Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обман при сотрудничестве





Почему две головы не всегда лучше одной

 

Если вам доводилось работать в какой-нибудь организации, то вы знаете, что командная деятельность занимает значительную часть вашего времени. Многие решения принимаются в процессе сотрудничества. Большинство компаний в США зависят от работы в группах, а более половины всех работников американских компаний проводят в групповой работе часть практически каждого дня {8}. Попробуйте сосчитать количество встреч, проектных команд и примеров совместной работы, которые были у вас в течение последних шести месяцев, и вы быстро поймете, как много времени они забирают. Групповая работа также играет огромную роль в процессе обучения. Например, большинство заданий у американских студентов программы MBA предполагает решение задач в группе (зачастую решения в группах должны принимать и студенты младших курсов).

В целом люди склонны верить, что работа в группах оказывает позитивное влияние на исход процесса и повышает общее качество решений {9}. (На самом деле множество исследований показало, что сотрудничество может ухудшать качество решений. Однако эта тема заслуживает отдельного изучения.) Принято считать, что сотрудничество имеет куда больше плюсов, чем минусов. Оно усиливает ощущение товарищества, повышает уровень удовольствия от работы и помогает нам извлечь немало пользы из обмена новыми идеями и их развития – в результате сотрудники становятся более мотивированными и работают эффективнее. Разве это не здо́рово?

Несколько лет назад, преподавая группе студентов, я рассказывал о некоторых моих исследованиях, связанных с конфликтами интересов (см. главу 3 «Ослепленные собственной мотивацией»). После занятия одна студентка (я буду называть ее Дженнифер) сообщила мне, что обсуждение затронуло ее за живое. Она вспомнила о довольно неприятной ситуации, произошедшей несколькими годами раньше, когда она работала сертифицированным бухгалтером в крупной компании, занимавшейся финансовыми услугами.

Дженнифер сказала мне, что ее работа состояла в подготовке годовой отчетности и других документов, призванных информировать акционеров о состоянии дел в их компаниях. Как-то раз начальник попросил команду Дженнифер сделать отчет для ежегодной встречи акционеров одного из крупнейших клиентов компании. Для выполнения задания было необходимо изучить всю финансовую отчетность клиента и сделать вывод о его финансовом положении. Задание было очень ответственным, и Дженнифер со своей командой усердно трудилась над тем, чтобы финальный отчет получился не только детальным, но и честным и реалистичным. Она старалась выполнить работу максимально аккуратно, избегая любых случаев, при которых компания могла бы необоснованно заявить о слишком высокой прибыли или, напротив, перенести понесенные убытки на следующий отчетный период. Затем она оставила черновой вариант отчета на столе своего начальника и с немалым беспокойством принялась ждать его комментариев.

Чуть позже Дженнифер получила свой отчет обратно. К нему была приложена написанная начальником записка: «Мне не нравятся эти цифры. Прошу вас собраться всей командой и подготовить мне скорректированную версию к следующей среде». Цифры могли не понравиться боссу по разным причинам, и Дженнифер было не совсем понятно, что он имел в виду. Более того: то, что цифры «не нравятся», еще не значит, что они неверны. В голове Дженнифер роились вопросы: чего именно он хочет? Насколько сильно должны отличаться цифры – на полпроцента, один, пять процентов? Она также не понимала, кто будет нести ответственность за сделанные ею «улучшения». Если поправки оказались бы слишком «оптимистическими» и впоследствии в этом кого-то обвинили бы, то кто понес бы наказание – она сама или ее начальник?

Работа профессионального бухгалтера часто связана с неоднозначными ситуациями. С одной стороны, в ней есть вполне четкие правила. Однако, помимо них, существует определенный набор рекомендаций, известных как Generally Accepted Accounting Principles (GAAP), желательных для исполнения всеми бухгалтерами и финансистами. Эти руководства к действию дают бухгалтерам значительную степень маневра. Они носят настолько общий характер, что часто бухгалтеры могут по-разному интерпретировать одну и ту же финансовую отчетность (зачастую на принятие окончательного решения могут повлиять определенные финансовые стимулы для бухгалтеров). К примеру, одно из правил – «принцип честности» – гласит, что отчет должен «добросовестно» отражать финансовое состояние компании. Это, конечно, здорово, однако термин «добросовестность» крайне расплывчат и невероятно субъективен. Разумеется, далеко не всё (в жизни или бухучете) поддается точной количественной оценке, однако термин «добросовестность» заставляет задать сразу несколько вопросов: означает ли это, что в определенных ситуациях допустимы недобросовестные действия?[37]В чьих интересах должна рассматриваться добросовестность? Людей, управляющих компанией? Тех, кто хочет видеть отчетность впечатляющей, а компанию – прибыльной (что привело бы к повышению величины бонусов и компенсаций)? Людей, инвестировавших в компанию? Или же тех, кому нужно четко представлять себе объективную картину положения дел в компании?

Иными словами, невзирая на внутреннюю сложность и запутанность задания, Дженнифер теперь находилась под еще большим напряжением, вызванным действиями ее босса. Она добросовестно (со своей точки зрения) сделала работу, но поняла, что теперь от нее требуется определенным образом обойти принятые бухгалтерские правила. Ее босс хотел, чтобы цифры выглядели более радужными. После долгих размышлений Дженнифер пришла к заключению, что ее команде следует выполнить приказ. В конце концов, он исходил от ее начальника, который куда больше ее самой знал и о бухучете, и о том, как работать с клиентами, и о том, чего ждет клиент в данном случае. И хотя Дженнифер с самого начала отнеслась к работе с максимальным вниманием, ей пришлось вновь вернуться к изучению отчетности, пересчету показателей и созданию другого, «улучшенного» отчета. На этот раз ее босс был удовлетворен.

После того как Дженнифер рассказала мне эту историю, я продолжил размышлять о ее рабочей среде и о том, какое влияние оказали приказ босса и работа в команде на ее окончательное решение. Дженнифер оказалась в довольно типичных для офисной жизни обстоятельствах, но особенно примечательным для меня в контексте этой ситуации было то, что мошенничество происходило в рамках работы в группе (а это было совсем не похоже на все то, что мы изучали до этого момента).

Во всех наших ранних экспериментах с мошенничеством решения принимались каждым человеком в отдельности (даже тогда, когда этот человек находился под влиянием нечестных поступков третьих лиц). Однако в ситуации Дженнифер в процесс было вовлечено несколько человек (как это часто бывает при решении проблем в компаниях). На самом деле Дженнифер было ясно, что ее действия повлияют не только на нее саму и на босса, но и на ее сотрудников. В конце года вся команда получала групповую оценку, то есть от ее решения зависела и величина бонусов, и карьерные перспективы, и в каком-то смысле судьба ее коллег.

Я задумался о том, какой эффект оказывает сотрудничество на степень индивидуальной честности. Что происходит с нашим искушением, когда мы находимся в группе? Растет ли оно или снижается? Иными словами, позволяет ли деятельность в составе группы повысить или снизить уровень честности среди ее участников? Этот вопрос напрямую связан с темой нашей предыдущей главы («Мошенничество как инфекция») – возможно ли, что люди «подхватывают» мошенничество друг у друга? При этом стоит отметить, что социальные контакты и социальная зависимость – это не одно и то же. Одно дело наблюдать за нечестным поведением других и менять, на основании этих наблюдений, свое восприятие допустимых социальных норм. Совсем другое дело, когда от наших действий зависит финансовое благополучие других людей.

Давайте предположим, что вы работаете над проектом вместе с коллегами. Вам не обязательно наблюдать за темными делишками других для того, чтобы понять, что они (да и вы сами) получат преимущества от небольшой корректировки правил. Сделали бы вы нечто неправильное, если бы знали, что и другие люди получат от этого определенную пользу? История Дженнифер дает основания предполагать, что сотрудничество само по себе может заставить нас сделать шаг в сторону от прежних моральных принципов, но насколько это можно считать общим правилом?

Перед тем как мы пройдемся по нескольким экспериментам, исследующим влияние совместной работы на обман, давайте сделаем шаг назад и подумаем о возможном позитивном и негативном влиянии команд и сотрудничества на нашу способность к нечестному поведению.

 

Date: 2015-09-05; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию