гони же благочестие, веру и прочее, с заклинанием соблюсти неотложно такую заповедь, до пришествия Господня (см.: 6, 11-16). После сего следует уже: γ) чему учить богатых, – именно – чтоб не гордились, не уповали на богатство, а употребляли его на добрые дела, сокровиществующе себе основание добро в будущее (ср.: 6, 19) (см.: 6, 17 – 19). – Таким образом тут все говорится о любоимании в разных отношениях. Почему сочтено уместным озаглавить сие отделение: чему учить богатых, – почитая указание вредных последствий от пристрастия к богатству и внушение бегать сего, ревновать же о всякой добродетели, введением к тому, а указание недобрых качеств инако учащих – поводом.

Г21) Сия учи (6, 3-5)

Повод этот устроился будто нечаянно. Апостол имел в виду только внушать – держаться здравого учения и бегать всякой инаковости в нем и споров, как неоднократно делает в сем Послании. Но как для отклонения от последнего самым лучшим побуждением служит знание недоброты инако учащих, то ее и изображает Апостол. А одною из выдававшихся тогда черт этих инако учащих была та, что они действовали сквернаго ради прибытка (Тит. 1, 11). Поставив в конце эту черту в словах: непщующих приобретение быти благочестие, – Апостол затем ведет уже речь все о страсти к стяжаниям и богатству.

Г22) Указание (6, 6-16)

Указание последней недоброй черты в инакоучителях дало святому Павлу повод предложить нужные внушения против любостяжания. Здесь он Г221) изображает пагубные последствия от забот о стяжаниях, определив наперед меру потреб и указав источник довольства ею (см.: 6, б – 10); а затем: Г222) делает соответственное сему предмету обращение к святому Тимофею (см.: 6, 11 – 16).

Г221) Пагубных последствий от любоимания (6, 6-10)

Г222) Сих бегай (6, 11-16)

Изображение худых последствий от любоимания уже само отталкивало от него; несмотря, однако ж, на то, святой Павел счел нелишним прибавить: X) прямое внушение: сих бегай (см.: 6, 11) – и, в противовес заботам о суетных стяжаниях, указать: Z) неустанную (гони [6, 11]) заботу о стяжании всякой добродетели в надежде блаженной вечности (см.: 6, 11 – 12), присовокупив: Y) заклинание именем Божиим исполнить сию заповедь незазорно до пришествия Господня (см.: 6, 13 – 16). Эти уроки даются святому Тимофею не в том, конечно, смысле, чтоб он имел в них нужду, но в том, чтоб дать ему руководство, как пасомых отклонять от любоимания и куда их вместо того направлять. Можно и так думать, что в лице святого Тимофея уроки сии даются всем христианам, и наипаче пастырям и архипастырям.

X) Прямое внушение (6, 11)

Ζ) Указание заботиться о стяжании добродетели (6, 11-12)

Υ) Заклинание именем Божиим (6, 13-16)

 

 

Г23) Чему же собственно учить богатых? (6, 17-19)

Коротко о сем слово Апостола, но полно. Учи, – говорит, – чтоб богатые: Г231) не высокомудрствовали (см.: б, 17), чтоб: Г232) не уповали на богатство, а на Бога (см.: 6, 17) и чтоб: Г233) богатились добрыми делами, сокровиществуя чрез то себе основание добро в будущее (см.: б, 18-19).

 

Послесловие (6, 20-21)

Коротко; ничего стороннего не касается, только напоминает главнейшее – храни предание, уклоняясь от суесловий, опасных для веры, – и отечески преподает Апостольское благословение. В начале Послания это для всех поставлено главным делом.

 

Приведем и заключительное на все Послание слово блаженного Феодорита: «учение сие надлежит с точностию сохранять всем сподобившимся священства; и как некое правило всегда иметь пред собою, и с ним соображать и что им говорить, и что делать следует. Так возможно сподобиться части блаженного Тимофея, и даже самого пребожественного Павла, по благодати и человеколюбию Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, – с Коим Отцу со Святым Духом подобает слава и великолепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Date: 2015-09-17; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию