Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие промышленности





К началу 80-х годов XIX в. в России завершился промышленный переворот. Место мануфактур постепенно занимали фабрики, ручной труд вытеснялся машинным. Паровые машины и механические станки заняли господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной промышленности.
Важно отметить то, что Россия, создавая свою промышленность, опиралась на опыт и технические достижения передовых капиталистических стран. Во многом это позволило стране на начальном этапе ее капитализации выйти на первое место по темпам развития промышленного производства.
Возрастание роли государства в экономике в пореформенное время. Особенностью развития промышленности в России в пореформенное время было усиление присутствия государства в экономике. В начале 1860-х гг. правительство наблюдало за развитием свободной конкуренции в экономике. Было разрешено создание акционерных обществ с частным капиталом, которым было позволено участвовать в важных государственных проектах. Но скоро стало ясно, что интересы частного капитала не всегда совпадают с интересами государства. Тогда правительство стало поддерживать государственные предприятия. Вскоре в экономике основным действующим лицом стали предприятия с государственным, а не частным капиталом. Большую роль в экономике России играл иностранный капитал. Иностранцев привлекали огромные ресурсы страны, только что вставшей на капиталистические рельсы. Первое место по капиталовложениям в экономику России занимала Франция, далее шли Великобритания, Германия и Бельгия. Иностранный капитал привлекали такие отрасли промышленности, как металлургическая, каменноугольная и машиностроение.
Мощный промышленный рост был результатом не многолетней эволюции буржуазных отношений, а политики руководства государства. Иными словами он был возможен благодаря подталкиванию "сверху", а не проистекал "снизу" из буржуазных отношений в самом обществе.
Рост крупной промышленности и ее размещение. В первые пореформенные десятилетия русская промышленность производила в основном предметы потребления, однако, начиная с 80-х годов XIX в. растет удельный вес средств производства. В первые пореформенные десятилетия промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой играла текстильная, сосредоточенная главным образом в Московском, Петербургском и Прибалтийском промышленных регионах.
Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредоточивалась в основном на Урале.
В пореформенной России наряду с развитием традиционных отраслей промышленности возникали и новые - угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. Менялась промышленная география страны. К старым промышленным регионам - Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уралу - прибавились новые: Южный угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры - Баку, Харьков, Екатеринослав, Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь.
Наиболее быстро росла горнодобывающая промышленность. С 1860 по 1895 г. выплавка чугуна возросла с 21 млн. до 89 млн. пудов, добыча каменного угля - с 18 млн. до 556 млн. пудов; нефти - с 500 тыс. до 377 млн. пудов.
В 80-90-е годы резко возросла роль Донецкого бассейна в добыче каменного угля и Бакинского - в добыче нефти. Если в 60-х годах на долю Донбасса приходилось 33% добываемого в стране угля (основная часть угля в то время добывалась в Польше, в Дом-бровском бассейне), то к 90-м годам Донбасс давал уже 70% угля. Добыча нефти развернулась лишь в 70-х годах, но уже тогда на долю Бакинского района приходилось 74% добываемой в стране нефти. К 90-м годам доля нефти Бакинского района возросла до 95%.
Значительные успехи были достигнуты в отечественном машиностроении. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово (близ Нижнего Новгорода), Луганск и Коломна; центрами сельскохозяйственного машиностроения - Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград.
Таким образом, к 90-м гг. XIX в. рост тяжелой промышленности (группа "А") обгонял рост легкой промышленности (группа "Б"), что было характерно для капиталистической промышленности всех стран. Развитие промышленности сопровождалось процессом дальнейшей ее концентрации, выражавшейся в увеличении числа рабочих и размеров производства в расчете на одно предприятие, а также в дальнейшем укрупнении предприятий. С 1866 по 1890 гг. количество промышленных предприятий в России со 100 и более рабочими возросло в 1,5 раза, в то же время число рабочих в них - в 2 раза, а общая сумма производства - в 3 раза. При этом темпы концентрации рабочей силы были выше в наиболее крупных предприятиях: численность крупнейших предприятий (насчитывавших каждое свыше 1000 рабочих) за 1866-1890 гг. удвоилась, количество рабочих в них утроилось, а сумма производства возросла в 5 раз.
Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации рабочих на крупных предприятиях. В 1890 г. 70% фабрично - заводских и горных рабочих сосредоточивались на предприятиях, имевших 100 и более рабочих, и почти половина рабочих была сосредоточена на предприятиях, имевших свыше 500 рабочих каждое. В то же время в такой индустриально развитой стране, как США, на предприятиях с 500 рабочими и выше сосредоточивалось 33% рабочих.
Рост железнодорожной сети и парового водного транспорта. Громадную роль в индустриальном развитии пореформенной России играли рост механизированного транспорта и в первую очередь создание сети железных дорог. Наличие дорог стимулировало рост молодой российской промышленности, в то время как в западных странах железные дороги явились результатом и венцом уже функционировавших и отлаженных капиталистических отношений. Правительство разработало широкую программу железнодорожного строительства, предусматривавшую, прежде всего, соединение хлебопроизводящих районов страны судоходными реками и портами Черного и Балтийского морей. Преследовалась цель создать благоприятные условия для предпринимательского помещичьего хозяйства. Однако железные дороги призваны были выполнять и важную стратегическую функцию - быструю доставку войск из центра к западным границам.
К строительству железных дорог правительство привлекло частный капитал и предоставило ему значительные льготы. Кроме того, в частные руки передавались и железные дороги, построенные на средства казны. К 1871 г. почти все железные дороги находились в частных руках. Однако, к 1880 г. долг казне частных железных дорог превысил 1 млрд. рублей. Вследствие этого правительство вновь вернулась к казенной постройке железных дорог, а затем и к постепенному выкупу частных железных дорог: к 1895 г. 60% железнодорожной сети было уже в казенном ведении, и жесткий правительственный контроль был установлен над железными дорогами, остававшимися в частном владении. О быстром росте железнодорожной сети в пореформенной России говорят следующие показатели: если к 1861 г. протяженность железных дорог составляла 1,5 тыс. верст, то к 1871 г. - свыше 11 тыс.; к 1881 г. - более 22 тыс., к 1891 г. - 30 тыс.; а к 1901 г. - уже 58 тыс. верст. В конце 60-х - начале 70-х годов были введены в строй такие важные линии, как Москва - Курск, Курск - Киев, Курск - Харьков, Харьков - Одесса, Харьков - Ростов, Москва - Ярославль, Ярославль - Вологда, Москва - Тамбов, Тамбов - Саратов, Москва - Брест, Брест - Киев.
Таким образом, в начале 70-х годов центр России был связан с северными, поволжскими черноземными губерниями, с портами Черного и Балтийского морей, а Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел страны.
В конце 70-х - начале 80-х годов началось строительство железных дорог и на окраинах Европейской России: в Закавказье, в Средней Азии и на Урале. Были проведены дороги от Перми до Екатеринбурга, от Самары до Уфы; Екатеринослав был соединен с Донбассом и Кривым Рогом. В 1883-1888 гг. были построены Закавказская и Закаспийская железные дороги. В 90-х годах железные дороги соединили центр с основными поволжскими городами, проведены линии Москва - Рига - Виндава, Вологда - Архангельск, Пермь - Котлас. В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, имевшей исключительно важное значение в освоении Сибири, Приамурья и Приморья. Влияние железных дорог на все стороны экономики страны было громадным. Железные дороги, связав самые отдаленные районы страны с центром и между собой, способствовали углублению их специализации, развитию внутреннего и внешнего рынка, росту подвижности населения (См. дополнительный иллюстративный материал).
Существенно возрос и паровой водный транспорт. Если в 1860 г. в стране насчитывалось около 400 речных пароходов, подавляющее число которых приходилось на Волжский бассейн, то в 1895 г. их было уже свыше 2,5 тыс. Речное пароходство получило развитие в бассейнах Дона, Днепра, Западной Двины, Северной Двины, Оби, Енисея, Амура. Развивалось и морское судоходство. Численность морских пароходов за 60-90-е годы возросло в 10 раз - с 51 в 1868 г. до 552 в 1896 г.
Внутренний и внешний рынок. Для второй половины XIX в. был характерен значительный рост внутреннего и внешнего рынка. Особенно быстро развивался хлебный рынок. В 60-70-х годах на рынок поступало от 500 до 700 млн. пудов хлеба, что составляло от 45 до 47% его чистого сбора. В 90-х годах на рынок поступало уже свыше 1 млрд. пудов, или 50% от чистого сбора хлебов. При этом 60% продаваемого хлеба шло на внутренний и 40% - на внешний рынок. Быстро росла и торговля промышленными товарами, cпpoс на которые предъявляло не только возраставшее городское население, но и деревня, все более потреблявшая товары фабричного производства: ткани, орудия труда и утварь, кровельное железо, керосин и.т.п. Крупным потребителем товаров являлась и сама промышленность, нуждавшаяся в продукции ее добывающих отраслей - металле, угле, нефти, лесных материалах.
Втягивание России в мировой рынок обусловливало значительное возрастание объема ее внешней торговли. В начале 60-х гг. XIX в. внешнеторговый оборот России составлял 430 млн. руб., а в конце 90-х гг. - 1306 млн. руб., т. е. возрос в 3 раза. Для этого времени был также характерен устойчивый активный внешнеторговый баланс для России (превышение вывоза над ввозом). В структуре вывоза преобладала продукция сельского хозяйства (главным образом, хлеб). Характерно, что вывоз хлеба из России происходил даже в 1879- 1881, 1891-1892 голодных годах. "Недоедим, а вывезем", - произнес крылатую фразу тогдашний министр финансов И.А. Вышнеградский. Россия также экспортировала лес, лен и продукцию животноводства.
В структуре ввоза в Россию значительное место занимали хлопок, металлы, машины, уголь и нефть, "колониальные товары" (чай, кофе и пр.), а также предметы роскоши.
Приоритетными торговыми партнерами России являлись Германия и Великобритания; на долю первой приходилось 25%, а второй - 22% российского внешнеторгового оборота.
Прорыв российской промышленности на мировой рынок был весьма ощутимым. Экономика государства постепенно модернизировалась. Но, несмотря на это, Россия не могла догнать передовые капиталистические страны в столь короткий промежуток времени. Необходимо было значительное время для того, чтобы население почувствовало себя полноправными членами капиталистического общества. Кроме того, в экономике России значительную роль продолжало играть сельское хозяйство. Легкая промышленность по количеству производимых продуктов значительно опережала тяжелую промышленность. Такая неоднозначная ситуация вскоре отразилась на внутреннем развитии общества и способствовала нарастанию социально-политической напряженности в России.
Город в пореформенное время. Важным процессом в социально-экономическом развитии пореформенной России было увеличение численности и удельного веса городского населения. Оно сопровождалось и изменением его социальной структуры.
Со времени переписи городов 1863 г. до первой Всероссийской переписи населения 1897 г., городское население увеличилось в 2,5 раза (с 6,1 млн. до 16,8 млн. человек, при общем росте населения страны в 1,5 раза). Неизбежным спутником капиталистического города был городской люмпен-пролетариат - социальное дно города. По официальным данным, численность пауперизированных масс в 80-х годах составляла несколько миллионов человек.
Пореформенный город рос за счет развития промышленности и торговли, т. е. прежде всего как торгово-промышленный центр. Он привлекал к себе массы наемных рабочих, занятых также в разнообразной сфере услуг. Чем крупнее был город, тем быстрее были и темпы его роста; иначе говоря, шел процесс концентрации городского населения в наиболее крупных городах. Еще более возросло значение таких промышленно-торговых и культурных центров России, как Москва и Петербург. Менялся и облик пореформенного города. Дворянские усадебные дома уходили в прошлое. Они застраивались многоэтажными доходными домами. Трудовое население, ранее жившее в маленьких деревянных домиках, стало скучиваться в каменных громадах. К началу 1890 г. в городах (Москва, Петербург, Киев, Рига) начало появляться электрическое освещение, трамвай, телефон и другие технические новшества. В них еще более 'заметным стал контраст между центром города, где проживало его привилегированное и состоятельное население, и неблагоустроенными рабочими окраинами. Мало изменились провинциальные города, особенно уездные, имевшие сельский вид со своими преобладавшими одноэтажными деревянными домами, рядом с которыми находились сады и огороды.
Таким образом, в пореформенное время развитие капитализма в России шло ускоренными темпами, тем не менее, к 90-м годах XIX в. капитализм в России не смог завоевать прочные позиции. Капитализм охватил только промышленные центры, на большей части страны хозяйство было патриархальным. Сам менталитет

русского человека не соответствовал требованиям капитализма. Свободная торговля и конкуренция были непривычными явлениями в российской действительности. Поэтому капитализм в России был явлением, контролируемым правительством. Имея массу особенностей, капитализм стал, с одной стороны, настоящим тяжелым испытанием для всего населения, а с другой, позволил государству приблизиться в экономической сфере к передовым капиталистическим странам. Такая двойственность породила большое количество проблем во всех сферах государственной и общественной жизни России, и требовала неотложного их решения. § 2. Внутренняя политика Александра IIIВступление на престол. После гибели 1 марта 1881 г. Александра II от бомбы террориста на престол вступил его сын Александр III Александрович (См. дополнительный иллюстративный материал). Он был вторым сыном Александра II и вначале предназначался к военной службе. В 18 лет он уже имел чин полковника. Первоначально наследником престола был старший сын Александра II - Николай Александрович. Но в 1865 г. в Ницце он умер от болезни почек. Второго сына - двадцатилетнего Александра - срочно стали готовить к престолу. Первоначально воспитание Александра Александровича проходило под общим наблюдением генерал - адъютанта Б.А. Перовского, образованием руководил профессор Московского университета А.И. Чивилёв, специалист по политической экономии. Русский и немецкий языки, историю и географию ему преподавал известный академик Я.П. Грот. Он первый привил Александру любовь к родной истории и культуре. Затем историю ему преподавал известный учёный С.М. Соловьёв. После этого любовь к родной истории сформировалась у цесаревича окончательно. Никто из предшественников Александра III не занимался столько изучением родной истории и родной культуры, сколько Александр III. Правоведение великому князю преподавал известный учёный, профессор гражданского права К.П. Победоносцев. После окончания преподавания курса К.П. Победоносцев был назначен обер-прокурором Синода. Тактику и военную историю Александру Александровичу преподавал капитан М.И. Драгомиров, впоследствии генерал и один из основоположников национальной военной теории. В общем, Александр Александрович получил фундаментальное образование.
В 1866 г. состоялось бракосочетание цесаревича с дочерью датского короля Дагмарой, наречённой в православии Марией Фёдоровной. Принцесса Дагмара вначале предназначалась первому сыну Александра II наследнику престола Николаю Александровичу. В сентябре 1864 г. она была названа невестой наследника престола Николая Александровича, и на лето 1865 г. было назначено их бракосочетание (См. дополнительный иллюстративный материал). Но я ноябре 1864 г. наследник престола заболел болезнью почек и в апреле 1865 г. умер. Смерть жениха потрясла принцессу Дагмару и его брата Александра. Вначале их объединяла только память о безвременно ушедшем Никсе (домашнее имя наследника престола), затем появилась взаимная симпатия, перешедшая в глубокое чувство. Преклонение перед памятью Николая оба пронесут через всю свою жизнь и своего старшего сына назовут его именем (См. дополнительный иллюстративный материал).
Александр III был хорошо образованным, трудолюбивым, интеллигентным. Большой рост и богатырское здоровье позволяли ему ломать подковы. Его любимым кушаньем была гурьевская каша, любимым занятием - рыбалка. "Европа может подождать, пока русский император удит рыбу", - сказал он однажды, желая подчеркнуть вес и значимость России в мировой политике.
1 марта 1881 г. он вступил на престол (См. дополнительный иллюстративный материал). Ему досталось тяжёлое наследство. После всеобъемлющих реформ 60-70-х гг. и русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. финансы страны были расстроены, экономическое развитие замедлилось, в сельском хозяйстве наблюдался застой. Крестьянство повсеместно проявляло недовольство проведённой реформой, в обществе росла напряжённость, постоянно происходили убийства и покушения на жизнь государственных деятелей.
Но Александр III дела правления сразу взял в свою твёрдую руку (См. дополнительный иллюстративный материал).
2 марта 1881 г. он присягнул Государственному совету и заявил, что в политике будет следовать заветам отца. В 1881 г. ещё при Александре II министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов разработал проект введения представителей земских и городских учреждений в состав правительственных комиссий по разработке законопроектов. Этот проект сразу же при дворе стали называть "конституцией". Утром в день своей гибели Александр II в общем одобрил этот проект, и на 4 марта было назначено обсуждение этого проекта на заседании Совета министров. Из-за убийства императора заседание Совета министров было перенесено на 8 марта. Сразу же после гибели отца Александр III сказал М.Т. Лорис-Меликову: "Не изменяйте ничего в повелениях отца. Они будут его завещанием". В день убийства Александра II поздно вечером 1 марта 1881 г. к Александру III буквально прорвался К.П. Победоносцев и умолял царя "выгнать" министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова, который своим "соглашательством, бездеятельностью" довел дело до цареубийства. 6 марта император получил письмо от К.П. Победоносцева, в котором тот призывал отказаться от либерального курса Александра II. "Это будет погибель и России, и ваша", - убеждал К.П. Победоносцев. Обер-прокурор Синода к этому времени стал главным советчиком Александра III, и его мнением царь дорожил.
8 марта 1881 г. в Зимнем дворце состоялось историческое заседание Совета министров под председательством Александра III, на котором обсуждался вопрос о дальнейшем направлении внутренней политики. Вначале выступили либерально настроенные министры. М.Т. Лорис-Меликов настаивал на утверждении своего проекта. Его поддержали военный министр Д.А. Милютин и министр финансов А.А. Абаза. Казалось, что все присутствующие склоняются к продолжению либерального курса во внутренней политике. Но затем слово взял К.П. Победоносцев. Он принялся буквально крушить либералов. "…В России хотят ввести конституцию…А что такое конституция? Ответ на этот вопрос дает нам Западная Европа. Конституции, там существующие, есть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг…Нам говорят, что нужно справляться с мнением страны через посредство ее представителей. Но разве те люди, которые явятся сюда для соображения законодательных проектов, будут действительно выразителями мнения народного? Я уверен, что нет. Они будут выражать только личное свое мнение и взгляды". К.П. Победоносцев призывал отказаться от политики либеральных реформ, утверждая, что Россия погибнет, как когда-то погибла великая Польша. Спасёт Россию только неограниченное самодержавие. Реформы и уступки только расшатывают государство. Проект министра внутренних дел - это попытка "устроить всероссийскую верховную говорильню". Нужно не реформы проводить, а каяться, так как ещё не погребено тело либерально настроенного государя.
Речь обер-прокурора продолжалась 10-15 минут, но она произвела сильное впечатление на присутствующих. Александр III начал колебаться. Проект М.Т. Лорис-Меликова был передан на рассмотрение в Особую комиссию, но та так ни разу и не собралась. Александр III колебался около месяца, затем встал на сторону К.П. Победоносцева. Все видные террористы "Народной воли", участвовавшие в убийстве Александра II, были арестованы, а затем по приговору суда в апреле 1881 г. повешены.
29 апреля 1881 г. Александр III выступил с манифестом "О незыблемости самодержавия", подготовленным К.П. Победоносцевым (См. дополнительный иллюстративный материал). В манифесте говорилось о приверженности нового императора принципам неограниченного самодержавия, и были сформулированы основные принципы внутренней и внешней политики правительства. В области внутренней политики основным лозунгом стал "Россия для русских", во внешней политике император руководствовался принципом поддержания мира со всеми государствами (См. дополнительный хрестоматийный материал).
На следующий день либерально настроенные министры М.Т. Лорис-Меликов, А.А. Абаза, Д.А. Милютин подали царю прошение об отставке. Отставка была принята. Вскоре царским манифестом был обновлён состав правительственных чиновников. В правительство пришли консервативно настроенные Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, Н.П. Игнатьев, Н.Х. Бунге и другие. Первоочередные меры правительства были направлены на предотвращение революции.
Министром внутренних дел в мае 1881 г. был назначен Н.П. Игнатьев, бывший до этого посланником в Константинополе. Новый министр придерживался славянофильских идей. Вначале он пытался сочетать полицейско-административные меры по искоренению "крамолы" с либеральным курсом М.Т. Лорис-Меликова. 14 августа 1881 г. им было издано "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Первоначально положение распространялось на территории 10 губерний полностью и 2 частично. Согласно этому постановлению любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении. Губернаторы получали право арестовывать в административном порядке на срок до 3 мес., штрафовать на сумму от 500 до 5000 руб., передавать дело на рассмотрение военного суда, конфисковать имущество. Была активизирована деятельность цензуры. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. В 1882 г. была создана межведомственная комиссия для выработки мер по усилению надзора за молодёжью.
Вместе с тем были предприняты меры по улучшению экономического положения крестьян. В 1881 г. он поручил своему помощнику М.С. Каханову разработать реформу местного управления, направленную на расширение полномочий местных органов управления (См. дополнительный иллюстративный материал). Важным шагом в политическом преобразовании России Н.П. Игнатьев считал созыв совещательного Земского собора как исторически присущую России форму взаимодействия императора с народом. Втайне от К.П. Победоносцева Н.П. Игнатьев разработал проект созыва Земского собора и представил его императору. 27 мая 1882 г. Земский собор должен был открыться к коронации Александра III и продемонстрировать единение народа с императором. Однако проект Н.П. Игнатьева получил резкую оценку К.П. Победоносцева, а сам Н.П. Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку.
После этого внутренняя политика Александра III всё чётче становилась консервативно-охранительной. В 80-е - начале 90-х гг. в области просвещения, печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые ранее в научно - исследовательской и учебной литературе определяли не совсем удачно как "контрреформы". На самом деле, правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение характера и действия реформ 60-х - 70-х гг. Происходила корректировка либерального курса Александра II с учётом российских реалий.
Политика в области цензуры. После отставки Н.П. Игнатьева министром внутренних дел стал Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 г. были утверждены новые "Временные правила о печати". Правительство создавало Особое совещание четырёх министров - внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, которое устанавливало строгий административный надзор над газетами и журналами. Отныне редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами. Любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания. В 1883 - 1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либерально настроенные печатные издания. В частности, были закрыты "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова - Щедрина. Журнал "Дело" Н.В. Шелгунова, газеты "Голос", "Московский телеграф", "Земство", "Страна" сами прекратили свои издания. Правительство оказывало поддержку и субсидировало "правые" издания, в частности, газеты "Московские ведомости" М.Н. Каткова, "Гражданин" В.П. Мещерского.
Политика правительства в области просвещения (См. дополнительный иллюстративный материал). В 1884 г. был отменён либеральный университетский устав, допускавший выборность ректоров, деканов, профессоров и предоставлявший университетам автономию. Было введено назначение ректоров и профессоров министром просвещения. При назначении на должность большее внимание уделялось политической благонадёжности претендентов. Был организован надзор за поведением студентов, вновь вводилась форменная одежда. Для поступления в университет требовалась характеристика школы, а также свидетельство полиции о благонадёжности поступающего в университет. Плата за обучение в университетах повысилась с 10 руб. до 50 руб. в год. В случае неповиновения студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в качестве рядового. Из университетов был уволен целый ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи: юрист С.А. Муромцев, социолог М.М. Ковалевский, филолог Ф.Г. Мищенко, историк В.И. Семевский и др. В 1882 - 1883 гг. практически ликвидировалось высшее женское образование: были закрыты высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани. Деятельность возобновили только в 1889 г. Бестужевские женские курсы в Петербурге. Церковноприходские школы были переданы в ведение Синода. В 1887 г. был издан циркуляр, получивший название указа "о кухаркиных детях". В циркуляре предписывалось не принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат". Резко повышалась плата за обучение в гимназиях. Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет (См. дополнительный иллюстративный материал).
Введение института земских начальников. Правительство предприняло меры к укреплению государственной власти на местах. В 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках", по которому в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян - землевладельцев. Земский начальник наделялся самыми широкими правами и полностью контролировал жизнь вверенной ему деревни. Он мог отменить любое решение схода, получал право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина телесным наказаниям, арестовывать без всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 руб., давал разрешение на раздел семьи, на передел земли. Земский начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами кандидатур, мог отменить любое решение волостного суда, а самих судей арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать. Постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию. Должность земских начальников вводилась с целью приблизить к народу правительственную власть (См. дополнительный иллюстративный материал).
Изменения в области местного управления и суда. В земских и городских органах местного самоуправления, созданных в результате реформ Александра II, вскоре - на рубеже 70-х - 80-х гг.- возобладали либеральные настроения. Земства в основном встали в оппозицию к правительству. Всё чаще земские деятели выступали с конституционными притязаниями. Правительство стало предпринимать меры к ограничению действия городской и земской реформ Александра II.
Правительство попыталось усилить роль дворянства в земствах и ограничить в них представительство недворянских элементов, ограничить компетенцию земств и поставить земства под жёсткий контроль правительства. В 1890 г. было утверждено новое "Положение о губернских и земских учреждениях". Оно сохраняло принцип сословности и выборности земств. Землевладельческая курия, по которой ранее баллотировались все землевладельцы, теперь становилась только курией дворян - землевладельцев. Для дворян снижался избирательный ценз вдвое, число гласных землевладельческой курии ещё более увеличивалось, соответственно число гласных по другим куриям - городской и сельской - уменьшалось. Крестьяне фактически лишались земского представительства. Теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные, список же этот рассматривал уездный съезд земских начальников. По утверждению этого съезда губернатор утверждал гласных. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие этого более половины городских жителей лишались права участвовать в выборах в земства. Вместе с тем правительство пошло на ограничение прав земств. Теперь деятельность земств была поставлена под жёсткий контроль местной администрации. Отныне губернатор мог отменить любое постановление земства и внести на рассмотрение земства любой вопрос, исходя из принципа целесообразности.
В 1892 г. было издано новое "Городовое положение", по которому ограничивались избирательные права городского населения. Был значительно повышен избирательный ценз, вследствие чего избирательных прав были лишены мелкая буржуазия, мелкие торговцы, приказчики и т.д. В результате резко сократилось число избирателей в городские думы. Например, в Петербурге число избирателей сократилось с 21 тыс. до 6 тыс., в Москве с 23 до 7 тыс. В других городах число избирателей сократилось в 5 - 10 раз. Городские думы также были поставлены под контроль местного губернатора. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться государственными чиновниками.
Частичным изменениям подверглось и судопроизводство. Уже в 1881 г. существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратились публикации отчётов о политических процессах. В 1887 г. был издан указ, согласно которому министру юстиции предоставлялось право запрещать публичное рассмотрение в суде любого дела. В 1889 г. был издан указ, по которому ограничивалась роль присяжных заседателей. Из их юрисдикции был изъят ряд дел, повышался ценз для присяжных (См. дополнительный иллюстративный материал).
Национальный вопрос. Национальная политика правительства была направлена на укрепление официального православия, на русификацию окраин и на стеснение в правах некоторых национальностей. Появился лозунг "Россия для русских и православных". На территории России началось усиленное строительство православных храмов. За 11 лет правления Александра III было построено 5000 церквей, наиболее известные из них - Храм Воскресения Христова на месте гибели Александра II, храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве. В Правление Александра III было закончено строительство Храма Христа Спасителя в память об избавлении России от наполеоновского нашествия. В религиозной политике правительство стало преследовать последователей христианских неправославных сект, старообрядцев, католиков. Бурятам и калмыкам было запрещено строительство буддистских храмов. На востоке империи правительство всячески поощряло переход местного населения в православие.
Существенно были стеснены в правах евреи и поляки - католики. Ещё в XVIII в. для евреев была введена "черта оседлости", в пределах которой им разрешено было проживание. Черта оседлости включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области. Это ограничение не распространялось на евреев-купцов 1 гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат. В 1882 г. были изданы "Временные правила", согласно которым евреи были лишены права селиться вне городов и местечек, определённых "чертой оседлости", им также запрещалось приобретение и аренда недвижимого имущества. В 1887 г. для евреев была определена процентная норма при приёме в высшие учебные заведения - 3% в столицах, 5% - вне черты оседлости. С 1889 г. был приостановлен приём евреев на должности присяжных поверенных (адвокатов).
Правительство проводило активную политику по "обрусению" Польши. На все важные посты в Польше назначались русские, русский язык усиленно насаждался в школе и в делопроизводстве польских административных учреждений. Был предпринят ряд мер, по дальнейшему интегрированию польской экономики в экономику России. Так, в 1885 г. Польский банк был преобразован в Варшавскую контору Петербургского банка. Польская монета прекратила своё хождение. В Западном крае стала проводиться поддержка русских землевладельцев. Дворянский земельный банк в Западном крае предоставлял кредиты только русским землевладельцам.
Русификация проводилась на территориях, где проживало родственное русским население. Так, на Украине в 1881 г. было подтверждено ограничение 1875 г., запрещавшее на Украине издание книг на украинском языке. В результате центр украинофильского движения переместился в Галицию, входившую в состав Австро-Венгрии. Это привело к усилению на Украине антирусских настроений.
В Прибалтике правительство вело "борьбу с германизацией". Три прибалтийские губернии - Эстляндия, Лифляндия, Курляндия - жили обособленной от остальной территории империи жизнью. Земля здесь в основном принадлежала "остзейским немцам" - потомкам знатных немецких и шведско-датских родов. Они занимали все важные посты в местной администрации, немецкий язык господствовал в учебных заведениях, судах. Православные платили сборы в пользу лютеранских церквей и лютеранского духовенства. Исторически в Прибалтике сложилось противостояние между "остзейскими немцами" и остальным латышским и эстонским населением. От этого "немецкого" засилья страдало не только русское, но и местное население. Правительство стало переводить учебные заведения, судебную систему, местные органы управления на русский язык. В 1887 г. было введено преподавание на русском языке во всех высших учебных заведениях. Это встречало одобрение местного населения.
В то же время автономия Финляндии была существенно расширена. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в 1809 г. По традиции оно обладало самой широкой автономией: имело свой сейм, свои войска, свою денежную систему. Финский сейм при Александре III получил право законодательной инициативы, которого он добивался два десятка лет. Государственным языком, по-прежнему, оставался шведский язык, хотя на нём говорило только 5% населения, и финский. С 1890 г. правительство стало предпринимать меры для более тесного единения Финляндии с Россией. В 1890 г. был издан манифест, согласно которому российская монета вводилась на почтах и железных дорогах. При Николае II финляндское войско было упразднено.
В Средней Азии на присоединенных к Российской империи землях были оставлены в неприкосновенности мусульманская церковь и мусульманские суды. Местному населению предоставлялось право внутреннего самоуправления., которое вскоре оказалось захваченным местной знатью. Вскоре русские власти смогли расположить к себе трудящиеся слои населения, проведя снижение налогов и ограничив произвол знати.
Экономическая политика правительства. В 80-е гг. XIX вв. России начался спад экономического роста. Поэтому с самого начала правления Александр III поставил перед правительством задачу - вывести российскую экономику из кризисного состояния.
Для стимулирования экономического роста решено было привлечь научные силы страны. На ключевые должности в правительстве были назначены выдающие финансисты, экономисты, юристы, историки, правоведы, математики, статисты.
Финансы. В мае 1881 г. на пост министра финансов был назначен выдающийся учёный-экономист, ректор Киевского университета Н.Х. Бунге. Финансы страны находились в расстроенном состоянии. На 1 января 1881 г. государственный долг составлял 6 млрд. руб. Н.Х. Бунге решил оздоровить финансы страны путём реформирования системы сбора налогов. В 1887 г. в России была отменена подушная подать (прямой налог). Вместо неё 1881 - 1886 гг. вводятся косвенные налоги: акцизные сборы на водку, сахар, табак, нефть. Были увеличены поземельный налог, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов, были введены налоги на наследство и на заграничные паспорта. С 1882 по 1885 гг. на 30% были увеличены таможенные пошлины. Это автоматически уменьшало импорт товаров в Россию, но увеличивало ввоз капиталов. Правительство отказалось от прямого финансирования большинства предприятий, число опекаемых предприятий резко сократилось. Правительство продолжало поддерживать стратегически важные производства - горные и оружейные заводы, паровозостроение. Правительство усиливало государственный контроль над оборотами железных дорог для прекращения крупных спекуляций, выкупало наименее доходные частные железные дороги. По инициативе Н.Х. Бунге начал издаваться "Вестник финансов, промышленности и торговли", где впервые начались публикации государственного бюджета. Н.Х. Бунге выступал против льгот поместному дворянству, был сторонником частного капитала, выступал за сокращение вооружённых сил. Его деятельность на посту министра финансов встречала противодействие К.П. Победоносцева, подвергалась резкой критике на страницах консервативных изданий - "Московских ведомостей" и "Гражданина". Меры Н.Х. Бунге не ликвидировали дефицит государственного бюджета и инфляцию.1 января 1887 г. Н.Х. Бунге был уволен.
Министром финансов стал крупнейший учёный - математик, предприниматель И.А. Вышнеградский. Он энергично принялся ликвидировать дефицит бюджета, но идя на жёсткие меры по отношению к народным массам. Были резко увеличены прямые налоги: государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, торговые и промысловые. Также резко были повышены косвенные налоги на предметы первой необходимости: на спички и осветительные масла, питейный акциз. Усилил протекционистское направление таможенной политики: в 1891 г. был издан новый таможенный тариф, который был больше прежнего уже на 1/3. Был значительно увеличен экспорт хлеба и других продовольственных товаров. Правительство установило ещё более жесткий контроль над деятельностью частных железно - дорожных компаний. Ещё активнее государство скупало частные железные дороги. К 1894 г. государству уже принадлежало 52% всех железных дорог. Благодаря этим мерам, железные дороги страны стали представлять собой единый организм. И.А. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета с 958 млн. до 1167 млн. руб. Дефицит бюджета был ликвидирован, доходы даже несколько превысили расходы. И.А. Вышнеградский создал золотой запас свыше 500 млн. руб., начал подготовку винной и табачной монополий. На посту министра финансов своё личное состояние удвоил и довёл до 25 млн. руб.
В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, которая предусматривала:
- проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, проведение государственной монополии на производство и продажу водки;
- дальнейшее увеличение таможенных пошлин, чтобы оградить молодую русскую промышленность от иностранной конкуренции;
- денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;
- широкое привлечение в страну иностранного капитала.
Большая часть этой программы была реализована С.Ю.Витте в правление Николая II.
Развитие российской промышленности. Правительство предприняло важные меры для привлечения отечественного капитала в промышленность. В 90-е гг. начинается заметное оживление всех отраслей экономики, особенно металлургической, машиностроительной, химической, текстильной, пищевой. Бурно развивались отрасли промышленности, связанные с новыми видами топлива - углём и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было 2 металлургических завода, в 1887 г. их стало уже 17. Бурный рост переживала нефтяная промышленность на Кавказе. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов. В 1900 г. Россия занимала первое место в мире по нефтедобыче - 600 млн. пудов. В Закавказье успешно развивалась и горная промышленность (См. дополнительный иллюстративный материал).
Все предприятия, созданные в 90-е гг. в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокатной, цементной, резиновой промышленности, были предприятиями "новой формации": на них внедрялись крупнейшие формы крупного производства, передовая техника, новейшие технологии. При неисчерпаемости природных ресурсов страны, дешевизне рабочей силы предприниматели получали сверхвысокие доходы. В обществе стремительно складывался сверхтонкий слой сверхбогатых людей.
В правление Александра III уделялось большое внимание развитию транспорта, особенно железнодорожного. С 1880 по 1888 гг. была сооружена Закаспийская железная дорога, связавшая Среднюю Азию с берегом Каспийского моря. В 1891 г. началось строительство Сибирской железной дороги, связавшей центр России с Дальним Востоком. Закладку Уссурийского участка этого пути в 1891 г. во Владивостоке совершил наследник престола Николай Александрович. В 90-е гг. была введена в строй Закавказская железная дорога, связавшая Баку, Тифлис, Эривань c городами центральной России. Если в 60-е гг. XIX в. протяжённость железных дорог в России составляла 2 тыс. вёрст, то к концу XIX в. - 53 тыс. вёрст.
Начало рабочего законодательства. В правление Александра III новым вопросом в экономической политике становится рабочий вопрос, и было положено начало рабочему законодательству. 1 июня 1882 г. был издан закон, запрещавший труд детей до 12 лет. Рабочий день малолетних детей от 12 до 15 лет ограничивался 8 часами. В 1885 г. последовало запрещение ночного труда для женщин и несовершеннолетних. Следует отметить, что рабочие, с одной стороны, боролись за сокращение рабочего дня, а с другой, - сами же его нарушали, так как труд в ночное время оплачивался более высоко.
Для надзора за исполнением закона вводилась специальная рабочая инспекция.
В 1886 г. под давлением рабочих вышел закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими. Он ограничивал размер штрафов. Штрафы регламентировались и не могли превышать 1/3 зарплаты, причём штрафные деньги должны были поступать в специальный фонд, идущий на выплату пособий самим рабочим. По закону запрещалось расплачиваться с рабочими товарами через фабричные лавки. Были введены специальные расчетные книжки, в которых вносились условия найма рабочего. Вместе с тем закон предусматривал суровую ответственность рабочих за участие в стачках. Так в России начало складываться рабочее законодательство, вскоре оно стало более передовым по сравнению с западноевропейскими странами.
Сельское хозяйство. Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью экономики. Эволюция капиталистических отношений в сельском хозяйстве происходила очень медленно.
После реформы 1861 г. положение многих помещичьих хозяйств ухудшилось. Часть помещиков не смогла приспособиться к новым условиям и разорилась, другая - вела хозяйство по-старинке. Правительство было обеспокоено этим положением и стало предпринимать меры для поддержания помещичьих хозяйств. В 1885 г. был создан Дворянский банк. Он выдавал помещикам ссуду на срок от 11 до 66? лет из расчёта 4,5% годовых. В целях обеспечения помещичьих хозяйств рабочей силой в 1886 г. были установлены строгие наказания за уход батраков от помещика раньше намеченного срока.
Ухудшалось положение значительного числа крестьянских хозяйств. До реформы крестьяне были на попечении помещика, после реформы оказались предоставленными сами себе. У основной массы крестьянства не было ни денег на приобретение земли, ни агрономических знаний для развития своих хозяйств. Задолженности крестьян по выкупным платежам росли. Крестьяне разорялись, продавали землю и уходили в города.
Правительство стало предпринимать меры для поддержания крестьянских хозяйств. 28 декабря 1881 г. был принят закон об обязательном выкупе крестьянами наделов. Тем самым было прекращено временнообязанное состояние крестьян. В этот же закон было включено положение о повсеместном снижении выкупных платежей на 1 рубль. Позже было выделено 5 млн. рублей на их дополнительное снижение в некоторых губерниях. Крестьянам также были прощены накопившиеся по выкупным платежам недоимки.
С целью облегчения финансового положения крестьян в 1882 г. был создан Крестьянский банк. Он предоставлял крестьянам на выгодных условиях кредиты и ссуды для совершения операций с землёй. В 1887 г. правительство предпринято еще один решительный шаг, чтобы облегчить положение крестьян: была отменена подушная подать, хотя при этом казна ежегодно теряла 40 млн. руб.
Одной из главных проблем в деревне становилось малоземелье крестьян. Решить эту проблему правительство намеревалось с помощью переселения крестьян из центральных районов на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, Дальний Восток. В 1889 г. был принят Закон о переселениях, который включал следующие меры: разрешение на переселение предоставлялось лишь Министерством внутренних дел; переселенцам предоставлялись значительные льготы?они освобождались на три года от всяких податей и воинской повинности, а в последующие три года платили подати в половинном размере; им предоставлялись небольшие денежные пособия.
В деревне главной проблемой для правительства всё более становилась крестьянская община. Было очевидно, что она сдерживала развитие капитализма в сельском хозяйстве, в то же время развитие капитализма сопровождалось разорением все большей части крестьянства. Крестьяне, не в силах справиться с налогами, продавали свой надел за долги, отдавали в аренду более богатым общинникам, нередко пропивали, тем самым, обрекая свои семьи на нищету. Нестабильность в деревне все время росла. В правительстве были как сторонники, так и противники дальнейшего сохранения общины. Возобладала точка зрения, что общину необходимо не только сохранять, но и укреплять. В 1893 г. был принят закон, ограничивший возможность выхода крестьян из общины. Другой закон сузил права общины на переделы земли внутри общины и закреплял наделы за крестьянами. По новому закону за передел должно было проголосовать не менее 2/3 крестьянского схода, и срок между переделами не мог составлять менее 12 лет. Был принят закон, запрещавший продавать общинные земли.
Благодаря этим и другим мерам в сельском хозяйстве появились новые черты. В 80-е гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным регионам:

  • хозяйства в польских и прибалтийских губерниях перешли на производство технических культур и производство молока;
  • центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-востока и Нижнее Поволжье;
  • животноводство получило развитие в Тульской, Рязанской, Орловской и Нижегородской губерний.

В стране преобладало зерновое хозяйство. С 1861 по 1891 гг. посевные площади увеличились на 25%. Но сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивными методами - за счёт распашки новых земель. Урожайность повышалась очень медленно, подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми методами, не применяя передовых технологий: улучшенные сорта, удобрения, современную технику. Стихийные бедствия - засуха, продолжительные дожди, заморозки - продолжали приводить к страшным последствиям. Так, вследствие голода 1891 - 1892 гг. умерло свыше 600 тыс. чел.

Date: 2015-09-17; view: 679; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию