Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Memento mori





Любой знающий человек может провести немало параллелей между временами античного Рима и банковским делом современных дней, но, возможно, самая важная из них связана со словами memento mori. На пике могущества Рима римские полководцы, одерживавшие важные победы, часто устраивали военные парады. Победители, одетые в яркую пурпурно-золотую одежду и коронованные лавровыми венками, двигались по городу на троне, который несли рабы. Их приветствовали восхищенные толпы жителей. Однако у церемонии имелся и еще один элемент: в течение дня раб несколько раз проходил мимо генерала-победителя и, не давая тому погрузиться в высокомерие, шептал ему на ухо Memento mori, что означает «Помни о том, что ты смертен».

Если бы я отвечал за формулировку современной версии этой фразы, то, возможно, выбрал бы вариант «Помни о том, что ты можешь ошибаться» или даже «Помни о своей иррациональности». Как бы ни звучала эта фраза, признание недостатков может стать важным первым шагом на пути к принятию правильных решений, созданию более качественного общества и управляющих им учреждений.

 

Таким образом, наша следующая задача, наверное, состоит в том, чтобы найти более эффективные и практически применимые способы борьбы с нечестностью. Что происходит сейчас? В программу бизнес-школ включаются курсы этики, компании заставляют сотрудников участвовать в семинарах по вопросам кодекса поведения, а правительства формулируют политику в области разглашения корпоративной информации. Любой сторонний наблюдатель быстро поймет, что подобные действия, скорее всего, не приведут к нормальному результату. Представленные в этой книге исследования дают основания предполагать, что подходы в стиле Band-Aid[40]обречены на неудачу по очень простой причине: они не принимают во внимание психологию нечестности. Когда создаются политика или процедуры, направленные на предотвращение мошенничества, они нацелены на определенный тип поведения и мотивации, требующие изменений. Чаще всего они основаны на убеждении в том, что поведение людей строится в соответствии с моделью SMORC. Однако, как мы уже видели, эта простая модель имеет мало общего с настоящими движущими силами мошенничества.

Если мы заинтересованы в сдерживании мошенничества, то какие шаги нам стоит сделать? Надеюсь, что к этому моменту вам уже стало ясно, что для сдерживания нечестности нам необходимо прежде всего понять, почему люди ведут себя непорядочно. Начав с этого, мы сможем найти более действенное лекарство. Например, зная, что люди в целом хотят быть честными, но при этом подвергаются искушению извлечь пользу из отдельных нечестных действий, мы могли бы предложить систему напоминаний в момент искушения (что, как мы уже видели, может оказаться на удивление эффективным). Аналогично, понимая механизмы работы конфликта интересов и глубины их влияния на нашу жизнь, мы понимаем, что нам нужно избегать или регулировать конфликты интересов в значительно большей степени. Нам также нужно понять, какую роль играют в развитии нечестности факторы среды, а также степень умственного и физического истощения. И, разумеется, как только мы поймем механизмы социальной заразности нечестности, то сможем воспользоваться уроками «теории разбитых окон» для борьбы с этой напастью.

Интересно отметить, что у нас уже имеются работающие социальные механизмы, призванные настраивать наш моральный компас и преодолевать эффект «какого черта?». Определенные ритуалы – исповедь, Йом-Кипур, Рамадан или шабат – дают нам возможность внимательно посмотреть на себя, прекратить саморазрушение и перевернуть новую страницу (если вы нерелигиозны, то подумайте о новогодних праздниках, днях рождения, смене работы или разрыве романтических связей как об альтернативных возможностях для «перезагрузки»). Не так давно мы начали проводить серию экспериментов, призванных оценить эффективность различных подходов к «перезагрузке» (в том числе нерелигиозную форму покаяния). Первые результаты показывают, что в нашем распоряжении может оказаться целый ряд инструментов для противостояния эффекту «какого черта?».

С точки зрения социальных наук религия развивалась во множестве направлений, которые могут помочь обществу в противостоянии потенциально разрушительным тенденциям, в частности тенденции к нечестному поведению. Религия и религиозные ритуалы напоминают людям об их моральной ответственности. Вспомните хотя бы еврея с цицитом из главы 2 «Веселые игры с фактором вранья». Мусульмане используют специальные четки под названием «тасбих» или «мисбаха», с помощью которых они по нескольку раз в день вспоминают 99 имен Аллаха. Стоит вспомнить и о ежедневных молитвах («прости меня, Господи, ибо я согрешил»), о практике «праяшитты» в индуизме и бесчисленном количестве других религиозных напоминаний, которые работают примерно так же, как десять заповедей в нашем эксперименте.

Учитывая эффективность таких подходов, нам стоит подумать о создании похожих, но при этом светских механизмов в областях бизнеса и политики. Может быть, мы должны заставлять государственных служащих и бизнесменов давать присягу, использовать кодекс этического поведения или даже время от времени просить прощения. Не исключено, что подобные светские версии покаяния и просьбы о прощении помогут потенциальным обманщикам обратить внимание на собственные действия, перевернуть новую страницу и за счет этого повысить степень своей приверженности моральному поведению.

Одной из самых интригующих форм «перезагрузки» я считаю ритуалы очищения, которые используются некоторыми религиозными группами. Одна из таких групп – Opus Dei, секретное католическое общество, члены которого подвергают себя болезненной процедуре самобичевания. Не помню точно, почему мы начали обсуждать деятельность Opus Dei, но в какой-то момент мы с Йоэлем Инбаром (преподавателем Университета Тилбурга), Дэвидом Писарро и Томом Гиловичем (оба – из Корнелльского университета) задались вопросом, отражает ли самобичевание и другие сходные процедуры стремление человека к самоочищению. Можем ли мы стереть чувство чего-то неправильно сделанного с помощью самонаказания? Может ли боль, которую мы наносим себе сами, помогать нам прощать себя и начинать сначала?

Помня о том, что Opus Dei использует довольно болезненный подход, мы решили провести эксперимент с более современной и менее кровавой версией плетки под названием «кошка-девятихвостка» – электрическими ударами. Как только участники приходили в лабораторию в Корнелльском университете, мы просили некоторых из них написать о случаях из жизни, которые заставляли их испытывать вину. Других участников мы просили написать об опыте из прошлого, который заставлял их испытывать грусть (негативную эмоцию, не связанную с чувством вины); третью группу – об опыте, который не вызывал у них ни хороших, ни плохих чувств. После того как участники вспоминали случаи из своего прошлого, мы просили их принять участие еще в одном эксперименте, связанном с нанесением самому себе электрических ударов.

На следующем этапе эксперимента мы подключали запястья участников к машине, способной наносить удары током. Убедившись в надежности соединения, мы показывали участникам, каким образом настраивать силу удара и какую кнопку нажимать, чтобы получить болезненный разряд. Затем мы установили регуляторы на минимальный уровень и попросили нажимать на кнопку, затем увеличивать силу разряда, потом вновь нажимать на кнопку и так до тех пор, пока они не посчитают боль совершенно невыносимой.

Мы были не такими садистами, как это может показаться, но нам было интересно понять, насколько далеко смогут продвинуться участники по шкале боли и в какой степени уровень боли, которой они себя подвергают, может зависеть от того или иного условия эксперимента. Самое главное, мы хотели увидеть, в какой степени воспоминание о прошлой вине заставит наших участников стремиться к самоочищению через боль. Как оказалось, в группах с условиями «нейтральное» и «печальное воспоминание» стремление причинить себе боль было почти одинаковым и довольно низким (это означает, что негативные эмоции сами по себе не создают желания причинить себе боль). Однако люди из группы «воспоминание, связанное с виной» были намного больше расположены наносить себе более болезненные удары током.

Разумеется, наши эксперименты ни в коей мере не подтверждают того, что нам нравятся применяемые в Opus Dei методы. Тем не менее результаты показывают, что очищение через страдания, связанные с самобичеванием, представляет для людей еще один способ справиться с ощущением вины. Возможно, понимание собственных ошибок, их признание и наложение на себя физического наказания – это хороший рецепт для того, чтобы попросить прощения и открыть новую страницу. Пока что я не готов рекомендовать этот подход для широкого внедрения, но, думаю, было бы интересно попробовать его на некоторых известных политиках и бизнесменах – просто для того, чтобы понять, работает ли он.

Еще об одном более элегантном и совершенно светском примере «перезагрузки» мне рассказала женщина, которую я встретил на научной конференции несколько лет назад. Ее сестра живет в Южной Америке. В какой-то момент та поняла, что ее служанка каждые несколько дней крадет немного мяса из морозилки. Это не сильно ее беспокоило (помимо того факта, что иногда ей не хватало мяса на ужин, что было печально само по себе), но ей определенно нужно было что-то с этим сделать. Прежде всего она повесила на морозилку замок. Затем она сказала служанке, что ей кажется, что кто-то из работавших в доме время от времени брал мясо из морозилки, поэтому она хотела бы, чтобы ключи от морозилки были только у двух человек. После этого она вручила служанке ключ и даже начала платить ей небольшое вознаграждение за дополнительную ответственность. После появления новой роли, новых правил и дополнительного контроля воровство прекратилось.

Я думаю, что этот подход сработал по нескольким причинам. Подозреваю, что привычка служанки к воровству развивалась примерно так же, как и привычка к мошенничеству, которую мы уже обсуждали ранее. Возможно, все началось с единственного небольшого действия («Я возьму маленький кусочек мяса, пока убираю дом»), но после первой кражи продолжать стало намного проще. Закрыв морозилку на ключ и наделив служанку дополнительной ответственностью, хозяйка дала ей возможность «перезагрузить» свой прежний уровень честности. Я также думаю, что вручение ключа служанке помогло ей изменить точку зрения на воровство и сформировать внутреннюю социальную норму честности. Кроме того, теперь, после того как морозилку можно было открыть только с помощью ключа, любой акт кражи становился преднамеренным, что затрудняло самооправдание. Возможно, это чем-то похоже на ситуацию в ходе одного из наших экспериментов, при которой мы заставляли участников преднамеренно двигать мышку к нижней части компьютерного экрана для того, чтобы увидеть скрытые ключи к ответам (как мы увидели в главе 6 «Самообман»).

Итак, чем активнее мы станем разрабатывать и принимать на вооружение эти механизмы, тем успешнее сможем сдерживать нечестность. Это не всегда будет просто, но это практически осуществимо.

Важно отметить, что создание возможностей для нового начала может происходить и в более широких масштабах. Примером может служить деятельность южноафриканской Комиссии правды и примирения. Цель этой напоминающей суд комиссии состоит в обеспечении перехода от политики апартеида, подавлявшей черное большинство населения страны на протяжении десятилетий, к началу новой жизни и демократии. Как и в других случаях, связанных с прекращением негативного поведения и началом движения в другую сторону, цель работы комиссии была связана с примирением, а не отмщением. Комиссия не занималась стиранием памяти об эре апартеида и не рассчитывала, что шрамы, нанесенные им, бесследно зарастут. Однако ее деятельность дает нам значимый пример того, как признание плохого поведения и просьба о прощении могут стать важными шагами в правильном направлении.

И, наконец, имеет смысл объяснить, что́ же мы поняли о нечестности в широком смысле, и увидеть, чему наши знания могут научить нас относительно рациональности и иррациональности. В различных главах книги мы видели, что существуют рациональные силы, которые, как нам кажется, управляют нашим нечестным поведением, но в реальности этого не делают. Существуют и иррациональные силы, которые, как нам кажется, не имеют ничего общего с нашим поведением, но на самом деле играют в нем важнейшую роль. Подобная неспособность признать, какие силы важны, а какие нет, постоянно находит выражение во множестве исследований по вопросам принятия решений и поведенческой экономики.

И с этой точки зрения нечестность может считаться одним из самых зримых примеров выражения нашей иррациональной натуры. Она крайне распространена; мы не можем инстинктивно понять, каким образом она на нас влияет; а самое главное, мы не в состоянии увидеть ее в себе самих.

Хорошая новость состоит в том, что мы не одиноки перед лицом своих слабостей, в том числе и нечестности. Как только мы станем лучше понимать, что именно вызывает наше далекое от оптимального поведение, нам будет легче искать пути для контроля собственного поведения и улучшения жизни. В этом заключается одна из важнейших целей социальных наук, и я уверен, что в ближайшие годы это путешествие станет еще более важным и интересным.

 

Иррационально ваш,

Дэн Ариели

 

Date: 2015-09-05; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию