Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура второй половины XIX века





В пореформенный период в развитии русской литературы получили дальнейшее развитие те школы и направления, которые сложились в первой половине XIX в.
Однако русская культура пореформенного периода имеет и свои особенности. Изменилась сама историческая обстановка. В 60-70-е гг. были проведены буржуазные реформы, которые оказали глубокое воздействие на многие стороны общественно-культурной жизни общества, социальный и духовный облик населения. Эти глубокие изменения сказались на развитии русской культуры. Отмена крепостного права способствовала духовному раскрепощению народа, у народа появились новые духовные запросы и возможности их удовлетворить, потребность общества в образованных людях все время росла. В русской культуре шел активный процесс демократизации, круг интеллигентов активно пополнялся за счет выходцев из народных кругов. Развитию культуры способствовали оживление общественно-политической жизни, научно-технический прогресс, расширялись культурные связи с другими народами.
Просвещение. В пореформенный период ускорилось капиталистическое развитие страны. Рост промышленности, сельского хозяйства, транспорта требовали все большего количества грамотных людей, причем, обладавших не просто элементарной грамотностью, но и качественно более глубокой образованностью. Исходя из потребностей государства иметь образованные кадры, правительство стало проводить политику на расширение народного образования, при этом образование находилось под контролем власти и являлось важнейшим средством идеологического воздействия на народные массы (См. дополнительный иллюстративный материал).
Основоположником народной школы по праву считается К.Д. Ушинский (1824-1870). Он создал школу русских педагогов (И.Н. Ульянов, Н.Ф. Бунаков, В.И.Водовозов и др.), был автором учебных книг ("Родное слово", "Детский мир"), по которым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России (См. дополнительный иллюстративный материал). По инициативе демократической общественности распространялись различные формы внешкольного образования. В 1859 г. в Киеве возникли первые в России воскресные школы. Затем они появились в Москве, Петербурге и некоторых других городах. Эти школы были бесплатными, программа обучения в них была значительно шире, чем в казенных школах. Учащихся знакомили с основами химии, физики, с географией, естественной историей. Количество воскресных школ быстро росло, и к 1862 г., по официальным данным, в 53 губерниях России их насчитывалось более 300. Среди преподавателей были участники революционно-демократического движения. Закрытые правительством в 1862 г. воскресные школы были разрешены через два года, но уже с ограниченной программой обучения.
В 60-е годы, в ряду других реформ, была проведена реформа школы. В 1864 г. было издано "Положении о начальных народных училищах", где провозглашалась бессословность школы, общественным организациям (земствам, органам местного городского управления) предоставлялось право открывать школы; женщины получили возможность преподавать в школах. Фактически в пореформенное время была создана народная школа.
Система начального обучения в пореформенной России включала школы различных типов: государственные ("министерские", подведомственные Министерству народного просвещения), земские (учреждаемые земствами) и церковноприходские (при церковных приходах). Наиболее распространенным типом начальной школы в первые два пореформенных десятилетия была земская школа. Земская школа включала трехлетний курс обучения и отличалась лучшей постановкой образования в то время по сравнению с другими начальными школами. Помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и Закона Божьего детям преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Земства открывали на свои средства учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Именно земства поставили вопрос о введении обязательного начального образования в стране. Земства сыграли большую роль в распространении народного образования. Число земских школ неуклонно росло. Только в 1864-1874 гг. было открыто до 10 тыс. таких школ, а к 1914 г. в России было более 40 тыс. земских школ.
К делу народного просвещения широко привлекалась Церковь. Под ведение Синода переходили все церковно-приходские школы, существовавшие ранее, по "Положению о начальных народных училищах" 1864 г. Синод получил право учреждать начальные школы под своим руководством. В этих школах крестьянским детям давали элементарное образование, включавшее, помимо чтения и письма, Закон Божий, церковнославянское чтение и церковное пение. Церковноприходской школе правительство придавало особое значение, так как с ее помощью надеялось воспитать учащихся в духе религиозности и политической благонадежности.
В целом в 60-е годы в России была создана достаточно массовая народная школа, система которой охватила все губернские, уездные города, многие сельские районы.
В средней школе основной формой оставалась гимназия. В 1864 г., наряду с "Положением о народных училищах", был также издан "Устав гимназий". Согласно Уставу о гимназиях, вводились семиклассные гимназии двух типов: "классические" (с преподаванием "классических" языков - греческого и латинского) с гуманитарным уклоном и реальные, где было увеличено преподавание математики и естествознания. После 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права ее выпускников поступать в университет, так как не давала необходимого для поступления в университет объема знаний. В пореформенное время рост числа гимназий был значительным: если в 1865 г. в России насчитывалось 96 гимназий, то в 1871 - 123, а в 1882 - 136.
В высшей школе также произошли изменения. Были открыты три новых университета: в 1865 г. - Новороссийский в Одессе, в 1865 г. - Варшавский и в 1880 г. в Томске, причем Томский университет стал первым университетом, открытым в Азиатской части России. Он положил начало становлению науки в Сибири. В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университетам была возвращена автономия в решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. В университетах открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые (Д.И. Менделеев, А.М.Бутлеров, А.Г.Столетов, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, С.М.Соловьев, Ф.И.Буслаев и др.).
В пореформенное время в стране появились отраслевые вузы, так как рост технической оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование технологии производства требовали расширения и улучшения специального образования. В высшие учебные заведения были преобразованы Петербургский технологический институт и Московское ремесленное училище (Московское ремесленное училище было основано в 1830 г. Николаем I для мальчиков-сирот по просьбе матери - императрицы Марии Федоровны, в 1868 г. оно было преобразовано в Императорское Московское техническое училище - ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). В 1865 г. в Москве открылась Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева). Политехнические и технологические институты были учреждены в ряде других российских городов. Некоторые закрытые учебные заведения - Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты - были преобразованы в гражданские.
К концу XIX в. в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек.
Реформы 60-70-х гг. открыли широкий доступ к образованию женщинам. В дореформенной время в России существовали сословные женские учебные заведения, но доступ женщинам в университеты был закрыт. Многие женщины уезжали учиться за границу. На рубеже 60-70-х гг. для женщин были открыты высшие женские курсы: в 1869 г. в Петербурге; в Москве наиболее известными были Высшие женские курсы профессора университета В.И.Герье (1872). В 1878 г. в Петербурге были открыты Бестужевские курсы (по имени их директора профессора К.Н. Бестужева-Рюмина), сыгравшие заметную роль в общественно-культурной жизни страны. Женские курсы работали по программе университетов, но их окончание не давало женщинам прав на получение диплома о высшем образовании. Только в начале XX в. правительство было вынуждено юридически признать факт существования в России высшего образования для женщин.
Усилия правительства и общественности в деле народного образования приносили результаты, и уровень грамотности населения неуклонно рос. Так, если ко времени отмены крепостного права грамотных в России было не более 7%, то по Всероссийской переписи 1897 г. средний уровень грамотности составлял уже 21, 1% (среди мужчин - 29,3%, среди женщин - 13,1%). Тем не менее, по сравнению с западноевропейскими странами он продолжал оставаться низким: если в России один учащийся приходился на 135 жителей, то во Франции этот показатель был 1:11, в Англии - 1:9, в Пруссии - 1:6.
Книжное дело. В пореформенное время возрос спрос на книги и журналы. В связи с этим растет полиграфическая база: если в 1864 г. в России было около 300 типографий, то в 1894 г. - уже более 1000. Тиражи книг составляли 4-5 тыс. экземпляров. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов доходило до 2 тыс.
Буржуазные реформы 60-70-х гг. привели к обострению революционной ситуации. Это вызвало появление нелегальной революционной печати. Еще в 1853 г. в Лондоне А.И.Герцен организовал в Вольную русскую типографию, где печаталась продукция антиправительственного содержания. Подпольные типографии имели тайные революционные организации 60-70-х годов.
Пореформенное время отмечено и появлением и деятельностью многочисленных книжных издательств, отличавшихся общественно-идейной направленностью и отраслевой специализацией. Крупнейшим книгоиздателем демократической массовой книги был Ф.Ф.Павленков (1839-1900). Он издал много художественных, научно-популярных, детских книг, основал серию книг "Жизнь замечательных людей", произведения Ф.Энгельса; впервые он начал выпуск дешевых изданий классиков, предназначенных для учащихся учебных заведений и народных чтений. В 1872 г. в издательстве Н.П.Полякова тиражом в 3 тыс. экз. был издан первый том "Капитала" К.Маркса в переводе Г.А.Лопатина и Н.Ф. Даниельсона. Цензура посчитала неопасным для правительства труда немецкого ученого чисто экономического содержания.
Периодическая печать в пореформенное время росла очень быстро. Главное место в русской периодике этих лет заняли "толстые" журналы, внешне напоминавшие книгу, рассчитанные на разные читательские вкусы и интересы. Большое влияние в общественно-культурной жизни 60-х годов приобрела демократическая журналистика, и прежде всего "Современник", основанный А.С.Пушкиным в 1836 г. Журнал в эти годы был боевым органом революционной демократии. В конце 50-х - начале 60-х годов М.Н. Катков издавал "Русский вестник", ставший идейным центром русского либерализма. Довольно популярным был "Вестник Европы" буржуазно-либерального направления, издававшийся с 1866 г. историком М.М. Стасюлевичем.
Разветвляется система газетной периодики. Еще с 1838 г. во всех губерниях выходили официальные "Губернские ведомости", в 60-70-е гг. в провинции стал издаваться целый ряд газет. В середине 90-х годов из 100 ежедневных газет около 30 выходили в Москве и Петербурге, остальные - в провинциальных городах. В провинциальной периодической печати основное внимание уделялось общественно-культурным вопросам провинциальной жизни.
Большое развитие получили различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, выставки). В 50-е годы возобновилась работа многих публичных библиотек, закрытых в 30-40-х годах. Возникли новые типы библиотек: бесплатные народные библиотеки-читальни, земские библиотеки. Знаменательным событием в культурной жизни страны стало открытие в 1862 г. в Москве Публичной библиотеки (ныне - Российская государственная библиотека; до 1993 г. - Государственная публичная библиотека им. В.И.Ленина). Основу ее фондов составило собрание книг, рукописей, произведений искусства одного из просвещенных людей России - Н.П.Румянцева (1754-1826). К концу XIX в. в России было свыше 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских народных библиотек и читален.
Во второй половине XIX в. в России появляются многочисленные по профилю музеи: исторические, естественнонаучные, художественные, промышленные, сельскохозяйственные. В 1877 г. был открыт Политехнический музей в Москве. Большим событием в культурной жизни России стало открытие в 1883 г. в Москве Исторического музея на Красной площади, основу которого составила одна из коллекций Политехнического музея, а также частные хранилища историков и меценатов П. Щукина, И. Забелина, А. Бахрушина, А. Черткова и других. Средства Исторического музея составлялись из пожертвований, доходов от публичных лекций и изданий, а также от входной платы. В 1872 г. для посещения всех желающих без различия чинов и звания была открыта картинная галерея московского промышленника и мецената П.М.Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве. Так было положено начало Третьяковской галерее, ставшей одним из крупнейших русских национальных музеев.
В 1894 году в Москве появился Литературно-театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и западноевропейского театра А.А. Бахрушина (ныне - Центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина).
Во второй половине XIX в. в России впервые возникли краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80.
Наряду с музеями большую в пропаганде технических знаний, произведений живописи, искусства полиграфии и т.д. играли выставки - всероссийские и региональные. Они проводились уже не только в столичных, но многих губернских городах. Самой значительной выставкой была Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде (1896). Выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. В общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижников происходили в 14 городах России.
Наука. Основными научными центрами в Москве по-прежнему были Академия наук, университеты. Большой вклад в развитие наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, среди которых наиболее значительными были Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество и др.
Крупные достижения в области химии связаны с именем выдающегося ученого Д.И. Менделеева (1834-1907) (См. дополнительный иллюстративный материал). В 1869 г. он открыл один из основных законов естествознания - периодический закон химических элементов, давший возможность предвидеть существование новых, еще неизвестных элементов (галлий, германий) и с точностью предсказать их свойства. Периодическая система Менделеева стала путеводной картой при изучении неорганической химии. Периодический закон явился фундаментом, на котором Менделеев создал свою книгу "Основы химии" (1869-71). По богатству и смелости научной мысли, оригинальности освещения материала, влиянии на развитие и преподавание химии этот труд не имел равного в мировой литературе. Большими успехами отмечена работа ученых-физиков, среди которых имя А.Г.Столетова (1839-1896).Его основные исследования были посвящены электричеству и магнетизму. А.Г. Столетов по праву считается создателем отечественной физической школы.
Большими достижениями было отмечено развитие географической науки. Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М. Пржевальского (1839-1888), Ч.Ч.Валиханова (1835-1865).
Открытия мирового значения в области географии и этнографии были совершены ученым Н.Н. Миклухо-Маклаем (1846-1888) (См. дополнительный иллюстративный материал). В 1871 - 1886 г. он исследовал Юго-Восточную Азию, Австралию, Океанию. Пятнадцать лет жизни Н.Н. Миклухо-Маклай посвятил изучению коренного населения Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. На основании многолетних наблюдений жизни, быта и взаимоотношений местных жителей, а также своих этнографических и антропологических исследований Миклухо-Маклай опроверг бытовавшую в то время точку зрения о том, что папуасы (негроидные народы Юго-Восточной Азии) являются представителями особого вида, отличного от других рас человечества. Он доказал, что народы Юго-Восточной Азии отстали в своем развитии только в силу исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев. Кроме того, во время своих многочисленных путешествий Миклухо-Маклай сделал ряд важных географических открытий. Вклад Миклухо-Маклая в этнографию и антропологию был огромным и получил широкое признание в научном мире. Еще при жизни Миклухо-Маклай и его труды были известны во всем мире, газеты и журналы печатали его биографию и выдержки из его сочинений, сотни людей собирались на его лекции, ученые общества устраивали заседания в его честь.
Исключительно важны были достижения в физиологии. "Отцом русской физиологии" по праву считается русский естествоиспытатель И.М. Сеченов (1829-1863) (См. дополнительный иллюстративный материал). Его работа "Рефлексы головного мозга" (1905) заложила основы физиологии и психологи. И.М. Сеченов положил начало экспериментальным физиологическим исследованиям центральной нервной системы, в частности головного мозга. И.М. Сеченов создал физиологическую школу, из которой вышел И.П.Павлов (1849-1936) (См. дополнительный иллюстративный материал). В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога.
Большое значение на научные взгляды русских ученых - естествоиспытателей оказало учение Ч.Дарвина. Русский перевод его основного труда "Происхождение видов путем естественного отбора" появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г. Значительная часть русских ученых-естествоиспытателей стала пропагандистом эволюционных взглядов Ч. Дарвина. К числу убежденных русских дарвинистов принадлежал основоположник эволюционной морфологии растений А.Н.Бекетов (1825-1902) (См. дополнительный иллюстративный материал).
Значительные успехи были достигнуты в развитии биологической науки. Эти достижения были сделаны в работах И.И. Мечникова (1845-1916) и А.О. Ковалевского (1840-1901) (См. дополнительный иллюстративный материал). И.И. Мечников стал также основоположником сравнительной патологии, иммунологии, отечественной микробиологии. В 1883 г. он открыл явление фагоцитоза, способности защитных свойств организма. С 1888 г. И.И. Мечников работал в институте Л. Пастера в Париже.
Одним из основателей русской научной школы физиологии растений был К.А. Тимирязев (1843-1920) - русский ученый, последователь Дарвина. Его мировоззрение формировалось под влиянием идей русских революционных демократов. Основная экспериментальная работа К.А. Тимирязева - по фотосинтезу растений - сыграла большую роль в обосновании единства живой и неживой материи.
Во второй половине XIX в. были достигнуты крупные успехи в области технических наук. В области электротехники. П.Н.Яблочков (1847-1894) изобрел первую практически пригодную дуговую электрическую лампу без регулятора ("свеча Яблочкова") (См. дополнительный иллюстративный материал), а А.Н.Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания. Мировое значение имело изобретение радиотелеграфа в 1895 г. А.С.Поповым (1859 - 1905/1906) путем использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстоянии (См. дополнительный иллюстративный материал).
С 1876 г. над созданием летательного аппарата тяжелее воздуха (самолета) стал работать А.Ф.Можайский (1825-1890). В 1882 г. первый в мире самолет А.Ф. Можайского поднялся в воздух, но вскоре правительство и иностранцы на русской службе его имя предали забвению. Долгое время изобретателями самолета считались американцы братья Райт, чей летательный аппарат в 1903 г. пролетел всего лишь несколько сотен метров.
Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жуковский (1847-1921) (См. дополнительный иллюстративный материал). Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. В своей речи "О воздухоплавании" (1898) "отец русской авиации" предсказывал: "Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы, но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума". Основоположником современной космонавтики стал скромный учитель из Калуги К.Э. Циолковский (1857-1935). Он является основоположником современной космонавтики, впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений.
Во второй половине XIX в. значительные успехи были достигнуты в гуманитарных науках. Крупнейшим достижением отечественной истории стал капитальный труд историка С.М.Соловьева "История России с древнейших времен" в 29-ти томах, над которым ученый работал с 1851 по 1879 годы. В этом труде С.М. Соловьев изложил события российской истории до 1775 г., в основу периодизации истории России была положена идея борьбы родовых и государственных отношений.
Большой вклад в развитие исторической науки внес ученик С.М. Соловьева, профессор Московского университета В.О. Ключевский (1841-1911). Его основным трудом стал лекционный курс "Курс русской истории" (ч. 1-5), который ученый стал издавать в 1904 г. Значительны также его труды "Боярская дума Древней Руси" (1882 г.), труды по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии.
Плодотворно развивалась и филология. В области филологии и лингвистики много работал И.И.Срезневский (1812-1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны работы по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным ученым - языковедом был Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914) академик Петербургской АН (1898). Фортунатов стал основоположником московской лингвистической школы, сыгравшей большую роль в развитии общего и сравнительно-исторического языкознания, в изучении русского языка (история, морфология, синтаксис). Значительны труды ученого по индоевропеистике, славистике, санскриту, проблемам общего языкознания. В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А.С.Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П.В.Анненков (1813-1887). Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству.
Во второй половине XIX в. сохраняется интерес к устному народному творчеству. Ведутся исследования русской фольклористики. Огромную работу в этом направлении проделал В.И.Даль (1801-1872), издавший в 60-е годы "Толковый словарь живого великорусского языка", который сохраняет научное значение до настоящего времени.
Общественно-политическая мысль. В центре внимания общественно-политической мысли пореформенного времени были аграрный вопрос и судьбы самодержавия.
В идейном лагере консервативно-охранительного направления наиболее заметными фигурами являлись М.Н. Катков и К.П. Победоносцев.
М.Н. Катков (1818-1887) - публицист, издатель с 1856 г. ежемесячного журнала "Русский вестник", а с января 1863 г. редактор (вновь) ежедневной газеты "Московские ведомости". Благодаря влиянию своих изданий, М.Н. Катков стал "диктатором общественного мнения". Он был убежденным сторонником уваровской триады "Православие, Самодержавие, Народность" и отстаивал ее на страницах своей прессы. При нем "Русский вестник" и "Московские ведомости" стали не только органами печати, но также и штабом и мозговым центром охранителей, вырабатывающих, пропагандирующих и способствующих проведению в жизнь своих вариантов решений стоящих перед Россией проблем. М.Н. Катков не был ретроградом и безоговорочным сторонником всего существующего. В 1856-62 гг. журнал "Русский вестник" был одним из тех журналов, которые настойчиво добивались проведения в стране реформ, в первую очередь крестьянской. М.Н. Катков был за реформы, но только те, которые, на его взгляд, укрепляли государство и самодержавие. Как только нововведения начинали "вредить" территориальной целостности империи, М.Н. Катков и его "партия" требовали принятия решительных мер для пресечения "новшеств". Перемены и новшества, считал М.Н. Катков, - необходимы не как самоцель, а лишь как средство сохранения и укрепления истинно русских начал национальной жизни. М.Н. Катков стоял на страже самодержавия, под которым подразумевал не западный абсолютизм и не восточный деспотизм, а "действительно народную" монархию, в которой не должно быть привилегированных сословий и классов, и в которой неограниченная власть царя уравновешена чисто духовной властью Церкви. Русские охранители, большинство из которых, включая М.Н. Каткова, вышли из разночинных кругов, отрицательно относились ко всем попыткам аристократических кругов претендовать на особенное положение в России и, особенно, на стремление верхушки дворянства ограничить самодержавие в своих интересах. М.Н. Катков в своей публицистике постоянно подчеркивал служилый характер всех российских сословий, включая дворянство, причем сословия всегда отличались друг от друга не привилегиями, а характером выполнения государственной службы. Дворянство является первенствующим сословием России только потому, считал он, что дворяне обязаны быть первыми слугами государства. Православие, по мнению М.Н.Каткова, является духовной основой России, что, впрочем, совершенно не означало, что неправославные не могут быть русскими патриотами. Он писал: "Национальная церковь в России есть Церковь православная и никакая иначе не может быть русским национальным учреждением. Но из этого отнюдь не следует, чтобы люди, исповедующие веру, не признаваемую в качестве русской национальной, не могли быть русскими. Национальность в христианском мире есть дело светское и определяется не религией, а государством". В национальном вопросе Катков занимал позицию твердого и решительного сторонника единой и неделимой России. Антиинтеллигентские выпады Каткова объяснялись его критикой "самодеятельных" вождей интеллигенции, претендующих на роль наставников "темного народа". Сам он всю жизнь пропагандировал мысль о том, что интеллигенция выполняет свой долг перед народом честным исполнением своих профессиональных обязанностей, а главной движущей силой России остается самодержавие, свободное от узкопартийных теорий и очередных увлечений интеллигенции.
К.П. Победоносцев - профессор-цивилист (гражданского права) Московского университета, обер-прокурор Священного Синода (1880-1905), имел большое влияние на императора Александра III. Мировоззрение К.П. Победоносцева определяло православие. Он считал, что, так как человек несовершенен, то несовершенный человек не может создать совершенного общества. Выступал против всяких переделок социального бытия, считая, что только государственные формы, проникнутые религиозным началом и освященные самим Творцом (неограниченная монархия), способны удержать человечество от гибельного хаоса. Положительных изменений в жизни страны можно достичь только через исправление нравов. Считал русскую либеральную интеллигенцию "пятой колонной" Запада, которая навязывает своему Отечеству чужеродные идеи. Особой критике подвергал символы западноевропейской демократии - систему отделения церкви от государства, суд присяжных, "свободную прессу". Считал, что общественное и государственное устройство России должно стоять на триедином фундаменте Православия, Самодержавия и Народности. Только такое государство, на его взгляд, несло "идею правды". Либеральные реформы Александра II считал гибельными для России. Самым страшным ему казалось то, что реформаторы требовали "увенчать" либеральные реформы (земства, суд присяжных, "свободная пресса") и установить в России конституционную монархию. Считал, что либерализм и самодержавие - вещи несовместимые.
Широкое демократическое движение активизировало буржуазный либерализм в стране. Общественно-политическая программа русских либералов исходила из идеи мирного, "разумного прогресса". Будучи противниками крепостного права, убежденными сторонниками проводимых правительством буржуазных реформ, либералы 60-х годов выступали с критикой политического режима, поддерживали мысль о буржуазной конституции и парламентаризме в России.
Определяющей в общественном сознании 60-х - 70-х гг. стала идеология революционных демократов. По социальному положению революционные демократы - главным образом разночинцы, хотя среди них были и дворяне. Наиболее яркими представителями революционной демократии в 50-60-е гг. XIX в. были Н.Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Свои идеи революционные демократы пропагандировали на страницах "Современника" и "Колокола". Революционные демократы сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма.
Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придет через крестьянскую общину к социализму.
На рубеже 60-70-х гг. в революционной демократии зарождается народничество. После отмены крепостного права и других буржуазных реформ в России началось бурное развитие капитализма, и уже в 70-е годы стали проявляться его противоречия. Перед общественно-политической мыслью встал вопрос о судьбах капитализма. Видя резкое расслоение, обнищание значительной части крестьянства, А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский оценили капитализм как регрессивное явление в русской жизни, лишенное корней. Капитализм как общественную систему они стали отвергать. А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский впервые поставили вопрос о возможности перехода к высшей, коммунистической форме общества через крестьянскую общину. В 70-е гг. народничество приобретает действенный характер - крестьянская революция становится вопросом непосредственной практики. Революционные демократы создали тайные революционные организации - "Земля и воля" 60-х гг., "Земля и воля" 70-х гг., "Народная воля" и др. Наиболее видными идеологами народничества 70-х гг. были М.И. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др.
Таким образом, 60-70-е годы XIX в. в общественно-политической мысли произошли существенные сдвиги. Демократические идеи заняли ведущее место. В общественное сознание прочно входят мысли о том, что самодержавие противоречит строю капиталистической России и потребностям ее буржуазно-демократического развития, и что необходимы дальнейшие преобразования в интересах народа.
Литература. В пореформенное время в русской литературе были созданы замечательные произведения, в которых отобразились народная жизнь, а также общественно-политические искания. Отличительными чертами русской литературы второй половины XIX в. стали гражданственность, высокая нравственность и демократическая направленность.
Ведущим направлением в литературе, как и во всех видах искусства, становится критический реализм, для которого характерно объективное изображение "правды жизни" и вместе с тем острая критическая направленность против ее негативных сторон, особенно социальной несправедливости, политического и духовного угнетения личности.
Во второй половине XIX в. ведущая роль в общественном движении принадлежала революционным демократам, и революционно-демократическая эстетика во многом определяла развитие культуры. Основы этой эстетики были заложены в первой половине XIX в. В.Г. Белинским, а во второй половине XIX в. развиты литературными критиками Н.А. Добролюбовым (1836-1861) и Н.Г. Чернышевским (1828-1889). Литературная критика во второй половине века имела значительный вес в обществе, литературные критики придавали исключительно важное значение эстетическим вопросам и, излагая свои представления о значимости того или иного произведения, могли влиять в том числе и на политическую ситуацию в стране. Теоретическим плацдармом демократической критики служила материалистическая эстетика Гегеля, Шеллинга, которая усматривала источник поэзии в самой жизни. Прекрасное есть жизнь, утверждал Н.Г. Чернышевский, высочайшая красота есть именно красота, рождаемая миром действительности. Поэтому, - считал Н.Г. Чернышевский, - главное требование к художественным произведениям - жизненная правда, без которой немыслимы никакие другие художественные достоинства произведения. Новым в понимании Н.Г. Чернышевским назначения искусства, было также в том, что общественная функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении "приговора о явлениях ее". Литература и искусства должны призывать к борьбе за решительное и коренное изменение калечащих и унижающих человека социальных условий.
Художественная литература второй половины XIX в. отобразила социальные проблемы пореформенного времени. Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения.
В 60-70-е гг. в литературу пришло новое поколение писателей, которые принесли новые темы, новые жанры, идейно-эстетические принципы.
Программным произведением 60-х годов был роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествование о "новых людях", их морали и нравственных ценностях.
Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-70-х годов было появление так называемого антинигилистического романа ("Некуда" Н.С.Лескова; "Взбаламученное море" А.Ф.Писемского; "Бесы" Ф.М.Достоевского и др.).
60-70-е годы - время расцвета творчества выдающихся писателей и поэтов Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова - Щедрина, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского. В литературе 80-90-х гг. в русскую литературу приходят А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И.С.Тургенев (1818-1883) (См. дополнительный иллюстративный материал). В его романах "Отцы и дети", "Дворянское гнездо", "Рудин", "Дым", "Новь", "Накануне" писатель показал идейные искания разночинной интеллигенции 50-60-х гг., созданы образы новых героев эпохи.
М.Е. Салтыков-Щедрин был мастером сатирического жанра в русской литературе. В "Пошехонской старине", "Господах Головлевых" писатель подверг уничтожающей критике жизненный уклад провинциального дворянства и чиновничества. В пародийной "истории города Глупова" и "Сказках" в иносказательной и гротескной форме он вывел галерею образов градоправителей (См. дополнительный иллюстративный материал).
Ф.М.Достоевский (1821-1881) был мастером психологического романа. Мировую известность получили его романы "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот". Боль за "униженных и оскорбленных", вера в человека были главной темой писателя. Глубоко волновали Достоевского революционное подполье в России, нравственный облик некоторых его деятелей. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира (См. дополнительный иллюстративный материал).
Н.А.Некрасова (1821-1877/78) разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Центральной темой в его творчестве стала тема народа, его исканий и надежд. Писатель создал галерею русских женщин. В поэме "кому на Руси жить хорошо" А.Н. Некрасов дал широкую картину пореформенной России, галерею крестьянских типов (См. дополнительный иллюстративный материал).
Вершиной критического реализма русской литературы XIX в. стало творчество Л.Н. Толстого (1828-1910) (См. дополнительный иллюстративный материал). В своих произведениях он отобразил события всего XIX в. Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике "великие вопросы". Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных литературных произведений современности стали романы Толстого "Анна Каренина", "Воскресение", в которых отобразились все противоречия пореформенной России.
Развитие театра. В пореформенное время театр, наряду с литературой и литературной критикой, приобретает особое общественное значение. Русская драматургия выносила на суд зрителя наиболее острые социальные проблемы того времени. Обладая мощным воздействием на современников, театр в пореформенное время стал своеобразной школой общественных нравов, могучим средством идейного, нравственного и эстетического воспитания.
Основными центрами театральной культуры, как и в первой половине XIX в., продолжали оставаться Александринский театр в Петербурге и Малый театр в Москве.
В истории Малого театра во второй половине XIX в. начинается новая яркая страница, связанная с именем великого русского драматурга А.Н. Островского. Первое преставление пьесы А.Н. Островского на сцене Малого театра состоялось 14 января 1853 г. В этот день была сыграна комедия "Не в свои сани не садись". Главные роли исполняли Л.П. Никулина-Косицкая (которую называли Мочаловым в юбке) и П.М. Садовский - два замечательных актера Малого театра (См. дополнительный иллюстративный материал). Спектакль имел необыкновенный успех. Успех первого спектакля был повторен в последующих. И с этого времени установилось правило: сначала пьесы А.Н. Островского ставились на сцене Малого театра, а затем в остальных. А.Н. Островский стал родоначальника подлинно национального театра, все его 47 пьес были поставлены в Малом театре. Его по праву называют "русским Шекспиром.
А.Н. Островский изображал по преимуществу непривилегированные слои населения, тем самым он демократизировал и драматургию, и театр. В этом его огромная новаторская заслуга.
А.Н. Островский создал целую галерею социальных типов дворянско-буржуазной Москвы 40-80-х гг. XIX в., а начинал он свой путь изображением купечества. Купеческая проблематика привлекала автора своей актуальностью. Отвечая на быстро растущий интерес читателей к классу, превращающемуся в хозяина жизни, драматург и создает свои пьесы о купечестве. Сказочно богатеющая, победно шествующая к власти буржуазия была охарактеризована А.Н. Островским как социально отрицательная, морально порочная сила. Применяя средства бичующей сатиры, драматург рисовал типы мелких и крупных хищников первоначального, грубо ростовщического накопления, воссоздавал самодовольных себялюбцев, невежественных, лицемерных, ханжествующих самодуров. Наряду с купечеством, А.Н. Островский большое внимание уделял и чиновничеству. А.Н. Островский подчеркивал его крайнюю душевную бедность, невежественность и грубость. С начала и до конца А.Н. Островский последовательно выступал как антидворянский писатель. Изображенные им поместные и чиновные дворяне - жестокие крепостники, мракобесы, фразеры, легкомысленные прожигатели жизни, игроки, кутилы, циники. Они находятся в стадии экономического и духовного оскудения, нравственного распада. А.Н. Островский противопоставляет консервативной, дворянско-буржуазной, чиновно-бюрократической Москве прогрессивно-демократическую. Это представители демократической интеллигенции, которым очень трудно живется.
А.Н. Островский явился реформатором русского театра. Его пьесы коренным образом обновили репертуар театра, внесли в него демократическое начало и круто повернули артистов к актуальным проблемам действительности, к реализму. На его пьесах выросла плеяда замечательных актеров, утвердилась и развилась русская национальная школа исполнительского мастерства, отличающаяся естественностью.
Драматургия А.Н. Островского особенно способствовала развитию культа сценической речи, которой славился Малый театр. Во второй половине XIX в. в труппу Малого театра входила целая плеяда талантливых актеров: Л.П. Никулина - Косицкая, И.В. Самарин, С.В. Шумский, Н.И. Медведева, Г.Н. Федотова, М.П. Садовский, О.О. Садовская, В.Ф. Комиссаржевская, А.П. Ленский, А.И. Южин, М.Н. Ермолова и многие другие. Непревзойденной исполнительницей главных ролей в пьесах А.Н. Островского была П.А. Стрепетова (См. дополнительный иллюстративный материал).
Мощная сила воздействия искусства Малого театра во главе с корифеями - М.П, Садовским, М.Н. Ермоловой - заключалась в его тесной связи с жизнью русского общества, с умонастроениями его передовых кругов (См. дополнительный иллюстративный материал).
Значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. В это время открылись театры в Орле, Рязани, Костроме, Смоленске, Саратове, Пензе и др. Появился новый зритель из среды разночинской интеллигенции. Театр становился культурным центром провинции.
Музыка. Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Широкого развития достигают организация музыкального образования, музыкальная критика, теория музыкального искусства. Большую роль в развитии музыкального образования сыграли братья Антон Григорьевич и Николай Григорьевич Рубинштейны. В 1859 г. композитор, пианист и дирижер А.Г. Рубинштейн создает в Петербурге "Русское музыкальное общество", на основе которого в 1862 г. была образована первая в России Консерватория. Его брат Н.Г. Рубинштейн в 1866 г. создал Московскую консерваторию. Так было положено начало профессиональному музыкальному образованию в России.
В 1862 г. в Петербурге сложилось музыкальное творческое объединение композиторов "Могучая кучка" [М.А. Балакирев (1836/37-1910), М.П. Мусоргский (1839-1881), Ц.А. Кюи (1835-1918), А.П. Бородин (1833-1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Название кружку дал В.В.Стасов, тесно связанный с этой группой музыкантов. Во главе кружка стоял М.А. Балакирев (См. дополнительный иллюстративный материал). Творческая программа и эстетика "Могучей кучки" сложились под влиянием демократической идеологии 60-х гг. Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, композиторы "Могучей кучки" искали вместе с тем новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни. В операх Мусоргского ("Борис Годунов" и "Хованщина"), Бородина ("Князь Игорь"), Римского-Корсакова ("Псковитянка" и др.) отражены страницы русской истории, передана стихийная мощь народных движений, воплощены патриотические и социально-критические идеи. Большое значение "кучкисты" придавали русской народной песне и фольклору других народов, широко используя их в своем творчестве. "Могучая кучка" как сплочённая группа перестала существовать в середине 70-х гг., но её идеи и творческие принципы оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие русской музыки.
К вершинам русской и мировой музыкальной культуры принадлежит творчество П.И. Чайковского (1840-1893) (См. дополнительный иллюстративный материал). В его музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рожденные русской действительностью второй половины XIX в. П.И. Чайковский оставил обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и др.). Композитор, опираясь на сложившийся в творчестве М.И. Глинки синтез интонаций городской и крестьянской песни, бытового романса, создал свой мелодический язык, способный к передаче и тончайших душевных движений, и к обобщению масштабных идей. Среди сочинений для оркестра в его творчестве главное место занимает симфония. Считая ее "исповедью души", композитор развил традиции бетховенского симфонизма, связанные с острой конфликтностью. Трагедийная линия симфонизма достигла кульминации в 6-й симфонии, названной самим автором "Патетической". В опере "Евгений Онегин" (по Пушкину, 1878) П.И. Чайковский создал уникальный образец "лирических сцен". В этой опере композитор впервые воплотил свой эстетический идеал "интимной, но сильной драмы" из жизни обыкновенных людей. В операх на исторические сюжеты ("Орлеанская дева", 1879; "Мазепа". 1883) в центре внимания П.И. Чайковского - прежде всего, душевная драма героев. В 1885-93 гг. П.И. Чайковский создал ряд выдающихся произведений, чередуя трагедийные полотна (оперы "Чародейка", 1887; "Пиковая дама", 1890; программная симфония "Манфред", 1885; 5-я симфония, 1888; 6-я "Патетическая" симфония, 1893) с партитурами, в которых торжествуют свет и радость (балеты "Спящая красавица", 1889; "Щелкунчик", 1892; опера "Иоланта", 1891; оркестровая сюита "Моцартиана", 1887).
П.И. Чайковский написал свыше 100 романсов, преимущественно по произведениям русских писателей. Творчество П.И. Чайковского оказало глубокое влияние на последующее развитие русской музыкальной культуры.
Архитектура. Как и в других видах искусства, с конца 30-х годов XIX в. классицизм в архитектуре вступил в пору кризиса. Во второй половине XIX в. начинается бурный рост капитализма. Появилась потребность в новых типах зданий, которые требовали новых композиционных решений.
Архитекторы стали пробовать новые средства художественной выразительности: используют мотивы и закономерности архитектурных стилей прошлого времени - готики, ренессанса, барокко, рококо. Новый стиль стали называть ретроспективным стилизаторством или эклектикой (смешение стилей), в настоящее время все чаще называют историзмом. Период его длился почти 70 лет, с конца 1830-х годов до рубежа следующего столетия. Историзм прошел несколько этапов.
На первом этапе (с 30-х по 60-е годы) в нем замечается увлечение готикой. В 1825 г. император Николай I приобретает 115 га земли в Петергофе на берегу Финского залива. Эти земли он дарит супруге Александре Федоровне. Со временем на подаренных землях возник дворцово-парковый ансамбль - Александрия - личное владение императрицы. В 1826-1827 гг. архитектор англичанин Адам Адамович Менелас для царской семьи строит небольшой летний дворец на высоком холме Коттедж, откуда открывается прекрасный вид на море. Здание, украшенное ажурными стрельчатыми аркадами, балконами, остроконечными фронтонами, выдержано в псевдоготическом стиле, так же как и убранство внутренних помещений: мебель, часы в виде моделей средневековых соборов; ковры, узор которых повторяет лепку потолка; рамы картин, ширмы, светильники.
Здесь же в Петергофе в императорской резиденции в готическом стиле архитектор Николай Леонтьевич Бенуа в 1847-1855 гг. строит царские конюшни для 328 лошадей. Сооружение имело вид замка, включало удобные конюшенные корпуса, манеж, два жилых дома. Во дворах были устроены сараи, кузницы и другие здания. В Петергофе Н.Л. Бенуа также в готическом стиле создает здание вокзала (1854-1857) и здание почты (1850-1854).
В первой половине XIX в. Петербург также переживает увлечение египетским стилем. В конце XVIII - начале XIX в. вся Европа была безумно увлечена Наполеоном. Все, на что корсиканец обращал внимание, тут же становилось не просто модой, а непреложным законом хорошего тона. Именно с египетского похода Наполеона 1798-1799 гг. по всей Европе началось повальное увлечение египетским стилем. В Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы стали активно использовать в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов, набережных. В 1826 году в Петербурге был построен висячий Египетский мост (арх.Г. Треттер и П. Христианович). Порталы, колонны, а также карниз и другие части моста были украшены орнаментом из иероглифов. По обе стороны моста были поставлены чугунные фигуры сфинксов скульптора П.П. Соколова. Мост известен также тем, что, простояв всего 78 лет, в феврале 1905 г. обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона Конногвардейского полка.
Следующей знаменитой постройкой в египетском стиле являются Египетские ворота в Царском Селе (1829, арх. А.А. Менелас). Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Они увенчаны красиво изогнутыми карнизами, отлитыми из чугуна. Выкружки карнизов украшены изображениями скарабея с солнечным диском и двумя змеиными головами. К стенам караулок примыкают монументальные чугунные гермы (каменный столб, завершенный скульптурным изображением головы и плеч человека). Аналогичные гермы служат опорами ворот. Плоскости стен караулок облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян. Барельефы расположены в шесть рядов, причем, высота каждого последующего ряда меньше, чем предыдущего. Рисунки барельефов в натуральную величину исполнил художник В. Додонов. Модели барельефов и герм лепил скульптор В.И. Демут-Малиновский.
Модным в Петербурге становится и греческий стиль. В 1839 г. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа - все это создавало впечатляющий образ музея - хранилища шедевров мирового искусства.
В мавританском стиле архитектор А. К. Серебряков для состоятельных греков - супругов Мурузи - в 1874-1877 гг. строит доходный дом (См. дополнительный иллюстративный материал). Дом Мурузи малоизвестному архитектору принес громкую славу и стал его лучшей постройкой. Пятиэтажный дом был выстроен в необычном для Петербурга мавританском стиле. Дом имел водяное отопление, водопровод, прачечную, 28 ванных комнат. Он поразил современников богато украшенным фасадом и роскошью внутренней отделки. В больших комфортабельных квартирах жили состоятельные сенаторы, профессора, адвокаты, генералы. С 1889 по 1913 г. в доме жили Д. Мережковский и его жена З. Гиппиус. Их квартира стала главным салоном петербургского символизма. В советское время Дом Мурузи стал коммуналкой, и в 60-е гг. здесь жил поэт И.А. Бродский.
Одновременно Петербург увлекается итальянским Ренессансом, затем барокко и рококо. В стиле необарокко в 1846-1848 гг. немецким архитектором А. Штакеншнейдером построен дворец кн. Белосельских-Белозерских на Невском проспекте у Аничкова моста. Дворец Белосельских (См. дополнительный иллюстративный материал) считался одним из красивейших частных домов по внешнему и внутреннему убранству. А. Штакеншнайдера называли "вторым Растрелли", "мастером комфортных зданий".
Здание щедро украшено атлантами, кариатидами, колоннами, пилястрами, рельефными наличниками. Император Александр III так любил бывать в этом дворце, что, в конце концов, купил его для своего младшего брата Сергея, после этого он стал называться Сергиевским. В настоящее время дворцу возвращено первоначальное имя. Несколько лет назад во дворце был размещен Исторический музей восковых фигур.
А. Штакеншнайдер в 1838 г. в стиле эклектики возводит Мариинский дворец. Этот дворец Николай I построил для своей дочери Марии и подарил ей в качестве свадебного подарка ко дню ее венчания с герцогом Лейхтенбергским (сыном пасынка Наполеона Евгения Богарне). Дворец был одним из самых комфортных для проживания: в нем имелись водопровод, канализация. В 1854 г. герцог умер, и Мария Николаевна тайно вышла замуж за графа Строганова, о чем император Николай I так и не узнал до конца своих дней.
В 1853 г. в стиле неоренессанса А.И. Штакеншнейдер строит для третьего сына Николая I Николая - Николаевский дворец. Великий князь Николай Николаевич был военным человеком, с 1852 года служил генерал-инспектором по инженерной части, впоследствии командовал всеми кавалерийскими силами Российской империи, во время войны с Турцией 1877-1878 гг. возглавлял Европейский фронт. Николаевский дворец - это жилище высокопоставленного военного человека. Дворец, прямоугольный в плане, все его помещения располагаются вокруг двух световых дворов. Дворец ограждён ажурной решёткой на высоком гранитном цоколе. Здание по проекту поставлено фасадом не по красной линии, а отодвинуто внутрь участка. Такая планировка обеспечивала обзор со стороны сравнительно небольшой площади. В центре фасада расположен выход на балкон с изящной чугунной решёткой, украшенной золочёнными вензелями владельцев Н и А (Александра Петровна - супруга великого князя) и двуглавыми орлами. Николаевский дворец был оснащен водопроводом, канализацией, телеграфной связью с Генштабом. Отопительная система, хорошо продуманная, состояла из 70 каминов, 15 пневматических, множества красочных русских и голландских (изразцовых) печей. Над 92 трубами возвышались громоотводы, заземленные в саду. Богатый вестибюль и парадная лестница - настоящий шедевр. А. Штакеншнейдера. В настоящее время во дворце размещается Федерация Профсоюзов.
В 1847-1848 гг. выдающийся театральный зодчий А.К. Кавос на Театральной площади в Петербурге возводит деревянный частный цирк-театр. Цирк пользовался большой популярностью у жителей Петербурга. В 1859 г. театр-цирк погибает в огне пожара. В 1860 г. он был восстановлен уже только как театр. Восстанавливал театр сам А.К. Кавос. 2 октября 1860 г. театр торжественно был открыт постановкой оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя". Тогда же было решено присвоить ему имя жены императора Александра II императрицы Марии Александровны. С тех пор этот театр называют Мариинский. Мариинский театр оперы и балета со временем стал одним из крупнейших театров мира (См. дополнительный иллюстративный материал). На его сцене выступали М. Петипа, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.П. Павлова, Ф.И. Стравинского, Г.С. Улановой, К.М. Сергеева, М.Н. Барышникова, Н.М. Дудинской и др.
Распространенным также становится "русский стиль". Вновь входят в моду шатровые завершения, башенки, узорочье декора. В Петербурге в русско-византийском стиле архитектор А.А. Парланд на месте гибели Александра II возводит Храм Воскресения на крови в Петербурге (1888-1907). В Москве в русско-византийском стиле К. Тон строит Храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883, разрушен в 1931, восстановлен в 1998 г.), архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд строят здание Исторического музея (1875-1881), Д.Н. Чичагов - здание Городской думы (1890-1892) (См. дополнительный иллюстративный материал), А.Н. Померанцев - здание Верхних торговых рядов в Москве (1889-1893, ГУМ) (См. дополнительный иллюстративный материал).
Скульптура. Кризис монументализма в искусстве второй половины века сказался и на развитии монументальной скульптуры. Памятники становятся излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными. Таковы памятники "Тысячелетию России" в Новгороде (1862), Екатерине II в Петербурге (1873) скульптора М.О. Микешина (См. дополнительный иллюстративный материал).
Несомненной удачей того времени стал памятник А.С. Пушкину в Москве (1872-1880), выполненный скульптором А.М. Опекушиным (См. дополнительный иллюстративный материал). Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - все это придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Это был первый памятник великому русскому поэту. Открытие памятника в 1880 г. явилось событием огромного значения в жизни страны, на открытии памятника выступали почти все известные писатели того времени.
Известным скульптором этого времени был Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902). Он изображал "монументальных личностей": "Иван Грозный" (1870), "Петр I" (1872), "Умирающий Сократ" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883), "Ермак" (1888) (См. дополнительный иллюстративный материал).
Живопись. Во второй половине XIX столетия в живописи формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме.
Одним из представителей этого направления в живописи был Василий Григорьевич Перов (1834-1882). Он обличал многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861, ГТГ; "Чаепитие в Мытищах", 1862), беспросветную жизнь русских крестьян ("Проводы покойника," 1865, ГТГ; "Последний кабак у заставы", 1868, ГТГ), быт городской бедноты ("Тройка", 1866, ГТГ) и интеллигенции ("Приезд гувернантки в купеческий дом", 1866, ГТГ) (См. дополнительный иллюстративный материал).
В это время в центре официальной школы - Петербургской Академии художеств - назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый "бунт 14-ти". Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав "Петербургскую артель художников". "Артель" просуществовала недолго, и вскоре московские и петербургские демократические настроенные художники объединились в Товарищество передвижных художественных выставок (1870). Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции (иногда в 20 городах в течение года). Товарищество существовало свыше 50 лет (до 1923 г.). У передвижников была четкая идейная программа - отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности (См. дополнительный иллюстративный материал).
Вождем, теоретиком передвижничества был Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Он редко писал жанровые картины, обращался к евангельским сюжетам. В 1872 г. он пишет картину "Христос в пустыне" (См. дополнительный иллюстративный материал). Одинокая фигура Христа над горизонтом. Голова - высоко в чистом небе. Христос пытается перенести на землю высшие нравственные ценности - об этом говорит розовая полоска неба. Кажется, что это удается. Но, спустившись на землю, розовое становится фиолетовым. Взгляд Христа упирается в землю перед собой. Он видит валуны, камни, мертвую почву, на которой ничего не растет. Люди черствы, упрямы, неблагоразумны и не способны воспринять высшие духовные ценности. Об этом говорят горестно сжатые руки Христа и тяжело повисшая голова.
И.Н. Крамской создал целую галерею образов крупнейших деятелей русской культуры - портреты Салтыкова-Щедрина (1879, ГТГ), Некрасова (1877, ГТГ), Л. Толстого (1873, ГТГ) - тех, кто в своих произведениях сурово обличал современные общественные формы жизни.
Заметной фигурой в русской реалистичной живописи является Николай Николаевич Ге (1831-1894). После обучения на математическом факультете Петербургского университета Н.Н. Ге окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионера работал в Италии во Флоренции, где в течение шести лет писал лучшую свою картину "Тайная вечеря"(1863) (См. дополнительный иллюстративный материал). Избрав библейский сюжет, Н.Н. Ге представил его так. На первом плане - Иуда, надевающий плащ, чтобы идти в Синедрион для предательства. Вечеря уже закончена; преломление хлеба уже совершено, символический обряд омовения ног окончен; мокрое полотенце свесилось с края таза, стоящего на полу. Иисус лежит на ложе, опустив глаза в тревожной задумчивости; вся Его фигура выражает наружное спокойствие и сознательную решимость. Все апостолы следят за Иудой. На лице самого младшего Иоанна, опершегося коленом о ложе Христа, явно проступает подозрение в нечистоте замыслов Иуды. Петр, стоящий возле стола, с недоумением смотрит на Иуду. Фигура предателя совершенно черна, она проступает мрачным силуэтом на фоне залитого светом стола и теснящегося вокруг Учителя апостолов. Успех картины был громадный, подобный "Последнему дню Помпеи" К. Брюллова.
Н.Н. Ге, как и Крамской,- один из организаторов Товарищества. На первой выставке 1871 г. он показывает историческую картину "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (См. дополнительный иллюстративный материал). Конфликт царя и царевича толкуется художником, прежде всего, как столкновение двух личностей, двух разных характеров, но и двух противоборствующих исторических" сил. Контраст лица слабого, нерешительного, но упрямого царевича с полным энергии и силы лицом его отца выполнен превосходно.
Передвижники 70-х годов в рамках жанра поднимали самые важные, самые острые проблемы общественной жизни. Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) в картине "Земство обедает" (1872, ГТГ): "обедающие" (луком и хлебом) у парадного крыльца крестьяне, а в окне над ними-половой, вытирающий серебряную посуду для тех, кого выбрал народ и кто имеет реальный голос в земстве (См. дополнительный иллюстративный материал).
Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) - его произведения известны как портрет - тип. Особенно знаменитым стал портрет-тип, созданный Ярошенко,- "Курсистка" (1880, ГРМ). По мокрой петербургской мостовой идет молодая девушка с книжками в руках. В этом собирательном образе нашла выражение вся эпоха борьбы женщин за самостоятельность (См. дополнительный иллюстративный материал).
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) работал в батальном жанре. Он с беспощадностью стремился показать ужас войны, насилие захватчиков, религиозный фанатизм. По семейной традиции, получив военное образование, окончив Морской кадетский корпус в Петербурге, Верещагин затем учился в Петербургской Академии художеств и в Париже, а по возвращении в Россию уехал на Кавказ. Там он сделал ряд зарисовок этнографически-документального характера. Верещагин создавал целые серии на одну тему. Одна из первых - Туркестанская - о войне в Средней Азии. Со всей скрупулезностью и любовью к деталям передает он красоты Востока ("Двери Тамерлана", ГРМ (См. дополнительный иллюстративный материал)). Но рядом - не менее тщательно выписанные сцены зверств ("Торжествуют", 1871-1872, - площадь перед мечетью утыкана шестами с головами русских солдат; "Нападают врасплох", 1871, ГТГ; "После удачи", 1868, ГРМ; "После неудачи", 1868, ГРМ, и т.д.). Всю ненависть к войне Верещагин выразил в картине "Апофеоз войны" (1871, ГТГ): гора черепов на фоне мертвого города. На раме сам художник написал: "Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим" (См. дополнительный иллюстративный материал).
Художник путешествует по Индии и создает серию архитектурных пейзажей: "Мавзолей Тадж Махал в Агре", 1874-1876, ГТГ). Но серия не была завершена, так как с началом русско-турецкой кампании Верещаган становится участником самых жарких боевых опер

Date: 2015-09-17; view: 488; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию