Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сарасвати – дочь и супруга Брахмы





Славянским аналогом Сарасвати (обратим внимание на корень «сва» в её имени) была богиня Матерь Сва или Матерь Слава: «И вот Матерь Слава бьёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне, вся сияя светом» («Велесова книга» II 7е). Вместе с тем, о полной тождественности Сарасвати и Матери Сва говорить нельзя. Мать Сва-Слава – образ более архаичный и сложный: она и матерь богов, и одно из воплощений огня и повелительница ветров, и много что ещё.


Матерь Сва (Слава) – русколанский амулет VI века.

Теперь понятно, почему Сварог – дед богов, а Сва-Слава – мать. Головоломка разгадывается просто: Сварог остальным богам дед и отец, а Сва-Слава – мать, но не бабушка. «Велесова книга» и это подтверждает: если в процитированном выше фрагменте из IIа, Сварог называется дедом богов, то в другом месте говориться: «И так Сварог – отец, а прочие, суть, сыны его» («Велесова книга» I 9а). И поэтому в сказках они запечатлелись не как «старик со своею старухой», а как «дед» (в значении «дедушка») и «баба» (в значении «рожавшая женщина»). Вот такой поворот сюжета! Ну, а если этим сообщением ранил я чью-то интеллигентскую душу, то позволю напомнить, что баловались кровосмешениями не только божества арийского пантеона – давайте-ка вспомним старика Лота и двух его разбитных дочурок (Книга Бытия, глава XIX, стихи 31-38)…


Иоахим Эйтевал «Лот и его дочери».

Но даже сравнение Сварога с Лотом выглядит несколько некорректным: всё-таки, первый – бог-творец, а второй – простой смертный рано овдовевший алкоголик. А сопоставлять надо одинаковые «весовые категории». И, оказывается, все коллеги Сварога, на определённом этапе творения сталкивались с проблемой, когда Вселенная уже создана, но ещё не заселена, так как единственное в ней живое существо это сам Творец и размножаться ему просто физически не с кем. И в каждой религии Первобог решает её по-своему. Сварог создаёт существо женского пола, которое становится ему и дочерью, и женой. Его египетский коллега онанирует, глотает полученную сперму и беременеет сам от себя. У скандинавского Создателя, того чище, одна нога беременеет от другой, а второй подвид человечества вырастает сам по себе в его вспотевшей подмышке. Выкрутился только Яхве – этот со своей еврейской смекалкой взял глины, грязи, всякого дерьма и вылепил сами знаете что… В этом-то, кстати, и кроется главное психологическое различие перечисленных культов: если последователи языческих верований видят себя, худо-бедно, потомками богов, то приверженцы иудео-христианских взглядов всего лишь «прах от праха».


Микеланджело «Сотворение Адама» - обратим внимание на портретное сходство всех богов-творцов.

А о божественном своём происхождении русичи не забывали даже после христианизации. В «Слове о полку Игореве» они ещё называют себя Дажьбожьими внуками. А Дажьбог – это славянский солнцебог и податель всех благ. У ариев ему соответствовал Савитар, а у греков Аполлон. В отличие от других богов, для которых Сварог – дед, Дажьбога все источники называют Сварожьим сыном, Сварожичем. «Солнце цесарь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе муж силён… от него же начаша человеци дань давати царям» (Ипатьевская летопись, 1114 г.).


Дажьбог, управляющий солнечной колесницей, на русской вышивке-обереге.

Дажьбог считался первым славянским князем, а потому, славяне, а впоследствии русичи называли себя его внуками. Таким образом, те, кто считает себя русскими, приходятся Сварогу всего-то лишь правнуками! Нет, конечно, кто-то может продолжать гордиться своим происхождением от питекантропов, но лично мне больше льстит языческий вариант моей генеалогии.


Виктор Корольков «Дажьбог» – это мой дедушка!


А это, товарищи исторические материалисты, Homo erectus erectus – ваш дедушка!

Но, мы, кажется, отвлеклись…

«У них была курочка ряба». Курица и петух (кур) в языческих верованиях птицы сакральные! Что только они не символизировали! Прежде всего, разумеется, рассвет – крик петуха загонял обратно в ад любую распоясавшуюся нечисть (Н.В. Гоголь «Вий»). Как символ утренней зари петух посвящался арийцами Ахурамазде, иранцами Митре, славянами Перуну, греками Аполлону (на последнее обстоятельство обратим особое внимание – нам это пригодиться).

«Красным петухом» называли наши предки и мы иногда называем огонь. Любвеобильные пернатые были и символом плодородия: Фрэзер в «Золотой ветви» красочно описывал, что ещё в его времена крестьяне Германии, Австрии, Венгрии, Польши и Трансильвании верили, что в каждом поле живёт хлебный дух в виде петуха и не пускали детей в поля из опасений, что оный петух выклюет им глаза (хотя, мне представляется, что этот запрет носил более рациональный характер, дабы расшалившаяся поросль не потоптала посевы). А во время жатвы петуха приносили в жертву довольно малогуманным образом: несчастную птицу закапывали на участке поля, который планировали сжать в последнюю очередь таким образом, что из земли оставалась торчать одна голова и кому-то из жнецов требовалось срубить её одним ударом серпа или косы.

Были куры и своего рода любовным талисманом: хорошим средством для повышения потенции считалось провести ночь под куриным нашестом; женщин нетяжёлого поведения на Руси величали «курвами»; молодым в первую брачную ночь давали с собой в спальню жареную курицу; а камешек с естественным отверстием, символизирующий, вообще-то, женские половые органы, называли «куриным богом». На этом фоне как-то даже неожиданно выглядит причастность этой безобидной птицы к символике смерти – в сказке «Заячья избушка» лиса не испугалась собак и медведя, а пустилась наутёк от петуха – а, вспомните, что за предмет нёс петух на плече и чьим атрибутом тот предмет является?

И то ли из-за такого обилия скрытой символики, то ли из-за дешевизны и доступности курицы и петухи стали одними из самых популярных жертвенных животных. Причём, если язычники дохристианских времён резали преимущественно белых петухов (как делал, например, это перед боем последний языческий правитель Руси Святослав Храбрый), то чёрные петухи уже в христианские времена стали такими же обязательными атрибутами чёрных месс сатанистов и дьяволопоклонников, как и чёрные коты.

А ещё курица и петух – пусть нелетающие, но птицы. А любая птица – это символ неба, символ «верхнего мира», мира богов. И именно птица в большинстве религий наделяется функциями космотворца. Так, согласно древнеегипетским представлениям о сотворении мира бог земли Геб воплотился в белого гуся «Великого Гоготуна» и в таком виде снёс яйцо, из которого родился бог солнца Ра.


Бог земли Геб (нижняя фигура), над ним причудливо изогнулась его супруга богиня неба Нут, между ними в ладье проплывает бог солнца Ра.

Почти слово в слово повторяют этот сюжет ведические и индуистские предания о процессе творения: воды изначального океана рождают яйцо, из которого вылупляются создатели Вселенной; в первом случае Праджапати, во втором – Брахма (космотворящая птица здесь не фигурирует, но символом Брахмы, тем не менее, является гусь).


Праджапати создаёт Вселенную из Мирового яйца с золотым зародышем (в индуизме его функции примет на себя Брахма).

Пеласги – первое арийское племя доэллинской Греции, они же библейские филистимляне, в своих мифах говорили, что богиня всего сущего Эвринома, восстав от Хаоса, зачала от северного ветра Борея. Для этого бесплотным богам пришлось превратиться Эвриноме в утку (птица – символ «верхнего мира»), а Борею в змея (змея – символ «нижнего, подземного мира»). В образе утки Эвринома снесла на первозданные воды яйцо, которое разбившись, дало начало нашему миру, миру людей.


Эвринома.

В карело-финском эпосе «Калевале» богиня-прародительница, так же в образе утки, беременеет от восточного ветра и так же сносит яйцо, дающее начало всему сущему. Да, что, уж, греха таить, и в христианстве можно найти отголоски этих представлений. В одном из апокрифов, Творец посылает Сатану в образе гоголя на дно первичных вод, дабы тот достал немного земли, с чем Сатана успешно справляется. Разумеется, этот апокриф ни к «Библии», ни к христианству вообще никакого отношения не имеет, а представляет собой реминисценцию гораздо более ранних верований.

Но, продолжаем о нашей курочке. «Ряба» в народном варианте пишется с маленькой буквы поскольку это отнюдь не имя. Фонетика сказки потребовала переноса ударения на первый слог, тогда как ставить его надо на второй рябá, то есть рябая, в крапинку. И если курица и так была птицей сакральной, то рябые несушки, вообще, наделялись магическими свойствами. И символику они имели совершенно отличную от остальных. Чёрная в белую крапинку курочка символизировала собой звёздное небо, ночь. Этим-то и объяснялось привлечение её к магическим обрядам – ведуньи считали, что ей, как символу ночи, будет легче привлечь к исполнению ритуала потусторонние силы, в ночи действующие.

«Снесла курочка яичко: пестрó, вострó, костянó, мудренó» - символики яйца мы уже коснулись: это первоматерия Вселенной. Для наших предков ответ на вопрос, что было раньше – курица или яйцо? – не стоял. Они точно знали, что сперва была Космотворящая птица, а потом Мировое яйцо, из обломков которого и создался наш мир.

У рябых курочек, считавшихся магическими, сверхъестественными способностями наделялись и яйца. Особенно, те, которые, в маму, были в крапинку, пёстрые. Может быть, даже кто-то из моих читательниц, страдавших в детстве веснушками, летом, на каникулах в деревне, подвергся по совету старенькой бабушки следующей процедуре: из-под рябой наседки бралось только-только снесённое, первое в этот день, ещё тёплое пёстрое яичко и каталось по лицу – считалось, что веснушки после этого исчезают.

А, уж, совсем волшебным было самое первое яичко, снесённое рябой несушкой. Этим объясняется следующее действие наших персонажей: «Посадила яичко в осиновое дупёлко, в кут под лавку». Во-первых, с яичком обращаются, как с живым (или очень важным) субъектом – его не кладут, а сажают. Сажают, не абы куда, а в какое-то специальное приспособление – осиновое дупёлко. Осина – дерево ритуальное; вспомним, что самым действенным оружием против вампиров является осиновый кол. Использование осины в качестве материала для изготовления футляра для хранения заветного яичка может свидетельствовать, что этим либо пытались повысить магическую силу яйца, либо защитить его от воздействия неких враждебных мистических сил (как показало дальнейшее развитие сюжета – небезосновательно!). Дупёлко – это, видимо, какое-то небольшое отверстие или углубление в осиновой станине. В славянской мистической традиции дупло символизирует тайну, нечто сокрытое. Мало того, само дупёлко помещают в кут под лавку, то есть в самый потаённый угол в избе. Честно говоря, какая цель преследовалось этими действиями я не выяснил, но уверенно могу сказать, что хранителями яйца было сделано всё возможное, чтобы укрыть его от посторонних глаз, но…

«Мышка бежала, хвостом вернула, яичко приломала». Мышь – животное хтоническое, то есть имеющее непосредственную связь с землёй. Связь эта красочно показана в сказке «Репка», где без помощи мыши целый семейный коллектив не смог выдернуть из земли желанный корнеплод. Кстати, в неадаптированном варианте «Репки», финал оборачивается трагедией: мышь на помощь кошке не торопиться (что логично!) и, когда умаявшееся семейство решает, что вытащит репку завтра и уходит домой, является под покровом ночи на поле и всё сжирает.

По египетским и ранне-семитским представлениям, мышь прямое порождение земли. У семитских племён мышь, вообще, была тотемным животным. Фигурирует она и в качестве одного из символов Аполлона (а чуть выше я просил запомнить, что ему был посвящён ещё и петух!) и он даже носил прозвище Сминфей (Мышиный). О происхождении этого культа греки толком ничего не помнили уже во времена Гомера, однако, Аполлон продолжал считаться «Победителем мышей» и изображался попирающим грызуна, как, например, на знаменитой статуе работы Скопаса (и ещё одну параллель надо держать в уме, что греческий Аполлон – это славянский Дажьбог).

Конфликт солнечного бога Аполлона (кстати, ещё одним его символом, как солнцебога было золотое яйцо!) с мышью понятен, так как символика её расшифровывается, как ночь и тайна. В этом плане мышь созвучна курочке Рябе (ночь) и спрятанному в кут яичку (тайна). Вот, только знаки у них оказываются противоположными – одно движение мышиного хвоста и планы деда и бабы оказываются сорванными.

«Об этом яичке дед стал плакать, баба рыдать, вереи [столбы, на которые навешиваются ворота] хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закýрился [пыль пошла столбом], двери побутусились [выгнулись наружу, выпятились], тын [деревянный забор, частокол] рассыпался, верх на избе зашатался...» - форменный апокалипсис, гибель Мира! Вселенский масштаб катаклизма подчёркивает то, что плачущий дед – это Сварог. Творец страждет!

На глобальный характер катастрофы указывает и та деталь, которую в антиклерикальные годы посчитали за благо выбросить из нынешнего текста. Я имею в виду второе семейство, фигурирующее в первоначальном варианте – семью попа и неприятности, произошедшие с его дочкой, попадьёй и им самим. Сам термин «поп» в данном случае обозначает не православного священника, а священнослужителя вообще и явно является позднейшей интерполяцией. Напомню ещё раз, что поп в конечном итоге оказывается самым пострадавшим лицом и в одном варианте сказки рвёт священные книги, а во втором разбивает себе голову о дверной косяк.

Метафора эта очень глубокая, восходящая к ведическим верованиям. Под священными книгами здесь понимаются «Веды». «Веды» есть абсолютная истина, данная человечеству на текущий период времени. Когда этот период оканчивается и мир рушится, вместе с ним гибнут и «Веды». По прошествии некоторого времени человечество возрождается и боги вновь вручают ему «Веды», но это уже новые «Веды» на новый период времени, отличные от предыдущих. Это объясняет поступок «попа»/священнослужителя: он видит происходящее вокруг и понимает, что мир рушится, период действия хранимых им священных текстов истёк – они больше не абсолютная истина, а набор слов, поэтому он их и уничтожает. Дело всей его жизни закончено, сам он теперь отработанный материал – безработный, лишённый веры, нравственных ориентиров и каких-либо перспектив. А осознание этого и приводит его к попытке суицида.

В неадаптированном сказочном рассказе про катаклизм дано яркое и выразительное описание неназванного персонажа, незримо присутствующего среди прочих действующих лиц. Вдумайтесь, скрипящие ворота с болтающимися створками, оторвавшиеся от земли куры вперемежку с поднятым в воздух мусором, распузатившиеся как паруса двери, шатающаяся крыша, готовая сорваться с избы – это же описание ветра, вихря, торнадо! Почему в сказке присутствует именно ветер, а не землетрясение и не потоп? А потому, что Матерь Сва («баба» по сказочной терминологии) в одной из своих ипостасей – повелительница ветров; она-то его и вызывает!

А для чего – вспомните, от кого забеременела Эвринома в образе утки – мы упоминали этот пеласгический миф, когда говорили о Космотворящих птицах? А её карело-финский аналог из «Калевалы»? Правильно – обе они забеременели от ветра (выражение «ветром надуло» про беременность от неустановленного мужчины не отсюда ли берёт начало?). И в нашей сказке ветер присутствует для того, чтобы оплодотворить курочку Рябу. Поэтому-то она одна-единственная, кто сохраняет спокойствие в этом бедламе и утешает остальных, что этот старый мир пусть и погиб, но ему на смену уже грядёт новый, лучший мир.

«А курочка ряба им говорит: - Дед не плачь, баба не рыдай, куры не летайте, ворота не скрипите, сор под порогом не закуривайся, тын не рассыпайся, верх на избе не шатайся, снесу вам еще яичко: пестрó, вострó, костянó, мудренó, яичко не простое – золотое» - в народном варианте логика есть: курочка обещает снести гораздо более лучшее яичко по сравнению с погибшим; в литературном, где эти события переставлены местами, логики нет. И обещает курочка Ряба нам не просто новое яичко, символизирующее новый мир, а новый Золотой век!

Вот, мы и вернулись к тому, с чего начали, к спирали, по которой развивается история. Сам термин «Золотой век», символизирующий время существования человечества в гармонии с богами, природой и друг с другом, пришёл к нам из греко-римских концепций хода истории. Он сменяется Серебряным веком, тот в свою очередь – Бронзовым, после которого наступает финальный Железный век – предвестник конца времён. Эти эллинистические схемы являются всего лишь калькой с гораздо более древних и сложных арийских представлений о структуре нашей истории, о, так называемом, Манвантарном цикле, состоящем из четырёх эпох – юг. Золотой век соответствует – Крита-юге; Серебряный – Трета-юге; Бронзовый – Двапара-юге и наш, Железный – Кали-юге, последней эпохе когда «добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают». По её истечении Манвантарный цикл завершается и мир гибнет… гибнет для того, чтобы возродиться в начале следующего Манвантарного цикла, в новом Золотом веке. И незамысловатая сказка «Курочка Ряба» является величайшим пророчеством о грядущей гибели и возрождении нашего мира!

…В этом месте, я забыл, что я автор, вспомнил, что я отец и задался вопросом – а как это всё объяснить детям? Начнём с того, что дети многие вещи понимают лучше нас с вами и ещё могут нас кое-чему научить! А детям для тренировки мозгов можно предложить другую трактовку – сказка-то смысловых уровней имеет несколько, мы разобрали лишь один из них.

А на более поверхностном уровне в этой сказке всего-то навсего зашифрованы астрономические данные. Курочка Ряба, символизирующая собой звёздное ночное небо, сносит простое яичко, то есть, дарит людям, представленным дедом с бабой, Луну. Яичко оказывается нежизнеспособным, как Луна не способная согреть, и тайные силы ночи, олицетворённые мышкой, губят его (Луна убывает). Процесс убыли полной Луны нашёл отражение в разных версиях – от «яичко приломила» до «яичко упало и разбилось». Когда месяц исчезает полностью, на земле воцаряется паника, но Курочка-Ночь рождает золотое яичко – Солнце.

Детям такая трактовка очень даже подойдёт – и не заумно, и пристойно. А мы для себя вскроем ещё пару смыслов. Можно предположить, что сказка про курочку Рябу – единственное эхо тех событий, после которых Аполлон получил у греков прозвище Сминфей (Мышиный). Может, только в такой форме и дошла до нас реляция о победе солнцепоклонников-ариев над семитскими племенами, чьим тотемом была мышь.

Ещё один смысловой уровень проступает, как только символам этой сказки дать настоящие их имена – тогда получится вообще банальная семейная драма «из жизни богов». Дед (Сварог) и баба (Сва) при участии курочки Рябы (ночь) «работают» над наследником (а когда ещё же это делать, как не ночью?). Первая попытка оказывается неудачной – ребёнок гибнет (яичко приломилось), зато в следующий раз у них рождается сын – воплощение Солнца, Дажьбог (золотое яичко).

Золотое/красное яичко по сей день является устойчивейшим символом Солнца, доставшимся нам от ариев. Оно символизировало солнцебогов Ра, Аполлона и Дажьбога, а мы каждую Пасху готовим такие для празднования Воскресения Христова. Задним числом христиане связали появление этого обряда с Марией Магдалиной, якобы не побоявшейся вступить в дискуссию о своей вере с самим императором. Беседа, видимо, происходила после обеда или ужина, так как в Древнем Риме яйца подавали после основной трапезы вместе с фруктами. Император, выслушав возглас Магдалины: «Христос Воскресе!» - скривил губы и, взяв со стола яйцо, надменно ответил: «Так же, как это яйцо никогда не сможет стать красным, так же и мёртвый человек никогда не сможет воскреснуть!». Не успел он договорить, как яйцо в его руках стало багровым. Император был потрясён, однако, Магдалину это чудо от мучительной смерти не спасло – её распяли лицом к кресту.


Мария Магдалина с пасхальным яйцом и сосудом с миро.

Безусловно, история красивая, но крашеные яйца, символизирующие собой Солнце, как и праздник Красная горка, пришли к нам из куда как более седых времён. Оттуда, где берёт своё начало ведическая религия, трансформировавшаяся сперва в миф, а потом в незатейливую сказку про курочку Рябу. Сколько лет сюжету этой сказки не скажет, наверно, никто. Я скромно даю 5000, но это очень приблизительная, на глазок, прикидка.

А теперь ответьте, цивилизованные мои, что будет с плодами нашей жизнедеятельности через, пусть, не 5000, а, хотя бы, 500 лет?! Что мы оставим потомкам – все серии «Дома-2»? Полное собрание сочинений Донцовой? Лучшие эпизоды из «Комеди-клаб»? Или будем передавать детям из уст в уста хиты Димы Билана? Для чего, вообще, живём-то, господа – пожрать и в телик полупиться?

Ну, что, объяснить вам смысл вашего никчёмного существования? Не обольщайтесь, вы не перл творения, не высшая форма материи и мир создан не для того, чтобы напоить вас пивом и вручить после этого пульт от телевизора. На самом деле вы всего лишь передаточное звено и Мать-Сыра земля носит вас только для того, чтобы вы рассказали внукам сказки про курочку Рябу, про репку и про колобка. А они, в свою очередь, должны рассказать их своим внукам, а те – своим. И так до тех пор, пока в необозримом будущем это шифрованное послание безвестного нашего гениального предка не получит адресат, которому оно на самом деле предназначено. А теперь не поленитесь вернуться к началу и перечитать слова Галилео Галилея, которые я вынес в эпиграф…

Орлов Владимир,

 

Date: 2015-09-17; view: 915; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию