Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условный операторIF или как компьютер делает выбор





Идею разветвления в программе я изложил в 2.8. Сейчас добавлю только, что вся мыслительная деятельность во всех программах (в том числе и той, что выиграла в шахматы у Каспарова) осуществляется только при помощи ветвления (выбора).

Теперь посмотрим, как писать разветвляющиеся программы на Паскале.

Выучим сначала три английских слова:

if читается "иф" переводится "если"
then читается "зэн" переводится "то"
else читается "элз" переводится "иначе"

Теперь приведем пример нового для вас оператора:

IF a=28 THEN WriteLn (f) ELSE k:=44

Переводится он так:

ЕСЛИ a=28 ТО печатай f ИНАЧЕ присвой переменной k значение 44.

Другими словами, мы предлагаем компьютеру сначала подумать, правда ли, что a=28, и если правда, то выполнить оператор WriteLn (f), в противном случае выполнить оператор k:=44. Таким образом, мы с вами впервые написали оператор, при выполнении которого компьютер не просто выполняет, что приказано, а сначала думает и делает выбор (пока одного из двух).

Мы видим, что оператор if включает в себя другие операторы, которые выполняются или не выполняются в зависимости от какого-то условия. Чтобы понять, зачем может пригодиться оператор if, рассмотрим следующую задачу.

Задача 1. Компьютер должен перемножить два числа - 167 и 121. Если их произведение превышает 2000, то компьютер должен напечатать текст ПРОИЗВЕДЕНИЕ БОЛЬШОЕ, иначе текст ПРОИЗВЕДЕНИЕ МАЛЕНЬКОЕ. После этого компьютер в любом случае должен напечатать само произведение.

Программа:

VAR a,b,y:Integer;

BEGIN
a:=167;

b:=121;

y:=a*b;

if y>20000 then WriteLn ('ПРОИЗВЕДЕНИЕ БОЛЬШОЕ')

else WriteLn ('ПРОИЗВЕДЕНИЕ МАЛЕНЬКОЕ');

WriteLn (y)

END.

Пояснение: В программе 5 операторов, последний – WriteLn (y). Поскольку эти 5 операторов выполняются по порядку, то он выполнится обязательно.

 

Задача 2. В компьютер вводятся два произвольных положительных числа - длины сторон двух кубиков. Компьютер должен подсчитать объем одного кубика - большего по размеру.

Обозначим a1 - сторону одного кубика, a2 - сторону другого, bol - сторону большего кубика, V - объем кубика. Приведем три варианта программы:

 

ВАРИАНТ 1   VAR a1,a2: Real; BEGIN ReadLn (a1,a2); ifa1>a2 then WriteLn (a1*a1*a1: 15:5) else WriteLn (a2*a2*a2: 15:5) END.
ВАРИАНТ 2   VAR a1,a2,V: Real; BEGIN ReadLn (a1,a2); if a1>a2 thenV:=a1*a1*a1 else V:=a2*a2*a2; WriteLn (V: 15:5) END.
ВАРИАНТ 3   VAR a1,a2,bol,V: Real; BEGIN ReadLn (a1,a2); if a1>a2 then bol:=a1 else bol:=a2; V:=bol*bol*bol; WriteLn (V: 15:5) END.

 

Поясним последний вариант. Программа состоит из четырех операторов, которые выполняются в порядке записи. Первым после запуска выполняется оператор ReadLn (a1,a2), который ждет от нас ввода двух чисел. Пусть мы сегодня ввели числа 3 и 2. Компьютер понимает, что a1 равно 3, a2 равно 2, и переходит к выполнению оператора if. Он видит, что 3>2, и поэтому выполняет оператор bol:=a1, а оператор bol:=a2 не выполняет. В результате в ячейке bol оказывается число 3. Затем компьютер переходит к следующему оператору - V:=bol*bol*bol и вычисляет V=3*3*3=27. Следующий оператор WriteLn (V: 15:5) печатает число 27.00000.

Если завтра мы запустим эту же программу и введем числа 6 и 10, то компьютер увидит, что утверждение 6>10 ложно, и поэтому выполнит оператор bol:=a2, а оператор bol:=a1 выполнять не станет. В результате в ячейке bol окажется число 10 и будет напечатано число 1000. 00000.

 

А теперь, дорогой читатель, вам пришла пора освоить пошаговый режим выполнения программы на компьютере. В обычном режиме компьютер выполняет программу настолько быстро, что вы не успеваете заметить, в каком порядке он выполняет отдельные операторы программы, а без этого часто невозможно понять ее логику. Пошаговый режим заставляет компьютер при выполнении программы задерживаться на каждой строке программы столько, сколько нужно человеку. Сейчас вам необходимо проделать то, что сказано в части IV в пункте «Пошаговый режим» параграфа «Исправление ошибок. Отладка программы».

 

Итак, если паровая машина избавила человека от тяжелого физического труда, то оператор if избавил человека от тяжелого умственного труда, в нашем случае - от необходимости решать, какое из двух чисел больше другого.

Оператор if можно записывать и без части else. Например, if s<t then w:=a+1. Это означает, что если s<t, то нужно выполнить оператор w:=a+1, в противном случае ничего не делать, а просто перейти к следующему оператору.

Для примера рассмотрим простейшую задачу: В компьютер вводится слово. Компьютер должен просто распечатать его. Однако, если введенным словом будет "колхозник", то компьютер должен напечатать вместо него слово "фермер".

Вот как будет выглядеть наша программа-"цензор":

VAR Slovo: String;
BEGIN
ReadLn (Slovo); { переменная Slovo будет иметь значением строку символов, введенных с клавиатуры }
if Slovo = 'колхозник' then Slovo:= 'фермер';
WriteLn (Slovo)
END.

Date: 2015-09-17; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию